Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Московский государственный областной↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для студентов различных специальностей и форм обучения Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» __________ 200__г., протокол № ____ МОСКВА- 2011 Учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов различных специальностей всех форм обучения. Разработчик – доцент кафедры, кандидат философских наук Киреев Е. В. Рецензент - заведующий кафедрой профессор Пещеров Г.И.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Особая роль в этом принадлежит гуманитарным и социально - экономическим знаниям, среди которых социология занимает свое заметное место. Как наука об обществе, она помогает разобраться в сложных социальных системах, институтах, организациях, регуляции общественных отношений, воспроизводстве новых поколений, сохранении общества как целостной системы. Социология как дисциплина, имеет важное методологическое и практическое значение Преподавание дисциплины ставит своей целью: • способствовать формированию представлений о роли и месте социологии в системе общественных и гуманитарных наук, в жизни общества; • помочь будущим специалистам глубже понять противоречивость жизни человека и общества, единство общественных процессов с природными, лучше осознать свое место в коллективе, обществе и мире в целом; • вооружить студентов достижениями мировой и отечественной социологической мысли, законами социального развития, функционирования общества и его социальных институтов; • сформировать у студентов умение прогнозировать развитие социальных процессов в обществе, применять социологический подход в профессиональной деятельности; • научить студентов самостоятельно работать с социологической и другой литературой с целью совершенствования системы знаний по учебной дисциплине. В результате изучения дисциплины обучаемые должны: Иметь представление: • о социологическом подходе к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности; • о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии, об основных институтах общества; • о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; • об организации и методике проведения социологического исследования. Знать и уметь использовать: • основные понятия и категории социологии; • классические и современные социологические теории; • методики анализа современных социальных проблем и пути их решения; • особенности процесса социализации личности; • характерные черты социальных изменений, концепции социального прогресса; • методы социологического исследования. Иметь опыт: • применительно к своей профессиональной деятельности, грамотно анализировать социальные процессы, происходящие в обществе, осуществлять социальное взаимодействие, строить правильные социальные отношения и формировать здоровое общественное мнение в трудовых коллективах. Преподавание дисциплины основано на знаниях, приобретенных в ходе изучения других гуманитарных и социально-экономических наук и тесно связано с тематикой курса «Философия», «Политология», «Концепции современного естествознания», «Исследование социально-экономических и политических процессов». Основу методики обучения студентов составляет лекционно-семинарский метод, основанный на всестороннем анализе социально-значимых проблем современного общества. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание не только на повышение уровня культуры личности обучаемых, но и на овладение студентами навыками аналитического мышления, публичного выступления, дискуссии, работы с источниковой базой. В ходе изучения теоретического материала преподаватель должен создавать и активно использовать проблемные ситуации, повышающие творческую активность обучаемых. С целью более углубленного изучения курса целесообразно рекомендовать наиболее подготовленным студентам подготовку и защиту рефератов. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары. Лекции составляют основу теоретического обучения и преследуют цель давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области социологии, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых проблемах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, слайдов, использованием технических средств обучения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать свое мнение. Самостоятельная работа студентов организуется для закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим занятиям и зачету по дисциплине, для написания рефератов, а также для формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых социологических знаний. Кафедра осуществляет информационно-консультативное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Отчетность по дисциплине: зачет.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Социальная структура как внутреннее устройство общества. Социальные институты: экономические, политические, духовные, институты в сфере семьи. Социальные группы и общности. Основные виды социальных общностей: по степени устойчивости, по размерам, по содержанию. Социальное неравенство как основа социального расслоения. П. Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация и её критерии. Основные страты (слои) современного общества. Понятие социальной организации. Свойства и закономерности функционирования социальной организации. Эмерджентность социальной организации. Иерархия социальной организации. Самоорганизация. Роль коммуникации в социальной организации. Формальная и неформальная структура социальной организации. Методы социоинженерной деятельности по решению социальных проблем и развития социальной организации. Социальная диагностика. Социальное планирование. Социальное прогнозирование. Социальное программирование. Социальное проектирование. Социальное консультирование. Социальны технологии.
III. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Роль и значение социологии как науки в современном обществе 2. История становления и развития социологии 3. Социально-философская мысль Античности 4. Социально-философская мысль Средневековья 5. Социология Никколы Макиавелли 6. Огюст Конт и возникновение социологии как науки 7. Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы 8. Макс Вебер - основатель антипозитивистской социологии 9. Марксистская социология как новый подход к пониманию общества 10. П. Сорокин - великий русский социолог 11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления и достижения 12. Социологическое понимание общества 13. Основные теории происхождения общества 14. Социальная сфера общества 15. Общественное мнение как феномен 16. Марксистско-ленинское учение о классах 17. Социально-классовая структура современного общества 18. Учение П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности 19. Социальная стратификация в современном российском обществе 20. Теория среднего класса и ее реализация в условиях российской действительности 21. Личность и общество в переходный период 22. Концепция личности З.Фрейда 23. Теория личности К. Юнга 24. Теория личности как субъекта и объекта деятельности 25. Социологический подход к личности и его отличие от философского и психологического 26. Социальные конфликты в современной России 27. Конфликты в молодежной среде. Характерные черты и особенности 28. Межэтнические конфликты: истоки, особенности и пути разрешения 29. Организация как элемент социальной структуры 30. Современная бюрократия и ее роль в функционировании и развитии формальной организации 31. Концепция эволюционизма Г. Спенсера 32. Н.Данилевский и его теория культурно-исторических типов развития общества 33. Международная экономическая интеграция и ее социальные последствия 34. Глобализация СМИ и ее социальные последствия 35. Культура как объект социального познания 36. Социокультурные процессы в современной России и тенденции их развития 37. Массовая культура и современное общество 38. Культура и религия: социологический анализ 39. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры 40. Основные этапы конкретного социологического исследования 41. Роль и значение социологического исследования в общественной практике
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) 1. Объект и предмет социологии. Понятие социального 2. Структура социологии и методы социологии 3. Функция социологии как науки. Роль и значение социологии в жизни человека и общества 4. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии 5. Социально-философская мысль Античности 6. Социально-философская мысль Средневековья 7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 8. Огюст Конт и возникновение социологии как науки 9. Классический период развития социологии (социология Э. Дюркгейма и М. Вебера) 10. Развитие социологии в США. Социологические идеи Дж. Гэллапа, Т. Джефферсона, Фр. Тейлора, Э. Мэйо. 11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления, достижения 12. Социологическое понимание общества. Понятие системы и её черты. 13. Основные теории происхождения общества. Типология обществ 14. Основные сферы общественной жизни. Краткая их характеристика и механизм взаимодействия и взаимовлияния 15. Социальная структура общества и характеристика ее элементов 16. Теория социальной стратификации, критерии стратификации. Основные страты современного общества 17. Теория социальной мобильности. Мобильность и социальные сдвиги в современном обществе 18. Феномен общественного мнения. Сущность, содержание, структурные элементы общественного мнения 19. Функции общественного мнения. Общественное мнение в современной России 20. Понятие личности в социологии. Основные теории личности 21. Ролевая концепция личности 22. Марксистская концепция личности. Личность как объект и субъект общественных отношений 23. Социальная среда и социализация личности 24. Социальные контакты, социальные действия и социальные взаимодействия 25. Социальные отношения и обмен ценностями 26. Понятие социального конфликта, его роль и функции 27. Основные концепции социального конфликта: концепция Л. Козера, концепция Р. Дарендорфа, концепция К. Боулдинга 28. Основные стадии социального конфликта, 29. Управление социальным конфликтом. Основные методы его разрешения 30. Понятие социальной организации: сущность, содержание 31. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации 32. Структура социальной организации 33. Социоинженерные методы решения социальных проблем и развития социальной организации 34. Сущность и содержание социального прогресса 35. Основные концепции развития общества (социальный революционизм; социальный эволюционизм; теория культурно-исторических типов развития общества.) 36. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры 37. Россия в мировом в социокультурном пространстве. Проблемы культуры в современной России 38. Социологическое исследование: роль и значение 39. Виды социологического исследования. Программа и план социологического исследования 40. Методы сбора и обработка социологической информации. Роль и значение социологического исследования
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ Киреев Е.В. Социология: курс лекций. - М., Издательство МГОУ, 2011. - 202с. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624с. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:ИНФРА – М, 2000. – 654с. Петров Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – М.: ИНФРА, 2004, 452 с. Социология: Учебник для вузов \ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. –432 с. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 407с. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 334 с. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.007 с.) |