Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура и социальная морфологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) социальную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наибольшее внимание он уделял социальной морфологии, на которую возлагалась одна из главных задач социальной антропологии: «открыть общие свойства тех социальных структур, составными элементами которых являются человеческие существа»1. В задачи морфологического исследования обществ включались определение, сравнение и классификация различных структурных систем. В качестве идеала предполагалось получение «реальной сравнительной морфологии обществ» как своего рода систематического каталога социальных структур, в соотнесении с которым можно было бы изучать культурные формы и социальные институты, находящиеся в ведении «социальной физиологии»2. Исследование социальных структур имело, в представлении Рэдклифф-Брауна, настолько важно*е значение, что все разделы социальной антропологии переопределялись в соотнесении с этой задачей. Так, социальная морфология должна была ответить на вопросы: какие социальные структуры существуют, каковы их сходства и различия, как их можно классифицировать? Социальная физиология должна была ответить на вопрос: как функционируют социальные структуры? Исследование эволюции должно было дать ответ на вопрос: как возникают новые типы социальных структур?3 Ввиду огромной значимости этой темы для исследований ученого можно определить его подход как структурализм4. Социальную структуру Рэдклифф-Браун понимает натуралистически. С его точки зрения, это нечто реально существующее и, более того, наблюдаемое. Социальная структура может непосредственно наблюдаться как упорядоченное взаимное поведение лиц, связанных между собой социальными отношениями. 1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 187. 2 В качестве образца того, как мог бы выглядеть такой каталог, можно рас 3 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 207. 4 Он считал, что изучение социальной структуры «в некотором чрезвы 226 История социологии Момент наблюдаемости Рэдклифф-Браун не устает подчеркивать: «Конкретной реальностью, которая интересует нас при исследовании социальной структуры, является система актуально существующих в данный момент времени отношений, связывающих воедино определенную совокупность людей. Именно ее мы можем непосредственно наблюдать»1. Реальность социальной структуры определяется Рэдклифф-Брауном, в духе предельного социологизма, не просто как осязаемая реальность, но еще и как реальность особая, sui generis: «Социальные явления образуют особый класс природных явлений. Все они так или иначе связаны с существованием социальных структур, будучи либо их конкретными проявлениями, либо их результатами. Социальные структуры так же реальны, как и индивидуальные организмы... Социальные явления, наблюдаемые нами в любом обществе, являются не непосредственным результатом природы индивидуальных человеческих существ, а результатом той социальной структуры, посредством которой они соединены»2. Между тем описанию подлежат не частные подробности социальных отношений, а только то, что является в них общим и повторяющимся, иначе говоря, «структурная форма» социальных отношений, абстрагированная от их частных проявлений. Поскольку социальные отношения наблюдаются только через взаимное поведение связанных ими лиц, предметом описания становятся «паттерны поведения, которых придерживаются в обращении друг с другом индивиды и группы»3. Эти паттерны закреплены в правилах, которые могут находить выражение в их реальном соблюдении и вербальном признании. Соответственно исследователь может собирать данные о правилах и нормах исследуемого общества, пользуясь обоими каналами: внешним наблюдением за поведением и опросом. Структура как конкретная реальность отличается от структурной формы как того, что описывается. Актуальная структура день ото дня потихоньку меняется, тогда как форма структуры остается в течение какого-то промежутка времени относительно неизменной (структурная форма тоже меняется, но не так быстро). Рэдклифф-Браун использует понятие социальной структуры в широком значении: «Социальную структуру необходимо опреде- 1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 188. Именно в этом воп 2 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 187. 3 Там же. С. 196. СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 227 лять как преемственную во времени упорядоченную расстановку лии в отношениях, определяемых или контролируемых институтами, т.