Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура и социальная морфология

Поиск

Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) соци­альную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наибольшее внимание он уделял социальной морфологии, на которую возлагалась одна из главных задач соци­альной антропологии: «открыть общие свойства тех социальных структур, составными элементами которых являются человечес­кие существа»1. В задачи морфологического исследования обществ включались определение, сравнение и классификация различных структурных систем. В качестве идеала предполагалось получение «реальной сравнительной морфологии обществ» как своего рода систематического каталога социальных структур, в соотнесении с которым можно было бы изучать культурные формы и социальные институты, находящиеся в ведении «социальной физиологии»2.

Исследование социальных структур имело, в представлении Рэдклифф-Брауна, настолько важно*е значение, что все разделы социальной антропологии переопределялись в соотнесении с этой задачей. Так, социальная морфология должна была ответить на вопросы: какие социальные структуры существуют, каковы их сходства и различия, как их можно классифицировать? Социальная физиология должна была ответить на вопрос: как функционируют социальные структуры? Исследование эволюции должно было дать ответ на вопрос: как возникают новые типы социальных структур?3 Ввиду огромной значимости этой темы для исследований ученого можно определить его подход как структурализм4.

Социальную структуру Рэдклифф-Браун понимает нату­ралистически. С его точки зрения, это нечто реально существу­ющее и, более того, наблюдаемое. Социальная структура может непосредственно наблюдаться как упорядоченное взаимное по­ведение лиц, связанных между собой социальными отношениями.

1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 187.

2 В качестве образца того, как мог бы выглядеть такой каталог, можно рас­
сматривать классификацию систем родства австралийских аборигенов, представ­
ленную во второй части книги «Социальная организация австралийских племен»
iRadcliffe-Brown A.R. The Social Organisation of Australian Tribes. Melbourne, 1931].

3 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 207.

4 Он считал, что изучение социальной структуры «в некотором чрезвы­
чайно важном смысле является самой основополагающей частью этой науки»
Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 187).


226 История социологии

Момент наблюдаемости Рэдклифф-Браун не устает подчеркивать: «Конкретной реальностью, которая интересует нас при исследо­вании социальной структуры, является система актуально сущест­вующих в данный момент времени отношений, связывающих во­едино определенную совокупность людей. Именно ее мы можем непосредственно наблюдать»1.

Реальность социальной структуры определяется Рэдклифф-Брауном, в духе предельного социологизма, не просто как ося­заемая реальность, но еще и как реальность особая, sui generis: «Социальные явления образуют особый класс природных явле­ний. Все они так или иначе связаны с существованием социаль­ных структур, будучи либо их конкретными проявлениями, либо их результатами. Социальные структуры так же реальны, как и инди­видуальные организмы... Социальные явления, наблюдаемые нами в любом обществе, являются не непосредственным результатом природы индивидуальных человеческих существ, а результатом той социальной структуры, посредством которой они соединены»2.

Между тем описанию подлежат не частные подробности со­циальных отношений, а только то, что является в них общим и повторяющимся, иначе говоря, «структурная форма» социаль­ных отношений, абстрагированная от их частных проявлений. Поскольку социальные отношения наблюдаются только через взаимное поведение связанных ими лиц, предметом описания ста­новятся «паттерны поведения, которых придерживаются в обраще­нии друг с другом индивиды и группы»3. Эти паттерны закрепле­ны в правилах, которые могут находить выражение в их реальном соблюдении и вербальном признании. Соответственно исследо­ватель может собирать данные о правилах и нормах исследуемого общества, пользуясь обоими каналами: внешним наблюдением за поведением и опросом.

Структура как конкретная реальность отличается от структур­ной формы как того, что описывается. Актуальная структура день ото дня потихоньку меняется, тогда как форма структуры остается в течение какого-то промежутка времени относительно неизмен­ной (структурная форма тоже меняется, но не так быстро).

Рэдклифф-Браун использует понятие социальной структуры в широком значении: «Социальную структуру необходимо опреде-

1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 188. Именно в этом воп­
росе Рэдклифф-Браун радикально разошелся с К. Леви-Стросом.

2 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 187.

