Человек и мир в свете взаимодействия дуальных сил 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и мир в свете взаимодействия дуальных сил



Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Это понятно даже без системного подхода, на уровне здравого смысла. Но вот то, что в отсутствие взаимодействия мир для человека не существует - это для здравого смысла не так очевидно... И тут уж системный подход и системные принципы совсем не помешали бы [1].

Взаимодействие = взаимное действие - окружающий мир действует на нас, мы действуем на окружающий мир...

Как же мы взаимодействуем с окружающим миром? С некоторыми упрощениями механизм взаимодействия выглядит следующим образом.

Из теории систем известно, что взаимодействия (коммуникации) в системах состоят из вещественной, энергетической, информационной и ритмической составляющих [1]. На нас действует свет (волны электромагнитного поля), звук (колебания воздуха), запахи (химические вещества), механические воздействия и т.п. Мы говорим - они несут информацию об окружающем мире. Именно несут - точное выражение!.. Информационные технологии пользуются важным понятием - носитель информации. В качестве носителя, вообще говоря, могут реально использоваться поле (электромагнитные волны - свет, электрический ток, радиоволны и другие поля) и вещество - воздух (звук), бумага (письмо), магнитные ленты, фотопленка, различные предметы и объекты и др. Свойства носителя определенным образом изменены (амплитуда или частота волны меняется, на камне высечено, на бумаге написано, участок магнитной ленты намагничен и др.) - носитель модулирован информацией, поэтому на нем можно различить (с него можно считать - непосредственно или с помощью приспособлений) сигналы. Считываниeм сигналов и формированием первичного информационного потока заняты наши органы ощущений. Восприняв воздействие (увидев при посредстве света текст на бумаге, мимику или движения человека, услышав речь или другие звуки, почувствовав прикосновение и др.), они считывают сигналы с носителей, формируют первичный информационный поток и направляют его в психику для обработки, в результате которой в психике формируется наше субъективное представление об окружающем мире. Здесь важно отметить, что до органов ощущений (и после органов воспроизведения - см. ниже) имеет место просто реальный мир, а информация появляется как результат взаимодействия, в нашем случае, органов ощущений с окружающим миром (одно из определений информации, введенное в свое время автором, гласит: “Информация есть метрика взаимодействия” [4]). Субъективный образ мира, по-видимому, представляет собой модель [2], отражающую структурутой задачи, проблемы, вопроса, которые следуют из воздействия и ради которых воздействие фактически имело место;информационное наполнение модели определяется не только первичным информационным потоком, но и структурой психики [3] и теми рабочими программами, которые заложены в соответствующие психические функции. Принятие решения в отношении оказанного на нас воздействия и формирование реакции (решение задачи, проблемы, ответ на вопрос и т.п.) происходит не произвольно, а на основании сформированного субъективного образа мира и в соответствии со структурой психики [3] и рабочими программами психических функций. В результате формируется вторичный информационный поток, который направляется к нашим органам воспроизведения (речь, мимика, поведенческие акты, возможно, какие-то мыслеформы, если они существуют и т.п.). Таким образом, можно говорить о субъективном характере взаимодействия психики с окружающим миром. Тот факт, что вторичный информационный поток отражает структуру психики и рабочие программы психических функций, делает возможной идентификацию типа информационного метаболизма (ТИМ) психики; однако, при идентификации (определении типа) все же не следует забывать, что вторичный поток зависит также и от первичного, в связи с чем корректное применение, пожалуй, единственной эффективной идентификационной методики, основанной на принципе “черного ящика”[1], является обязательным условием достоверного определения ТИМ психики в реальных условиях. Так замыкается обратная связь в системе “человек - окружающий мир”.

Таким образом, оказывается, что и субъективное представление об окружающем мире, и реакция на воздействия зависят, от первичного информационного потока (т. е. по сути от того, как мы воспринимаем информацию из окружающего мира) и от структуры психики. В структуре психики мы уже в первом приближении разобрались [3]. А поскольку и без науки хорошо известно, что воспринимаем мы все окружающий мир по-разному, то для того, чтобы разобраться в чем же состоит эта разница, следовало бы присмотреться к первичному информационному потоку уже хотя бы потому, что он первичен, а еще потому, что определяет структуру “программного обеспечения” психики.

