Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу СОЦИОЛОГИЯ США и без особого труда включился в жизнь не одной только Америки, но и всего мира. Показателен тот факт, что изданный в США в конце 20-х гг. труд П. Сорокина «Современные социологические теории» длительное время служил учебником социологии во многих американских университетах. Трудно перечислить даже самые значительные организации и учреждения, в работе которых он с первых же шагов начал принимать участие. По собственному признанию, он не любил рутинной административной работы и не придавал особого для себя значения должностным креслам. Но если это касалось интересов дела, он становился активным участником и организатором крупнейших международных научных форумов, огромного числа научных встреч на разных уровнях; избирался президентом Международного Института социологии и председателем Международного социологического конгресса в Париже — в 1937 г.; возглавлял Американскую социологическую ассоциацию — в 1965 г. Работе организатора науки и образования он отдал многие годы. За свою жизнь П.Сорокину суждено было дважды выступить в качестве организатора социологических факультетов: в России (Петроград) и в Америке (Гарвард). В ответ на приглашение президента Гарвардского университета возглавить кафедру социологии на экономическом факультете П.Сорокин вместе с положительным ответом высказал пожелание превратить эту кафедру в скором времени в отдельный факультет социологии. Оказалось, что создание кафедры, задуманное 25 лет назад, не состоялось тогда из-за отсутствия достойного кандидата на место руководителя. Теперь такой руководитель нашелся. Официально факультет социологии был утвержден в начале 1931 г., а с октября того же года начались занятия студентов. Одним из наиболее известных социологов, начинавших работать вместе с П. Сорокиным на этом факультете, был Т. Парсонс, в сотрудничестве с которым П. Сорокин был заинтересован. Как показало время, значение созданного П. Сорокиным факультета социологии выходило далеко за рамки знаменитого американского университета: очень скоро он становится центром всей социологической работы в стране. Из проведенных здесь почти четырех десятилетий П. Сорокин был его президентом (деканом) более десяти лет. К нему неоднократно обращались ученые Индии, Индонезии, Латинской Америки с просьбой создать в их университетах аналогичные факультеты. Однако слишком большая занятость помешала П. Сорокину принять эти предложения. История социологии В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, необходимую всему человечеству работу по изучению и разработке средств и способов предотвращения гибельных ситуаций, опасности неминуемого уничтожения человека как вида в условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса и углубления социальных противоречий. На протяжении всей жизни П. Сорокин вел огромную педагогическую работу. Уехав из России, он во время кратковременного пребывания в Праге преподавал в Карловом университете, где вместе с другими русскими учеными читал цикл лекций по истории русской общественной мысли. Затем на протяжении многих лет ему пришлось читать лекционные курсы в разных университетах США в штатах Миннесота, Висконсин, Иллинойс, Мичиган и др. Среди его учеников — студентов и аспирантов созданного им в Гарварде факультета — было немало тех, кто впоследствии стал лидером мировой науки: Р. Мертон, Э. Тириакьян, Дж. Хоманс и другие известные ученые. Лекции П. Сорокина слушали в Гарварде студенты, которым предстояло занять место в высших слоях правящей элиты США, среди них был будущий президент страны Дж. Кеннеди. Коллеги П. Сорокина нередко отмечали, что он как организатор учебного процесса придавал большое значение тщательному подбору кадров и созданию благоприятных условий для работы преподавателей. Под правильным подбором кадров подразумевалось такое сочетание специалистов, которое бы оптимально обеспечивало высокое качество и сбалансированность программ и учебных планов. В автобиографической повести «Дальняя дорога» П. Сорокин дает подробное описание условий жизни и организации работы факультета в Гарварде, принципов подбора кадров, лекционных курсов, которые читались как штатным составом профессоров, так и приглашаемыми на короткое время ведущими специалистами с мировыми именами. И поставленная цель достигалась с успехом. Сорокин-педагог видел одну из важнейших задач университетского образования в развитии у студентов способности к самостоятельным суждениям, умения вырабатывать собственные взгляды и убеждения и навыки самостоятельной исследовательской работы. Воспитанный в традициях русской и европейской высшей школы, он неизменно отдавал предпочтение российской СОЦИОЛОГИЯ США 589 системе образования перед американской, которую считал менее гибкой (с ее жесткой заданностью и принудительностью), менее требовательной, более школярской, менее демократичной в плане общения студентов со своими учителями. Положительными качествами российской системы он считал предоставляемую студентам свободу выбора лекций; особо благоприятную