3 Там же. С. 196.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 227

лять как преемственную во времени упорядоченную расстановку лии в отношениях, определяемых или контролируемых института­ми, т.е. социально установленными нормами или образцами пове­дения»1. В это понятие включаются географическое распределение индивидов и групп, разделение индивидов на группы, упорядочен­ная расстановка индивидов внутри групп, распределение индиви­дов по социальным классам и категориям, а также упорядоченная расстановка лиц в диадических отношениях. Сам Рэдклифф-Браун обращал наибольшее внимание на последний аспект социальной структуры, посвятив много сил описанию и анализу диадических отношений (работы о брате матери2, шутливых отношениях3 и т.д.). Подобное расширение понятия социальной структуры приветс­твовалось далеко не всеми; даже ученики Рэдклифф-Брауна по большей части от него отказались.

Сосредоточение на изучении социальной структуры позволи­ло решить одну серьезную проблему, связанную с невозможнос­тью определения границ обществ как «дискретных сущностей». Понятие социальной структуры просто заменило понятие обще­ства и избавило от необходимости им пользоваться. Что касается границ, то в случае сети социальных отношений исследователь мог установить их по своему усмотрению, в зависимости от стоящих научных задач: «Взяв любой удобный для изучения район подходя­щего размера, мы можем изучить структурную систему, какой она оказывается в пределах данного региона и видится изнутри него, т. е. ту сеть отношений, которая связывает его обитателей друг с другом и с людьми, живущими в других регионах»4.

По замыслу Рэдклифф-Брауна исследование социальной структуры было ценно не только само по себе, но и как необходи­мая основа для теоретического объяснения явлений, относящих­ся к сфере ведения социальной физиологии, т. е. морали, права, этикета, религии, политических институтов, воспитания и т.д. Он писал: «Принимая структурную точку зрения, мы изучаем эти вещи не в абстракции и обособлении от всего остального, а в их непосредственных и косвенных связях с социальной структурой, т. е- соотнося их с тем, каким образом они зависят от социальных от­ношений между персонами и группами персон и оказывают на них

1 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 275.

2 См.: Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и фунция в примитивном обществе.
с- 23-39.

3 См. там же. С. 107-136.

4 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 190.


228 История социологии

влияние»1. Здесь Рэдклифф-Браун идет от позиции Дюркгейма искавшего морфологические причины социальных фактов, однако существенно ее модифицирует, незаметно переходя от дюркгеймов-ского понимания морфологии как области фактов, относящихся к укорененности общества в физическом пространстве (в ранних работах), к пониманию ее как области фактов, относящихся к со­циальной структуре в указанном выше смысле (в поздних работах). Таким образом, Рэдклифф-Брауна можно по праву назвать одним из пионеров структурной социологии.

Теоретическое объяснение социальных институтов: примеры

Характер социологических объяснений Рэдклифф-Брауна лучше всего проиллюстрировать на примере социологии религии, которая была предметом его интереса на протяжении всей жизни, начиная с исследования андаманских островитян и заканчивая последними, посмертно опубликованными заметками о тотемиз­ме. Его теория религии получила наиболее полное изложение в очерке «Религия и общество»2. Она включает следующие основные положения.

1. Существование общества зависит от наличия в душах его членов определенной системы чувств, управляющих их поведе­нием во взаимоотношениях друг с другом и обеспечивающих ми­нимально необходимую групповую солидарность. (При этом речь идет о солидарности не только общества в целом, но и отдельных его групп, например орды, клана, возрастной группы и т.д.)

2. Каждый элемент социальной системы или природный объ­ект, оказывающий влияние на благосостояние или сплочение об­щества, становится объектом этой системы чувств, т.е. социальной ценностью. Включаясь в коллективные обряды, он приобретает ритуальную ценность. (Термин «ценность» употребляется в ней­тральном смысле; так, в обрядах австралийских аборигенов риту­альной ценностью наделяются, помимо прочего, такие объекты, как дизентерия, засуха и т. д. Кроме того, ритуальной ценностью может наделяться не только объект, оказывающий прямое влияние на благосостояние общества, например дичь и продукты земли, но и объект, случайно сопутствующий важным социальным событи-

1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 193.

