Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта МидаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткая биография Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли штата Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз (Биллингз) Мид. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в г. Оберлин (штат Огайо), где X. Мид получил место профессора гомилетики в Оберлинской богословской семинарии. В 1879 г. Джордж Герберт поступает, а в 1883 г. оканчивает местный колледж и получает диплом бакалавра. Забегая вперед, заметим, что это была единственная ученая степень, присвоенная Миду за всю жизнь. Затем в течение 4 лет преподает в школе, исполняет обязанности инспектора, занимается частным репетиторством. В 1887 г. он становится студентом Гарвардского университета. Профессиональное становление Дж. Г. Мида происходит под руководством крупнейших американских мыслителей того времени, гарвардских профессоров Джосайя Ройса и Уильяма Джемса. Последующие три года (1889—1891) ученый проводит в Европе, в университетах Берлина и Лейпцига. Там же, в Берлине, 1 октября 1891 г. он женится на Хелен Кингсбург Касл, с которой познакомился еще в Оберлине. По возвращении на родину Дж. Г. Мид преподает философию в Университете штата Мичиган (1891—1894), а затем и на философском факультете университета Чикаго, куда его приглашает в 1894 г. один из основоположников американского прагматизма, философ Джон Дьюи. Начав свою карьеру здесь в должности ассистента, Мид последовательно проходит все ступени университетской иерархии. Звание профессора философии Мид получил в 1907 г. и пребывал в нем вплоть до своей кончины (26 апреля 1931 г.). Отношения Мида и Дьюи заслуживают того, чтобы остановиться на них особо. Работая долгое время рядом и поддерживая дружеские отношения семьями, эти два почти ровесника являют собой разительный контраст в отношении к карьере, а возможно, и к жизненным ценностям. История социологии Будучи моложе Дьюи на 4 года, Дж. Г. Мид удостаивается чести увидеть свое имя в справочнике «Кто есть кто в Америке» лишь в 1910 г., 7 лет спустя после появления там имени Джона Дьюи, да и то лишь потому, что становится профессором Чикагского университета. Формально это выглядит вполне справедливо: в среде, где научная монография — главное достояние и основной товар, Мид проявляет удивительное, с точки зрения его коллег, нежелание писать книги. Поэтому его не упоминают в своих работах 1910—1920-х гг. ни Ральф Перри, автор известного по тем временам справочника «Современные философские тенденции», ни Роберт Парк, ни Эрнст Бёрджесс, ни Уильям Томас. И это при том, что сам Дьюи признает сильное влияние Мида на свое творчество, сравнимое разве что с влиянием У. Джемса. Некоторые биографы считают эти факты из жизни Мида свидетельством его крайне низкой самооценки. Однако ближе к истине, вероятно, дочь Джона Дьюи — Джейн. По ее воспоминаниям Дж. Г. Мид непрестанно дорабатывал и пересматривал свои умозаключения, не торопясь излагать их на бумаге. Сомнительная слава удовлетворенного тщеславия его мало трогала. Первая серьезная публикация Мида появилась в год его сорокалетия. Свою же истинную миссию он видел в общении с аудиторией, в чтении лекций. Писать он не любил, научные опусы давались ему с трудом. Незадолго до смерти Миду предлагают должность профессора Колумбийского университета (на период 1931—1932 гг.), но воспользоваться столь почетным приглашением он уже не смог. Литературное наследие Дж. Г. Мида оказалось бы весьма скудным, если бы не старания его коллег и учеников. При жизни ученый опубликовал малую толику своих трудов, в основном в виде отдельных статей и обзоров. Известность пришла к нему прежде всего благодаря преподавательской деятельности — курсу лекций по социальной психологии, прочитанном в Чикаго. Лишь после кончины Мида тексты его лекций и разрозненные рукописи были собраны вместе, отредактированы и изданы в 1932—1938 гг. Социология или социальная психология? Социальная форма жизни Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а СОЦИОЛОГИЯ США 523 вернее, те профессиональные обществоведы, которые сумели по достоинству оценить оригинальность их идей. В течение 36 лет, вплоть до своей кончины, Мид преподавал философию в Чикагском университете или, точнее, философские основы социальной психологии. Его прижизненные публикации немногочисленны, кратки и напоминают конспективные