Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методе социологической науки

Поиск

Специфика явлений социальной действительности обуслов­ливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многослож­ный, так как усложнение метода совпадает у него с усложнением наблюдаемых явлений. Французский философ часто подчеркива­ет, что метод является более важным, чем сама доктрина1. Конт не отделяет метод от самого исследуемого предмета: «Метод, — заяв­ляет он, — не может быть изучаем отдельно от исследований, при которых он был применен»2.

Главный признак метода науки об обществе состоит в том, что он переходит от общего к частному, от явлений сложных к простым, от системы к ее элементам, в то время как в науках о природе восходят от частностей к целому. Социология, отмечает Конт, едва ли не единственная наука, где необходимость вести начало от целого к частям становится преобладающей3. Данную особенность социологического метода Конт выводит из специ­фики социальных явлений, природа которых такова, что «все категории социальных явлений развиваются одновременно и под взаимным влиянием одних на другие, так что совершенно невозможно проследить путь, пройденный каждым из них, без того, чтобы не иметь предварительно общего представления о поступательном ходе совокупности»4.

Другим моментом, составляющим, по мнению Конта, спе­цифику социологического метода, является то, что способ при­менения дедукции и индукции имеет свои особенности. Если в физических науках процесс познания идет от дедукции к индук­ции, то в социологии, напротив, законы общественной жизни

1 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 133.

2 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 17. Составить ясное
представление о положительном методе можно только через изучение его раз­
личных «приложений». В этом усматривается одна из особенностей позитивной
науки. Основатель позитивизма подчеркивает «совершенную и окончательную
тщетность всех предварительных учений, относящихся к отвлеченной логике,
где речь идет об оценке философского метода независимо от применения его к
какому-либо классу явлений» (Конт О. Дух позитивной философии. С. 37).

3 ComteA. Cours de philosophie positive. Т. IV. P. 260.

4 Конт О. Система позитивной политики. С. 151.

 


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ



должны выводиться путем эмпирического обобщения истории и проверяться дедукцией, под которой Конт разумеет законы челове­ческой природы. Поэтому эмпирические обобщения в социологи­ческой концепции Конта только тогда могут подняться до уровня социологических закономерностей, когда не будут противоречить человеческой природе и ее законам. «Любой закон социальной преемственности, — подчеркивает Конт, — должен быть окон­чательно принят только после увязывания с позитивной теорией человеческой природы: все индуктивные заключения, которые не смогут выдержать такой контроль, кончат тем, что будут призна­ны, в результате более зрелого социологического исследования, иллюзорными...»1

Существование в науке об обществе особого метода иссле­дования не означает, по Конту, что в социологии неприменимы методы других наук: наблюдение, эксперимент, сравнение.

Однако применение методов естественных наук в социологии имеет свои особенности. Конт говорит об использовании наблю­дения при исследовании социальных явлений и необходимости согласовывать их, последовательно*связывая друг с другом с по­мощью теории. Он отмечает, что «политические факты, какой бы важностью они ни обладали, приобретают действительную прак­тическую ценность только через свое согласование»2. Особенность наблюдения в социальной науке объясняется возрастающей ролью теории в связи с тем, что в социологии возрастает степень важнос­ти предвидения.

Что касается эксперимента, то его применение как метода научного исследования в социологии должно быть ограниченно. Это ограничение выводится Контом из его понимания самой сути эксперимента, состоящей в наблюдении исследуемого явления, воссозданного в искусственных условиях. Он не может не видеть трудностей практического решения данного вопроса. Но вместе с тем Конт не отрицает необходимости применения этого метода исследования при анализе общественных явлений.

Рассматривая метод сравнения применительно к социологии, Конт указывает на присущие ему недостатки, ограничивающие его использование в данной области исследования. Речь идет прежде всего о том, что когда сравниваются явления общественной жизни, то от внимания исследователя ускользает принцип преемственнос-

1 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 334.

2 Конт О. Система позитивной политики. С. 132.


