Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая социология Г. Тарда

Поиск

Большое влияние на формирование и развитие психологи­ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран­цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроен­ный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим


социология франции 117

призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гу­манитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

В силу своей профессиональной деятельности Г. Тард заин­тересовался различными криминалистическими проблемами и приступил к изучению произведений специалистов (в том числе Ч. Ломброзо), с которыми вскоре установил профессиональные контакты (1882). Опубликованные им статьи по криминалистике были встречены благожелательно. Вскоре на основе этих статей он написал и опубликовал книгу «Сравнительная криминология» (1886), в которой выступил против примитивных традиционных представлений о причинах преступности и теории Ч. Ломброзо о врожденных причинах преступности и существовании типов «при­рожденных преступников», сосредоточив внимание на социальных причинах преступности (образовании, подражании и др.). Идеи этой книги получили поддержку и оказали немалое влияние на формирование и становление французской школы криминологии. В 1890 г. он опубликовал две выдающиеся книги: «Философия уго­ловного права» и «Законы подражания».

«Философия уголовного права» представляла собой большую работу по криминалистике, в которой был применен социально-психологический подход к юридическим проблемам и заложе­ны основы современной социологии права. Эта книга принесла Г. Тарду известность во Франции и за границей (главным образом в Италии и России). Еще больший успех выпал на долю «Законов подражания» — первой книги Г. Тарда по социологии, которая была признана выдающимся, классическим произведением пси­хологической социологии и принесла Г. Тарду всемирную славу как сооснователю и лидеру этого направления. В 1893 г. Г. Тард успешно завершил работу над книгой «Социальная логика» (1893), публикация которой оказала большое влияние на развитие евро­пейской и американской социальной мысли.

В 1893 г. Г. Тард был приглашен в Париж, где он начал за­ниматься проблемами организации криминальной статистики во Франции, а в январе 1894 г. он был назначен руководителем служ­бы криминальной статистики министерства юстиции. Последние Ю лет жизни (1894—1904) Г. Тард провел в Париже, где занимался преимущественно криминалистикой и составлял ежегодные от-



История социологии


четы о состоянии преступности во Франции. В силу служебных обязанностей ему доводилось бывать и в командировках (в том числе в Санкт-Петербурге). Сам Г. Тард не был удовлетворен сво­ей службой, но заслуги его в этой области были отмечены орденом Почетного легиона (1897) — высшей наградой Франции.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уров­нем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, соци­альной психологии, криминалистики, политики, экономики, ис­тории, археологии, лингвистики и т.д.

Одна за другой публиковались его книги: «Эссе по социо­логии» (1895), «Универсальная оппозиция» (1897), «Социальные законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Превращения власти» (1899), «Общественное мнение и толпа» (1901), «Экономическая психология» (1902), «Фрагмент грядущей истории» (1904). Выход в свет каждой из них был большим собы­тием. Успех этих книг определялся и новыми проблемами, и новы­ми идеями, и конечно же блестящим общедоступным изложением весьма сложных вопросов и прекрасным языком.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия инди­видуального и массового поведения, социальных норм, функци­онирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.

Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше ув­лекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе политических наук и Свободном колледже общественных наук.

В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер­ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессо­ра принесла не только творческие плоды и известность. С весны 1903 г. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследователь-


социология франции 119

скую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Г. ТарД 12 мая 1904 г.

В книгах Г. Тарда «Законы подражания» (1890; русский пе­ревод 1892, 1902), «Философия уголовного права» (1890; сокра­щенный русский перевод «Преступник и преступление», 1906), «Социальная логика» (1893; русский перевод 1901), «Эссе по со­циологии» (1895), «Социальные законы» (1898), «Этюды по соци­альной психологии» (1898; русский перевод «Личность и толпа. Очерки по социальной психологии», 1903), «Общественное мне­ние и толпа» (1901; русский перевод 1902) и других работах был изложен комплекс оригинальных идей и концепций, оказавших значительное воздействие на создание, самоопределение и эво­люцию социологии и социальной психологии.

Согласно учению Тарда, общество есть продукт взаимодей­ствия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать «личные особен­ности, которые одни только реальны, одни только истинны и кото­рые всегда существуют внутри каждого общества»1, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя сознаниями, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами»2.

