Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы периодизации становления личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из актуальных проблем психологии личности является создание периодизации ее становления. Несмотря на то что исследование проблемы периодизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, общепризнанной дифференциации периодов становления личности в отечественной и зарубежной психологии нет. Прежде чем рассматривать психологические основы периодизации, определим основные понятия и подходы. Очевидно, следует различать дифференциацию и периодизацию[1]. Целесообразно также разделять период и стадию. Период — это промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс; стадия - определенная ступень в развитии. Дифференциация онтогенеза человека детерминирована общественно-историческими условиями его жизнедеятельности и носит конвенциональный характер. Необходимо различать периодизацию становления личности и жизни человека. В жизни человека как биосоциального существа большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов. Для процессов созревания и инволюции[2] характерны неравномерность и гетерохронность психического развития и особенности психологических новообразований. Возрастные классификации жизни человека
Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами — годами жизни человека. Классификация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, признании гражданской зрелости, определении времени вступления в брак, установлении нижней границы пенсионного возраста и др. Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некоторые классификации возрастов. Согласно древней китайской классификации, в жизни человека выделяются следующие периоды: 1) молодость (до 20 лет); 2) возраст вступления в брак (до 30 лет); 3) возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет); 4) возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет); 5) последний период творческой жизни (до 60 лет): 6) желанный возраст (до 70 лет); 7) старость (свыше 70 лет).[3] Пифагор (VI в. до н. э.) в своей классификации жизни человека продолжительность каждого возрастного периода определял ровно в 20 лет: 1) период становления (0—20 лет); 2) молодой человек (20—40 лет); 3) человек в расцвете сил (40-60 лет); 4) старый и угасающий человек (60-80 лет). Гиппократ (IVb. до н. э.) в классификации возрастов жизни исходил из представления о переломных годах, основывающегося на идее цифрового символизма, согласно которому каждые семь лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями Гиппократ делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый: 1) 0-7 лет; 2) 7-14 лет; 3) 14-21 год; 4) 21—28 лет; 5) 28-35 лет; 6) 35-42 года; 7) 42-49 лет; 8) 49-56 лет; 9) 56-63 года; 10) 63-70 лет. 3.Фрейд предложил концепцию психосексуального развития детства. Главным фактором развития человека, по его мнению, является сексуальный инстинкт. В своем развитии ребенок проходит следующие основные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную (табл. 6).[4]
Таблица 6
Стадии психосексуального развития (по З. Фрейду)
Психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания. Вантропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25—45 лет у мужчин); 2) зрелость (до 55 лет); 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции, завершающееся естественной физиологической смертью. На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 г., была принята классификация возрастных периодов, представленная в табл. 7.
Таблица 7
Классификация возрастных периодов
Периодизация развития личности: Психологические подходы
Личность является прежде всего субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленности развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»[5]. В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Центральным в ней является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертывание этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом[6] созревания. Э. Эриксон выделил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный компоненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Стадии развития личности представлены в табл. 8[7]. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.
Таблица 8
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.012 с.) |