Введение. Постановка проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Постановка проблемы



В научный обиход термин «социология» ввел в 1839 г. Огюст Конт вместо предложенного им же понятия «социальная физика». Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним сло­вом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаменталь­ных законов, свойственных социальным явлениям»1.

К этому времени в Европе произошли фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических изменений. Наша цель — дать панорамный взгляд на эти измене­ния и проследить появление, обособление и развитие социологи­ческого знания, начало поиска социологией своего собственного предмета и метода.

Эпоха гуманизма к концу XVI — началу XVIII в. переросла в ранние буржуазные революции в Нидерландах (60—70-е гг. XVI в.), в Англии (80-е гг. XVII в.), а также в восстания и освободительные движения народных масс в других странах Европы.

Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочай­шем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. К. Маркс, один из величайших социологов XIX в., характеризуя эту эпоху, указывал, что ранние буржуазные революции «провозглашали политический строй нового европейского сообщества... победа буржуазии означала тогда победу общественного строя, победу буржуазной собственности над фео­дальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем... промышленности над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями»2.

С развитием экономики тесно связано становление науки Нового времени. Великие научные открытия (основы теорети­ческой механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоз-

' ComteA. Cours de philosophie positive. Т. IV. P. 252.

2 Маркс К. Буржуазия и контрреволюция // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1955. С. 42.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



зренческий и ментальный горизонты общества, что непосред­ственно сказалось на философии того времени, сделавшей гро­мадный шаг в осмыслении мира, общества и науки. Появление в естественнонаучной области специфических методов исследо­вания с необходимостью требовало синтеза и разработки общих принципов познания. Перед философами в XVII — начале XVIII в. открывается перспектива выяснения соотношения философии и других наук.

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.

После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систематизация.

На ускорение развития естествознания оказало влияние при­менение машин в производстве; изобретение часов, мельницы обусловило развитие теории равномерных движений, учения о трении, об измерении величины движущей силы и т.п.

В XVII в. появились новые социальные институты: светские учебные заведения, научные общества, обсерватории, академии, где ведутся кропотливые исследовательские работы.

Поскольку стержнем естествознания была механика и тесно связанное с ней усовершенствование техники, то закономерным итогом было формирование понятия механизма как методологи­ческой основы естественнонаучного и философского исследова­ния. Достигнув, наряду с математикой, крупных успехов, механика породила на свет эксперимент и наблюдение как систематический метод исследования, привела к изобретению множества техничес­ких приборов и инструментов. Еще одним крупным достижением того времени было начавшееся изучение электрических и магнит­ных явлений. Результатом стало оформление физики в качестве современной науки.

Быстро развивались ботаника, зоология, был введен термин «клетка», складывались основы анатомии человеческого тела, фи­зиологии, химии. Химики обратились к практическим нуждам ме­дицины и металлургии. Мощный импульс для своего развития хи­мия получила благодаря изысканиям Роберта Бойля (1627-1691), поставившего проблему исследования состава тел посредством



История социологии


химического анализа, в результате чего начало формироваться понятие «химический элемент».

Что касается философии, то перед ней встала задача обоб­щения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания.

О теснейшей связи философии и естествознания сказано не­мало: наука оказывает влияние на формирование философских концепций, а философские теории — на развитие науки. Яркий пример — гениальный датский физик Нильс Бор, довольно долго выбиравший между философией и физикой. Еще одним ярчайшим примером может служить Исаак Ньютон (1643-1727), фундамен­тальное влияние которого на развитие естествознания, равно как и на мировоззрение своей эпохи, трудно переоценить.

Согласно Ньютоновой механике вселенная состоит из отдель­ных дискретных взаимно тяготеющих тел; движение этих тел носит строго детерминированный, механический характер и совершается в абсолютно пустом пространстве, которое является необходимым условием для существования материального мира; физический мир и его законы неизменны. Отвечая на вопрос: «Каким образом мог­ла быть приведена в движение солнечная система?», Ньютон не указывает никакой материальной причины и источника такого движения. Он уверен, что некогда оно было сообщено планетам «кем-то извне» в виде «первоначального толчка», и это с неиз­бежностью приводит его к теологическому способу мышления. По собственному признанию Ньютона, создавая «трактат, он все время имел в виду такие принципы, которые приемлемы для веру­ющего человека». Так, начиная с механики, Ньютон заканчивает постулатом «Божественного первотолчка».

Для знаменитого философа и создателя аналитической гео­метрии Рене Декарта (1569—1650) как для ученого образ абсолютно детерминированного мира, отличного от мира человеческих страс­тей и аффектов, обладает чрезвычайной нравственной ценностью. Более того, лишь представив человеческую жизнь чем-то вроде ме­ханизма, он смог представить себе людское бытие осмысленным и целесообразным.

Анализ науки XVII—XVIII вв. позволил Ф. Энгельсу заклю­чить, что она характеризуется в первую очередь выработкой свое­образного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменности природы1.

См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1955. С. 6.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 35

Последователи Ньютона и Декарта трактовали все природные процессы как механические. Классическим примером стремления объяснить все явления природы с помощью механики служат тру­ды французского математика и астронома Пьера Симона Лапласа (1749-1827). Он выдвинул сходную с Кантом космогоническую гипотезу (идею о развитии Солнечной системы из первоначаль­ной туманности) и, следуя ньютоновскому принципу «Физика, берегись метафизики!», стремился очистить научное мышление от философской метафизики. Хорошо известно, как на вопрос Наполеона «Почему в его "Системе мира" ничего не сказано о Боге?» Лаплас ответил, что не нуждается в этой гипотезе. Иными словами, Лаплас беззаветно верил в разум и стремился объяснить мир без ссылок на трансцендентные причины.

Несомненно, многие мировоззренческие взгляды того вре­мени формировались под прямым воздействием естествознания как «результата свободного рационального исследования» при­роды. В возможность свободного исследования верили, на него опирались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и неразрывно связанной с ним философии свидетельствует о том, что узловым моментом эпохи было стремление к познанию зако­номерностей объективного материального мира с целью создания логических категорий и законов, объясняющих строение и функ­ции живой и неживой природы. Механицизм во многом предо­пределил теоретико-мировоззренческий базис и установки первых социологов, о чем свидетельствует история становления и развития социологии.

Развитие теории познания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.005 с.)