Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное развитие и его факторыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И общественное развитие, и развитие явлений низшего порядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверхорганические образования возникают на базе взаимодействия биологических организмов, причем это взаимодействие всегда происходит в природной среде. Общая картина взаимодействия сил, влекущего за собой развитие социальных явлений, выглядит, с точки зрения Спенсера, следующим образом: индивиды и их взаимодействия находятся под определенным влиянием среды; индивиды при определенных условиях соединяются в социальные агрегаты, и свойства этих агрегатов в значительной степени определяются свойствами составляющих их единиц; устойчивые агрегаты оказывают обратное влияние на индивидов, а соединенные усилия людей, объединенных в агрегаты, преобразуют среду, изменяя характер ее влияния как на самих индивидов, так и на образуемый ими агрегат. Каждое звено в этой цепи взаимовлияний может продуцировать спонтанные изменения, оказывая влияние на все другие ее звенья; каждое такое изменение нарушает существующее в цепи относительное равновесие и запускает во всех ее звеньях ответные изменения, направленные на восстановление равновесия. В целом общественное развитие выглядит, в представлении Спенсера, следующим образом: «Для всей совокупности обществ развитие может считаться неизбежным конечным результатом взаимодействия внутренних и внешних факторов, имевшего место на всем протяжении неопределенно долгих периодов времени... Общественный организм... претерпевает постоянные видоизменения, пока не придет в равновесие с окружающими его условиями, после чего продолжает существовать без дальнейшего изменения его структуры. Когда окружающие условия претерпевают какие- СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 181 либо изменения... всякое такое изменение вызывает соответствующее изменение в социальной структуре»1. В гл. II «Оснований социологии» Спенсер разработал более подробную классификацию факторов общественных явлений, разделив их на две большие группы — первичные и вторичные — и выделив в них далее отдельные подгруппы факторов. Первичные факторы были подразделены на внешние (неорганические и органические условия природной среды) и внутренние (свойства индивидов, образующих общество). Внешние факторы включают климат, почву, флору и фауну; внутренние — физические способности индивидов («степень силы, активности и выносливости»), их эмоциональный склад и темперамент, а также умственные способности («степень развития ума» и «свойственные ему направления мысли»). Вторичные (или производные) факторы — это те факторы, которые возникают как результат самого общественного развития и обретают со временем относительную самостоятельность. В этой группе Спенсер выделил пять подгрупп факторов. 1. Прогрессивные изменения среды, вызываемые деятельностью обществ. Экономическая деятельность вызывает изменения в различных факторах среды: климате и состоянии почвы (например, вследствие мелиорации), флоре (например, вырубка лесов, замена дикой растительности полезными сельскохозяйственными культурами), фауне (истребление диких животных, разведение домашних животных). Измененная таким образом окружающая среда становится фактором дальнейшего общественного развития. 2. «Возрастание объема общественного агрегата, сопровождающееся обыкновенно и возрастанием его плотности». Возрастание численности и плотности населения в обществе создает основу для развития сложных форм сотрудничества, все более сложного разделения труда, развития средств сообщения и коммуникации, разделения общества на классы и иные подгруппы, совершенствования управления и «промышленного аппарата» и т.д. Эти производные факторы приобретают со временем самостоятельное значение. Например, развитие сложных форм сотрудничества и разделения труда интенсифицирует воздействие общества на природу. 3. Взаимное влияние, оказываемое обществом (в том числе отдельными его институтами) и индивидами друг на друга. С одной стороны, общество и институты оказывают принуждающее влияние нэ индивидов, заставляя их соответствовать своим требованиям; 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I—II. СПб., 1898. С. 60. История социологии с другой — индивиды оказывают воздействие на общество и институты, пытаясь изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями. 4. «Надорганическая среда», т.е. состояние соседних обществ и характер взаимодействия с ними. Например, агрессивность соседних обществ может вызывать в данном обществе развитие военного аппарата, изменения в формах управления, ориентацию экономики на соседние нужды и т.д. 5. Искусственные (или надорганические) продукты. В эту категорию, которую Спенсер определял как «неживую часть самого общества», или его «добавочную среду», включались: (а) «материальные приспособления и орудия», т.е. техника; (б) язык; (в) накопленное знание, принимающее в развитых обществах форму науки; (г) комплекс обычаев, закрепленный отчасти в правовых системах (отчасти в мифологии, теологии, космогонии, идеологии, общественном мнении, этикете, церемониях и т.п.); (д) широкая категория так называемых «эстетических продуктов» (одежда, музыка, драма, архитектура, литература и т.д.). Каждое социальное явление в конкретном обществе в конкретный момент времени является, с точки зрения Спенсера, результатом совокупного воздействия конкретной суммы факторов, исторически повлиявших на его возникновение и развитие. А потому объяснение того или иного социального факта должно достигаться — в идеале — не посредством спекулятивного манипулирования абстрактными понятиями, а путем тщательного отслеживания его происхождения и тех конкретных исторических влияний, которые его сформировали. Иначе говоря, каждый факт должен изучаться в конкретном контексте его становления. Вместе с тем в общественном развитии и соотносительной значимости разных факторов имеются, по мнению Спенсера, определенные тенденции. 1. Прежде всего в ходе эволюции изменяется роль внешних факторов. Если на ранних стадиях сама возможность существования общества зависит от условий природной среды, то на высоких стадиях развития общество, располагающее необходимыми знаниями и техническими средствами для преобразования природной среды, приобретает относительную независимость от нее. 2. Если на ранних стадиях, в условиях суровой зависимости от среды, общества вынуждены бороться за существование, дабы обеспечить себя необходимыми для жизни ресурсами, то на высо- СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 183 ких уровнях развития вместе с ослаблением зависимости от среды уменьшается и значимость фактора борьбы за существование. 3. Чем выше уровень общественного развития, тем большее значение приобретают вторичные (производные) факторы, которые существенно изменяют действие всех первичных факторов. Особенно возрастает роль «добавочной среды» надорганических продуктов, которая «становится под конец даже более важна, чем первоначальная» 1. При наличии общей эволюционной тенденции к прогрессу, в случае каждого конкретного общества она не действует автоматически; и на каждой ступени развития, как отмечал Спенсер, в равной степени возможны регресс и застой. В частности, даже на самых высоких ступенях развития внезапные изменения (например, стихийное бедствие) могут вызвать резкие изменения в соотношении факторов, резко повысив роль факторов низшего порядка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.009 с.) |