Попытайтесь проанализировать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытайтесь проанализировать



Чем конкретно отличаются современные подростки от подростков так называемого "застойного" времени? Сформулируйте те черты и формы поведения, которые Вам нравятся и те, которые Вы не можете принять (возможно, они Вас даже раздражают)? Насколько их проявление, на Ваш взгляд, обусловлено ситуацией, которая сложилась в нашем обществе? Насколько школа сможет "исправить" неблагоприятные воздействия среды? Возможно, с этой целью Вы уже внесли коррективы в воспитательно-образовательный процесс Вашей школы?

Составьте социально-психологический портрет современного подростка (его идеалы, ценности, формы поведения, планы на будущее, уровень притязаний и т.п.). Сравните современных подростков с подростками того времени, когда Вы сами были в этом возрасте.

"Потери" и "плюсы" в поведении современных подростков, в чем они, на Ваш взгляд, выражаются?

К чему необходимо готовить подростка сегодня? Какую позицию должен занять педагог (родители, учителя - конкретно)?

Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (например, если учесть воздействие средств массовой информации, общение со сверстниками, наблюдения за поведением взрослых людей: откровенное сквернословие, грубость, цинизм, алкоголизм, снижение духовных потребностей, проявление низкой культуры и т. п.)?

Считаете ли Вы, что в данном случае "обстоятельства сильнее нас", и все усилия взрослого в приобщении подростка к "вечным" нравственным ценностям Красоты, Добра и Ума бесполезны? В чем Вы видите необходимость общения подростка с Учителем?

Как Вы считаете, насколько школа может противостоять неблагоприятным воздействиям среды? В чем Вы видите специфику воспитательных воздействий в современных условиях?

__________________________________________________________________

 

3.5.В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает

особую значимость, однако взрослый для подростка по-прежнему играет особую роль, так как:

во-первых, проявляется стремление подростка быть похожим на взрослого внешне (естественно, на образ привлекательного взрослого);

во-вторых, в общении со взрослым подросток приобретает качества, умения, права и привилегии, причём, в первую очередь, те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (например, планировать свой день, встречаться с друзьями, не делать того, чего не хочется и т.п.).

Формирующийся новый образ подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми. Чтобы научиться взрослости, подростку необходимо начать жить в системе норм и требований, которые существуют для взрослых. Ребёнок готов к этому, и САМ стремится изменить старый тип отношений, этому способствует его новое ощущение собственного Я.

Подросткам свойственно критическое отношение к авторитету взрослого (учителей и родителей), они уже способны подмечать, что взрослый не всё знает и не всё умеет, он тоже может ошибаться, сомневаться. И это обостряет их чувства протеста, когда «эти» взрослые ими командуют и заставляют им подчиняться.

Подросток требует нового типа отношений – равенства в правах. В «морали послушания» для подростка со стороны взрослых зафиксирована их несамостоятельность, неравноправие и зависимое положение – для ребёнка многое запрещено, недоступно. Неравноправное положение ребенка, отношение к нему как маленькому уже неприемлемо, так как не соответствует его представлению об уровне собственной взрослости, новому ощущению себя. Подросток претендует на уважение его личности, человеческого достоинства, на доверие, самостоятельность, равноправие со взрослым, добивается признания своей взрослости, его тяготит зависимость, он выражает протест против контроля и отчетности. Протест – это своеобразная переориентация с детских норм на взрослые.

Вот некоторые формы протеста, которые высказывают подростки:

"Почему ты считаешь, что все знаешь и всегда права?";

"Почему я должен спрашивать разрешение, когда ко мне могут приходить мои друзья, а ты у меня не спрашиваешь?";

"Почему ты считаешь, что я должен тебя слушаться?".

Новместе с тем: "Почему ты опять оказалась права?"

"Почему тебе всё известно?»; «Где ты этому научилась?»:

«А ты меня научишь?»; «А вдруг я этому не научусь?» - всё же подросток нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Сотрудничество во взаимоотношениях взрослого и подростка – это наиболее благополучная форма перехода к новым отношениям, так как возникает общность, основанная на нормах доверия, понимания, коллегиальности, помощи. Взрослый для ребёнка – друг, соучастник его жизни, советчик, он приобщает подростка к более сложным видам деятельности. Ребёнок для взрослого – также помощник в разных делах.

В подростковом возрасте создаются условия для возникновения сложнойсистемыотношений подростка со взрослыми и сверстниками: создаётся принципиально разное положение ребенка в этих двух системах, чаще всего: со взрослым - неравное, проявляется отношение как к ребенку, а со сверстниками - на позициях равенства. Взрослый нужен подростку уже потому, что признание им его взрослости - высший критерий оценки.

