Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие природы и общества. Понятие общества. Основы системного подхода.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова: * общество, как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", "союз", "объединение". * общество, как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭП'а и т.д.). Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", "период". * общество, как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", "информационное общество", "традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика. * общество, как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле, обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества. Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и природы, необходимо обратить внимание на то сходство, которое существует между различными понятиями "общества". Это сходство можно увидеть, если внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "общий", "общность" (латинское societas также происходит от socius, что означает общий, совместный). Что такое система? Общество и природа как элементы системы. Если принять во внимание происхождение слова "общество", становится необходимым для его подробной характеристики ввести в употребление понятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного подхода. Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих. Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа. Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом. Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как: * оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном про- цессе становления человека), * оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья), * темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки, чукчи) - в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.) (Древние цивилизации Востока (древний Египет, цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы.) Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как: * оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества), * в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными). Крым - раньше более засушливый климат. Занимались в основном рыболовством, после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические деревья, изменился климат (климат стал мягче). В Голландии очень мало было плодородной земли, землю постоянно затапливало. Голландцы создали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования. Было создано искусственное Рыбинское водохранилище, затопили села, деревни и пойменные луга. Сейчас там плохая экология и гниет все то, что находится под водой - отрицательное воздействие на природу. Становится ли общество по мере своего развития более свободным, более независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положительным - человек рассматривался как существо, способное подчинить, покорить себе природу (по принципу: "Мы не можем ждать милости от природы, взять их у природы - наша задача"). Сегодня очевидно, что общество не может быть от природы независимым. В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше, чем когда-либо. Имеется в виду то обстоятельство, что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой, созданной хищническим, потребительским отношением к природе. Исчерпание природных ресурсов, их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу выживания, сохранение рода человеческого. В этой связи нужно упомянуть, что ООН в 1992 году приняла концепцию устойчивого развития, обязательную для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое развитие общества, которое позволило бы сохранить природный мир и обеспечить выживание человечества. Общество как система. Подсистемы и элементы общества. Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни. Обычно говорят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер: экономическая охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ политическая охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий политических организаций по поводу власти и управления социальная охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп духовная охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры исскуства Данные подсистемы (сферы),в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов: * экономическая - производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п., * политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п., * социальная - классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п., * духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. Типология обществ. Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди по критерию богатства и объёму власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, всё общество разделить на четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную, подобно тому, как в географии существуют четыре части света. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе. А. По уровню сложности. (Это наиболее распространённое деление общества)
Относительно времени появления человека современного существует множество версий. По одной из них, анатомически современный человек возник примерно 200 тысяч лет назад, а поведенчески современный человек – около 50 тысяч лет. Отталкиваясь от этих и других данных, возьмём за точку отсчёта существования человеческих обществ 50-40 тысяч лет назад. Сначала (первые три-четыре десятка тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровно - родственных связях и родоплеменной организации общества, без имущественного расслоения, без классов и государства.
Позднее, · С переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика), · С изменением кочевого образа жизни на осёдлый, · С ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности, · С расслоением общества, появлением противоположных классов и государства (6-10 тыс. лет назад) образуются сложные общества, и в мире формируются отдельные страны. Помимо простого и сложного социологи выделяют целый ряд других типов общества. Так, к примеру, по наличию письменности различают дописьменные и письменные общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.п. Однако наибольший интерес социологов вызывает различие общества по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трёх стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).
B. Система общественно-экономических формаций (формационный подход). Ключевые критерии (признак, на основании которого что-либо оценивается. Или классифицируется, мерило) формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.
При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, с меру сил и охотно трудящиеся, и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу и демократию. С. Теория трёх стадий. Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: · доиндустриальное, или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой · индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности) · постиндустриальное в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии
Наиболее продолжительной в истории человечества была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками. XVIII век считают отправной точкой промышленной революции (экономич. революция: великая индустриальная революция в Англии и политич. -– великая Французская революция), изменивший экономической облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещике, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаёмных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наёмных работников на одном предприятии. Индустриальное общество сменило доиндустриальное. Для индустриального общества характерен процесс урбанизации – расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяговые животные. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания. В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества – процент научных и технических работников на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию. Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации: · электронные средства коммуникации, способные «сжимать» до минимума разделяющее людей пространство; · технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию; · глобальные идеологии, например, экологические или правозащитное движение. Реально процесс глобализации можно видеть в том, что границы становятся всё более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети – промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зелёных» и движения в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. Например, это облик мира, как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдональдс»; мира, который носит одежду MEXX или Sela; мир, который ездит на Mersedes или Toyota и т.п. В силу действия этих факторов, поколебалось традиционное для XX века восприятие мира разделённым на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация представляет собой факт современного существования. Это – необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть ни плохой, ни хорошей. 11. Понятие и сущность культуры. Признаки культуры. Основные элементы культуры. Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет". Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как… «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ); «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев); «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга); «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); «вся совокупность внебиологических проявлений человека»; признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура. набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д Культура включает в себя три вида элементов: 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта. 2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом. 3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.011 с.) |