Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы периодизации становления личности

Поиск

 

Одной из актуальных проблем психологии лично­сти является создание периодизации ее становления. Несмотря на то что исследование проблемы перио­дизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, об­щепризнанной дифференциации периодов станов­ления личности в отечественной и зарубежной пси­хологии нет.

Прежде чем рассматривать психологические основы периодизации, определим основные понятия и подходы. Очевидно, следует различать дифферен­циацию и периодизацию[1]. Целесообразно также разделять период и стадию. Период — это промежу­ток времени, охватывающий какой-либо закончен­ный процесс; стадия - определенная ступень в раз­витии.

Дифференциация онтогенеза человека детерми­нирована общественно-историческими условиями его жизнедеятельности и носит конвенциональный характер.

Необходимо различать периодизацию становле­ния личности и жизни человека. В жизни человека как биосоциального существа большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов. Для процессов созревания и инволюции[2] характерны неравномерность и гетерохронность психического развития и особенности психологических новообразований.

Возрастные классификации жизни человека

 

Все виды периодизации соотносятся с различны­ми возрастами — годами жизни человека. Классифи­кация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, признании гражданской зрелости, определении вре­мени вступления в брак, установлении нижней гра­ницы пенсионного возраста и др.

Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некото­рые классификации возрастов.

Согласно древней китайской классификации, в жизни человека выделяются следующие периоды:

1) молодость (до 20 лет);

2) возраст вступления в брак (до 30 лет);

3) возраст выполнения общественных обязанно­стей (до 40 лет);

4) возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет);

5) последний период творческой жизни (до 60 лет):

6) желанный возраст (до 70 лет);

7) старость (свыше 70 лет).[3]

Пифагор (VI в. до н. э.) в своей классификации жизни человека продолжительность каждого воз­растного периода определял ровно в 20 лет:

1) период становления (0—20 лет);

2) молодой человек (20—40 лет);

3) человек в расцвете сил (40-60 лет);

4) старый и угасающий человек (60-80 лет).

Гиппократ (IVb. до н. э.) в классификации возрас­тов жизни исходил из представления о переломных годах, основывающегося на идее цифрового симво­лизма, согласно которому каждые семь лет происхо­дит коренная перестройка организма человека, опас­ная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями Гиппократ делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый:

1) 0-7 лет;

2) 7-14 лет;

3) 14-21 год;

4) 21—28 лет;

5) 28-35 лет;

6) 35-42 года;

7) 42-49 лет;

8) 49-56 лет;

9) 56-63 года;

10) 63-70 лет.

3.Фрейд предложил концепцию психосексуаль­ного развития детства. Главным фактором разви­тия человека, по его мнению, является сексуаль­ный инстинкт. В своем развитии ребенок проходит следующие основные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную (табл. 6).[4]

 

Таблица 6

 

Стадии психосексуального развития (по З. Фрейду)

Стадия Возрастной период Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0- 18 месяцев Отвыкание от груди или рожка. Отделение себя от материнского тела
Анальная 1 -3 года Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3 -6 лет Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная 6 -12 лет Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат (половое созревание) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

Вантропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25—45 лет у мужчин); 2) зрелость (до 55 лет); 3) ста­рость, для которой характерно непрерывное нараста­ние инволюции, завершающееся естественной фи­зиологической смертью.

На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 г., была принята классификация возрастных периодов, пред­ставленная в табл. 7.

 

Таблица 7

 

Классификация возрастных периодов

Возрастной период Мужчины Женщины
Новорожденные 1 – 10 дней
Грудные дети 10 дней – 1 год
Раннее детство: первый период второй период 1 -2 года 3- 7 лет 8 -12 лет 8 – 11 лет  
Подростковый возраст 13 -16 лет 12 – 15 лет
Юношеский возраст 17 -21 год 16 – 20 лет
Средний возраст:    
первый период 22 – 35 лет 21 – 35 лет
второй период 36 -60 лет 36 – 55 лет
Пожилые люди 61 – 74 года 56 – 74 года
Старческий возраст Долгожители 75 – 90 лет Старше 90 лет
       

 

 

Периодизация развития личности:

Психологические подходы

 

Личность является прежде всего субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация раз­вития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленно­сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз­ненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, совре­менника определенной эпохи и сверстника опреде­ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизнен­ной программой — целями и смыслом жизни, кото­рыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогене­за, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»[5].

В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития лично­сти Э.Эриксона. Центральным в ней является поло­жение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертыва­ние этих стадий регулируется в соответствии с эпиге­нетическим принципом[6] созревания. Э. Эриксон вы­делил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный ком­поненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, со­гласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует при­оритетное время наступления в генетически обуслов­ленной

последовательности развития.

Стадии развития личности представлены в табл. 8[7]. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.

 

Таблица 8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.012 с.)