Такая интерпретация оснований и ориентации социологии неизбежно вела к утверждению ее статуса как «интерпсихологи­ческой» дисциплины, в результате чего в учении Тарда социология нередко почти отождествлялась с «интерпсихологией». В решаю­щей мере это обстоятельство детерминировалось принципиальной позицией Тарда, согласно которой психология должна быть ис­пользована в качестве базиса социологии, прогрессивное развитие которой будет обусловливаться и определяться ее всевозрастающей психологизацией3.

1 Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. М., 1926. С. 85—86.

2 Тард Г. Социальные законы. С. 16.

3 Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903.
С 1-ц.



История социологии


Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти­ровался главным образом на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать основных со­циальных фактов надо не исключительно от внутреннемозговой психологии, но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая изучает происхождение сознательных отно­шений между несколькими, прежде всего двумя, индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных со­циальных фактов и образуют затем так называемые простые со­циальные явления...»1, составляющие необходимую основу всех социальных отношений.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социаль­ных процессов, детерминирующих становление, развитие и фун­кционирование общества. Из множества этих процессов он осо­бенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным соци­альным процессам Тард относил: повторение (подражание), про­тивоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию)2.

Исходя из того что законы социологии должны распростра­няться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния обще­ства, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким универсальным социологическим и психологическим законам. В качестве таких законов он ввел в социологию «законы подража­ния», являющиеся ядром его общесоциологической теории под­ражания.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое пси­хическое стремление людей к подражанию. Тард особенно подчер­кивал, что «первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору»3.

Настаивая на том, что «все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера»4, Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому

1 Тард Г. Социальные законы. С. 12.

2 См. там же. С. 60.

3 Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. С. 88.

4 Тард Г. Преступник и преступление. С. 164.


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 121

обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям»1.

Эти утверждения представляют собой по существу формули­ровку того, что сам Тард именовал «законами подражания», ко­торые интерпретировались им как естественная основа, предпо­сылка и основной механизм взаимодействия людей и социальной жизни. При этом в качестве значимых явлений социальной жизни он выделял инициативу (нововведение) и подражание (моду и тра­дицию).

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного про­гресса, уделял особое внимание его источнику и механизму дейс­твия. Согласно Тарду, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследс­твие инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти твор­ческие личности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание и знания, основанные на новой комбинации уже существу­ющих идей и информации. А знание и*обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Вместе с тем Тард подчеркивал, что глубинная причина обще­ственного прогресса — подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение и потребность в нем сводимы «к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием приме­ра»2, с другой — благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, верований, моды и т.д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества.

Социальная сущность этой концепции и «законов подража­ния» достаточно определенно была выражена самим Тардом, ут­верждавшим в качестве основного закона подражания закон подра­жания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард объяснял тем, что, по его наблюдениям, «любое самое незначительное нововведение стремится распро­страниться по всей сфере социальных отношений, — при этом по направлению от высших классов к низшим»3. Хотя в истории, как известно, движение довольно часто осуществлялось и в обратном направлении.

-----------------

1 Тард Г. Социальные законы. С. 15.

2 Тард Г. Законы подражания. С. 45.

3 Тард Г. Законы подражания. С. 348.



История социологии


В целом для учения Тарда характерно сведение значительного многообразия социальных отношений лишь к одной из их разно­видностей — отношению типа «учитель — ученик в ряду ситуа­ций»1. Эта элементарная схема и тардовская типология подража­ния и поныне используются некоторыми социологами.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов под­ражания» детерминируется преимущественно верованиями и хотениями, являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия людей. По его мысли, именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и взаимно ограничиваемых ве­рований и хотений организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязаннос­тей2. Несмотря на подобную трактовку социальной реальности, Тард сформулировал действительно актуальные вопросы, указав, что изучение индивидуального взаимодействия должно быть одной из основных задач социологии.

Этому кругу проблем он уделял основное внимание, что на­шло свое воплощение в разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после подражания) основного соци­ального прогресса. Считая «оппозицию» своеобразной частной формой социального конфликта, Тард стремился доказать, что на­личие общественных противоречий обусловливается взаимодейс­твием сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей подражания. Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом про­исходит в силу действия третьего основного социального процес­са — приспособления (адаптации).