разработки к лекционному курсу. Их чтение требует внутреннего усилия и большой сосредоточенности. Такое же впечатление производят на читателя и посмертные издания Мида: громоздкие предложения, изобилующие детальной расшифровкой терминов, повторы, сухой стиль. Впрочем, характер последних объясним. Это — рабочие рукописи и записи лекций ученого, обобщенные его единомышленниками и учениками. Естественно, что записи эти несут на себе отпечаток личности не только автора, но и слушателя, способности последнего точно и глубоко воспринимать сказанное. Поэтому современным исследователям творчества Мида сложнее ощутить смысловые паузы и неповторимые авторские акценты. Мида надо было слушать, и это прекрасно понимали студенты, переполнявшие аудиторию в часы его занятий. Поначалу ими двигало любопытство к интересным и неожиданным постановкам социально-психологических проблем. В 20-е гг. к научным воззрениям Мида стали присматриваться университетские преподаватели, но лишь после смерти Мид был официально признан крупнейшим американским социологом. Более того, он становится «яблоком раздора» между психологами и социологами. В настоящее время популярность Мида, конечно, не сравнима с довоенной, однако влияние ученого на социальные науки сказывается по-прежнему. Причина столь долгой жизни его идей заключается, пожалуй, в том, что Мид — не только и не просто социолог или социальный психолог. Он — мыслитель, рассуждающий о мире и жизни людей в нем, хотя эти рассуждения и обходят столь нелюбимые Мидом «метафизические» вопросы предельных оснований общества, смысла человеческого общежития, его нравственных сторон. Очень важно понять, что социологические конструкции Мида обретают смысл только в рамках его философских воззрений. Его концепция социализации и теория символического интеракционизма (symbolic interactio-nism — (доел.) взаимодействие, опосредованное символами; термин введен последователем Мида Гербертом Блумером в 1937 г.) — лишь небольшая толика его наследия. «Мы должны 524 История социологии иметь в виду, что только некоторые моменты размышлений Мида были усвоены социологией, — писал в 30-е гг. один из наиболее бережных его издателей, Ансельм Стросс, — и мы должны спросить, почему?»1 Ответ на этот вопрос дает сам Мид в очерке об Огюсте Конте. Безусловной заслугой Конта он считает признание науки, систематически осмысливающей опытное знание в форме объективных законов, самым эффективным методом познания. Такая наука, по Конту, в состоянии преодолеть как теологические, так и метафизические взгляды на мир ценой уподобления социального природному, а значит, распространения законов и методов изучения последнего на общество. Оставим в стороне судьбу контовской «позитивной физики», или социологии, вскоре превратившейся в «позитивную религию» с чином поклонения обществу как Верховному Существу. Для Мида это не столь существенно. Весть о рождении социологии воспринимается им не более чем попытка Конта лишить социальную сферу ореола таинственности и устоявшихся предрассудков, сделать ее подвластной научному анализу. Конт решил «подойти к человеческим делам с позиции ученого, который просто анализирует вещи, разлагая их до конечных элементов на позитивистский манер и тем самым обнаруживая законы их поведения», — считает Мид2. Однако введение Контом в научный оборот нового сюжета не слишком убеждает Мида в самоценности социологии. Конт «...представил социологию как новую отрасль знания. Я же хочу подчеркнуть, что мы не считаем ее еще одной наукой. У нас есть экономика, образование, политическая наука, и вот появляется социология. Еще одна наука, покрывающая ту же самую область, но тем не менее претендующая на свое отличие. А ведь еще совсем недавно было большим вопросом, есть ли такая вещь, как социология»3. Что же предлагает сам Мид? Прежде всего он утверждает единство мироздания в его многообразных проявлениях, включая социальные. В основе всего существующего, поясняет Мид, лежит жизненный процесс (life-process), весьма сходный по своему характеру с эволюцией Ламарка и Дарвина. Жизненный процесс самодостаточен, абсолютно безлик, но при этом способен к вы- 1 Strauss A. Introduction // George Herbert Mead on Social Psychology. Selected 2 Mead G. Auguste Comte // George Herbert Mead on Social Psychology. P. 289. 3 Ibidem. СОЦИОЛОГИЯ США сокому творчеству1. Он равноправен в физическом, животном и социальном мирах, ибо все они — только различные условия его творческого поиска. «...