Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии

Поиск

Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы происхождения сознания и идей. Де Траси на­деялся, что идеология со временем приобретет такой же научный статус, как и любые другие «устоявшиеся» науки.

В марксизме «идеология» приобрела другой смысл. Маркс по­лагал, что в любую эпоху идеи господствующего класса являются главенствующими идеями, т. е. класс, который управляет сред­ствами производства в обществе и имеет в своем распоряжении большую часть материальной продукции, в то же время являет­ся ведущей интеллектуальной силой и осуществляет контроль за большей частью интеллектуальной продукции.

Отличительной чертой идеологии, согласно воззрениям Маркса, является то, что она «вводит в заблуждение подчинен­ный» класс, скрывая от его представителей те противоречия, на которых базируются классовые общества. Идеология владеющей собственностью буржуазии благоприятствует возникновению ил­люзий у эксплуатируемого ею пролетариата, «предохраняя его от факта осознания эксплуатации». Тем не менее Маркс не верил в то, что все политические идеи носят идеологический характер. Он утверждал, что его собственные работы, призванные вскрыть процесс классовой эксплуатации и угнетения, глубоко научны. Поэтому существует четкое различие между наукой и идеологией, между правдой и фальсификацией1.

В целом, само понятие «идеология» в марксизме трактовалось следующим образом.

Во-первых, как идеалистическая концепция, согласно кото­рой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принци­пов2.

1 Это различие, однако, было проигнорировано (стерто) в трудах позд­
них марксистов, таких, как В. Ленин и А. Грамши. Они обратились не только к
буржуазной идеологии, но и к социалистической идеологии (или пролетарской
идеологии) — термину, который К. Маркс посчитал бы абсурдным.

2 См.: Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 12.


Л


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 261

Во-вторых, как тип мыслительного процесса, когда идеологи воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности обще­ственной идеи1.

В-третьих, как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.

С точки зрения современной социальной науки идеология — это набор более или менее связанных идей, составляющий основу для организованного политического действия, которое нацелено на сохранение, модификацию или ниспровержение существую­щей системы властных отношений. Все идеологии, следовательно: а) предлагают обоснование существующего порядка, обычно в фор­ме мировоззрения; б) предоставляют свою модель желаемого буду­щего, свое видение идеального общества; в) описывают, как в общих чертах могут и должны происходить политические изменения.

Все эти позиции, безусловно, представлены в работах Маркса. И хотя Маркс и Энгельс не применяли термин «идеология» к собс­твенному мировоззрению, но они характеризовали свое учение как научную теорию социализма, органиче^и связанную с освободи­тельной классовой борьбой пролетариата. Следует отметить, что особое место в трудах Маркса и Энгельса по данной проблеме за­нимает книга «Немецкая идеология». Можно сказать, что в данной работе и содержится концепция, которая в дальнейшем получила название «марксистская идеология».

В целом общие представления Маркса о понятии «идеология» и тот набор идей, который можно назвать марксистской идеоло­гией, следует разделять. Что же представляет собой марксистская идеология как доктрина? Какие ее тезисы стали использоваться последователями политического учения Маркса?

Во-первых, она вобрала в себя все элементы идеологической концепции социализма, наиболее влиятельным представителем которой был К. Маркс2. К основным компонентам социалистичес-

1 См.: Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 39. С. 83.

2 Хотя социалистические идеи можно обнаружить уже и в «Утопии» Мора, и в
«Государстве» Платона, и в работах главного идеолога крайне левого крыла револю­
ционной демократии английской буржуазной революции XVII в. — Дж. Уинстэпли,
тем не менее социализм не имел формы политической доктрины вплоть до начала
XIX в. Он получил свое развитие в качестве реакции против распространения про­
мышленного капитализма. Поначалу социализм выражал чаяния ремесленников и
Мастеров, страдающих от роста промышленного производства, но очень быстро он
стал связан с интересами разрастающегося промышленного рабочего класса. В сво-


262 История социологии

кой идеологии часто относят социальное единство, братство, соци­альное равенство людей; распределение общественного богатства согласно потребностям; общественную собственность1. Рабочий класс рассматривается как наиболее значимый социальный эле­мент, а социалистическая традиция ассоциируется с интересами уг­нетенного и эксплуатируемого рабочего класса как главного агента социальных перемен и даже социальной революции.

Маркс полагал, что основал новое направление социализма (получившее в дальнейшем название «марксизм»), которое было глубоко научным, поскольку он в первую очередь опирался на за­кономерности социального и исторического развития, а не на одну лишь критику капитализма. Его основные составляющие: исто­рический материализм, диалектический метод, теории классовой борьбы и пролетарской революции. В качестве теоретико-идеоло­гической схемы марксизм явился принципиальной альтернативой либеральному рационализму, который доминировал в западной культуре и научной мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.248 (0.009 с.)