Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическая теория Огюста КонтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Огюст Конт (1798-1857) — французский философ и социолог, родоначальник социологии. Разработал учение, получившее название позитивизма (от лат. positivus — положительный). Данное направление получило широкое распространение после смерти его основателя во многих странах, в том числе и в России. Введение. Краткая биография Огюст Конт родился в 1798 г. во Франции, в небольшом провинциальном городке Монпелье, в католической семье французского чиновника. Закончив местный лицей, во время учебы в котором он проявил блестящие способности, Конт в 16 лет приехал в Париж1. Здесь он поступил в Политехническую школу, имевшую статус высшего учебного заведения и известную своими революционными настроениями. Оказавшись под влиянием этих настроений, Конт стал участником движения неподчинения учеников. Это послужило основанием того, что через два года его исключили из Политехнической школы2. В 1817 г. началось сотрудничество Конта с Сен-Симоном. Конт стал его секретарем. Через семь лет он резко разорвал свои отношения с Сен-Симоном. Непосредственным поводом к разрыву послужила ссора из-за одной научной работы: возник спор по поводу ее авторства. Но причины разрыва были глубже: они состояли в принципиальных расхождениях по некоторым интеллектуальным вопросам. В 1825 г. Конт женился, но выбор его оказался неудачным. Как отмечали современники Конта, знавшие его, семейная жизнь принесла ему много огорчений, и после нескольких мучительных лет семейной жизни Конт навсегда расстался со своей женой. В 1845 г. произошла встреча Конта с Клотильдой де Во, женщиной, которую он полюбил. Она не разделяла его чувств, хотя 1 Перебравшись в Париж, Конт до конца своих дней не покидал его, разве 2 Конт «рано проникся революционными идеями свободы», и это обнару История социологии весьма благосклонно относилась и к самому Конту, и к его учению. Через год после их знакомства Клотильда де Во умерла от чахотки. Платоническая любовь Конта к Клотильде де Во и ее ранняя смерть наложили глубокий отпечаток как на самого Конта, так и на его творчество. Оставшиеся 11 лет своей жизни он посвятил памяти этой женщины. Среди исследователей творчества Конта, главным образом зарубежных, существует мнение, что его усилия по созданию новой религии были рождены именно теми впечатлениями, которые остались у Конта после года, проведенного с Клотильдой де Во. Конт был типично «кабинетным» ученым. Он разрабатывал теоретические идеи в тиши своей парижской квартиры. Эта же квартира стала местом, где он читал лекции для тех, кто желал познакомиться с новым учением. Неожиданно чтение лекций было прервано из-за болезни Конта, который оказался в специализированной клинике в состоянии нервной депрессии. Произошло это в 1826 г. По свидетельству современников, причиной нервного срыва Конта послужили огромные интеллектуальные перегрузки. К 1829 г. Конт окончательно поправился и возобновил свои лекции. На следующий год начались публикации его «Курса положительной философии». Это был главный труд Конта, над которым он работал 13 лет (с 1829 по 1842)1. «Курс положительной философии» представлял собой ряд философий отдельных наук, которые следовали одна за другой в определенной последовательности: философию математики сменяла философия астрономии и физики, химии и биологии. Три последних тома «Курса положительной философии» Конт посвятил изложению «социальной физики», или «социологии». В первом из этих трех томов доказывалась необходимость изучения социологических законов и раскрывались теоретические обоснования социологической науки. В пятом и шестом томах «Курса» давалась подробная характеристика основного закона науки об обществе — закона трех стадий. Закончив «Курс положительной философии», Конт написал «Систему позитивной политики», где изложил свои соображения 1 Интересно отметить тот факт, что Конт, приступая к созданию собственной системы философско-социологических взглядов, начинает придерживаться так называемой «мозговой гигиены». По этому поводу в 1842 г. он пишет, что вот уже 20 лет, как перестал читать произведения, относящиеся к объекту его исследования (ComteA. Cours de philosophie positive. Paris, 1864. T. VI. P. 34).
СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 49 о политических и нравственных началах будущего общественного устройства. После этого он начал работать над большим произведением «Субъективный синтез». В эту работу Конт планировал включить «Систему позитивной логики», «Систему позитивной морали» и «Систему позитивной промышленности». Но осуществить задуманное ему не удалось: в 1857 г. Конт умер. Если взглянуть на жизненный путь Конта со стороны, то его, вероятнее всего, можно было бы считать неудавшимся. В самом деле, у Конта не было положения в обществе, не было даже постоянного заработка. Бывали времена, когда он едва сводил концы с концами. В семейной и в личной жизни он не был счастлив. Но если посмотреть на жизнь этого необычного человека изнутри, то нельзя не увидеть, что она была весьма напряженной и плодотворной. Довольно рано в Конте обнаружился значительный интерес к общественной проблематике. Об этом свидетельствует содержание тех статей, которые он напечатал еще в 1818 г., в период сотрудничества с Сен-Симоном. Став зрелым ученым, Конт пытался решить грандиозную по замыслу задачу: осмыслить все имеющееся человеческое знание о' мире с точки зрения разработанного им позитивного метода. А главное — он всегда видел перед собой ясную цель: указать человеческому роду путь к гармоничному социальному развитию. Поэтому всю свою жизнь Конт последовательно и неутомимо создавал новое позитивистское учение, не теряя веры в его великое историческое предназначение. . Теоретические предпосылки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.007 с.) |