Мы не смогли бы говорить об этом процессе, — пишет Мид, — если бы не было вполне определенной структуры, конкретной формы, в которой он выражает себя»2. Почему жизненный процесс не останавливается на неживой природе, например минералах, приспособленных практически к любому окружению, или на простейших одноклеточных? Зачем ему воплощаться в таком уязвимом по сравнению с ними существе, как человек? И не напоминает ли жизнь ради жизни дурную бесконечность? Все эти и многие другие, подобные им, «метафизические» вопросы Мид отказывается решать. Он с самого начала предупреждает, что не собирается удовлетворять нашу любознательность ответами на вопросы: «Откуда? Для чего?» Его теория описывает «часовой механизм» жизни в его, так сказать, чистом виде, отвечая на вопрос: «Как? Каким образом?» Впрочем, именно в такой постановке исследовательской задачи Мид более всего социолог. Любая жизненная форма — «просто орган, в котором осуществляется некая функция»3. И даже «различие, которое мы делаем между тем, что называем сознанием, и тем, что называем миром в действительности, функционально»4. Именно функциональность заставляет неистребимую жизненную силу создавать все новые формы существования, а значит, и качественно новую природу. Сердцевина механизма эволюции, поясняет Мид, — «признание того, что процесс определяет форму, отвечающую условиям»5. Речь идет о постоянном приспособлении к меняющимся условиям обитания, о функциональной целесооб- 1 Очевидно, сколь велико влияние немецкого мыслителя Георга Зиммеля 2 Mead G. Evolution Becomes a General Idea // George Herbert Mead on Social 3 Ibid. P. 15. 4 Mead G. Mind Approached Through Behavior — Can Its Study Be Made 5 Mead G. Evolution Becomes a General Idea. P. 16. История социологии разности. Соответственно задачей науки становится моделирование этого процесса в той или иной среде с целью выяснения и устранения препятствий на его пути. «Наука является действительно исследовательской наукой. Исследование всегда предполагает проблему»1. Ведомый эволюционным методом, Мид концентрирует свое внимание на самбм жизненном процессе, пытаясь объяснить появление тех или иных видов, существ. В социальном мире эволюционный метод познания, по твердому убеждению Мида, ограничен социальной психологией. Почему? Человек выживает в общении с себе подобными, с теми, с кем ему приходится искать общий язык. Успешное решение постоянно возникающих в обществе проблем иными путями невозможно. Конечно, трудность испытывает конкретный человек. Наши проблемы всегда несут на себе отпечаток нашей индивидуальности, «но то, как мы их решаем, должно иметь универсальный характер, т.е. быть общезначимым»2. Невозможность выжить вне общения с себе подобными рождает совершенно особый, прежде неведомый способ адаптации — внутренний, происходящий в сфере сознания. Так, функционально понятое сознание позволяет Миду с должным почтением отнестись к идеям своих учителей и коллег — Джона Дьюи и Уильяма Джемса. Особенно ценным для него оказываются соображения классика философии прагматизма Дьюи относительно возможностей и назначения человеческого разума. Разум никогда не бывает застывшей структурой, но всегда — процесс осмысления отношений человека с миром, акт непрестанного творения, в котором сплетены расчет и воображение, осторожность и риск выбора. Благодаря разуму мы в состоянии выстроить свои действия, исходя из собственной выгоды, пользы. Человек, по Миду, должен постоянно соотносить свое поведение и реакции с поведением и реакциями окружающих. Ему надлежит научиться оценивать свои действия со стороны, т.е. относиться к себе как к другому. Для того чтобы прийти к взаимопониманию с людьми, ему также необходимо откликаться на свои поступки тем же образом, которым реагируют на них другие. Все, о чем говорит здесь Мид, и есть собственно социальность как умение вмещать общество «внутрь себя». Подчеркнем еще раз. Оценка и осмысление собственных действий у Мида носят чисто функцио- 1 Mead G. Auguste Comte. P. 286. 