Полагая, что «элемент социального приспособления лежит в сущности во взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молча­ливый вопрос другого, так как удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на вопрос»3, Тард истолковывал «адаптацию» как доминирующий момент социального взаимодей­ствия. В частности, именно такое понимание приспособления бы­ло характерно для суждений Тарда о классах и классовой борьбе.

1 Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемс­
твенности и изменении. М., 1967. С. 29.

2 См.: Тард Г. Законы подражания. С. 19,62.

3 Тард Г. Законы подражания. С. 49.


социология франции 123

Тард был одним из первых социологов, охотно пользо­вавшихся понятием «класс». Но содержание данного понятия он сводил лишь к психическим компонентам и утверждал, что классовая борьба является отступлением от правил «нормаль­ной жизни»1. Подчеркивая, что главным моментом межклас­совых отношений выступает не борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подража­ния «высшему классу». По его мнению, роль важного фактора, уничтожающего расстояние между социальными классами, мо­жет сыграть, например, «вежливое обращение».

Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема «психологии толпы» и механизмов формиро­вания общественного мнения.

Понимая толпу как «собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов»2, Тард утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подража­тельности. Толпа, по Тарду, — это «собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или«поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, поскольку общие им чер­ты являются старинными копиями с одного и того же образца»3. В качестве общих черт толпы, объединяющих ее участников, Тард называл веру, страсть, цель, «коллективное самолюбие», эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность4.

Достаточно четко осознавая многоликость толп, Тард пред­принял попытку их классификации. По его мнению, все толпы в конечном счете можно подразделить на выжидающие, внимающие, заявляющие о себе и действующие5.

В учении Тарда эта классификация сыграла немалую роль, но принципиального значения все же не обрела, поскольку Тарда главным образом интересовали не отдельные свойства толпы, а ее общие характеристики как зародыша и элемента общества. Утверждая, что существуют два различных зародыша общества — «семья и толпа», он считал, что «в деревенских обществах господс-

1 Осипов Г.В. Современная буржуазная социология. Критический очерк.
М., 1964. С. 15.

2 Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию.
м-, 1972. С. 165.

3 Тард Г. Законы подражания. С. 68.

4 См.: Тард Г. Преступления толпы. С. 4—5, 7,13-14.

5 См.: Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб.,

19оз.с. зо.



История социологии


твует семейное начало... в городах господствует общество-толпа»1. В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет при­надлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Стремясь к решению данной проблемы, Тард подчеркивал, что применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпах», а о «публике» или «публиках». Вводя в социологичес­кую теорию представление о публике как особой разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное объ­единение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации.

По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким фи­зическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений, определен­ный интеллектуализм и общее самосознание2. Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике не про­исходит нивелировки людей и каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей.

Примечательно, что в рассуждениях о публике Тард счел воз­можным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый рост в революционные эпохи. Это тем более интересно, поскольку он ак­тивно проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность «постепенной замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда сопровождается выигрышем в терпимости»3.

Основная идея Тарда о существовании «законов подражания» распространялась им на предметные области различных наук и дисциплин. Определенный позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику, вследствие чего он по праву считается одним из основоположников криминалистического (юридическо­го) направления в социологии.

1 Тард Г. Преступник и преступление. С. 171.

2 См.: Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. С. 5—6.

3 Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. С. 9-10.


социология франции 125

Человек, справедливо утверждал Тард, преступником стано­вится, а не рождается. По мнению Тарда, существует лишь очень немного людей, которые всегда и везде совершали бы преступле­ния, естественные или нет, точно так же, как лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению согрешить. Огромное большинство состоит из лиц, остающихся честными по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение обстоятельств. В общем же для концепции Тарда харак­терно понимание преступника как «социального экскремента» общества, сформировавшегося в соответствии с законами подра­жания и приспособления.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в обще­ственной жизни несколько снизило ценность его интерпсихоло­гической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и соци­альной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, про­блему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значи­тельное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской соци­ологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч. Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г. Тарда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.013 с.)