Практика доказывает, что если взрослый не изменяет тактики общения с подростком, то инициатором перестройки этих отношений является САМ подросток, причём конфликтность отношений становится неизбежной. Кроме того, чем более авторитарную позицию занимает взрослый по отношению к подростку, тем более значимыми становятся отношения со сверстниками, тем меньшее значение имеет его влияние в общении с повзрослевшим ребёнком. Это одна из ведущихзакономерностей воспитательного процесса, реализация которой приводит к успешным результатам.

 

Всё же инициатором изменения отношений с подростком должен быть взрослый, для этого он должен переосмыслить свою воспитательную позицию, по мере необходимости внести коррективы. В основе нового отношения взрослого к ребёнку могут быть следующие принципыи нормы:

* допустить, что Ваши дети являются людьми, обладающими потенциальной способностью распоряжаться своей жизнью;

* позволять своим детям принимать решения, высказывать собственную точку зрения, а не пытаться захватить самому инициативу;

* признать, что стать самостоятельным и научиться чему-то он сможет только при условии, если будет проявлять самостоятельность и выполнять всё необходимое сам;

* не подменять инициативу подростка "педагогическим руководством";

* разговаривать с подростком, позволяя ему говорить всё;

* не критиковать, а советовать;

* не противопоставлять себя (положительного) ему (отрицательному);

* укреплять веру в себя, свои возможности; (Ты можешь! - должно стать главным лозунгом в общении с подростком);

* не сравнивать его ни по положительным, ни по отрицательным характеристикам с другими, а только с самим собой, отмечая прогресс в его собственном развитии;

* приучать предъявлять требования к самому себе, а не только к окружающим;

* настаивать на завершении всех начатых дел;

* побуждать к высказыванию оценки своих собственных поступков и выполненных дел;

* настаивать на исправлении ошибок;

* побуждать к ответственному выполнению обязанностей, увеличению их числа;

* расширять права подростка и ограничивать права родителей и учителей: например, право запрещать, заставлять, наказывать, требовать, ограничивать;

отказаться от позиции: воспитывать - это значит направлять, контролировать, оценивать, поучать, заставлять, слушаться;

* не скрывать от подростка своих ошибок, сомнений, наоборот, демонстрировать размышление, анализ последствий, причину неудач, тем самым подросток приобретает опыт решения задач. Принцип: страшна не сама ошибка, а неумение делать из нее выводы;

* не бояться просить прощения у подростка, если был не прав. Этим взрослый демонстрирует подростку культуру поведения (9;12;13;34;37;39;40;46;48;55;58;61;64;82;91;92;95;98;99;102-105).

Одним словом, воспитывать - значит демонстрировать подростку те формы поведения, которые приняты в культуре взрослого мира, которые ценятся в этом мире и которые могут быть формами самоутверждения его взрослости.

 

Чувство взрослости как центральная линия развития личности в подростковом возрасте проявляет себя во многих особенностях ее сознания и поведения, для формирования которых создается наиболее благоприятный (сензитивный) период. Ниже мы приводим те характерныеизменения в развитии сознания и поведения подростка, которыенаиболее целостно отражают особенности подросткового развития. Предлагаем Вам самостоятельно наметить программу " содействия " развитию взрослости у подростка, исходя из тех изменений, которые происходят с личностью в данный период её жизни:

· стремление быть взрослым;

· поиск идеала взрослости;

· создание образа собственной взрослости и поведения соответственно этому возрасту (внешний облик, личностные качества, система ценностей и т.п.);

· ориентация на достоинства идеальных образов "мужчины, женщины";

· возникновение потребности в познании собственных особенностей;

· проявление интереса к себе и размышлений о себе;

· познание с целью:

а) урегулировать отношения с друзьями;

б) достижения личностно значимых задач в настоящем и будущем посредством общения с другими людьми;

· особенности самопознания:

а) нет еще обобщенных и постоянных представлений о себе;

б) не умеет проанализировать и соотнести отдельные свои характеристики;

в) не умеет отделить в своем поведении и характере существенное от несущественного, случайного;

· интерес к самому себе возникает из нового ощущения себя и своего тела, носит преднамеренный характер, становится внутренним процессом. Если представления младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых, то подросток руководствуется мнением своих товарищей;

· критическое отношение к себе, повышенное внимание к собственным недостаткам, недовольство собой: своей внешностью, поступками;

· формируется самооценка;

· обостряется проявление чувства собственного достоинства;

· тенденция организовать себя. Стремление заняться самовоспитанием;

· сознательно копирует, подражает личностным качествам, манерам и формам поведения, которые для него привлекательны и которые отвечают его идеалу взрослости;

· чувствителен к оценкам окружающих его людей;

