Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский государственный областной

Поиск

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Для студентов различных специальностей и форм обучения

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от «___» __________ 200__г., протокол № ____

МОСКВА- 2011


Учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов различных специальностей всех форм обучения.

Разработчикдоцент кафедры, кандидат философских наук Киреев Е. В.

Рецензент - заведующий кафедрой профессор Пещеров Г.И.

 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Особая роль в этом принадлежит гуманитарным и социально - экономическим знаниям, среди которых социология занимает свое заметное место. Как наука об обществе, она помогает разобраться в сложных социальных системах, институтах, организациях, регуляции общественных отношений, воспроизводстве новых поколений, сохранении общества как целостной системы.

Социология как дисциплина, имеет важное методологическое и практическое значение

Преподавание дисциплины ставит своей целью:

• способствовать формированию представлений о роли и месте социологии в системе общественных и гуманитарных наук, в жизни общества;

• помочь будущим специалистам глубже понять противоречивость жизни человека и общества, единство общественных процессов с природными, лучше осознать свое место в коллективе, обществе и мире в целом;

• вооружить студентов достижениями мировой и отечественной социологической мысли, законами социального развития, функционирования общества и его социальных институтов;

• сформировать у студентов умение прогнозировать развитие социальных процессов в обществе, применять социологический подход в профессиональной деятельности;

• научить студентов самостоятельно работать с социологической и другой литературой с целью совершенствования системы знаний по учебной дисциплине.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

Иметь представление:

• о социологическом подходе к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности;

• о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии, об основных институтах общества;

• о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

• об организации и методике проведения социологического исследования.

Знать и уметь использовать:

• основные понятия и категории социологии;

• классические и современные социологические теории;

• методики анализа современных социальных проблем и пути их решения;

• особенности процесса социализации личности;

• характерные черты социальных изменений, концепции социального прогресса;

• методы социологического исследования.

Иметь опыт:

• применительно к своей профессиональной деятельности, грамотно анализировать социальные процессы, происходящие в обществе, осуществлять социальное взаимодействие, строить правильные социальные отношения и формировать здоровое общественное мнение в трудовых коллективах.

Преподавание дисциплины основано на знаниях, приобретенных в ходе изучения других гуманитарных и социально-экономических наук и тесно связано с тематикой курса «Философия», «Политология», «Концепции современного естествознания», «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Основу методики обучения студентов составляет лекционно-семинарский метод, основанный на всестороннем анализе социально-значимых проблем современного общества.

При изучении дисциплины необходимо обратить внимание не только на повышение уровня культуры личности обучаемых, но и на овладение студентами навыками аналитического мышления, публичного выступления, дискуссии, работы с источниковой базой.

В ходе изучения теоретического материала преподаватель должен создавать и активно использовать проблемные ситуации, повышающие творческую активность обучаемых. С целью более углубленного изучения курса целесообразно рекомендовать наиболее подготовленным студентам подготовку и защиту рефератов. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары.

Лекции составляют основу теоретического обучения и преследуют цель давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области социологии, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых проблемах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, слайдов, использованием технических средств обучения.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать свое мнение.

Самостоятельная работа студентов организуется для закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим занятиям и зачету по дисциплине, для написания рефератов, а также для формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых социологических знаний. Кафедра осуществляет информационно-консультативное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Отчетность по дисциплине: зачет.

 

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная структура как внутреннее устройство общества. Социальные институты: экономические, политические, духовные, институты в сфере семьи. Социальные группы и общности. Основные виды социальных общностей: по степени устойчивости, по размерам, по содержанию.

Социальное неравенство как основа социального расслоения. П. Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация и её критерии. Основные страты (слои) современного общества.

Понятие социальной организации. Свойства и закономерности функционирования социальной организации. Эмерджентность социальной организации. Иерархия социальной организации. Самоорганизация. Роль коммуникации в социальной организации.

Формальная и неформальная структура социальной организации. Методы социоинженерной деятельности по решению социальных проблем и развития социальной организации. Социальная диагностика. Социальное планирование. Социальное прогнозирование. Социальное программирование. Социальное проектирование. Социальное консультирование. Социальны технологии.

