Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля

Поиск

Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама.

В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитаристских взглядах своего отца, пережил «душевный кризис». В «старом» утилитаризме1 Джеймса Милля Милля-млад-шего не устраивали наднациональный, неисторический, сугубо рассудочный его характер, а также концепция морали, основанная исключительно на эгоистических интересах личности.

Утилитаристская система морали, по мнению ученого, пре­небрегала тем внутренним и совершенно бескорыстным нравс­твенным чувством, которое от природы заложено в хороших лю­дях. Высшей добродетелью Милль считал «самопожертвование ради общего блага», и именно на этой гуманистической основе он попытался «обновить» утилитаризм в своей социально-фило­софской доктрине. Необходимо отметить, что важным элементом в ней стала последовательная «доработка» принципов этического утилитаризма И. Бентама.

Милль обратился к творчеству поэтов У. Вордсворта и С. Кольриджа2, к теориям немецких философов-идеалистов, а также к идеям К. Сен-Симона и О. Конта.

Он пропагандировал, критиковал и переосмысливал мето­дологические идеи контовского позитивизма и, подобно Конту, вошел в историю социологии, как «проектировщик» новой обще­ственной науки (которую называл то социологией, то политичес­кой наукой, то политической этологией, то просто социальной

1 Утилитаризм (или философский радикализм) — философия либеральных
и Радикальных группировок буржуазии, занимавшая с конца XVIII в. ведущее
положение среди различных течений английской мысли. Виднейший предста­
витель — И. Бентам, который выдвигал принцип пользы в качестве основы всех
Человеческих поступков и действий.

2 Кольридж Самуэль Тейлор (1772-1834) и Вордсворт Уильям (1770-1850) —

^глийские поэты, представители романтизма. В философских взглядах «эволю-

онировали» от неоплатонизма к причудливой смеси из мистики и кантианс­тва.


134 История социологии

наукой или социальной экономией) и тонкий исследователь ме­тодологии и взаимоотношений обществоведческих дисциплин.

Заслугу в постановке этих проблем признавали за ним и его оппоненты, в частности неокантианец Г. Риккерт: «Джон Стюарт Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе»1.

Однако, разделяя ряд философских и логических установок позитивизма Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политичес­кого деспотизма, игнорирующую человеческую свободу и инди­видуальность.

По своим философским воззрениям Милль относился к юмистско-берклианской группе идеалистов.

Для Милля, как для Д. Юма и Дж. Беркли, исходным пунктом являлся идеалистически трактуемый опыт. Материя, вещество не существует для Милля вне человека и его ощущений. Граница меж­ду субъективным и объективным, между «Я» и «не-Я», находится не вне, а внутри человеческого сознания. Объективное — это лишь нечто общее и прочное в индивидуальных состояниях сознания. Мир, таким образом, растворяется в совокупности человеческих восприятий, за пределы которых нельзя, да и не надо выходить. «О внешнем мире мы не знаем и не можем знать абсолютно ниче­го, кроме испытываемых нами от него ощущений»2 — таков вывод Милля.

Наиболее основательно свои философские взгляды ученый изложил в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях» (1865).

В этом труде Милль вплотную подходит к основной фило­софской проблеме о «веществе и духе», о «Я» и «не-Я», о внешнем мире и субъекте.

Следует подчеркнуть, что характер решения Миллем важней­ших вопросов о сущности взаимоотношений материи и сознания, субъекта и объекта во многом обусловил «психологизм» его кон­цепции общественных наук.

Являясь последовательным сторонником представителей ассоциативной психологии Д. Гартли и Дж. Милля, он идеалис­тически решает вопрос о сущности «индивидуального духа». Так,

1 Риккерт Г. Границы естественно-научного обоснования понятий. СПб.,
1904. С. 193.

2 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб.,
1914.С. 54.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 135

сознание есть не что иное, как совокупность «серий» или «ря­дов» настоящих, прошлых и будущих психических переживаний. Подобно тому как понятие материи сводится ученым к «посто­янной возможности ощущений», так и понятие субъекта, носи­теля психических переживаний, трактуется им как «постоянная возможность чувствований».

Экономические взгляды Милля складывались под влиянием учения Д. Рикардо. Однако Милль подверг пересмотру ряд важней­ших положений классической политической экономии. Например, он «отошел» от трудовой теории стоимости Рикардо и предложил вульгарную теорию издержек производства. Стоимость товара, по его мнению, складывается из суммы, израсходованной на произ­водство этого товара, заработной платы и средней прибыли на нее. В отличие от Рикардо, который рассматривал прибыль как часть стоимости, созданной трудом рабочего, Милль считал прибыль сто­имостью, прибавленной к «стоимости труда». Эта добавочная стои­мость «служит вознаграждением за воздержание» капиталиста1.

Своеобразно трактуя идеи Рикардо, Милль вместе с тем эк­лектически сочетал их с учениями Т. Мальтуса (теория народона­селения), Ж. Сея (учение о кризисах), Н. Сениора (теория возде­ржания) и других экономистов.

Социально-политические воззрения Милля были близки к идеям просветителей. Так, его точка зрения о несомненной пользе участия граждан в общественной жизни совпадала, в частности, с воззрениями Ж.-Ж. Руссо. В своих рассуждениях о демократии и свободе ученый во многом разделял социально-политическую доктрину АТоквиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.176.167 (0.009 с.)