2 Mead G. The Nature of Scientific Knowledge // George Herbert Mead on Social СОЦИОЛОГИЯ США нальный, внеэтический характер. Это — не поиск себя, не прорыв к себе через толщу неведения и общих, расхожих представлений, социальных норм и договоренностей. Это — этически нейтральное приспособление человеческой формы жизни к условиям своего обитания. Ее суть в неизбежном воздействии социальной общности на своих индивидуальных членов, их поведение и явленный в нем опыт1. Перед нами понятие, раскрывающее сущность теоретических построений Мида. Психология, пишет он, «не есть нечто такое, что имеет дело с сознанием; психология имеет дело с опытом индивида, соотнесенным с теми условиями, в которых он приобретается. Именно в социальной психологии эти условия социальны»2. И здесь Мид вновь обращается к Огюсту Конту, ошеломляя нас поразительной находкой, казалось бы, устаревшего позитивизма. Мид видит в теории Конта попытку «философского импорта» научного метода в сферу знания социального, а именно Конт понимал «факт» как объект знания, присутствующий в опыте индивида. «Если кому-либо необходимо определить факт, он должен сделать это в терминах своего опыта. Конечно справедливо, что наблюдатель свидетельствует о своем наблюдении в тех понятиях, кои позволяют другим провести наблюдение за объектом и проверить его. Он пытается придать ему универсальную форму, но в конце концов возвращается к тем выводам, которые делает из собственного наблюдения как такового»3. Стало быть, заключает Мид, сам основатель нового научного направления обращает наше внимание на социально-психологическую подоплеку коллективной жизни людей. Однако если прежняя социальная психология, как правило, изучала различные стадии социального опыта исходя из индивидуального, то Мид отстаивает иное. То, что он хочет предложить, «сводится к рассмотрению опыта с точки зрения общества, по меньшей мере коммуникации, как неотъемлемой части социального порядка»4. 1 Experience (доел, с англ.) — то, что нами пережито и осмыслено, а не 2 MeadG. Mind // George Herbert Mead on Social Psychology. P. 153. 3 MeadG. Auguste Comte. P. 285. 4 Mead G. Mind // George Herbert Mead on Social... P. 115. Как ни парадок История социологии «Психологический бихевиоризм» Более всего занимает Мида в этой связи крайний схематизм и неправомерное обеднение человеческой жизни на страницах современных ему научных, в том числе социально-психологических, трудов. Очевидно, что пафос творчества Мида — в протесте против того понимания «поведения», которое было характерно для классического бихевиоризме Джона Уотсона (1878-1958). Последний не только напрямую сводил деятельность человеческого разума, сознания к внешне проявляемым телесным реакциям, но и доказывал правомерность так называемой гипотезы постоянства (constancy hypothesis), согласно которой существует жесткое, непосредственное и неизменное соответствие между полученным стимулом и ответной реакцией. Лишенный воображения, да, впрочем, и сознания, человек «думает» в терминах языка, механически выстраивая языковые символы, которым его научает общество. «Головы долой!» — таков приговор, который, вслед за Червонной королевой из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», выносит Уотсон обреченному человечеству. Мид, так же как и Уотсон, работает с человеческим поведением, но его бихевиористские интонации носят не онтологический, сущностный, а методологический характер1. Он подходит к поведению более гибко, скорее как «к изучению опыта индивида с точки зрения его поведения и в особенности, но не исключительно, того поведения, которое доступно наблюдению других»2. Что остается за рамками этого внешне фиксируемого поведения? У Уотсона — ничего, у Мида — сфера внутреннего опыта человека, невидимый глазу, но полноценный опыт его деятельной жизни. Они частично доступны интроспекции, обнаруживающей внутри нашего опыта то, к чему имеет доступ только сам индивид и что недоступно никому другому. Вместе с тем, утверждая существование вещей, доступных только самому человеку, Мид полагает, что «даже они не могут быть отождествлены с сознанием как таковым, ибо мы обнаруживаем, что все время используем их для конструирования нашего мира»3. 1 Rosenthal S.B., Bourgeois P.L. Mead and Merleau-Ponty: Toward a Common 2 Mead G. Mind, Self and Society / Ch. Morris (ed.). Chicago: The University of 3 Mead G. Movements of Thought in the Nineteenth Century / M. Moore (ed.)