Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США



Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу


СОЦИОЛОГИЯ США



и без особого труда включился в жизнь не одной только Америки, но и всего мира. Показателен тот факт, что изданный в США в конце 20-х гг. труд П. Сорокина «Современные социологические теории» длительное время служил учебником социологии во мно­гих американских университетах. Трудно перечислить даже самые значительные организации и учреждения, в работе которых он с первых же шагов начал принимать участие. По собственному при­знанию, он не любил рутинной административной работы и не придавал особого для себя значения должностным креслам. Но если это касалось интересов дела, он становился активным участ­ником и организатором крупнейших международных научных форумов, огромного числа научных встреч на разных уровнях; избирался президентом Международного Института социологии и председателем Международного социологического конгресса в Париже — в 1937 г.; возглавлял Американскую социологическую ассоциацию — в 1965 г. Работе организатора науки и образования он отдал многие годы.

За свою жизнь П.Сорокину суждено было дважды выступить в качестве организатора социологических факультетов: в России (Петроград) и в Америке (Гарвард). В ответ на приглашение пре­зидента Гарвардского университета возглавить кафедру социоло­гии на экономическом факультете П.Сорокин вместе с положи­тельным ответом высказал пожелание превратить эту кафедру в скором времени в отдельный факультет социологии. Оказалось, что создание кафедры, задуманное 25 лет назад, не состоялось тогда из-за отсутствия достойного кандидата на место руководи­теля. Теперь такой руководитель нашелся. Официально факуль­тет социологии был утвержден в начале 1931 г., а с октября того же года начались занятия студентов. Одним из наиболее извест­ных социологов, начинавших работать вместе с П. Сорокиным на этом факультете, был Т. Парсонс, в сотрудничестве с которым П. Сорокин был заинтересован. Как показало время, значение со­зданного П. Сорокиным факультета социологии выходило далеко за рамки знаменитого американского университета: очень скоро он становится центром всей социологической работы в стране. Из проведенных здесь почти четырех десятилетий П. Сорокин был его президентом (деканом) более десяти лет. К нему неоднократ­но обращались ученые Индии, Индонезии, Латинской Америки с просьбой создать в их университетах аналогичные факультеты. Однако слишком большая занятость помешала П. Сорокину при­нять эти предложения.



История социологии


В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, не­обходимую всему человечеству работу по изучению и разработке средств и способов предотвращения гибельных ситуаций, опас­ности неминуемого уничтожения человека как вида в условиях на­растающих темпов научно-технического прогресса и углубления социальных противоречий.

На протяжении всей жизни П. Сорокин вел огромную педа­гогическую работу. Уехав из России, он во время кратковременно­го пребывания в Праге преподавал в Карловом университете, где вместе с другими русскими учеными читал цикл лекций по исто­рии русской общественной мысли. Затем на протяжении многих лет ему пришлось читать лекционные курсы в разных универси­тетах США в штатах Миннесота, Висконсин, Иллинойс, Мичиган и др. Среди его учеников — студентов и аспирантов созданного им в Гарварде факультета — было немало тех, кто впоследствии стал лидером мировой науки: Р. Мертон, Э. Тириакьян, Дж. Хоманс и другие известные ученые. Лекции П. Сорокина слушали в Гарварде студенты, которым предстояло занять место в высших слоях пра­вящей элиты США, среди них был будущий президент страны Дж. Кеннеди.

Коллеги П. Сорокина нередко отмечали, что он как органи­затор учебного процесса придавал большое значение тщательному подбору кадров и созданию благоприятных условий для работы преподавателей. Под правильным подбором кадров подразуме­валось такое сочетание специалистов, которое бы оптимально обеспечивало высокое качество и сбалансированность программ и учебных планов. В автобиографической повести «Дальняя доро­га» П. Сорокин дает подробное описание условий жизни и орга­низации работы факультета в Гарварде, принципов подбора кад­ров, лекционных курсов, которые читались как штатным составом профессоров, так и приглашаемыми на короткое время ведущими специалистами с мировыми именами. И поставленная цель дости­галась с успехом.

