Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития и воспитания личности↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» Часть III
Кемерово 2002
ББК Ч 421.33 я 73 С – 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета
Рецензенты: Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики КузГТУ Пинигина Г.В.; зав.кафедрой педагогики Кемеровского ОблИУУ Кальмова С.Е.
Солодова Г.Г., Зуева С.П., Филатова Е.В., Галаганова Л.Е., Патрина В.В. С – 60 Возрастные особенности развития и воспитания личности: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 3 /Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 120 с.
ISBN 5-8353-0092-1
В пособии представлены характеристики социально-психологического развития личности, выявлены противоречия, которые могут быть разрешены в образовательном процессе школы и в условиях семейного воспитания. Пособие адресовано студентам, может быть использовано педагогическими коллективами школ и другими специалистами, заинтересованными в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса.
С ------------------------ 2002 ББК Ч 421.33 я 73
ISBN 5-8353-0092-1 с Солодова Г.Г., Зуева С.П., Филатова Е.В., Галаганова Л.Е., Патрина В.В. - 2002 с Кемеровский госуниверситет, 2002
С о д е р ж а н и е
Введение в проблему……………………………………… …………… 4
Глава I. Общие вопросы возрастного развития………………… 10
ГлаваII. Характеристика основных этапов развития личности
1. Проблема готовности дошкольника к поступлению в школу..………………………………….. 15 2. Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника……………………………………… 22 3. Психолого-педагогическая характеристика личности подростка…………………….…………………. 34 4. Психолого-педагогическая характеристика личности в период ранней юности……………….………………… 60 Выводы…………………………………........................….. 74
Глава III. Проблемы возрастного развития личности и их учёт в воспитательно-образовательном процессе школы
1. Кризисные периоды развития личности и их учёт в практике воспитательной работы……………………… 76 2. Проблемы развития и воспитания «трудных» детей…… 86 3. Психическое здоровье личности и школа……………… 102 Выводы……………………………………………………..112
Заключение ………………………………………………….. ………… 113
Литература для самостоятельной работы …………………………. 115
«Нет нужды давать правила, советы и наставления, которые легко забываются; достаточно изучить природу души с её недостатками и слабостями, а средства для их устранения найти нетрудно». Лейбниц ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
ВОСПИТАНИЕ - это содействие взрослого (родителей и учителей) развитию личности ребенка, когда воспитатель ведет его от состояния полной зависимости к состоянию взрослости, самостоятельности, когда ребенок, как писал П.Г.РЕДКИН еще в ХIХ веке, "постепенно... приобретает способность быть собственным своим воспитателем". Воспитательно-образовательный процесс, его постоянное совершенствование направлены на создание благоприятных условий для полноценного развития творчески активной личности ребенка, выявление и проявление его индивидуальности, определение его места в мире профессий, в общении с людьми. Всё это диктует необходимость выявлять те условия в традиционном воспитательно-образовательном процессе, которые мешают реализации данных задач, разрешают противоречия в процессе развития личности и обусловливают необходимость изменений и корректировок педагогической деятельности. Например, включать новые учебные предметы, менять или только корректировать содержание традиционных учебных программ, создавать новые учебники и учебные пособия, разрабатывать новые дидактические материалы и т.п. Для обоснования педагогической деятельности важно найти критерии, которые доказывали бы правильность принимаемых педагогом-практиком решений. Одним из таких важнейших критериев оценки педагогического процесса является его соответствие возрастным особенностям развития ребенка. Становление личности, как показывают многочисленные исследования психологов, проходит ряд последовательных этапов, когда проявление самостоятельного начала (проблема "Я") приобретает свои формы и специфику, что, естественно, требует нового содержания и форм общения педагога и ребенка. Можно сослаться на авторитеты в психологии и педагогике - науках, которые следующим образом определили процесс развития личности (тот процесс, для которого мы пытаемся создавать благоприятные условия). Л.С.ВЫГОТСКИЙ (Россия): "Развитие - овладение ребенком культурно-историческим возрастом.., развитие характеризуется... наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму, всякий раз требуют особой меры" (21). М.