 

III. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Роль и значение социологии как науки в современном обществе

2. История становления и развития социологии

3. Социально-философская мысль Античности

4. Социально-философская мысль Средневековья

5. Социология Никколы Макиавелли

6. Огюст Конт и возникновение социологии как науки

7. Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы

8. Макс Вебер - основатель антипозитивистской социологии

9. Марксистская социология как новый подход к пониманию общества

10. П. Сорокин - великий русский социолог

11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления и достижения

12. Социологическое понимание общества

13. Основные теории происхождения общества

14. Социальная сфера общества

15. Общественное мнение как феномен

16. Марксистско-ленинское учение о классах

17. Социально-классовая структура современного общества

18. Учение П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности

19. Социальная стратификация в современном российском обществе

20. Теория среднего класса и ее реализация в условиях российской действительности

21. Личность и общество в переходный период

22. Концепция личности З.Фрейда

23. Теория личности К. Юнга

24. Теория личности как субъекта и объекта деятельности

25. Социологический подход к личности и его отличие от философского и психологического

26. Социальные конфликты в современной России

27. Конфликты в молодежной среде. Характерные черты и особенности

28. Межэтнические конфликты: истоки, особенности и пути разрешения

29. Организация как элемент социальной структуры

30. Современная бюрократия и ее роль в функционировании и развитии формальной организации

31. Концепция эволюционизма Г. Спенсера

32. Н.Данилевский и его теория культурно-исторических типов развития общества

33. Международная экономическая интеграция и ее социальные последствия

34. Глобализация СМИ и ее социальные последствия

35. Культура как объект социального познания

36. Социокультурные процессы в современной России и тенденции их развития

37. Массовая культура и современное общество

38. Культура и религия: социологический анализ

39. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

40. Основные этапы конкретного социологического исследования

41. Роль и значение социологического исследования в общественной практике

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Объект и предмет социологии. Понятие социального

2. Структура социологии и методы социологии

3. Функция социологии как науки. Роль и значение социологии в жизни человека и общества

4. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии

5. Социально-философская мысль Античности

6. Социально-философская мысль Средневековья

7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения

8. Огюст Конт и возникновение социологии как науки

9. Классический период развития социологии (социология Э. Дюркгейма и М. Вебера)

10. Развитие социологии в США. Социологические идеи Дж. Гэллапа, Т. Джефферсона, Фр. Тейлора, Э. Мэйо.

11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления, достижения

12. Социологическое понимание общества. Понятие системы и её черты.

13. Основные теории происхождения общества. Типология обществ

14. Основные сферы общественной жизни. Краткая их характеристика и механизм взаимодействия и взаимовлияния

15. Социальная структура общества и характеристика ее элементов

16. Теория социальной стратификации, критерии стратификации. Основные страты современного общества

17. Теория социальной мобильности. Мобильность и социальные сдвиги в современном обществе

18. Феномен общественного мнения. Сущность, содержание, структурные элементы общественного мнения

19. Функции общественного мнения. Общественное мнение в современной России

20. Понятие личности в социологии. Основные теории личности

21. Ролевая концепция личности

22. Марксистская концепция личности. Личность как объект и субъект общественных отношений

23. Социальная среда и социализация личности

24. Социальные контакты, социальные действия и социальные взаимодействия

25. Социальные отношения и обмен ценностями

26. Понятие социального конфликта, его роль и функции

27. Основные концепции социального конфликта: концепция Л. Козера, концепция Р. Дарендорфа, концепция К. Боулдинга

28. Основные стадии социального конфликта,

29. Управление социальным конфликтом. Основные методы его разрешения

30. Понятие социальной организации: сущность, содержание

31. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации

32. Структура социальной организации

33. Социоинженерные методы решения социальных проблем и развития социальной организации

34. Сущность и содержание социального прогресса

35. Основные концепции развития общества (социальный революционизм; социальный эволюционизм; теория культурно-исторических типов развития общества.)

36. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры

37. Россия в мировом в социокультурном пространстве. Проблемы культуры в современной России

38. Социологическое исследование: роль и значение

39. Виды социологического исследования. Программа и план социологического исследования

40. Методы сбора и обработка социологической информации. Роль и значение социологического исследования

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

Киреев Е.В. Социология: курс лекций. - М., Издательство МГОУ, 2011. - 202с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624с.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с.

Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:ИНФРА – М, 2000. – 654с.

Петров Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – М.: ИНФРА, 2004, 452 с.

Социология: Учебник для вузов \ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. –432 с.

Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 407с.

Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 334 с.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.007 с.)