В качестве общего обозначим материальный мир вокруг нас (см. рис.). То, что он существует мы знаем по опыту - так утверждают мудрецы: ”Многие философы и ученые полагают, что в основе физических явлений лежит особый носитель, материя ” (Лосский Н.О. [7]). Из того же опыта мы знаем, что материальный мир состоит из плотной, осязаемой (иногда говорят - дискретной) составляющей, называемой веществом, и тонкой, размытой, часто неосязаемой (континуальной) составляющей, называемой полем. Выше мы уже отмечали, что вещество и поле - два носителя информации, с которыми как раз и контактируют наши органы ощущений в процессе считывания сигналов и формирования первичного информационного потока. Все дальнейшее будет относиться к информации об окружающем мире. Действительно, в соответствии с принципом информационного метаболизма [5] построение, функционирование и наполнение психики имеет место на информационном уровне. Посмотрим, что происходит в психике, когда наши органы ощущений восприняли некие воздействия.

Взаимодействие с вещественной составляющей материального мира показывает нам, что вещество практически всегда ограничено формой - это объекты (здесь важно обратить внимание на слово “ограничено” - в дальнейшем это нам понадобится). Информация об объектах является важной частью информационного потока от окружающего мира потому, что объекты - это люди, предметы, планеты, информационные файлы, умозрительные образования, которые наделяются вещественными свойствами, и др. Подбирая название для этой части информационного потока, А.Аугуста в свое время заимствовала (так бывает в молодых науках) термин “ логика “; однако с нашей точки зрения такое название семантически не оправдано и наименование информационного макроаспекта объекты более точно передает содержание.

Взаимодействие с полем несколько сложнее - говорят, поле мы чувствуем; как утверждают физики, движущееся поле называется энергией. Жизнь есть поток энергии - утверждают эзотерики... С этим можно согласиться, если считать по В.И.Вернадскому, что живая материя без энергии невозможна - биологическое понятие “метаболизм” обозначает обмен организма с окружающей средой веществом и энергией. Разновидности энергии чрезвычайно разнообразны, энергетические состояния вещества, а значит и объектов - тоже. Нам отнюдь не безразличны тепло и холод, свет и темнота, радиация и какая-то энергия, о которой говорят экстрасенсы

(“Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе”... Н. К. Рерих). Однако, с точки зрения информационного подхода к психике не так важно какая именно энергия имеется в виду. Важно только, что, воспринимая движущееся поле или сканируя неподвижное (статичное) поле, соответствующие органы ощущений формируют информацию об энергии, энергетических состояниях и энергетических отношениях объектов (людей, предметов и др.) и пространства в нас и вокруг нас. А.Аугуста назвала эту часть информационного потока этикой. Такое название довольно далеко о реального содержания информации об энергии, энергетических состояниях и энергетических отношениях объектов и пространства, поэтому представляется более правильным и точным называть этот информационный макроаспект энергия ”.

Кстати, о пространстве... Что же такое для человека пространство? По опыту мы знаем насколько важна для нас информация о пространстве... Однако органов восприятия пространства у человека нет. Субъективно, пространство - это то, что между объектами (выше мы отмечали: объекты - вещество, ограниченное формой); получается, что пространство психика как бы “вычисляет” на основании информации об объектах. Можно предположить наличие в психике какого-то “процессора” (машины обработки информации), который по расположению объектов, на основании информации об объектах, доставляемой нам органами ощущений, вычисляет пространство (см. рис. процессор 1). Однако, вряд ли это достаточное с точки зрения научной терминологии основание для того, чтобы называть (А.Аугуста, литература по соционике) эту часть информационного потока сенсорикой; ведь sensorium (лат.) - орган ощущений (см.”Словарь иностранных слов”), а органов ощущения пространства у человека как раз и нет; поэтому корректно с точки зрения научной терминологии называть адекватно содержанию этот информационный макроаспект пространство ”.

Итак, органы ощущений, воспринимая воздействия окружающего мира, представили в психику информацию об объектах и энергетических состояниях; “процессор 1” вычислил некоторое пространство. Достаточно ли этого для построения образа (модели) реального мира? Нет картина мира получается статичной; в реальном мире все изменяется, движется, эволюционирует, деградирует, прогрессирует. ”Как мир меняется! И как я сам меняюсь!.. (Н.Заболоцкий). Изменения реальностей мира (объектов, пространства, энергетических состояний) субъективно воспринимается как течение времени. Так, изменение положения равномерно движущейся по циферблату стрелки часов или меняющихся цифр индицирует для нас время, до сих пор используются песочные часы, где по изменению количества песка на верхнем и нижнем уровнях судят о прошедшем времени; дети наши были маленькие стали большие: прошло время; есть кинофильм с интересным названием “Когда деревья были большими”… “Время есть число движения” - говорил Аристотель. Похоже, что где-то в психике есть, условно говоря, некий “процессор 2” (см. рис.), который на основе информации об изменениях объектов, пространства и энергетических состояний “вычисляет” время. Владение временем, прогностические способности часто связывают с таким расплывчатым философско-психологическим понятием как интуиция; А.Аугуста так и назвала эту часть информационного потока. По-видимому, более адекватным реальному содержанию информационного макроаспекта об изменениях реалий мира является термин время.

