Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод, теория и полевые исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьезную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к определению предмета и метода своей науки. На его онтологические представления оказали влияние философия Гераклита и даосизм, а его эпистемологическая концепция (весьма своеобразная) сфор- конкретную реальность, а абстракцию, причем абстракцию, как правило, доволь-Но туманную» (Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре // Культурология: Дайджест. М., 2000. № 1. С. 186). В «Естественной науке об обществе» ученый Идет еще дальше в этом противопоставлении и утверждает, что культура — все-г° лишь эпифеномен социальных связей и соответственно наука о культуре ^возможна даже теоретически (Radcliffe-Brown A.R. A Natural Science of Society. Chicago, 1948; Glencoe, 111., 1957). Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 184—185. 218 История социологии мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальности и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его работах. Эмпирической реальностью, которую должна описывать и анализировать социальная антропология, является «процесс социальной жизни некоторого территориально ограниченного региона на протяжении некоторого промежутка времени», который складывается «из множества человеческих действий, точнее говоря, взаимодействий и совместных действий людей»1. Единицами, или элементами, «процесса социальной жизни» являются «события социальной жизни», взаимно связанные друг с другом2. Однако предметом социальной антропологии является не весь этот процесс (интерпретируемый как «поток» в духе Гераклита), а только особый его аспект, а именно «обнаруживающиеся у людей формы ассоциации»3, или «формы социальной жизни»4. Эти формы складываются из устойчивых, регулярно повторяющихся элементов человеческого поведения. Как естественная наука социальная антропология должна при изучении своего особого предмета ориентироваться на образец других естественных наук. Соответственно она должна преследовать аналогичные цели и пользоваться аналогичными методами для достижения этих целей. Цель науки об обществе — теоретическое объяснение (интерпретация) социальных явлений через подведение их под общие социологические законы. Под «законами» понимаются генерализованные высказывания, или обобщения, проверенные и верифицированные принятыми в науке методами. Теория при этом понимается как логически связная совокупность таких высказываний5. Специфическое толкование социологических законов как 1 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. С. 259. 2 Radcliffe-Brown A.R. A Natural Science of Society. 3 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 186. 4 Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М-> 5 В поздний период своей работы Рэдклифф-Браун отошел от такого пони СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 219 доказываний дало Рэдклифф-Брауну возможность довольно оригинально парировать критический аргумент, что таких законов не существует: «Обобщения, касающиеся любого предмета исследова-нИя, бывают двух типов: обобщения общего мнения и обобщения верифицированные, или доказанные посредством систематического исследования фактов, полученных на основе точных систематических наблюдений. Обобщения последнего рода называются научными законами. Те, кто полагает, что законов человеческого общества не существует, не могут считать, что не существует обобщений, касающихся человеческого общества, поскольку они сами разделяют с другими такие обобщения и даже делают новые, свои собственные»1. Социальная антропология должна быть наукой индуктивной, и основным (индуктивным) методом получения обобщений должен быть метод сравнения. Сравнительный метод представляется Рэдклифф-Брауну настолько важным для социальной антропологии, что он называет ее «сравнительной социологией». С его точки зрения, эта дисциплина является разделом социологии, призванным собирать и анализировать сравнительный материал, без которого социология в целом никогда не сможет выполнить свою теоретическую задачу — познание общих законов функционирования и развития общества. Определяя специфику теоретических объяснений, к которым стремится социальная антропология, Рэдклифф-Браун противопоставляет их историческим объяснениям, иногда ссылаясь при этом на неокантианское противопоставление номотетических и идиографических наук. Разница состоит в том, что история объясняет социальный или культурный факт, устанавливая, как он исторически стал таким, какой он есть, а сравнительная социология объясняет тот же факт, подводя его под соответствующий общий закон. Соотношение двух способов объяснения не исчерпывается этой разницей. В случае примитивных обществ возможности применения исторического метода объяснения ограничиваются отсутствием исторических документов, без которых исторические толкования неизбежно превращаются в бесплодные спекуляции; там, где исторический метод объяснения не может быть применен, единственно законным становится социологическое объяснение2. Рэдклифф-Брауна нельзя упрекнуть в антиисторизме, как нередко У ' Рэдклифф-Браун А. Р. О понятии функции в социальных науках // культурология: Дайджест. М., 2000. № 1. С. 213-214. См.: Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 63-67. 