МОНТЕССОРИ (Италия): Развитие - "…череда следующих друг за другом рождений человека" (76). ДЖ. ЛЕШЛИ(Великобритания): Естественное развитие ребенка достигается при условии, если в поведение родителей (и учителей) вносится "поправка на присутствие малыша, что поможет сделать его жизнь счастливой, а развитие полноценным" (65). Мы предлагаем рассмотреть процесс развития личности в аспекте возрастных закономерностей. Не нужно быть профессионалом-педагогом и психологом, чтобы видеть все те изменения, которые происходят с ребенком в разные периоды его жизни. Все знают, что в три года ребенок становится упрямым и капризным, в подростковом возрасте дети становятся "трудными" для общения со взрослыми, а у старшеклассников проявляется, так называемый, юношеский максимализм и т.п. Однако это те черты и формы поведения детей, которые, проявляясь в повседневном общении со сверстниками и взрослыми, являются лишь следствием физиологических и психологических процессов, а сущностные характеристики возрастных изменений, которые, как правило, не заметны, остаются вне поля зрения педагога. Как мы это выяснили ранее (см. Учебное пособие Солодовой Г.Г. "Развитие и воспитание"), воспитывать - это помогать разрешению противоречий, которые возникают в процессе развития ребенка; это посредством педагогических условий обусловливать процессы физического, психического и социального развития, которые составляют его содержательную основу. Известно, что движущей силой развития личности выступают ее противоречия, но на каждой ступени ее возрастного развития эти противоречия приобретают свои особенности и специфические формы проявления, обусловленные прежде всего изменениями в физиологии и психологии ребенка. На каждой ступени его возрастного развития появляются иные психические новообразования, что создает качественно иную ситуацию социального развития, а потому "достижения" этого развития в каждой возрастной группе - свои. Все это обусловливает изменения и в поведении взрослого, в его общении с ребёнком (как по форме, так и по содержанию). Тем не менее можно наблюдать некоторые ошибки при оценке поведения ребенка взрослыми: 1. Отношение к ребенку проявляется как всепрощающая форма: "Он еще маленький... Вырастет - поймет!.." Или: "В этом возрасте они все такие... Не нужно беспокоиться - пройдет само собой..." Дети, по мнению некоторых взрослых (родителей, учителей), не взрослеют, а только прибавляют в годах. Развитие понимается как определенная смена периодов в жизни ребенка, о взаимосвязи и обусловленности которых они не думают. Такая форма общения взрослого с ребенком, естественно, не способствует его развитию. 2. Поведение ребенка оценивается по взрослым нормам, без скидки на его возрастные возможности. Требуя, например, послушания, исполнительности, прилежания во всем, взрослый предполагает, что все эти качества сформированы изначально. Эта категория взрослых, сама того не понимая, остается на одном и том же уровне своих требований и оценок, не помогая тем самым развитию личности ребенка. Но что значит изменяться? Какими по содержанию и форме должны быть изменения в поведении взрослого по отношению к ребёнку? Что конкретно обусловливает изменения во взаимоотношениях взрослого и ребёнка в процессе его развития? Взрослые, как показывает опыт, не всегда способны взглянуть на мир глазами ребенка, почувствовать его внутреннее состояние и волнующие его проблемы, тогда как воспитывать (т. е. помогать развитию) - это не просто быть в добрых отношениях с ребенком, просто любить его. Оказывается, что этих отношений не достаточно для полноценного развития личности, и доброе отношение, и любовь к ребенку на каждом этапе его развития должны «наполняться» иным содержанием, и форма их проявления у воспитателя должна быть различна. Понимание ребенка строится прежде всего на знании возрастных проблем его развития, помочь разрешению которых и призван взрослый, если он считает себя Воспитателем. Эти знания взрослый может получать по мере приобретения жизненного опыта, наблюдая за развитием своих и чужих детей, обобщая, сравнивая, оценивая увиденное и услышанное, формируя таким образом свою педагогическую позицию (или только взгляды, свое отношение). Наше общение с творческими учителями позволяет сказать, что знание объективных характеристик развития личности расширяет границы интуиции даже самого талантливого педагога и выступает источником разработки новых педагогических технологий. В нашем пособии мы предлагаем информацию, которая, как мы надеемся, поможет Вам поразмышлять о проблемах возрастного