Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология как «логико-экспериментальная наука»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В вопросах логики и методологии науки воззрения Парето характеризуются радикальной приверженностью позитивизму. Он формулирует концепцию «логико-экспериментальной науки» («1а scienza logico-sperimentale»), согласно которой наука должна с абсолютной и безусловной строгостью основываться только на фактах «опыта и наблюдений» и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы. Всевозможные религиозно-мистические построения и априорно-метафизические принципы и конструкции должны быть решительно отброшены. В наибольшей степени, по мысли Парето, эталону научности будет соответствовать та теория, которая более других согласуется с фактами прошлого, лучше других предсказывает факты будущего и объемлет большее количество фактов. Предметом науки должно быть исследование единообразия (la uniformita) явлений, установление между ними функциональной взаимозависимости. Он отмечал: «В науке нет предвзятых идей, страстей, она не принадлежит никакой партии, ее функция состоит в описании фактов, исследовании отношений, которые существуют между ними, и в открытии законов, которые составляют естественное единообразие»1. Социальная наука не существовала бы, если бы социальные факты не представляли собой единообразных явлений. В связи с мерой соответствия канонам логико-экспериментальной науки Парето в универсуме знания выделил логико-экспериментальные теории и теории, не отвечающие их требованиям2. Последние исходят не из опыта, а из априорно принятых положений — религиозных или метафизических, которые довлеют над опытом, навязывают ему вымышленные конструкции. Подобные теории, согласно Парето, «не зависят от опыта, опыт зависит от них»3. К теориям, не отвечающим критериям логико-экспериментальной науки, ученый относил, например, концепции Руссо, Гольбаха, Кондорсе и многих других мыслителей. Одним из вопиющих проявлений ненаучного теоретизирования Парето считал философию Гегеля и, в частности, его «Философию природы», которая, на взгляд итальянского мыслителя, не жалевшего сарказма и издевательской иронии в адрес великого немецкого философа, 1 Pareto V. Scritti sociologies Torino, 1966. 1 Парето использовал термин «теория» весьма расширительно. Часто он 2 Pareto V, Trattato di sociologia generate. Milano, 1964. Vol. 1. § 56. 426 История социологии была «трудом, который явно достиг границ комической абсурдности и перешагнул их»1. Вполне традиционно итальянский мыслитель считал естественные науки эталоном научного знания: все естественные дисциплины приближаются к его идеалу логико-экспериментальной науки. Близкой к этому идеалу Парето считал экономическую науку, которая вместе с тем, впрочем, еще должна подвергнуться значительной логико-экспериментальной трансформации. «Я хочу сделать экономику точно такой же наукой, как и химия, физика, астрономия»2, — заявлял ученый. Еще менее зрелой наукой Парето считал социологию. Он полагал необходимым форсирование усилий по преобразованию социологии в подлинную науку. Свой «Трактат по общей социологии» итальянский социолог считал существенным вкладом в такое преобразование. Ориентация на математизированное естествознание как на образец совершенного знания привела к насыщению текстов произведений Парето математическими формулами и символикой, алгебраическими и геометрическими аналогиями, графиками и схемами. Парето, подобно неокантианцам и М. Веберу, разделял науку и идеологию, эпистемологический и аксиологический аспекты духовного освоения мира. Итальянский ученый заявлял: «Я убежден, что у социологии главный враг — чувство...»3 Социолог разделил истину и пользу, о чем свидетельствует его следующее рассуждение: «Экспериментальная истинность и ее социальная полезность представляют собой различные явления. Теория, которая является экспериментально истинной, может быть либо выгодной, либо невыгодной для общества; и то же самое касается теории, которая экспериментально ошибочна»4. Концепция логико-экспериментальной науки Парето была предельно рассудочным построением, или, пользуясь терминологией Макса Вебера, идеальным типом в области эпистемологии, и предлагала практически недостижимый проект преобразования научного знания. Реализация программы создания логико-экспериментальной науки Парето была неосуществимой утопией, а в генетическом отношении проект логико-экспериментальной науки Парето был результатом идеализации естествознания конца XIX — начала XX вв. 'Ibid. §51. 2 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 56. 3 Pareto V. Lettere a M. Pantaleoni. Roma, 1960. \bl. II. P. 465. 4 Pareto V. Trattato di sociologia generate. § 249. СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 427
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.006 с.) |