Таким образом, мы обнаружили четыре макроаспекта первичного информационного потока - “объекты”, “пространство”, “энергия” и “время” (первореалии или “первокирпичики” - термины Н. Н. Медведева) - четыре основных составляющих информационного потока, воспринимаемого психикой. В сильно обобщенном виде, но с необходимой и достаточной полнотой при помощи этих макроаспектов можно описать окружающий мир. Но... уж очень сильное обобщение! Попробуем детализировать.

11.основные понятия философии даосизма

Даосизм - пожалуй, самая философичная школа в древнекитайской философии. Основателем даосизма считается Лаоцзы (VI-V вв. до н. э.) - старший современник Конфуция. Его основная работа - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Само название школы - даосизм - говорит о том, что ключевое понятие здесь "Дао". Как представление "Дао" возникло в мифологическом лоне древнекитайской философии. В дальнейшем им широко пользовались конфуцианцы, представители других школ и направлений. Однако понимали они его достаточно узко - только как путь развития общества и нравственного совершенствования человека. У даосов же - Лаоцзы и его последователей, оно впервые обрело статус всеобъемлющего мировоззренческо-методологического понятия. Дао - это начало и конец всех вещей, всеобъемлющий закон мироздания, принцип бытия космоса, общества и человека. Оно бестелесно, едино, вечно и безымянно. В нем не только начало, но и конец всего сущего. Все вещи совершают круг развития (бытие - небытие - снова бытие), и этот круг - результат метаморфоз или трансформаций Дао. Дао - путь, по которому должно следовать все сущее, включая самого человека. Иными словами, оно управляет миром и жизнью людей. Дао первично по отношению ко всему существующему, даже Богу. "Я не знаю, - говорит Лаоцзы, - чье оно порождение, я лишь знаю, что оно предшествует небесному владыке".

На уровне вещей Дао сопровождает Дэ. Дэ - это благая мощь (дэ буквально переводится как "добродетель") Дао, посредством которой оно являет себя миру. Можно сказать и так: Дэ - это формы, в которых Дао обнаруживает себя. Дао и Дэ соотносятся друг с другом как форма и содержание.

Знание о Дао состоит в молчании: "...Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает". Такое, "молчаливое", знание доступно не всем, а только совершенномудрым. За борьбой им видится гармония, за движением - покой, за бытием - небытие. Главное качество даоса-мудреца - победоносное недеяние или деяние без борьбы. Мудрец такого масштаба "не борется, но умеет побеждать". Он стремится обрести полноту, или великий покой, своего бытия через самоустранение от всего суетного, временного, от мирской заботы, напряжения, насилия. Недеяние - высший принцип даосской доктрины управления. Мудрый правитель - тот, кто предоставляет всему идти своим чередом, спонтанным и естественным путем. Он ни во что не вмешивается, он не мешает Дао. О совершенномудром правителе "народ знает лишь то, что он существует". "Когда правительство спокойно, - читаем мы в "Книге о дао и дэ", - народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным". Спонтанное и естественное идет всегда с частицей "не": недеяние, неслужение, незнание, ненасилие и т. д.

Преклонение перед естественным, эмбрионально-истоковым и спонтанным, тем, что существует "само по себе" предопределило социальный идеал даосов. Он апологетичен по отношению к прошлому, архаичен и консервативен. "В древности те, кто следовал Дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью". Государство, в понимании Лаоцзы, должно быть небольшим малочисленным, и самодостаточным. "Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга".

Даосизм естественным образом эволюционировал в сторону религии и в конце концов стал ею. Лаоцзы был объявлен Богом, Дао превратилось в предмет молитвы и божественного поклонения.

Другой источник

1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".

2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Основные понятия философии даосизма. Дао как закон. Дао как пустота. Влияние даосизма на художественную практику Дальнего Востока и современный дизайн (архитектуру и другие виды эстетической деятельности).

Даосизм - (кит. Дао цзя или Дао цзяо), одна из основных китайских религиозно-философских школ, основанная в сер. 1-го тысячелетия до н. э.Лао Цзы. Основные принципы Даосизма изложены в трактате «Дао де цзин», авторство которого приписывают Лао-Цзы. Главная категория философского даосизма – Дао (путь) – понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Все, что существует, говорится в «Дао де цзине», произошло от Дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться.Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия. Дао неограниченно. Оно существует в каждое мгновение и в каждой вещи. Дао как пустота. Именно этой пустотностью обеспечивается его неисчерпаемость. Каждая вещь изначально пустотна, т.е. бескачественна, и для того, чтобы сделать ее вечной и неисчерпаемой, нужно понять искусство использования мощи универсального начала.