развития личности и определить свою позицию в общении с детьми разного возраста. Будущим педагогам важно, во-первых, познакомиться с процессом возрастного развития личности и теми особенностями, которые характерны для каждого этапа возрастного развития; во-вторых, выявить и обосновать основные причины и условия, при которых проявляются, развиваются и совершенствуются ведущие характеристики того или иного возраста; в-третьих, попытаться объяснить, почему ведущие характеристики личности, которые проявляются (или должны проявиться) как общая закономерность, свойственная каждому ребёнку, имеют свои индивидуальные формы и особенности. Нам думается, что, изучая данный вопрос, следует особо обратить внимание на выяснение следующих проблем: возникновение каких возрастных характеристик закономерно вытекает из особенностей социальной ситуации развития личности и может быть оценено как результат естественного развития, а возникновению каких черт и характеристик должен содействовать воспитатель, так как без его помощи они или не возникнут совсем, или, возникнув, могут приобрести негативную направленность. И тогда в процессе развития личности возникнут новые конфликты и проблемы, для разрешения которых (со стороны взрослого) потребуется значительно больше усилий. Изучение данных вопросов, мы надеемся, поможет Вам лучше узнать ребёнка, проследить процесс его ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Это поможет создавать условия для полноценного развития личности, оценивать результаты её воспитанности. Самое главное, знание возрастных особенностей развития личности поможет будущему педагогу выработать свой стиль профессионального поведения, обусловленный этими особенностями, поможет развивать в себе такие профессионально важные качества, как гибкость и терпеливость в общении, последовательность действий и т.д. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Развитие происходит по своим закономерностям, и эти закономерности объективны. Особенности развития личности в каждом возрасте не могут определяться желанием педагога. Но нередко (как показывает наше общение с учителями) введение нового учебного предмета или изменение содержания традиционных предметов определяется, скорее, возможностями и интересами учителя, а не их целесообразностью дляразвития личности ребёнка в том или ином возрасте. Так, наблюдалась попытка ввести курс астрологии в старшем школьном возрасте; изменения в содержании, например, таких предметов, как литература, история, география и др. не соотносятся с особенностями возрастного развития в личности нравственных, эстетических и других качеств и характеристик; преподавание новых предметов (например, психология, этика, эстетика, политология, культурология, валеология и др.) нередко преподносится учителями как научная дисциплина, так и не став УЧЕБНЫМПРЕДМЕТОМ, так как важная и нужная для личностного развития информация не адаптирована к личностным потребностям школьника. ИДЕАЛЬНЫМ, на наш взгляд (и мы надеемся, что Вы с этим тоже согласитесь), является такой воспитательно-образовательный процесс, который СОДЕЙСТВУЕТ физическому, психическому и социальному развитию личности, возникновению психических новообразований, решению возникающих в развитии личности противоречий, готовит к будущим трудностям, формирует способность к их преодолению. Смысл любых инновационных введений в традиционный воспитательно-образовательный процесс состоит в том, чтобы создавать условия для полноценного возрастного развития личности школьника с учётом новых социокультурных реалий. Без осмысления данных вопросов любое нововведение, каким бы интересным оно не было само по себе, имеет опасность создавать условия, деформирующие процесс личностного развития. Мы считаем, что при организации и совершенствовании воспитательно-образовательного процесса очень важно осмысление того, КАК возникают психические новообразования, так как это меняет тактику педагогической деятельности. Например, в подростковом возрасте потребность в самоутверждении своей взрослости обусловлена объективными процессами, которые вызревают как сплав физиологии и психики индивида. Следовательно, важно продумать те условия и формы, которые способствуют вызреванию данного новообразования в структуре личности на предыдущих этапах ее развития, и продумать те условия и формы, которые способствовали бы совершенствованию адекватных форм его проявления в данном возрасте и формированию на их основе социально и личностно значимых черт личности. В старшем школьном возрасте возникновение потребности в жизненном самоопределении обусловлено, в первую очередь, социальными условиями, отсутствие которых или их неблагоприятное влияние могут привести к формированию инфантильной личности. Следовательно, при совершенствовании воспитательно-образовательного процесса важно опять же продумать те педагогические условия (т.