е. социально установленными нормами или образцами поведения»1. В это понятие включаются географическое распределение индивидов и групп, разделение индивидов на группы, упорядоченная расстановка индивидов внутри групп, распределение индивидов по социальным классам и категориям, а также упорядоченная расстановка лиц в диадических отношениях. Сам Рэдклифф-Браун обращал наибольшее внимание на последний аспект социальной структуры, посвятив много сил описанию и анализу диадических отношений (работы о брате матери2, шутливых отношениях3 и т.д.). Подобное расширение понятия социальной структуры приветствовалось далеко не всеми; даже ученики Рэдклифф-Брауна по большей части от него отказались. Сосредоточение на изучении социальной структуры позволило решить одну серьезную проблему, связанную с невозможностью определения границ обществ как «дискретных сущностей». Понятие социальной структуры просто заменило понятие общества и избавило от необходимости им пользоваться. Что касается границ, то в случае сети социальных отношений исследователь мог установить их по своему усмотрению, в зависимости от стоящих научных задач: «Взяв любой удобный для изучения район подходящего размера, мы можем изучить структурную систему, какой она оказывается в пределах данного региона и видится изнутри него, т. е. ту сеть отношений, которая связывает его обитателей друг с другом и с людьми, живущими в других регионах»4. По замыслу Рэдклифф-Брауна исследование социальной структуры было ценно не только само по себе, но и как необходимая основа для теоретического объяснения явлений, относящихся к сфере ведения социальной физиологии, т. е. морали, права, этикета, религии, политических институтов, воспитания и т.д. Он писал: «Принимая структурную точку зрения, мы изучаем эти вещи не в абстракции и обособлении от всего остального, а в их непосредственных и косвенных связях с социальной структурой, т. е- соотнося их с тем, каким образом они зависят от социальных отношений между персонами и группами персон и оказывают на них 1 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 275. 2 См.: Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и фунция в примитивном обществе. 3 См. там же. С. 107-136. 4 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 190. 228 История социологии влияние»1. Здесь Рэдклифф-Браун идет от позиции Дюркгейма искавшего морфологические причины социальных фактов, однако существенно ее модифицирует, незаметно переходя от дюркгеймов-ского понимания морфологии как области фактов, относящихся к укорененности общества в физическом пространстве (в ранних работах), к пониманию ее как области фактов, относящихся к социальной структуре в указанном выше смысле (в поздних работах). Таким образом, Рэдклифф-Брауна можно по праву назвать одним из пионеров структурной социологии. Теоретическое объяснение социальных институтов: примеры Характер социологических объяснений Рэдклифф-Брауна лучше всего проиллюстрировать на примере социологии религии, которая была предметом его интереса на протяжении всей жизни, начиная с исследования андаманских островитян и заканчивая последними, посмертно опубликованными заметками о тотемизме. Его теория религии получила наиболее полное изложение в очерке «Религия и общество»2. Она включает следующие основные положения. 1. Существование общества зависит от наличия в душах его членов определенной системы чувств, управляющих их поведением во взаимоотношениях друг с другом и обеспечивающих минимально необходимую групповую солидарность. (При этом речь идет о солидарности не только общества в целом, но и отдельных его групп, например орды, клана, возрастной группы и т.д.) 2. Каждый элемент социальной системы или природный объект, оказывающий влияние на благосостояние или сплочение общества, становится объектом этой системы чувств, т.е. социальной ценностью. Включаясь в коллективные обряды, он приобретает ритуальную ценность. (Термин «ценность» употребляется в нейтральном смысле; так, в обрядах австралийских аборигенов ритуальной ценностью наделяются, помимо прочего, такие объекты, как дизентерия, засуха и т. д. Кроме того, ритуальной ценностью может наделяться не только объект, оказывающий прямое влияние на благосостояние общества, например дичь и продукты земли, но и объект, случайно сопутствующий важным социальным событи- 1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 193. 2 Рэдклифф-Браун А.