Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что значит относиться к себе как к другому?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Self, или мое собственное Я Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека, а специфики человеческого опыта. Ученого интересует функциональный, бихевиористский, а отнюдь не социально-антропологический подход к этому сюжету. Не случайно само слово «человек» Мид старается не употреблять, заменяя (если не подменяя) его понятием рефлексивного Self1. «Если мы откажемся от концепции субстанциональной души, которой наделяется при рождении коммуникативное Я, то можем расценивать развитие индивидуального коммуникативного я и его самосознания в сфере его опыта»2. На самом деле мое собственное Я в трудах Мида — аналитический «двойник» души, превращающий тайну человеческой жизни, общения людей друг с другом в логически решаемую проблему. У примитивных народов, пишет Мид, давно подмечено стремление разграничить человеческое тело, конкретного видимого человека и его внутреннюю сущность, нечто подобное душе, которую они 1 Self [self] — (англ.) — приставка, обозначающая направленность действия 2 Mead G. Mind. P. 115. 536 История социологии овеществляют, мысленно воплощают в каком-нибудь предмете, растении, животном. Делается это для того, чтобы защитить ее от порчи, дурного влияния. «Двойник» этот, по мнению Мида, есть прототип моего собственного Я, как средоточия жизни человека, его внутренней целостности1. Справедливости ради следует заметить, что Мид не исчерпывает человеческое Я собственным пониманием и не обольщается относительно своих научных выводов. «Возможности нашей природы, тех видов энергии, на которые с таким упоением указывал Уильям Джемс, — это возможности нашего собственного Я, лежащие за пределами нашего собственного, непосредственного представления. Мы просто не знаем, что они из себя представляют. В определенном смысле они — самое увлекательное содержание, которое мы можем созерцать в той мере, в какой можем ими овладеть»2. Непросты отношения моего собственною Я с категорией «личность» (personality). Понятие «личность» Мид употребляет гораздо реже, чем Self, в ряде случаев даже заменяя им «самосознание» (Self-consciousness). По своему содержанию данное понятие ближе всего к понятию «индивидуальность» как характеристике социально значимых отличий человека от окружающих. Это своего рода модель конкретного человека, система мыслей, ощущений и «Я- концепций», как считают окружающие, специфичных для него. По мнению Мида, личность непременно содержит в себе, разделяет права и ценности, общие для своей социальной группы. Однако помимо этих воспитанных черт у нее есть нечто свое, особенное, ни на кого не похожее. И эта инаковость — «наиболее ценная часть индивида. Вопрос в том, может ли она быть привнесена в мое собственное социальное Я или мое собственное социальное Я попросту объемлет эти реакции, которые могут стать всеобщими в рамках большого сообщества... Никто не заставляет нас принимать вторую точку зрения»3. Признание Мидом уникальности человеческой личности, по-видимому, все-таки не означает признания им вечного, сверхприродного, общечеловеческого. Это не более чем виньетка на общем рисунке Я, которое рождается и живет в мире объективных 1 Mead G. Self// George Herbert Mead on Social Psychology. P. 27. 2 Ibid. P. 236-237. 3 Mead G. Auguste Comte. P. 278. СОЦИОЛОГИЯ США смыслов и значений, в области до-личностного (по своей природе), межтелесного, или интерсубъективного. Мид говорит так: «Я хочу ясно показать, что характерной чертой моего собственного Я является отношение к себе самому именно как к объекту. Это свойство показывает само слово «Self», рефлексивное и указывающее на то, что оно может быть как субъектом, так и объектом»1. Оно — познающее и одновременно познаваемое самим собой2. Истоки самосознания человека — вещь парадоксальная. Хитрость заключается в том, что человек не способен прямо и непосредственно познать самого себя опытным путем. Он узнает о себе самом от других, окружающих его людей, исходя из некоего общего отношения к себе той социальной группы, к которой он принадлежит. «...Человек входит в свой собственный опыт как собственное Я, или индивид, не прямо и непосредственно..., но только с того момента, как он впервые становится объектом для самого себя, точно так же, как другие служат для него объектами, или существуют в его опыте; а объектом для самого себя он становится, только принимая установки других индивидов по отношению к самому себе в пределах той социальной среды, или контекста опыта и поведения, который включает и его, и других»3. Прежде чем стать собой, человек должен увидеть себя со стороны, стать другим. Таким образом, мое собственное Я — это особая разновидность общения, а стало быть, и человеческого поведения. Оно направлено на самого себя в той же мере, в какой направлено на других. 