е., такие виды и формы познавательной и социальной деятельности учащихся), благодаря которым эта ведущая потребность в развитии старшеклассника закономерно возникнет, и стремление к ее удовлетворению станет для личности важнейшим стимулом саморазвития. Таким образом, именно объективные характеристики развития личности определяют поиск путей построения и совершенствования воспитательно-образовательного процесса в любом типе учебных заведений, именно они определяют степень адекватности и целесообразности каждой формы и метода педагогического процесса. Необходимость любой формы и метода в практике школы определяется их значимостью для процесса развития личности в том или ином возрасте. Из этого следует, что педагогу необходимо каждый раз анализировать ЗНАЧИМОСТЬ своей деятельности (её педагогических воздействий и взаимодействий) и оценивать, НАСКОЛЬКО вводимые формы, методы, измененное содержание образования и т. п. способствуют решению ведущих противоречий, возникновению и развитию в личности конкретных психических новообразований, которые в каждом возрасте имеют свою специфику. В данном пособии мы попытались представить путь развития личности от момента поступления в школу (проблема ее готовности к школе) до момента её окончания. Как нам кажется, это даст возможность: 1. Формулировать ЦЕЛИ педагогической работы с учетом возрастных изменений личности. 2. С позиций возрастных особенностей ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, насколько тот воспитательно-образовательный процесс, с которым ВЫ знакомы, действительно создавал (создает) благоприятные условия для возрастного развития личности, т.е. ВЫ можете определить, насколько была "совершенной" та школа, в которой ВЫ учились, насколько тот традиционный или инновационный педагогический процесс способствовал ВАШЕМУ физическому, психическому и социальному развитию 3. Попытаться УВИДЕТЬ новые, неиспользуемые пока возможности уже существующих учебных предметов и видов деятельности школьников (их содержание и формы). Попытаться ПРЕДЛОЖИТЬ те новые учебные предметы, которые, на Ваш взгляд, должны быть в практике современной школы. Попытаться СФОРМУЛИРОВАТЬ концепцию «ИДЕАЛЬНОЙ» школы. 4. УВИДЕТЬ и попытаться ОЦЕНИТЬЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ всех тех нововведений в воспитательно-образовательном процессе школы в тот момент, когда ВЫ там учились, с позиции возрастного развития личности. Наше пособие подготовлено на основе анализа психолого-педагогической литературы. Мы посчитали необходимым представить целостный процесс развития личности школьника, выделить его основные этапы. Мы попытались собрать воедино все те выводы, которые наработаны психологами, и с этих позиций дать возможность каждому из Вас оценить свою готовность к общению со школьниками в разные периоды их жизни. В тексте Вы встретите ссылки на тех авторов, исследования которых имеют фундаментальное значение для понимания процесса развития личности. Это поможет сориентироваться в психолого-педагогической литературе, проблематике современных исследований. Наш опыт показывает, что книг по воспитанию написано достаточно много, но не все они равноценны. Мы считаем, что изучение возрастной модели развития личности необходимо начинать с тех книг, что приведены в списке литературы нашего пособия. Список прилагается. Мы, естественно, не смогли (да и не стремились) дать исчерпывающую информацию по данной проблеме, мы считаем, что по мере необходимости Вы можете обратиться к литературе и найти ответы на те вопросы, которые, по Вашему мнению, мы не осветили. В тех психолого-педагогических характеристиках личности, которые мы попытались представить на страницах данного пособия, Вы не найдёте ответа на вопросы частного характера (например, как разрешить конфликт с подростком, как подготовить ребенка к школе и т. п.). Мы не пытались отвечать на вопрос: Что должен делать отдельный педагог и коллектив школы в целом? Мы считаем, что на этот вопрос должен ответить самостоятельно каждый педагог (педагогический коллектив школы или тот студент, который готовится к педагогической деятельности), и ответ каждого из Вас будет формулироваться по-разному, учитывая своеобразие Ваших личностных особенностей и условий Вашей педагогической деятельности, тех