· более восприимчив к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых;

· стремление чувствовать себя самостоятельным, избавиться от опеки взрослого;

· стремление к признанию своей взрослости у родителей и учителей;

· опыт жизни учит подростка, что положение в коллективе, его успехи и неудачи во многом определяются личностными качествами;

· общение со сверстниками приобретает самостоятельную ценность;

· дружба завязывается на основе нравственных требований;

· создается "кодекс чести", который подростки жестко соблюдают;

· происходит формирование нравственных понятий, осмысление их содержания. Формируется категория личностных ценностей;

· старается понять, какие личностные качества мешают достигнуть признания своей взрослости среди взрослых и сверстников, а какие высоко оцениваются;

· формируется категория личностных ценностей;

· формируются умения анализировать, сравнивать, оценивать поведение (свое и сверстников, взрослых) по нравственным критериям, принятым в данной группе;

· жесткая ориентация на групповое мнение;

· заинтересованность подростков в уважении и признании со стороны сверстников делают их чуткими к мнениям и оценкам друзей;

· сверстники оказывают более сильное влияние на мысли и поступки подростка, чем взрослые;

· стремление воздействовать на другого человека: предъявляют друг другу систему определенных требований, следят за их выполнением, дают оценку поступкам и суждениям;

· придают особое значение проведению досуга в кругу друзей: соблюдение определенных форм поведения, ритуалов, отношений, развлечений, традиций;

· в выполнении различных видов деятельности отдает предпочтение необычному, значительному, романтическому (естественно, по своим критериям);

· склонность к мечтанию: поиск удовлетворяющего способа жизни в настоящем и будущем; поиск образа своей личности;

· интерес к чтению героической литературы. Привлекает сильный герой, человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные препятствия и выходящий победителем. Сюжет - борьба с силами природы, трудностями, проявление человеческих возможностей. Литература (кинофильмы) как средство познания жизни, людей и собственного "Я";

· литература и кинофильмы выступают как особая форма приобщения к жизни взрослых. Мысленное освоение чужого опыта жизни. Особенности: постановка себя на место героя, домысливание ненаписанного, сравнение героев, выявление критериев оценки. Литература выступает как средство этического и эмоционального развития личности.

 

__________________________________________________________________

Вопросыдляразмышления

Как Вы считаете, в чем должна состоять "подготовка" младших школьников (а, возможно, уже и дошкольников) к их вступлению в подростковый возраст? Какие " побочные " линии их развития следует корректировать с тем, чтобы проявление чувства взрослости у подростка не приобретало негативной направленности?

Попытайтесь построить программу педагогического "содействия" в развитии подростковой взрослости. Обоснуйте ее целесообразность в соответствии с возрастными особенностями личности подростка.

Что является важным в личностном развитии подростка для того, чтобы благополучно "вступить" в юность?

__________________________________________________________________

 

 

4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

 

4.1. Место и значение возраста ранней юности в целостном

процессе развития личности. Потребность в жизненном

самоопределении как центральное психическое

новообразование возраста…………………………………….. 60

4.2. Социальная ситуация развития личности в ранней

юности. Особенности ее проявления в современной школе... 61

4.3. Особенности социальной ситуации развития личности

в условиях профессионального образования……………….. 64

4.4. Особенности формирования сознания и поведения

в юношеском возрасте. Показатели социальной зрелости

и инфантильности. Кризис выпускника школы…………….. 66

4.5. Роль педагога в развитии юношей и девушек………………. 73

 

 

4.1. В юношеском возрасте выделяются два периода:

15-17 лет - ранняя юность, период, который совпадает со временем обучения в старших классах общеобразовательных школ, лицеях, гимназиях, технических училищах, профессиональных колледжах.

17-23 (25) лет - юношеский (молодость ), когда окончена школа (общеобразовательная и начальная профессиональная) и молодой человек поступает в профессиональное учебное заведение (среднее специальное или высшее), идет служить в армию, приступает к самостоятельной работе по профессии, получает юридическую возможность вступления в брак, становится правоспособным членом общества.

Юность - период достижения личностью самостоятельности, которая проявлялась и формировалась еще в подростковом возрасте как его стремление сбросить опеку и перестроить отношения с родителями и учителями на основе равенства. Процессы эмансипации в развитии личности юношеского возраста становятся доминирующими, в этот период личность стремится к автономии от взрослого (И.С.КОН):

во-первых, поведенческой, когда отстаивается право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы;

во-вторых, эмоциональной, когда отстаивается право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей;

в-третьих, моральной и ценностной, когда отстаивается право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых (52, с.15).