- СОЦИОЛОГИЯ США Так что же это такое «человеческое сознание»? То, как отвечает Мид на поставленный вопрос, удивительно и по своей глубине, и по своей прозорливости, подтвержденной последними научными исследованиями. Он абсолютно согласен с убеждением бихевиористов в крайней запутанности и двусмысленности понятия «сознание». Гораздо проще и надежнее работать с понятием «действие» (act), ибо то, что человек думает, обязательно отразится на его поведении. Разумнее рассматривать сознание не как субстанцию, первооснову, а как функцию. Сознание появляется и существует как выбор между целым рядом возможных реакций на воспринятый стимул. «Мы склонны уподобить центральную нервную систему телефонному узлу, куда поступают звонки и откуда исходят ответы»1. Что удивительного в этом уподоблении? Прежде всего то, что психическая деятельность представлена как находящийся в постоянном движении сложный комплекс мыслей, чувств и, добавим от себя, воли. Ее органы — нервная система, мозг — лишь «диспетчеры», способные к восприятию как телесных ощущений, так и идей, смыслов. Восприятие это избирательно. Мы замечаем, как правило, то, что хотим заметить. Сознание, по Миду, воплощает собой направленный интерес человека воплощает, но не определяет. Мысль, которую Мид настойчиво внушает нам, чрезвычайно важна. Человека нельзя рассматривать ни как безответную жертву чисто психических механизмов, ни как заложника социальной системы, ее структур и институтов. Психологический и социологический редукционизм претят Миду в равной мере. У человека всегда есть возможность интерпретировать происходящее тем или иным способом, а значит есть выбор. Есть в человеке нечто такое, что вольно направлять его внимание на то или иное, предпочитать одно другому. Что именно? Поворот человеческой воли, внутренний выбор, по Миду, — материя метафизическая. Она — вне науки. Однако само указание на нечто, подлежащее нашему поведению, постановке целей и выбору средств для их осуществления, — замечательно. Оговаривая сугубо функциональный разрез жизни человеческого сознания, Мид на самом деле касается его содержания. Американского ученого, наверное, можно сравнить с Колумбом, так и не узнавшим, какой важности открытие он сделал. «Если кто-нибудь, например, выключает в комнате свет, то более не видит окружающие его предметы, — продолжает Мид. — Мы говорим, что он потерял сознание этих предметов. Он просто 1 Mead G. Mind // George Herbert Mead on Social... P. 137. 530 История социологии не способен видеть, что там....Но он не теряет сознания в другом смысле....Потеря сознания не означает потерю некоторой реальной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприятием. Сознание в этом смысле означает просто нормальные взаимоотношения между организмом и внешними объектами»1. Сознание, по Миду, не субстанционально. У него нет определенной, зафиксированной сущности. Оно — процесс. Воспринимаемое нами — и акт сознания, и пред-данность. Наши усилия познать неизведанное всегда опираются на некое предпонимание, предвосхищение его смысла человеком, осознающим свои замыслы и намерения. В то же время, вступая в наше сознание, реальность должна сохранить некоторую самостоятельность, чтобы не быть поглощенной им без остатка, втиснутой в уже известные и отработанные схемы, а значит, утратившей свою новизну и оригинальность. Это возможно только в одном случае: если сознание сумеет «перешагнуть» в своих актах прежние смыслы и выводы, «схватить» специфику настоящего, его особое звучание2. Это «перешагивание», или трансцендирование, изливает сферу психического в мир социального, насыщая его все новыми значениями и давая пишу нашему рассудку. Поэтому, возникая в сфере широко трактуемого поведения, сознание не может быть сведено к поведенческим реакциям. В свою очередь структуру человеческого поведения мы не может рассматриваться иначе, нежели через деятельность сознания, через значимый опыт, Если в случае Уотсона мы, в терминологии русского философа конца XIX — первой половины XX в. Б.П. Вышеславцева, имеем дело со «спекуляцией на понижение», или сведением высших форм опыта к низшим, то у Мида мы видим недвусмысленное «возвышение», когда сознательное отношение к происходящему дает новое качество бытия, несводимое к низшему. Принадлежность человека сразу к нескольким системам земного существования (физико-химической, биологической и разумной) классически иллюстрирует этот закон. «Я определил возникновение, — объясняет Мид, — как присутствие предметов в двух и более различных системах таким образом, что присутствие в последней системе меняет их характер в предыдущей системе или системах, к которым они принадлежат»3. Осознанный жизненный опыт человека и есть та качественно новая форма процесса жизни, которая созидает мир социальный. 