Для каждой вещи, появившейся в этом мире, тут же появляется вещь, ей противоположная. Однако, они не противопоставляются друг другу, а лишь служат дополнением одна другой. Появление «зла» объясняется тем, что истинное Дао не «гуманно», не «справедливо», оно «пустотно». Оно лежит выше всяких человеческих оценок и недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, - это не Дао.Дао обладает внутренним единством, но не из-за того, что оно постоянно, а из-за того, что пустотно, оно способно принять все что угодно и дополнить его противоположностью. Главный принцип Даосизма – естественность. Все, что происходит в этом мире, предопределено Дао, поэтому, пытаясь добиться чего-либо, необходимо действовать естественно. Не нужно стремиться к некой цели, если она естественна, она будет достигнута непременно. Даосизм рассматривал Дао как срединный путь вещей, позволяющий избежать всякого излишества, которое неизбежно вело к гибели вещи или человека.

Даосизм стремится распространить гармоничность и объединение энергии на все стороны жизни. Механизм приведения мира в гармоничное равновесие идеально прост: надо лишь позволить противоположностям естественно взаимодополнять и взаимосменять друг друга. «Ву-вей» (недеяние) – полная гармония умственной, физической и духовной энергии – одно из основополагающих понятий Даосизма. Дао всепроникающее, словно вода. Его сила также незаметна, словно сила воды. Вода всегда принимает форму сосуда, составляя таким образом внутреннее содержание предмета. При этом ее качество независимо от внешней формы, и не влияет на нее. Двойственная сущность воды сделала водный поток едва ли не основным символом даосизма. Вода выступает как прообраз действия Дао или «совершения дел недеянием». Внешняя мягкость, пластичность воды позволяет ей медленно и незаметно прорезать себе путь меж камней и подтачивать могучие скалы. «Ву-вей» главная жизненная позиция «совершенномудрого». «Совершенномудрый действует бездействием и учит молчанием».Совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Человек, обладающий Дао, не делает так, чтобы его ненавидели. Он не делает того, что, исходя из Дао, называется лишним желанием и бесполезным поведением. Человек, обладающий высшей добродетелью, не стремится делать добрые дела, они получаются как бы сами собой – естественно, в духе Дао.

бесконечное Дао: Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. <...>

Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.Дао Дэ Цзин, стих 15.

Представление о бесконечности Дао и представление японской эстетики о сакральности вещи:

Вещь священна потому, что:

- в каждой вещи живет дух – ками;

- вещь «помнит» прежнее;

- вещь хрупка и недолговечна, и вернется в небытие. «Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало».

Представление о Дао и понимание творчества как самоограничения:Самоограничение состоит в следовании природе, что является одной из форм не-деяния (У-вэй, противоположное Вэй - деянию). Поэтому художник, придерживающийся Дао, не будет эпатировать общественность с целью саморекламы, совершать революций в искусстве, и противопоставлять себя чему бы то ни было. Он будет созерцать сущее, вслушиваться в естественный круговорот вещей и следовать ему, осуществляя У-вэй.

Художественная практика ДВ:

- темой "отсутствия центра" и практикой монохромной живописи.«В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя. Нельзя достигнуть полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен. Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность. Поэтому больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца.

Чаще намекать, чем декларировать, - вот принцип, который делает японское искусство искусством подтекста. У японских живописцев есть крылатое выражение: "Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть". У актеров издавна существует заповедь: "Если хочешь выразить свои чувства полностью, раскрой себя на восемь десятых"». Монохромная живопись позволяет создать тот самый эффект недосказанности, «недостроенного моста» - отсутствие цвета, как слишком явного намека на реальность. Феномен красоты в японской эстетике имеет: этический аспект, потому что воспринимающий красоту приобщается к ней. Трактовка красоты как непостоянства в японской эстетике приводит: - в архитектурной практике – например, к использованию рисовой бумаги в качестве материала для заполнения стен, или к строительству храмов на двух площадках (т.е., на одной храм стоит в течение 20 лет, потом его точную копию строят на другой, а первый сносят.

- в интерьере – к использованию подвижных элементов: перегородок – внутри, раздвижных стен – между покоями и верандой. Поэтому внутреннее пространство дома может легко изменяться и объединяться с внешним пространством сада. Дом

живет вместе с природой, и настроение его хозяев отражается в способе организации его пространства.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.004 с.)