![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для студентов различных специальностей и форм обучения Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» __________200__г., протокол № ____ МОСКВА- 2011 Учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов различных специальностей всех форм обучения. Разработчик– доцент кафедры, кандидат философских наук Киреев Е. В. Рецензент - заведующий кафедрой профессор Пещеров Г.И.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Особая роль в этом принадлежит гуманитарным и социально - экономическим знаниям, среди которых социология занимает свое заметное место. Как наука об обществе, она помогает разобраться в сложных социальных системах, институтах, организациях, регуляции общественных отношений, воспроизводстве новых поколений, сохранении общества как целостной системы. Социология как дисциплина, имеет важное методологическое и практическое значение Преподавание дисциплины ставит своей целью: • способствовать формированию представлений о роли и месте социологии в системе общественных и гуманитарных наук, в жизни общества; • помочь будущим специалистам глубже понять противоречивость жизни человека и общества, единство общественных процессов с природными, лучше осознать свое место в коллективе, обществе и мире в целом; • вооружить студентов достижениями мировой и отечественной социологической мысли, законами социального развития, функционирования общества и его социальных институтов; • сформировать у студентов умение прогнозировать развитие социальных процессов в обществе, применять социологический подход в профессиональной деятельности; • научить студентов самостоятельно работать с социологической и другой литературой с целью совершенствования системы знаний по учебной дисциплине. В результате изучения дисциплины обучаемые должны: Иметь представление: • о социологическом подходе к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности; • о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии, об основных институтах общества; • о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; • об организации и методике проведения социологического исследования. Знать и уметь использовать: • основные понятия и категории социологии; • классические и современные социологические теории; • методики анализа современных социальных проблем и пути их решения; • особенности процесса социализации личности; • характерные черты социальных изменений, концепции социального прогресса; • методы социологического исследования. Иметь опыт: • применительно к своей профессиональной деятельности, грамотно анализировать социальные процессы, происходящие в обществе, осуществлять социальное взаимодействие, строить правильные социальные отношения и формировать здоровое общественное мнение в трудовых коллективах. Преподавание дисциплины основано на знаниях, приобретенных в ходе изучения других гуманитарных и социально-экономических наук и тесно связано с тематикой курса «Философия», «Политология», «Концепции современного естествознания», «Исследование социально-экономических и политических процессов». Основу методики обучения студентов составляет лекционно-семинарский метод, основанный на всестороннем анализе социально-значимых проблем современного общества. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание не только на повышение уровня культуры личности обучаемых, но и на овладение студентами навыками аналитического мышления, публичного выступления, дискуссии, работы с источниковой базой. В ходе изучения теоретического материала преподаватель должен создавать и активно использовать проблемные ситуации, повышающие творческую активность обучаемых. С целью более углубленного изучения курса целесообразно рекомендовать наиболее подготовленным студентам подготовку и защиту рефератов. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары. Лекции составляют основу теоретического обучения и преследуют цель давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области социологии, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых проблемах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, слайдов, использованием технических средств обучения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать свое мнение. Самостоятельная работа студентов организуется для закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим занятиям и зачету по дисциплине, для написания рефератов, а также для формирования культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых социологических знаний. Кафедра осуществляет информационно-консультативное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Отчетность по дисциплине: зачет.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Социальная структура как внутреннее устройство общества. Социальные институты: экономические, политические, духовные, институты в сфере семьи. Социальные группы и общности. Основные виды социальных общностей: по степени устойчивости, по размерам, по содержанию. Социальное неравенство как основа социального расслоения. П. Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация и её критерии. Основные страты (слои) современного общества. Понятие социальной организации. Свойства и закономерности функционирования социальной организации. Эмерджентность социальной организации. Иерархия социальной организации. Самоорганизация. Роль коммуникации в социальной организации. Формальная и неформальная структура социальной организации. Методы социоинженерной деятельности по решению социальных проблем и развития социальной организации. Социальная диагностика. Социальное планирование. Социальное прогнозирование. Социальное программирование. Социальное проектирование. Социальное консультирование. Социальны технологии.
III. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Роль и значение социологии как науки в современном обществе 2. История становления и развития социологии 3. Социально-философская мысль Античности 4. Социально-философская мысль Средневековья 5. Социология Никколы Макиавелли 6. Огюст Конт и возникновение социологии как науки 7. Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы 8. Макс Вебер - основатель антипозитивистской социологии 9. Марксистская социология как новый подход к пониманию общества 10. П. Сорокин - великий русский социолог 11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления и достижения 12. Социологическое понимание общества 13. Основные теории происхождения общества 14. Социальная сфера общества 15. Общественное мнение как феномен 16. Марксистско-ленинское учение о классах 17. Социально-классовая структура современного общества 18. Учение П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности 19. Социальная стратификация в современном российском обществе 20. Теория среднего класса и ее реализация в условиях российской действительности 21. Личность и общество в переходный период 22. Концепция личности З.Фрейда 23. Теория личности К. Юнга 24. Теория личности как субъекта и объекта деятельности 25. Социологический подход к личности и его отличие от философского и психологического 26. Социальные конфликты в современной России 27. Конфликты в молодежной среде. Характерные черты и особенности 28. Межэтнические конфликты: истоки, особенности и пути разрешения 29. Организация как элемент социальной структуры 30. Современная бюрократия и ее роль в функционировании и развитии формальной организации 31. Концепция эволюционизма Г. Спенсера 32. Н.Данилевский и его теория культурно-исторических типов развития общества 33. Международная экономическая интеграция и ее социальные последствия 34. Глобализация СМИ и ее социальные последствия 35. Культура как объект социального познания 36. Социокультурные процессы в современной России и тенденции их развития 37. Массовая культура и современное общество 38. Культура и религия: социологический анализ 39. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры 40. Основные этапы конкретного социологического исследования 41. Роль и значение социологического исследования в общественной практике
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) 1. Объект и предмет социологии. Понятие социального 2. Структура социологии и методы социологии 3. Функция социологии как науки. Роль и значение социологии в жизни человека и общества 4. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии 5. Социально-философская мысль Античности 6. Социально-философская мысль Средневековья 7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 8. Огюст Конт и возникновение социологии как науки 9. Классический период развития социологии (социология Э. Дюркгейма и М. Вебера) 10. Развитие социологии в США. Социологические идеи Дж. Гэллапа, Т. Джефферсона, Фр. Тейлора, Э. Мэйо. 11. Развитие социологии в России. Основные этапы, направления, достижения 12. Социологическое понимание общества. Понятие системы и её черты. 13. Основные теории происхождения общества. Типология обществ 14. Основные сферы общественной жизни. Краткая их характеристика и механизм взаимодействия и взаимовлияния 15. Социальная структура общества и характеристика ее элементов 16. Теория социальной стратификации, критерии стратификации. Основные страты современного общества 17. Теория социальной мобильности. Мобильность и социальные сдвиги в современном обществе 18. Феномен общественного мнения. Сущность, содержание, структурные элементы общественного мнения 19. Функции общественного мнения. Общественное мнение в современной России 20. Понятие личности в социологии. Основные теории личности 21. Ролевая концепция личности 22. Марксистская концепция личности. Личность как объект и субъект общественных отношений 23. Социальная среда и социализация личности 24. Социальные контакты, социальные действия и социальные взаимодействия 25. Социальные отношения и обмен ценностями 26. Понятие социального конфликта, его роль и функции 27. Основные концепции социального конфликта: концепция Л. Козера, концепция Р. Дарендорфа, концепция К. Боулдинга 28. Основные стадии социального конфликта, 29. Управление социальным конфликтом. Основные методы его разрешения 30. Понятие социальной организации: сущность, содержание 31. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации 32. Структура социальной организации 33. Социоинженерные методы решения социальных проблем и развития социальной организации 34. Сущность и содержание социального прогресса 35. Основные концепции развития общества (социальный революционизм; социальный эволюционизм; теория культурно-исторических типов развития общества.) 36. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры 37. Россия в мировом в социокультурном пространстве. Проблемы культуры в современной России 38. Социологическое исследование: роль и значение 39. Виды социологического исследования. Программа и план социологического исследования 40. Методы сбора и обработка социологической информации. Роль и значение социологического исследования
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ Киреев Е.В. Социология: курс лекций. - М., Издательство МГОУ, 2011. - 202с. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624с. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –479 с. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:ИНФРА – М, 2000. – 654с. Петров Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – М.: ИНФРА, 2004, 452 с. Социология: Учебник для вузов \ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. –432 с. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 407с. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 334 с. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.88.35 (0.014 с.) |