1 Mead G. Mind Approached through Behavior. P. 72. 2 От лат. transcendens (transcendentis) — выходящий за пределы. 3 MeadG. Philosophy of the Present. La Salle, 1959. P. 69. СОЦИОЛОГИЯ США Форма эта, как и все остальные, живая, а значит, не застывшая, сопротивляющаяся смерти, окостенению. Опыт — всегда движение, длительность, ибо «действительность качественна, а вы не можете получить качество одномоментно. Оно проявляется на протяжении некоторого периода времени, будь то цвет, мелодия или ионизация атома»1. Однако справедливо и другое. Опыт представляет собой совокупность ограниченных во времени, качественно определенных и направленных процессов в общем потоке переживания действительности. Сочетание двух вышеназванных моментов позволяет нам понять суть мидовского «времени»: текущий во времени поток нашего опыта одновременно и опыт нашего сознательного упорядочения мира по смыслу во времени. Длительность опыта — это опыт длительности, и наоборот. Время Время, по Миду, — это прожитое, точнее, пережитое время, внутренне опознанное и установленное. Оно не равно ни объективному, ни субъективно ощущаемому в каждый отдельный момент. Время — категория действия, направленного на регулировку, приведение в соответствие происходящего с логикой социальной жизни, индивидуального — с коллективным. Именно поэтому Мид измеряет социальное не моментами, но действиями2. Рассмотрим это подробнее. Каждое событие, участниками которого мы являемся, можно охарактеризовать двояко. Для начала, как протекающее в границах того, что принято считать «настоящим», или «правдоподобным» настоящим, дающим нам возможность прикоснуться к «незамедлительности сейчас». Оно — locus реальности, ее новое, пусть даже ценой дезорганизации привычной картины мира, утери целостности и преемственности восприятия. В каждом мгновении опыта неизбежно чувствуется «резкий привкус новизны»3. Но так ли просто зафиксировать это мгновение? Ведь социальные и психологические процессы не более чем фрагменты общей природной эволюции, постоянного движения от того, что 1 MeadG. Movements of Thought in the Nineteenth Century. P. 316. 2 Mead G. Philosophy of the Act / Ch. Morris (ed). Chicago, 1938. P. 65. 3 MeadG. The Nature of the Past // Mead: Selected Writings / A. Reck (ed.). История социологии есть, к тому, чего нет. Можем ли мы уверенно определить границы, начало и конец нашего опыта в настоящем? «Нет», — без малейшего колебания отвечает Мид. Организм, однажды определивший их, останавливается в своем развитии, становится нежизнеспособным. «Человек, достигающий успеха, с годами теряет искру жизни, здоровье ушло и у него ничего не осталось, кроме раз и навсегда установленных жизненных привычек, — пересказывает нам работу французского философа Анри Бергсона (1859-1941) Джордж Герберт Мид. — Он не способен увидеть ничего, кроме того, что уже избрал в своем поведении; он запечатлел самого себя и для него более не существует движения вперед: он более не творит»1. А стало быть, угасает. Эволюция не существует иначе, как в постоянном переопределении и упорядочении мира, непрерывном возвращении к прошлому и предвосхищении будущего. Излюбленный пример Мида — история о том, как отправились на отдых его учителя, философы Уильям Джемс и Джосайя Ройс. План путешествия, в соответствии с которым необходимо было сделать пересадку на другой поезд, составил Ройс. Однако, добравшись до дорожной развязки, Джемс все перепутал и увез своего друга совершенно в другом направлении. Ройс попытался исправить положение и уговорить Джемса пересесть на следующей станции, на что последний с чувством собственного достоинства ответил, что с самого начала собирался именно туда, куда они сейчас направляются. Этим рассказом Мид показывает нам второй, более глубокий, план протекающих во времени событий. Наличную ситуацию всегда можно поместить в более просторные временные рамки, избрав «функционально требуемый» для ее осмысления хронологический интервал. Это уже не традиционное «здесь и сейчас», но взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего применительно к данному событию. Мы действуем в ситуации, «прилаживая» прошлое к настоящему, а настоящее к будущему. Ведь сами для себя и прошлое, и будущее — всегда настоящее. Прошлое обретает свою прошлость (pastness), а будущее — будущность только по отношению к