Р. Религия и общество // Социальные и гуманитарные СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 229 ям, например ворон у австралийских аборигенов, который всегда оказывается рядом с человеком во время охоты — одного из главных элементов в их системе жизнеобеспечения.) 3. В человеческом обществе указанные чувства не даны от рождения; они развиваются под влиянием общества, в процессе воспитания. (Иначе говоря, эти чувства относятся к особой социальной реальности.) 4. Ритуалы (позитивные и негативные) являются способами регулируемого символического выражения этих чувств в коллективном действии. 5. Коллективное выражение этих чувств в ритуальном действии выполняет функцию поддержания этих чувств у индивидов на таком уровне интенсивности, который обеспечивает достаточную социальную сплоченность, а также функцию передачи их от поколения к поколению. 6. Религия является важным и необходимым элементом поддержания социального порядка. 7. Основное чувство, поддерживаемое и выражаемое религией, — это чувство зависимости, существующее в двух модальностях: человек может зависеть от других и должен зависеть от других. (По существу «чувство зависимости», как его описывает Рэдклифф-Браун, тождественно таким состояниям, как доверие и уверенность.) 8. В некоторых обществах существует прямая связь между религией и социальной структурой: форма религии соответствует форме социальной структуры. Однако в тех случаях, когда церковная (религиозная) структура становится в обществе относительно независимой, такая связь ослабевает или полностью теряется. Последнему положению Рэдклифф-Браун уделял в своей работе особое внимание, прежде всего в связи с исследованиями австралийского «тотемизма». Свою теорию тотемизма он неоднократно формулировал и переформулировал (в частности, в работах «Андаманские островитяне», «Социальная организация австралийских племен», в ранних этнографических заметках о тотемизме, в очерке «Социологическая теория тотемизма» и в программной лекции «Сравнительный метод в социальной антропологии»). В очерке «Религия и общество» эта теория принимает следующие очертания. 1. В Австралии существует структурная система кланов; каждый клан является тотемической группой, имеет свои «тотемные Центры» (священные места, находящиеся на его территории), свой 230 История социологии миф о происхождении и свои особые обряды, выполняемые в тотемных центрах. 2. Официальная цель обрядов (речь идет об интичиума, обрядах размножения) состоит в поддержании дальнейшего существования того естественного вида (растения или животного) или природного объекта (например, дождя), который является тотемом соответствующего клана и с которым клан себя отождествляет. 3. Функция этих обрядов — поддержание тотемической солидарности клана. (Партикулярные территории, обряды, мифы поддерживают внутреннюю сплоченность каждого отдельного клана и его отграниченность от других кланов.) 4. Есть ряд тотемических церемоний и обрядов инициации, которые собирают несколько кланов на территории одного из них. Каждая такая церемония собирает свой особый набор кланов; соответственно каждый клан участвует в серии церемоний, собирающих разные комбинации кланов. Вследствие этого образуется сложная «сеть» кланов, посредством которой каждый клан соединен, хотя бы косвенно, через ряд опосредствующих звеньев с любым другим. На уровне представлений (мифологии) такая сеть поддерживает существование всей природы в целом; на уровне социальной структуры поддерживается клановая система в целом. Подобного рода объяснения выдвигались и в отношении других форм религиозной жизни: системы старшинства рассматривались как структурная опора культа предков, системы возрастных ступеней — как структурная опора того же поклонения предкам и сложных систем посвятительных обрядов и т. п. Рэдклифф-Браун вообще предпочитал работать на уровне специальных (частных) теорий. Такие частные теории были разработаны им применительно к таким явлениям, как табу, обычай шутливых отношений, левират и сорорат, некоторые брачные обряды, особое отношение между сыном сестры и братом матери, классификационные терминологии родства и т. д. В целом его подход к изучению общества можно определить как микросоци- ологический1.
1 См.: Никишенков А.А. Структурно-функциональные методы А.Р. РэД-клифф-Брауна в истории британской социальной антропологии // Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. С. 285 и дальше; Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф' Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 387-390. СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Влияние идей Б. Малиновского
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.013 с.) |