220 История социологии делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоречат друг другу» и, более того, «друг друга дополняют»1. Вместе с тем он резко отрицательно относился к применению исторических объяснений в тех случаях, когда исследователь не располагает необходимыми для этого историческими документами; гневные выпады против «гипотетической», или «спекулятивной», истории присутствуют почти во всех его работах. Важное место в методе социальной антропологии занимает разработка понятийного аппарата. Отталкиваясь от эпистемологических идей английского философа У. Уэвелла, Рэдклифф-Браун рассматривал индуктивную науку как «применение ясных и подходящих идей к совокупности фактов», включающее двусторонний процесс: «экспликацию понятий» и «обобщение фактов». Иначе говоря, процесс генерализации невозможен без надлежащей терминологии, и строгий понятийный аппарат служит показателем зрелости науки. «Каждая наука должна продвигаться вперед с помощью подходящих понятий, а это требует создания связной системы технических терминов»2. В антропологии, текущее состояние которой Рэдклифф-Браун оценивал как «стадию раннего младенчества», такого терминологического аппарата еще не было, и к его разработке он относился как к одной из своих основных задач. На этапе становления науки ученый, создавая понятия, вынужден был опираться на интуицию: «Ученому приходится самостоятельно выбирать для самого себя те определения терминов, которые кажутся ему наиболее удобными для решения задач научного анализа»3. В отношении изобретаемых понятий предъявляются такие минимальные требования, как удобство, соотнесенность с изучаемой эмпирической реальностью, взаимная согласованность и строгость употребления. Разработка понятий — не самоцель. Они должны применяться как «вспомогательные средства для проведения различий»4. Можно привести перечень основных понятий, которые Рэдклифф-Браун разработал для описания и анализа социальной реальности: 1 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 212-213. 2 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 257. 3 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 188. 4 Там же. С. 198. СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 221
Это не полный перечень, а лишь наиболее общие понятия, которые придают внутреннее единство всем рэдклифф-брауновским исследованиям независимо от их содержания. В полном соответствии с программной целью «экспликации понятий» эти термины переопределяются и уточняются от работы к работе. Все перечисленные термины соотносятся друг с другом; некоторые переводимы друг в друга. Например, понятие «сециальное отношение» переводимо (через его определение) в понятие «интерес»: «Социальное отношение между двумя или более индивидуальными организмами существует тогда, когда имеет место взаимное приспособление их интересов, достигаемое либо путем конвергенции интересов, либо путем ограничения тех конфликтов, которые могли бы возникнуть на почве расхождения их интересов»1. Реальный смысл этой переводимости состоит в том, что сосредоточение внимания на каком-то одном аспекте социальной реальности (например, на социально-структурных аранжировках) не отрицает значимости других аспектов (например, социальных ценностей и интересов), а означает всего лишь особую акцентировку внимания. Кроме метода и теории, необходимым компонентом научного познания общества являются полевые исследования. С точки 3Рения Рэдклифф-Брауна — и здесь он полностью солидарен с Малиновским, — эти исследования должны быть «интенсивными», т-е. более или менее продолжительными и глубокими. Однако ори-ентация полевого исследования, предлагаемая Рэдклифф-Брауном, СИльно отличается от той, которую предлагал Малиновский. Если °следний акцентировал внимание прежде всего на уникальных "Вязях между элементами исследуемой культуры, то первый требо-^> чтобы конкретные исследования изначально были ориентиро- Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 197. 222 История социологии ваны на обобщения и выделяли в исследуемой реальности те черты, которые затем можно бы было сравнить. Рэдклифф-Браун исходил из того, что частные случаи должны «служить иллюстрациями для общего описания»1. Первостепенной задачей полевого наблюдателя он считал «систематическое описание социальной структуры»2. В итоге Рэдклифф-Браун создал тип полевого исследования, ориентированный прежде всего на нужды теории и мало похожий на те полевые исследования, за которые ратовал Малиновский. Самыми характерными чертами рэдклифф-брауновского стиля эмпирического описания стали формализм и невнимание к частностям содержательного плана.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.85 (0.007 с.) |