'Mead G. Self// George Herbert Mead on Social... P. 201. 2 Поясним это на примере уникальной методики маскотерапии. Она была 3 MeadG, Self// George Herbert Mead on Social... P. 27. История социологии Механизм его появления таков. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно увидеть элементы подражания окружающим, но то же самое характерно и для животных. Не стадия имитации, длящаяся, по Миду, до двухлетнего возраста, определяет превращение биологического организма в сознательное существо. «Вероятно, — пишет Мид, — человеческое общение началось не с имитации, а с сотрудничества, в котором способы поведения различались, а действия одного индивида отвечали на действия другого и вызывали их...»1 Смысл этого сотрудничества — в способности человека мысленно «перевоплощаться» в другого, истолковывая для себя его поведение, наполняя его смыслом и значением и действуя в свою очередь с учетом возможной реакции своего партнера. Осмысление ситуации, таким образом, становится «игрой жестов между нашими собственными Я, даже когда эти Я — часть нашего внутреннего самосознания»2. Как это возможно? Принятие роли другого — не механический перенос «моего собственного Я» на другого (что крайне недальновидно и попросту глупо) и не «вживание», «впитывание» другого Я (что явно невозможно и наивно), но прояснение наших с ним позиций. Это процесс творческий. В этом вопросе Мид расходится со своими именитыми соотечественниками — Джемсом и Чарльзом X. Кули, создавшим концепцию «зеркального Я»3. Позиция людей по отношению к кому-либо, утверждает Мид, есть часть их собственного опыта, который безусловен только для его обладателя. Опыт этот совершенно необязателен и спорен для другого человека. Более того, до тех пор, пока человек погружен в этот чужой опыт без остатка, он не в состоянии обрести собственное Я4. Собственное Я обретается в сопоставлении наших взглядов, позиций. Сопоставить их можно потому, что оба мы — и я, и мой собеседник — погружены в одну и ту же социо-культурную среду, наполненную общими для нас обоих смыслами и значениями. Кроме того, в момент нашего общения мы находимся в одной и той же социальной ситуации, в одинаковых обстоятельствах. ' Mead G. Social Psychology as Counterpart to Physiological Psychology // Mead G.H. Selected Writings. P. 101. 2 Mead G. Social Consciousness and Consciousness of Meaning // Ibid. P. 133. 3 Суть концепции «зеркального Я» (the looking-glass self) заключается в том, 4 Mead G. Mind, Self and Society. P. 173. СОЦИОЛОГИЯ США Предполагает ли отношение к себе как к другому отношение к другому как к себе, сказать трудно. Мид не склонен к рассуждениям о внутренней сопричастности, сопереживанию, ответственности за другого. «Быть другим» вряд ли означает у Мида «быть-с-другим». Это скорее признание за другим прав, которыми обладаешь сам, и возможностей, которыми сам пользуешься. Социализация В нормальном случае человек начинает соотносить себя с другими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей это Я — смесь всех людей, с которыми общается, когда принимает их роли. Лишь постепенно это свойство приобретает достаточно ясную форму, чтобы быть отождествленным с биологическим индивидом, и явить в нем ярко выраженную личность, которую мы называем самосознанием»1. Так от двух до четырех лет, с точки зрения Мида, ребенок переживает время «театрализованной игры, представления» (play), на протяжении которого он с готовностью переходит от одной роли к другой по своему усмотрению. «Вы не можете положиться на ребенка; вы не вправе сделать вывод о том, что все, что он делает, предопределяет его действия в будущем. Он не организован как целое. Ребенок не обладает ни определенным характером, ни определенной личностью»2. Это — простейшая форма существования в качестве другого для самого себя, своего самопознающего коммуникативного Я. Да, ребенок в состоянии воспринять целый ряд общезначимых стимулов, на которые он будет способен отреагировать точно так же, как и окружающие. Однако эти его реакции очень четко распределены во времени: ему не дано вместить общий замысел происходящего, взаимную ответственность игроков друг за друга. Начиная с четырех лет и до конца своей жизни человек находится в той стадии своего развития, которая названа Мид ом «игрой по правилам, соревнованием» (game). На сей раз организация отношений между людьми осуществляется по социальному, или групповому, признаку. Мое собственное Я становится «индивидуальной рефлексией обобщенных, систематизированных образцов 1 MeadG. Mind, Self and Society. P. 369-370. 2 Ibid. P. 159. 3 Ibid. P. 158. История социологии социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3. Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю совокупность социальных связей, которые оно «стягивает» на себя. «...Мы — одни для одного человека и другие — для другого. Это части моего собственного Я, которые существуют только для него в его отношении к самому себе. ...Множественная личность в определенном смысле нормальна... Единство и структура моего собственного полного Я отражают единство и структуру целостного социального процесса....Различные элементарные Я... отвечают различным аспектам структуры целостного социального процесса»1. Мое собственное Я есть социальный процесс. Если мы сопоставим «театрализованное представление» с «игрой по правилам», то увидим существенное различие: играющий по правилам ребенок должен быть готов принять установку любого другого игрока, заранее зная, как соотносятся их роли. Игра как соревнование не только согласует отдельные индивидуальные установки между собой, но и создает единое смысловое пространство «обобщенного другого» (generalized othen), той социальной группы, к которой принадлежит игрок. В жизни ребенка игра представляет «переход от принятия роли других в театрализованном представлении (play) к организованной части, существенной для самосознания в полном смысле этого слова»2. «"Другой" находится в той же плоскости, на том же уровне восприятия, что и мое собственное Я. Между нашими собственными Я и собственными Я других не может быть проведено никакого четкого разграничения, ибо наши собственные самопознающие коммуникативные Я существуют и входят как таковые в наш опыт только потому, что там существуют и туда входят собственные Я других»3. Они в равной степени доступны и непосредственны. «Поток сознания — носитель обоих — моего собственного Я и его общества, и каждый из них может быть рассмотрен как зависящий от другого в процессе своего развития в сознании»4. Самосознание человека как умение выделять себя из окружающей среды в теории Мида неразрывно связано с умением от- 1 Mead G. Self// George Herbert Mead on Social... P. 207-208. 2 Ibid. P. 216. 3 Ibid. P. 227. 4 Mead G. Cooley's Contribution to American Social Thought // George Herbert СОЦИОЛОГИЯ США носиться к себе как к другому, а умение относиться к себе как к другому, т. е. оценивать свои действия, непременно предполагает знание социальных критериев этой оценки, воплощенных в образе «обобщенного другого». Человеку становится доступным общество в целом, ситуация в целом с соподчиненностью ролей и взаимными ожиданиями ее участников. В той мере, в какой логична игра, логично и упорядочено мое собственное Я. «Именно в форме «обобщенного другого» социальный процесс воздействует на поведение индивидов, вовлеченных в него и производящих его, т. е. общность осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов;...в этой форме социальный процесс, или общность, входит как определяющий фактор в мышление индивидов»1. Мораль игры, стремление ощутить себя частью некоторого организованного целого захватывают ребенка гораздо сильнее, чем те этические принципы, которые исповедует его семья или сообщество в целом. Сколько бы ни продолжалось увлечение игрой, след, который она оставит в его жизни, не исчезнет. Научив человека организовывать свои отклики и реакции на происходящее, исходя из требований организации, она превратит его в того, о ком мы можем с уверенностью сказать: «У него есть характер в моральном смысле этого слова»2. Так думает Мид. Его цитату можно было бы оставить без комментариев, как справедливую с «технической» точки зрения, если бы не упоминание о морали. Ведь к теме, затронутой Мидом, можно подойти и с другой точки зрения. Интерес к социальной игре нередко делает людей заложниками так называемой «карманной психологии», о чем замечательно писал английский мыслитель первой половины XX в. Клайв С Льюис: «Мы иногда попадаем как бы в «карманы», в тупики мира — в школу, в полк, в контору, где нравственность очень дурна. Одни вещи считаются здесь обычными («все так делают»), другие — глупым донкихотством. Но, вынырнув оттуда, мы, к нашему ужасу, узнаем, что во внешнем мире «обычными» вещами гнушаются, а донкихотство входит в простую порядочность. То, что в «кармане» представлялось болезненной сверхчувствительностью, оказалось признаком душевного здоровья»3. 1 Mead G. Self// George Herbert Mead on Social... P. 219-220. 2 Ibid. P. 226. 2 Льюис К.С. Страдание // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 145-146. 542 История социологии Однако для Мида, как социального психолога и социолога, не существует ни категории «душевного здоровья», ни этической стороны общения и поведения людей. Его занимает совсем другое: как можно, не теряя внутреннего единства и целостности, «быть другим и в то же самое время самим собой»1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.008 с.) |