Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Секуляризация: возможно ли общество без религии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидарность». Между тем сам Дюркгейм трактовал прогресс как переход от «механической солидарности» к «органической». Он отмечал в данной связи, что в ходе этого развития религия охватывает все более узкую сферу социальной жизни и играет все более ограниченную роль в ней. Дюркгейм таким образом вводит в социологию религии тему секуляризации: общества современного типа характеризуются тем, что они являются секу-лярными. В таком случае возникает вопрос: если не религия, то какие другие факторы обеспечивают социальную солидарность? 1 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социология религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Путкевич. М.( 1996. С. 438,441,469,470. социология франции 113 Дюркгейм полагал, что в развитом обществе существует возможность выразить то, что составляло содержание и социальный смысл религии, в не-религиозной форме: религиозная символика заменяется светской, мифология — рациональным мышлением, религиозная этика — гуманистической. Кроме того, в сложных обществах с дифференцированной сетью социальных институтов, отчетливо выраженной социальной стратификацией, в условиях развивающейся глобализации социальной жизни, религии, существуя во множественном числе, выполняют интегративную функцию внутри групп единоверцев, а в отношениях между этими группами они играют роль фактора дезинтеграции, участвуя в этом качестве во многих современных конфликтах, особенно межнациональных. Для Дюркгейма религия — «социальный факт», она призвана поддерживать социальное равновесие и обеспечивать социальное согласие — «солидарность». В этом качестве выступают все религии: верования и ритуалы могут меняться, но функции религии в разных социальных системах остаются одними и теми же. Различия между религиями с этих позиций оказываются социально малозначимым фактом. В основе такого подхода лежит эволюционизм спенсеровского толка: общество в разных своих типах трактуется как комбинация одних и тех же элементов. Этот подход дал возможность Дюркгейму проанализировать социальную функцию религии на той ранней стадии истории, когда общество и культура еще не отдифференцировались и социальная солидарность, сплоченность обеспечивалась утверждением единообразия. В таком обществе «механической солидарности», какими бы ни были конкретные религиозные символы, они выполняют одну и ту же социальную функцию. На более поздних стадиях социальной эволюции ситуация усложняется. Начиная уже с Вебера в анализе социальных функций религии акцент переносится на выявление и учет многообразия религий: социальная роль разных религий не может быть одинаковой. На первый план в рассмотрении религии выходит не ее «социальный механизм», а ее «моральная архитектура». Сам Дюркгейм уже намечал этот новый подход к пониманию религии как социокультурного феномена, хотя развит он был уже после него (и прежде всего следует назвать Б. Малиновского, П. Сорокина и Т. Парсонса, а ближе к нам — R Белла, П. Бергера, Т. Лукмана). Секуляризация общественной жизни в понимании Дюркгейма оказалась недостаточно проясненным, вызывающим споры понятием. Он полагал, что выбор «между богом и обществом» не очень История социологии существен, поскольку в божестве он видел «лишь общество, преображенное и мыслимое символически». Главное в том, чтобы найти средства стабилизировать общество, в котором индивид может свободно проявлять себя, а для этого нужно, чтобы уважение к личности сочеталось с уважением к социальным нормам. Неверно полагать, что Дюркгейм ставил знак равенства между секуляризацией и отмиранием религии, рассматривая секуляризацию как завершение эволюции, ведущей к современности, к миру, полностью рационализированному, «онаученному». Он сохранял и в современном мире место вере в широком смысле слова, указывая на феномен «мирских религий» в виде идеологий, на существование квазирелигиозных образований; более того, в каком-то смысле Дюркгейм сакрализовал само общество как объект обожествления, в котором неизбежна власть верований и действие социальных страстей, выходящих за рамки социальной рациональности. Неверно было бы также полагать, что Дюркгейм искал примирения и сочетания науки с религией, имея в виду сохранение роли религиозной веры. Во взглядах Дюркгейма все же превалировал социальный оптимизм, опирающийся на веру в разум, в науку. Для него единение людей — закон природы, а не божественное установление. Его вера в будущее — это вера в будущее разума, науки. Так оценивают позицию Дюркгейма многие крупные социологи, такие, как Р. Арон, Э. Гидденс, хотя при этом они справедливо обращают внимание на то, что аргументация в пользу этой позиции у Дюркгейма недостаточна. Так, Э. Гидденс считает упрощением то, что религиозные предписания и моральные нормы в работах Дюркгейма рассматриваются так, как если бы они поддавались только одному способу истолкования членами общества. На самом деле одна и та же совокупность символов и кодов, например, христианских догматов, является объектом разнообразных, подчас взаимоисключающих истолкований. Дюркгейм — классик социологии. Он заложил основы понимания общества как ценностно-нормативной системы. В продолжение его идей или в полемике с ними, но во многом по проложенным Дюркгеймом путям развивалась социология как наука. Основная литература 1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 3. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998. социология франции 115 4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Путкевич. М., 1996. С. 111-145, 438-441, 469-470. Дополнительная литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня. Гл. Ill // Клод Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994. С. 74-108. 3. Московичи С. Машина, творящая богов. М,.1998. 4. Парсонс Т. Современный взгляд на Дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 170-190. 5. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 12-21. Психологическая традиция в социологии: Габриэль Тард, Густав Лебон
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.012 с.) |