целей, которые Вы ставите. В пособии нами представлена общая картина развития личности. Пусть Вас не пугает слово "общее", ведь описание, например, всех нюансов, которые проявляются в поведении личности, помогает воспитателю более грамотно строить общение, но при создании программы (концепции) развития школы (этот вид педагогической деятельности становится сегодня важным и к нему, как показывает наш опыт общения с педагогами-практиками, нужно готовиться специально), важным становитсяосознание и понимание целостного процесса развития личности, что не должно оставаться за пределами педагогической деятельности как педагога-практика, так и студента, который готовит себя к этой деятельности. Проследить целостно процесс развития личности – это значит определить стратегию педагогической деятельности (как в рамках традиций, так и в рамках инноваций). Это значит исследовать источники возникновения противоречий и психических новообразований, увидеть "переходы" личности от одного этапа своего развития к другому, проанализировать условия, при которых развитие "внутри" возраста и эти "переходы" могут быть благоприятными, выявить те из них, которые мешают развитию. Это значит определить возможности воспитательно-образовательного процесса любой школы для решения проблем возрастного развития личности. В процессе подготовки к педагогической деятельности возникает задача – изучать и учитывать возрастные особенности, а именно: что в этом возрасте ребенок МОЖЕТ делать, что он ХОЧЕТ делать и чему его МОЖНО и НУЖНО научить с учётом его возможностей и желаний. Знание возрастных особенностей развития личности поможет Вам осуществлять личностно-ориентированный подход в построении воспитательно-образовательного процесса.
ГлаваI. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие "возраст" и "возрастное развитие"………………… 10 2. Проблема периодизации возрастного развития………..…… 12 3. Понятие "модель возрастного развития личности": критерии ее выделения и возможности использования в практической работе………………………………………… 13
1. Что такое "возраст", "возрастное развитие"? Сформулируем основные понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Л.С.ВЫГОТСКИМ возраст определяется "как определенная ступень, эпоха или цикл развития, в котором общие законы находят всякий раз новое качественное выражение" (21, с. 245). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙСЛОВАРЬ: возраст – «определённый, ограниченный относительными границами период в физическом и психическом развитии человека" (96, с. 53). А. П. КРАКОВСКИЙ: возрастные особенности - это характерные для того или иного периода психические особенности, которые обладают тенденцией к проявлению в поведении всех представителей данного возраста (60, с. 3). Возрастное развитие, на наш взгляд, это те изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований.. Л.С.ВЫГОТСКИЙ: " Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период" (21, с. 248). Структуравозраста. понимается как "внутреннее строение процесса развития личности в данный период ее жизни" (21, с. 256). В каждую эпоху детства возможно выделение двухлинийразвития, которые составляют структуру возраста: 1. ЦЕНТРАЛЬНАЯЛИНИЯРАЗВИТИЯ проявляется в возникновении и формировании тех психических новообразований, которые являются ведущими для данного возраста и определяют целостный процесс развития ребенка в данный период его жизни. Л.С.ВЫГОТСКИЙ: "Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части...». Центральное новообразование, которое характерно для каждой возрастной ступени развития, определяет "перестройку всей личности ребенка на этой основе " (21, с. 256). Например, развитие речи враннемдошкольномвозрасте, проявляющееся как центральная линия развития, стимулирует и нравственное, и интеллектуальное, и эстетическое развитие ребенка. Формирование уподростка потребности в самоутверждении своей взрослости выдвигает на первый план потребность в общении со сверстниками, перестраивается структура его отношений с родителями и учителями; формирование нравственных норм и идеалов, эстетических вкусов и представлений и т.п. обусловлено в первую очередь влиянием сверстников. Встаршемшкольномвозрасте (ранняя юность) центральным новообразованием становится потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, удовлетворение которой стимулирует процессы самопознания и самовоспитания, стремление к автономии от взрослых и т.