66 История социологии

ти последних, без которого, по мнению Конта, анализ социальной действительности является неполноценным.

Назначение методов других наук сводится Контом в социо­логии к вспомогательной роли в раскрытии специфики социаль­ной жизни историческим методом — собственным методом на­уки об обществе. Исторический метод мыслится Контом прежде всего как разновидность наблюдения, и в этом смысле он облада­ет теми же характеристиками, что и любое наблюдение вообще. Специфическая же особенность данного метода состоит в том, чтобы «наблюдать явления социальной жизни и устанавливать их связь с предшествующими»1. Более того, исторический метод может и должен, наблюдая социальные явления, производить сравнение между различными этапами в развитии человеческо­го общества, принимая в качестве основы принцип воздействия предшествующих поколений на последующие. Наконец, истори­ческий метод — это метод определенной науки, а «наука, — пишет он, — будет пользоваться только такими наблюдениями, которые имеют отношение, по крайней мере гипотетически, к какому-ни­будь закону; это такая связь, которая образует принципиальную разницу между наблюдениями ученых и наблюдениями обывате­лей»2. К какому закону «имеют отношение» явления, изучаемые социологической наукой? Конечно, к закону трех стадий. Поэтому с помощью исторического метода Конт стремится «надлежащим образом представить все великие исторические эпохи как различ­ные определенные фазисы одной и той же основной эволюции, где каждый фазис вытекает из предшествовавшего и подготовляет следующий за ним»3.

Идея социального прогресса

При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая характеризуется исключительно принципами постепенности и непрерывности. Смена стадий в раз­витии человеческого разума (и соответственно человеческого об­щества) происходит постепенно, без скачков и революций, путем

1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма.
СПб., 1913. Вып. УС. 174.

2 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 300.

3 Конт О. Дух позитивной философии. С. 46-47.


социология франции 67

количественного накопления элементов положительного мышле­ния. Прогресс Конт понимает как постоянное усовершенствова­ние существующего порядка. Это относится не только к анализу современной ему социальной действительности, но и к прошлому человеческого общества, которое постоянно совершенствовалось путем накопления позитивного опыта.

Конт, развивая идею социального прогресса, критикует исто­риков-волюнтаристов и историков-фаталистов. Он выступает про­тив преувеличения роли великих личностей в истории: «Незнание естественных законов заставляет наблюдателя и иногда самого действующего лица совершившегося акта приписывать челове­ческой власти то, что обязано только его предусмотрительности»1. Конт не отрицает полностью роль великих людей в истории, но ограничивает ее. Великие личности, по мнению основателя пози­тивизма, должны следить за направлением человеческой деятель­ности, с тем чтобы оно совпадало с самим движением цивилиза­ции. Конт не может не видеть разницу между «подчинением ходу цивилизации, не отдавая себе отчета в этом, и сознанием его не­преложности»2. Конт выступает и против фатализма, так как счи­тает, что человеческий разум способен видоизменять общественное развитие, замедляя или увеличивая его скорость.

Рассуждения Конта о роли великих личностей в историческом процессе весьма органично вписываются в ткань его социально­го видения, суть которого предельно ясно выражена в следующем хорошо известном изречении французского философа: «Идеи уп­равляют и переворачивают мир или, другими словами, весь соци­альный механизм действительно основывается на убеждениях»3. Глубоко в это веря, Конт и создает свое учение, называя его пози­тивизмом и усматривая в нем реальное средство преобразования социального мира. «Позитивная философия, — заявляет он, — од­на способна реально руководить окончательной реорганизацией современных обществ»4. Он полагает, что знакомство с основными положениями разработанной им философско-социологической теории устранит пробел в знании естественных законов, управляю­щих процессом развития человеческой цивилизации, и в конечном счете приведет к исчезновению таких нежелательных явлений, как анархия, к которой Конт относит и революцию.

1 Конт О. Система позитивной политики. С. 118.

2 Там же. С. 119.

Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 21. 4 Comte A. Cours de philosophie positive. T. IV. P. 132.


68 История социологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.007 с.)