Сорокин-педагог видел одну из важнейших задач универ­ситетского образования в развитии у студентов способности к самостоятельным суждениям, умения вырабатывать собственные взгляды и убеждения и навыки самостоятельной исследователь­ской работы. Воспитанный в традициях русской и европейской высшей школы, он неизменно отдавал предпочтение российской


СОЦИОЛОГИЯ США 589

системе образования перед американской, которую считал менее гибкой (с ее жесткой заданностью и принудительностью), менее требовательной, более школярской, менее демократичной в пла­не общения студентов со своими учителями. Положительными качествами российской системы он считал предоставляемую студентам свободу выбора лекций; особо благоприятную атмос­феру общения студентов и аспирантов с профессорами, которая создает необходимый настрой для совместного поиска истины и позволяет обсуждать любые проблемы, включая персональные; творческий дух, царивший не только на семинарских занятиях, но и на экзаменах. Экзамены в российских университетах он назы­вал праздниками мысли, чудесными баталиями, в которых зрелые и компетентные умы сражаются во имя получения достоверного знания. Тем самым для творческой конкуренции в науке в рос­сийских университетах обстановка была гораздо более благопри­ятная, чем в американских. Столь же выигрышной по сравнению с Америкой считал П. Сорокин и российскую систему подготовки научных кадров с установленными в ней правилами присуждения ученых степеней. Преимущества российской системы он обосно­вывал наличием здесь более жестких требований к кандидатам на степень магистра, более серьезного взгляда на докторскую диссертацию, отсутствием устного экзамена для претендующих на получение ученой степени доктора наук. Эти сравнительные оценки двух систем университетского образования он нередко высказывал в беседах со своими американскими коллегами и учениками.

О характере и масштабах влияния П. Сорокина, его идей и его личности на мировую науку и культуру красноречиво свидетельс­твуют многочисленные акции в разных странах, направленные на увековечение памяти великого ученого: учреждение сорокинских премий (ежегодная Международная сорокинская премия была уч­реждена 21-м Международным конгрессом социологии в Мадриде за наиболее важный труд по социологии; свою награду за лучшие труды по социологии установил Саскачеванский университет в Канаде); создание различного рода сорокинских центров (в аме­риканских, канадских, латиноамериканских, индийских универ­ситетах, библиотеки которых занимаются сбором литературы, имеющей отношение к П. Сорокину); чтение сорокинских лекций



История социологии


(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и спе­циально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской Америки, Индии и др.). В Колумбии, в университете дель Валла, был проведен сорокинский фестиваль с организаци­ей цикла лекций известных ученых и круглого стола, посвящен­ного дискуссии о творчестве и личности Питирима Сорокина. В 1989 г. мировая научная общественность торжественно отметила 100-летие со дня рождения Питирима Сорокина. В России в 1999 г. прошел организованный РАН и Международным фондом Н.Д. Кондратьева Международный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения П. Сорокина.

Проявившаяся столь ярко склонность П. Сорокина к пре­дельно широкой проблематике и тот реальный вклад, который внесен им в разработку важнейших проблем социологии, фило­софии, истории и теории культуры, дали основание для одной из наиболее удачных обобщающих оценок его творчества, принадле­жащей перу его коллеги и многолетнего сослуживца по Гарварду известного ученого-социолога Карла Циммермана, назвавшего всю совокупность созданных П. Сорокиным трудов реконструк­цией человечности.

Основная литература

1. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.

2. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. СПб., 1920. Т. 2.

3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М., 1992.

5. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. М., 1997.

6. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Сорокин П.А. Русская социология в XX в. / Пер. с англ. // Социология в России: Сб. текстов / Сост. Е.И. Кукушина, Е.К. Прокудина. Вып. 1. М., 1997.

2. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография / Пер. с англ. М., 1992.

3. Сорокин П.А. Моя профессия — интегрализм / Пер. с англ. Социологические исследования. М., 1992. № 10.

4. Sorokin P.A. The Sociology of Revolution. L., 1925.

5. Sorokin P.A. Russia and the United States. N.Y., 1944.

6. Sorokin P.A. Altruistic Love. Boston, 1950.


СОЦИОЛОГИЯ США



 


7. Sorokin PA.

8. Sorokin PA.

9. Sorokin PA.

10. Sorokin PA.

11. Sorokin PA.


The American Sex-Revolution. Boston, 1956.

Social and Cultural Mobility. Glencoe, 1959.

Sociological Theories of Tuday. N.Y., 1966.

Man and Society in Calamity. N.Y., 1968.

Hunger as a Factor in Human Affairs. Gainesville, 1975.


 


Учебное издание

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ (XIX — первая половина XX века)

Учебник

Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова

Редактор З.Н. Осадченко

Оригинал-макет подготовлен

в Издательском Доме «ИНФРА-М»

Художественное оформление серии выполнено

Издательством Московского университета и издательством «Проспект»

по заказу Московского университета

ЛР№ 070824 от 21.01.93 г.

Сдано в набор 14.12.2003. Подписано в печать 20.02.2004.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Гарнитура Newton. Усл. печ. л. 37,0. Уч.-изд. л. 34,89.

Тираж 3000 экз. Заказ № 0313330.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское ш., 107

Тел.: (095) 485-71-77.

Факс:(095)485-53-18.

E-mail: books@infra-m.ru

http://www.infra-m.ru

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат».

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.024 с.)