п. 2. ПОБОЧНАЯЛИНИЯРАЗВИТИЯ – «все другие частные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, существуют в структуре целостных возрастных изменений, но могут вызревать на предыдущем этапе возрастного развития с тем, чтобы на последующем этапе стать центральной линией развития» (21, с. 256). Например, потребность быть взрослым как психическое новообразование проявляется в подростковом возрасте. Однако представления о мире взрослых, их образе жизни, внешнем облике, стереотипах мужского и женского поведения, нормативах и т. п. формируются, как показывают исследования психологов (и это подтверждает Ваш личный опыт), задолго до того момента, когда начинается половое созревание и личность вступает в подростковый возраст. ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ проявляется в смене центральной и побочной линий развития при переходе от одного возраста к другому (21, с. 257). Такимобразом, можно выделить практическую задачу: Что должна представлять собой педагогическая система школы, учитывающая возраст ребёнка? Насколько совершенна традиционная система воспитательной работы, когда продумываются педагогические действия, ориентированные на те личностные характеристики, которые проявляются только на уровне центральной линии развития? Итак, первыйвывод, который мы можем сделать, усвоив основные понятия, состоит в том, что процесс возрастного развития личности - сложный, он обусловлен внешними и внутренними условиями, игнорирование которых педагогом-практиком искажает процесс формирования личности. А потому, прежде чем организовывать воспитательно-образовательный процесс в школе (детском саду, колледже, вузе и др.), необходимо познакомиться с ведущими характеристиками развития личности в разные периоды её жизни и научиться прослеживать динамику перехода развития личности на новую ступень.
2. Развитие личности происходит через определенные ступени. Существует множество периодизаций возрастного развития личности. Считаем необходимым, познакомить Вас с тремя из них. _____________________________________________________________ В 1965 г. на симпозиуме по возрастной периодизации была принята схема, согласно которой в жизненном цикле человека, до достижения им зрелого возраста, выделяются следующие периоды: новорожденный - 1-10 дней; грудной возраст - 10 дней - 1 год; раннее детство - 1-3 года; первое детство - 4-7 лет; второе детство - 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки; подростковый возраст- 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки; юношеский возраст - 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки. Периодизация70-80-х гг. с учетом акселерации в развитии личности (1; 7; 14; 20; 59; 83; 122): новорожденный - до 10 дней; младенческий - до 1 года; дошкольный: ранний - 1-3 года, преддошкольный - 5 лет, дошкольный - 5-6 (7) лет; младший школьный - 7-11 лет (обучение в 1-3 классах) - девочки 6-7 - 11 лет, мальчики 6-7 - 12 лет; подростковый – 11-12 - 15-16 лет (обучение в 5 - 8/9 классах) - девочки 11-15 лет, мальчики 12-16 лет; юношеский – 15-16 - 20-21 лет (обучение в старших классах) - девушки 15-20 лет, юноши 16-21 лет. Л.С.ВЫГОТСКИЙ, 20 -е годы (21 с. 256): кризис новорожденности; младенческий возраст - 2 мес. - 1 год; кризис 1 года; раннее детство - 1-3 года; кризис 3-х лет; дошкольный возраст - 7 лет; кризис 7 лет; школьный возраст - 8-12 лет; кризис 13 лет; пубертатный возраст - 14-18 лет; кризис выпускника школы. __________________________________________________________________ Проблемныевопросы Чем, на Ваш взгляд, отличаются предложенные Вам периодизации возрастного развития личности? Какие другие периодизации развития личности Вам известны? Какая из предложенных в данном пособии периодизаций, на Ваш взгляд, может быть принята в практике воспитательной работы Вашей школы? Почему? 3. При анализе данной проблемы возникает вопрос: Почемунеобходимоизучатьвозрастныеособенностиразвитияличности, еслимызнаем, чтоееведущаяхарактеристика - индивидуальность? Несчитаетели Вы, что,организуявоспитательно - образовательныйпроцессв школе с позиции возрастного подхода, педагог не может учитывать индивидуальные особенности личности? Какая из приведенных ниже точек зрения (гипотез) является, на Ваш взгляд, более обоснованной и может быть ответом на поставленный вопрос? ГИПОТЕЗА 1: Развитие личности понимается прежде всего как развитие ее индивидуальности, которая выступает как следствие: во - первых, природных индивидуальных различий (тип ВНД, типологических свойств и состояний личности); во - вторых, индивидуальных вариантов условий жизнедеятельности и воспитания; в-третьих, деление на возрастные периоды является условным, так как наблюдается большая вариативность