Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)



 

Стадия Психосоциальный кризис     Сильная сторона личности  
Младенчество (рождение – 1 год) Доверие - недоверие Надежда
Ранний возраст (1 -3 года) Автономия – стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (3 -6 лет) Инициативность – вина Цель
Школьный возраст (6 – 12 лет) Достижение - неполноценность Компетентность
Подростковый возраст (12 – 19 лет) Идентичность[8] –ролевое смешение Верность
Молодость (20 – 25 лет) Интимность - изоляция Любовь
Зрелость (26 – 64 года) Продуктивность - застой Забота
Старость (65 лет – смерть) Интеграция – отчаяние Мудрость

 

 

В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д.Б.Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции разви­тия психики ребенка, Д. Б.Эльконин разделяет дет­ство на эпохи с последовательно чередующимися пе­риодами, первый из которых характеризуется усвое­нием задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответст­вует четко фиксированная ведущая деятельность:

• непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);

• предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет);

• сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);

• учеба (от 7 до 12 лет);

• интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);

• учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)[9].

Таким образом, в данной возрастной периодиза­ции в качестве основных критериев развития высту­пают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Отсутствие определенных временных границ говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типологической характеристике возрастного развития.

А.В.Петровский, анализируя эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности. «Всестороннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, - не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним ведущим типом деятельности».[10] Далее А.В.Петровский уточняет свою позицию: «В качестве личностно-образующей ведущей де­ятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную, многоплановую деятель­ность... и в этой системе нет оснований выделять «ве­дущие» или же «ведомые» компоненты»[11].

А.В.Петровский развивает альтернативную со­циально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в груп­пах, иерархически расположенных на ступенях онто­генеза.

Опираясь на это концептуальное положение, А.В.Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и разрабатывает периодиза­цию этого процесса, имея в виду самую общую карти­ну становления социально зрелой личности[12].

Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими фор­мами и средствами деятельности. Вторая фаза харак­теризуется поиском средств и способов для обозначе­ния своей индивидуальности. Фаза интеграции отра­жает принятие личности коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности инди­вида в ее важнейших проявлениях и качествах.

Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и разви­тия личности?

1. Классификация осуществляется по разным критериям; психофизиологическим, психосексуальным, психологическим и социально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения являются именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию становления личности.

Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образовании» и уставы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3-6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7-17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации.

Основываясь на этих положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии периодизации детства являются скорее личностно-образующими факторами становления детей на разных ступенях образования.

Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, для развития личности – по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой. Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин считали, что для детства оправдано использование одних критериев, а для взрослости нужны другие основания.

Исходя из этого положения в становлении лично­сти, можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), ран­нюю взрослость (до 23 лет), взрослость[13] (до 60 лет) и старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесооб­разно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой ста­дии развития. Переход от одной стадии к другой со­провождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные пере­живания и поэтому не осознаются личностью.

Периодизация взрослости

Рассмотрим сложившиеся в возрастной психоло­гии подходы к периодизации взрослости. Характери­зуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), моло­дость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характе­ристике каждого периода рассматриваются личностно-образующие факторы: система отношений, веду­щая деятельность, профессионализация и др.

В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодиза­ции, выделенные Д. Б. Элъкониным, перестраивают­ся в следующей иерархической последовательности:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития[14].

Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления[15].

Л.Д.Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации[16].

А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приво­дит уровень развития группы.

Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятель­ность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие личности в зре­лом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:

• потребностно-мотивационную сферу личности;

• операционально-техническую область деятельности.

Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление лич­ности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40 -45 лет, 50-55 лет) оформляются в виде возраст­ных кризисов[17].

Взрослость - это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса.

Е.А.Климов предлагает следующую профессио­нально ориентированную периодизацию:

• оптация (12 -17 лет) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;

• профессиональная подготовка (15 -23 года) – овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

• адаптация (16 -18лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней;

• фаза интернала (18 -23 года) – приобретение профессионального опыта;

• мастерство (23 – 35 лет) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета(35 -55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации;

• наставничество(55 -60 лет) – передача профессионалом своего опыта.

Не претендуя на строгую научную дифференциа­цию профессиональной жизни человека, Е. А. Кли­мов предлагает эту периодизацию для критического размышления[18].

А.К.Маркова в качестве критерия выделения эта­пов становления профессионала избрала уровни про­фессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.[19]

За рубежом широкое признание получила перио­дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1. рост – развитие интересов, способностей (0 -14 лет);

2. исследование – апробация своих сил (14 -25 лет);

3. утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 -44 года);

4. поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45 -64 года);

5. спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более).[20]

Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональ­ную продуктивность, профессиональную идентич­ность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.

Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессиона­лизации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы са­мореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложным является критерий профессио­нальной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного конту­ра регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью своих воз­можностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой лично­сти характерно умение соотносить свои возможно­сти, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессио­нальная зрелость является ведущим показателем ста­новления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периоди­зации Ю.П.Поваренков рассматривает «профессио­нальный возраст» индивида, т.е. длительность про­фессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако воз­растные границы профессионализации Ю.П.Пова­ренков не указывает[21].

Анализ работ по проблеме периодизации становле­ния личности позволяет сделать следующее заключение.

1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни исключает выделение универсальных критериев перио­дизации взрослости: для одной группы людей опре­деляющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и про­фессиональных отношений), для другой — профессио­нальная деятельность и уровни интеграции в профес­сиональные сообщества, для третьей — психологиче­ские новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество ва­риантов становления личности.

2. Периодизация становления личности в онтоге­незе по единому психологическому критерию не оправдана. Онтогенез личности целесообразно диф­ференцировать в зависимости от общественных ин­ститутов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объеди­ненных общей социальной ситуацией развития:

• дошкольное детство (0—6 лет);

• школьный возраст (7—17 лет);

• ранняя взрослость (18—23 года);

• взрослость (24—60 лет);

• старость (60 лет и более).

Своеобразие периода определяют личностно-образующие факторы развития, к которым относятся:

• природная среда;

• биогенетические особенности;

• социогенетические условия;

• собственная активность личности;

• судьбоносные, знаковые события.

Длядошкольного детства определяющими факторами являются биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собствен­ная активность личности, а также знаковые, судьбо­носные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические фак­торы, природная среда и социально-экономические условия жизни,

3. Периоды делятся на стадии становления — от­носительно самостоятельные ступени развития лич­ности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.

Основываясь на этих положениях, а также на при­нятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9).

 

Таблица 9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.024 с.)