атмосферу общения студентов и аспирантов с профессорами, которая создает необходимый настрой для совместного поиска истины и позволяет обсуждать любые проблемы, включая персональные; творческий дух, царивший не только на семинарских занятиях, но и на экзаменах. Экзамены в российских университетах он называл праздниками мысли, чудесными баталиями, в которых зрелые и компетентные умы сражаются во имя получения достоверного знания. Тем самым для творческой конкуренции в науке в российских университетах обстановка была гораздо более благоприятная, чем в американских. Столь же выигрышной по сравнению с Америкой считал П. Сорокин и российскую систему подготовки научных кадров с установленными в ней правилами присуждения ученых степеней. Преимущества российской системы он обосновывал наличием здесь более жестких требований к кандидатам на степень магистра, более серьезного взгляда на докторскую диссертацию, отсутствием устного экзамена для претендующих на получение ученой степени доктора наук. Эти сравнительные оценки двух систем университетского образования он нередко высказывал в беседах со своими американскими коллегами и учениками. О характере и масштабах влияния П. Сорокина, его идей и его личности на мировую науку и культуру красноречиво свидетельствуют многочисленные акции в разных странах, направленные на увековечение памяти великого ученого: учреждение сорокинских премий (ежегодная Международная сорокинская премия была учреждена 21-м Международным конгрессом социологии в Мадриде за наиболее важный труд по социологии; свою награду за лучшие труды по социологии установил Саскачеванский университет в Канаде); создание различного рода сорокинских центров (в американских, канадских, латиноамериканских, индийских университетах, библиотеки которых занимаются сбором литературы, имеющей отношение к П. Сорокину); чтение сорокинских лекций История социологии (в университетах Канады); издание сорокинских сборников и специально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской Америки, Индии и др.). В Колумбии, в университете дель Валла, был проведен сорокинский фестиваль с организацией цикла лекций известных ученых и круглого стола, посвященного дискуссии о творчестве и личности Питирима Сорокина. В 1989 г. мировая научная общественность торжественно отметила 100-летие со дня рождения Питирима Сорокина. В России в 1999 г. прошел организованный РАН и Международным фондом Н.Д. Кондратьева Международный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения П. Сорокина. Проявившаяся столь ярко склонность П. Сорокина к предельно широкой проблематике и тот реальный вклад, который внесен им в разработку важнейших проблем социологии, философии, истории и теории культуры, дали основание для одной из наиболее удачных обобщающих оценок его творчества, принадлежащей перу его коллеги и многолетнего сослуживца по Гарварду известного ученого-социолога Карла Циммермана, назвавшего всю совокупность созданных П. Сорокиным трудов реконструкцией человечности. Основная литература 1. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. 2. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. СПб., 1920. Т. 2. 3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. 4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М., 1992. 5. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. М., 1997. 6. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб., 2000. Дополнительная литература 1. Сорокин П.А. Русская социология в XX в. / Пер. с англ. // Социология в России: Сб. текстов / Сост. Е.И. Кукушина, Е.К. Прокудина. Вып. 1. М., 1997. 2. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография / Пер. с англ. М., 1992. 3. Сорокин П.А. Моя профессия — интегрализм / Пер. с англ. Социологические исследования. М., 1992. № 10. 4. Sorokin P.A. The Sociology of Revolution. L., 1925. 5. Sorokin P.A. Russia and the United States. N.Y., 1944. 6. Sorokin P.A. Altruistic Love. Boston, 1950. СОЦИОЛОГИЯ США
7. Sorokin PA. 8. Sorokin PA. 9. Sorokin PA. 10. Sorokin PA. 11. Sorokin PA. The American Sex-Revolution. Boston, 1956. Social and Cultural Mobility. Glencoe, 1959. Sociological Theories of Tuday. N.Y., 1966. Man and Society in Calamity. N.Y., 1968. Hunger as a Factor in Human Affairs. Gainesville, 1975.
Учебное издание ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ (XIX — первая половина XX века) Учебник Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова Редактор З.Н. Осадченко Оригинал-макет подготовлен в Издательском Доме «ИНФРА-М» Художественное оформление серии выполнено Издательством Московского университета и издательством «Проспект» по заказу Московского университета ЛР№ 070824 от 21.01.93 г. Сдано в набор 14.12.2003. Подписано в печать 20.02.2004. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Newton. Усл. печ. л. 37,0. Уч.-изд. л. 34,89. Тираж 3000 экз. Заказ № 0313330. Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107 Тел.: (095) 485-71-77. Факс:(095)485-53-18. E-mail: books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.008 с.) |