в индивидуальном развитии личности; в - четвертых, до настоящего времени нет четкой и единой периодизации возрастного развития. Делается ВЫВОД: нет оснований для построения моделей возрастного развития, так как индивидуальные различия перекрывают их, потому в воспитании детей следует изучать только индивидуальность каждой личности. ГИПОТЕЗА 2: Воспитательно-образовательный процесс в школе должен строиться прежде всего с учётом возрастных особенностей развития ребенка и подготавливать их "переход" на следующую ступень его личностного развития. Представители этой точки зрения считают, что можно выделить несколько общих закономерностей, характерных для индивидуального развития (1; 14; 59; 83; 85; 94; 104; 105; 114; 116), что дает основание размышлять о построении модели возрастного развития: во - первых, учитываются параметры физическогоразвития. Для детей одного возраста характерны одни и те же характеристики, проявление и становление которых закономерно обусловлено всем ходом естественного развития физиологических процессов в организме ребенка; во - вторых, психические новообразования, которые в каждом возрасте проявляются как типичные формы поведения личности, ее отношений с окружающим миром, также являются результатом социальной ситуации развития ребенка; каждая личность в процессе своего развития "проходит" последовательно все возрастные этапы и если мы видим, что типичные для данного возраста психические новообразования не проявляются, то фиксируем некоторые деформации в психическом и социальном развитии данной личности; в - третьих, для каждого возраста можно наблюдать ведущиепротиворечия в развитии личности; в - четвертых, детей одной возрастной группы привлекает тот или иной виддеятельности - игра, учеба, общение, который становится ведущим, в котором удовлетворяются их ведущие потребности и происходит их дальнейшее развитие; в - пятых, детей каждой возрастной группы в целом объединяет и общность социальнойситуации их развития, которая, как мы выяснили ранее, выступает как совокупность внешних и внутренних условий развития. Делается ВЫВОД: возрастная модель развития личности отражает наиболее существенныехарактеристикивозраста, объясняет причины их возникновения, обосновывает условия их формирования, показывает связь с предыдущим и последующим этапами развития личности, а потому модель развития личности, которая разрабатывается в психолого-педагогических науках, должна восприниматься нами каквариантобъективноВОЗМОЖНОГО (и НЕОБХОДИМОГО) развития, так как: - в каждой модели возрастного развития отражены наиболее типичные, наиболее характерные физические, психические и социальные особенности возраста, которые проявляютсякак норма, к а к образецразвития, общие черты которого в той или иной форме свойственны каждому ребенку; - возрастная модель развития личности отражает связь, последовательность этаповразвития, что дает возможность узнать о ведущих тенденциях развития личности. Это позволяет видеть перспективу развития личности, ориентироваться на формирование тех черт и качеств, которым принадлежит будущее в развитии на следующем этапе, что позволяет воспитателю создавать наиболее благоприятные условия, обусловливающие закономерный переход к следующей стадии; - знание наиболее типичных черт и характеристик, составляющих норму возрастного развития применительно к каждой конкретной личности, позволяет выявить уровеньеё индивидуального развития. Так, если у того или иного ребенка формирование психических новообразований и, связанных с ними личностных качеств происходит иначе, можно говорить об отклонениях в развитии - опережении или задержке в развитии этих черт и характеристик; - знание возрастной модели развития личности позволяет увидеть трудности, проблемы и противоречия, типичныеконфликты вразвитии, которые ещетолькомогутвызревать, так как обусловлены трудностями данного периода в жизнедеятельности ребенка (например, кризисные периоды и др.). Предвидеть - значит просто знать, что ожидает ребенка в будущем и готовить его к восприятию тех проблем, которые обусловлены естественным процессом его саморазвития; это значит создавать условия, которые помогут в определенной степени сгладить переживание ребенком трудностей и проблем его возрастного развития, устранить конфликты в общении со сверстниками и взрослыми; - модель развития личности, определяя "норму" в проявлении ведущих характеристик, позволяет взрослому определить мерувозможностей детей разного возраста, что обусловливаетизменения в общен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.012 с.) |