2 Рэдклифф-Браун А.Р. Религия и общество // Социальные и гуманитарные
науки. Сер. 11, Социология. М., 1997. № 1. С. 79-109.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 229

ям, например ворон у австралийских аборигенов, который всегда оказывается рядом с человеком во время охоты — одного из глав­ных элементов в их системе жизнеобеспечения.)

3. В человеческом обществе указанные чувства не даны от рождения; они развиваются под влиянием общества, в процессе воспитания. (Иначе говоря, эти чувства относятся к особой соци­альной реальности.)

4. Ритуалы (позитивные и негативные) являются способами регулируемого символического выражения этих чувств в коллек­тивном действии.

5. Коллективное выражение этих чувств в ритуальном дейс­твии выполняет функцию поддержания этих чувств у индивидов на таком уровне интенсивности, который обеспечивает достаточ­ную социальную сплоченность, а также функцию передачи их от поколения к поколению.

6. Религия является важным и необходимым элементом под­держания социального порядка.

7. Основное чувство, поддерживаемое и выражаемое рели­гией, — это чувство зависимости, существующее в двух модаль­ностях: человек может зависеть от других и должен зависеть от других. (По существу «чувство зависимости», как его описывает Рэдклифф-Браун, тождественно таким состояниям, как доверие и уверенность.)

8. В некоторых обществах существует прямая связь между религией и социальной структурой: форма религии соответствует форме социальной структуры. Однако в тех случаях, когда церков­ная (религиозная) структура становится в обществе относительно независимой, такая связь ослабевает или полностью теряется.

Последнему положению Рэдклифф-Браун уделял в своей работе особое внимание, прежде всего в связи с исследования­ми австралийского «тотемизма». Свою теорию тотемизма он не­однократно формулировал и переформулировал (в частности, в работах «Андаманские островитяне», «Социальная организация австралийских племен», в ранних этнографических заметках о тотемизме, в очерке «Социологическая теория тотемизма» и в программной лекции «Сравнительный метод в социальной ант­ропологии»). В очерке «Религия и общество» эта теория принимает следующие очертания.

1. В Австралии существует структурная система кланов; каж­дый клан является тотемической группой, имеет свои «тотемные Центры» (священные места, находящиеся на его территории), свой


230 История социологии

миф о происхождении и свои особые обряды, выполняемые в то­темных центрах.

2. Официальная цель обрядов (речь идет об интичиума, об­рядах размножения) состоит в поддержании дальнейшего сущест­вования того естественного вида (растения или животного) или природного объекта (например, дождя), который является тотемом соответствующего клана и с которым клан себя отождествляет.

3. Функция этих обрядов — поддержание тотемической соли­дарности клана. (Партикулярные территории, обряды, мифы под­держивают внутреннюю сплоченность каждого отдельного клана и его отграниченность от других кланов.)

4. Есть ряд тотемических церемоний и обрядов инициации, которые собирают несколько кланов на территории одного из них. Каждая такая церемония собирает свой особый набор кла­нов; соответственно каждый клан участвует в серии церемоний, собирающих разные комбинации кланов. Вследствие этого обра­зуется сложная «сеть» кланов, посредством которой каждый клан соединен, хотя бы косвенно, через ряд опосредствующих звеньев с любым другим. На уровне представлений (мифологии) такая сеть поддерживает существование всей природы в целом; на уровне со­циальной структуры поддерживается клановая система в целом.

Подобного рода объяснения выдвигались и в отношении дру­гих форм религиозной жизни: системы старшинства рассматрива­лись как структурная опора культа предков, системы возрастных ступеней — как структурная опора того же поклонения предкам и сложных систем посвятительных обрядов и т. п.

Рэдклифф-Браун вообще предпочитал работать на уровне специальных (частных) теорий. Такие частные теории были раз­работаны им применительно к таким явлениям, как табу, обычай шутливых отношений, левират и сорорат, некоторые брачные об­ряды, особое отношение между сыном сестры и братом матери, классификационные терминологии родства и т. д. В целом его подход к изучению общества можно определить как микросоци-

ологический1.

 

1 См.: Никишенков А.А. Структурно-функциональные методы А.Р. РэД-клифф-Брауна в истории британской социальной антропологии // Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. С. 285 и дальше; Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф' Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 387-390.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ



Влияние идей Б. Малиновского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.013 с.)