нашему «теперь». То, что мы увидим в прошлом, зависит от нашей точки отсчета в настоящем. Все берется из нас, что становится прошлым, крупицей его и малой крошкой. Взгляни на поля, в пустошах тающие, ' Mead G. Henry Bergson // George Herbert Mead on Social Psychology. P. 311. СОЦИОЛОГИЯ США Горе и голод, мор и земли содроганье, бездны ревущие и пески обжигающие, Лязг сражений и города пылающие, и тонущие корабли, и руки, в мольбе взывающие1. Прошлое — «это рабочая гипотеза, имеющая ценность только в настоящем, в рамках которого она работает, и никакой другой ценности не имеющая»2. Прошлое не значимо само по себе. Да, мы можем найти неизменные факты, скажем, даты событий или имена их героев, но все они не более чем бескровные, отвлеченные формы. Присутствуя во всех без исключения вариантах, или перспективах прошлого, они тем не менее не могут дать нам никакого представления о нем по сути. Заметим, что перспектива — это то, что объединяет «здесь и там», «сейчас и потом». Это — сама «природа в своих отношениях с организмом и включая этот организм»3. Она «всегда там благодаря конкретной проблеме социальной реконструкции»4. Перспектива «существует в опыте индивида в той степени, в которой осмыслена» им5. Рассматривая социальную форму процесса жизни, как и все другие его формы, с точки зрения эволюционного метода, Мид решительно возражает против дробления непрерывной целостности человеческого опыта на отдельные, изолированные части6. 1 Mead G. History and the Experimental Method // George Herbert Mead on Social 2 Ibid. P. 323. 3 Mead G. The Objective Reality of Perspectives // George Herbert Mead on Social 4 Mead G. History and the Experimental Method. P. 326. 5 Mead G. The Objective Reality of Perspectives. P. 346. 6 Его взгляд, пожалуй, возрождает идеи ранней эллинской философии и, 1 MeadG, Philosophy of the Present. P. 15-16. История социологии Используя образ самого ученого, скажем, что время — это «одно настоящее, проскальзывающее в другое»7. Структура времени определяется настоящим и в настоящем, т.е. действием и в действии, процессом приведения в соответствие, согласованием преемственности и новизны. Все это можно назвать все той же способностью «быть несколькими вещами сразу», или социальностью (sociality) как диалогом1. Одно из интереснейших проявлений этого диалога — взаимосвязь личностно переживаемого времени и социально разделяемых представлений о нем. Возьмем простейшую ситуацию. Улица. Едущая по ней машина и два пешехода, пути которых рано или поздно пересекаются с траекторией движения машины. Но один из них минует предполагаемую точку пересечения до того, как машина к ней подъедет, а другой — после. В самом общем виде картина происходящего одинакова и для первого, и для второго пешехода. Им необходимо разминуться с машиной. Этой общей картиной и занимается наука, в том числе и социальная психология, которая, согласно Миду, выявляет зависимость между опытом человека, рождающим определенный тип поведения, и условиями, которые формируют этот опыт, а следовательно, и этот тип поведения. Наука предоставляет нам некий обобщенный, стандартный вариант решения возникшего затруднения. Для удобства она отторгает пространство от времени и рассматривает происходящее в неизменных условиях, в «безвре-меньи». Вместе с тем очевидно, что каждый прохожий воспримет происходящее по-своему хотя бы потому, что предполагаемая встреча с машиной у каждого из них произойдет в разное время и в разных местах. Время, таким образом, Мид напрямую связывает с опытом пережитого. Увидев мир по-разному, люди начнут и действовать по-разному. Те усредненные, универсальные модели поведения, с которыми только и может работать наука, ни в коей мере не умаляют своеобразия индивидуального опыта. Напротив, всякое обобщение только и может существовать на основе множества и разнообразия его составляющих. Время оживает в личностном переживании мира и застывает в социально разделяемых представлениях о нем. Оно не только несравнимо важнее пространства, но и незаменимо как характеристика неповторимости, индивидуальности опыта. Жизненный опыт разных людей отличается временными системами, в которых они 1 Mead G. Philosophy of the Act. P. 49. СОЦИОЛОГИЯ США 535 живут, т. е. ракурсами восприятия происходящего, и, как результат, неодинаковой последовательностью, логикой их действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.021 с.) |