 

Вот некоторые взгляды на значение юношеского возраста в общем процессе развития личности:

Ж.-Ж.РУССО (Франция). В трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762) называл начало юности, которое относил к 15 годам, "вторым рождением".

В ХIХ веке психологи трактуют юношеский возраст как период внутреннего кризиса; пробуждения чувств, как романтической эпохи "бури и натиска", воплощением "чистейшей субъективности ".

Э.ШПРАНГЕР (Германия). По его мнению, возраст ранней

юности - это прежде всего определенная стадия духовного развития, хотя он и связан с комплексом психофизиологических процессов. Главное новообразование этого возраста – открытие "Я", развитие саморефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Процесс этот идет "изнутри во вне": от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности

(Цит. по 52).

Э.ЭРИКСОН (США). Считает, что юношеский возраст - "…это такая фаза в развитии личности, которая характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. В отрицательном варианте возникает противоположность - диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития - диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе " (123 ).

И.С.КОН (Россия ): " Биологически - это период завершения физического созревания..., однако на его долю выпадает задача многочисленных "доделок" и устранений диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости. Социальное положение юношества неоднородно. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся... Многих юношей еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного определения, т. е. определение своего места во взрослой жизни" (52, с. 41-42).

Л.И.БОЖОВИЧ (Россия ): "Принципиальное отличие внутреннейпозиции старшего школьника от внутренней позиции подростка заключается прежде всего в том, что школьники старших классов - это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становятся для них тем эффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы». Потребность в самоопределении «впервые возникает как актуальная и поэтому начинает играть роль важнейшего фактора психического развития " (14, с. 74, 8 - выделено нами).

 

Вопросы для размышления

Вспомните, в чём проявляется такая форма саморазвития личности, как эмансипация (см.: «Развитие и воспитание». Часть 2).

Как Вы считаете, для каждого ли старшеклассника характерны процессы эмансипации? Что, на Ваш взгляд, является источником возникновения у старшеклассников потребности в автономии от взрослого? Какую роль в этом играет взрослый?

Какие черты личности отличают старшеклассника, для которого эмансипация не стала доминирующей формой их саморазвития?

__________________________________________________________________

 

4.2. Нас прежде всего будет интересовать этап раннейюности, так как важно выяснить причины возникновенияи становления центральной линии развития личности в этот период ее жизни, а также - условия, при которых в развитии личности формируется социальнаязрелость. В данной главе мы попытались выявить специфику и особенностисоциальнойситуацииразвитияличности в период ранней юности, складывающейся в разных типах учебных учреждений, - это оказывает существенное влияние на формирование их социальной направленности и зрелости. Однако возникает необходимость размышлять прежде всего о некоторых общихпроблемах развития личности в данный период ее жизни.

Для юношей и девушек создается совершенно иная, чем у подростка, социальная ситуация его развития: хотя он сам по-прежнему занимает положение учащегося общеобразовательной или профессиональной школы, НО стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

В период ранней юности в основном "завершается" становление той трудовой, моральной, гражданской... зрелости, которая необходима для того, чтобы они могли сразу же при выходе из школы начать полезную трудовую деятельность и определить свое место в жизни" (14, с. 67). В этом и заключается характеристика самого существенного, что появляется в обстоятельствах жизни личности в период ранней юности.

Итак, НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬСВОЕ МЕСТО ВЖИЗНИ, по мнению психологов, составляет основнойкомпонентсоциальнойситуацииразвитияюношей и девушек, определяет изменения в содержании и соотношении основных мотивов поведения. От того, НАСКОЛЬКО личность заинтересована в решении этих проблем и КАК она их решает, зависит процесс ее САМООПРЕДЕЛЕНИЯ и ПОКАЗАТЕЛИ сформированности ее СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ (или инфантильности). У каждой личности свой темп и интенсивность развития в зависимости от складывающейся индивидуальной ситуации: так, например, у каждой личности свое восприятие будущего - одни проявляют беспокойство; другие - беспечны, так как во всем полагаются на поддержку родителей, позволяя им решать все вопросы своего "самоопределения"; третьи считают, что могут сами решить все вопросы; четвертые проявляют тревогу и растерянность, - все это определяет формирование ценностных ориентаций и форм поведения юношей и девушек в данный период их жизни.

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

А может быть, наоборот, ценностные ориентации и сформировавшиеся ранее формы общения юношей и девушек со взрослыми определяют их отношение к будущему и проблемам самоопределения?

В чем Вы видите особенности возникновения социальной ситуации развития личности в ранней юности в отличие от подростков?

Чем обусловливается возникновение новой ведущей потребности в ранней юности - ПОТРЕБНОСТИ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ? У всех ли юношей и девушек проявляется эта потребность? Как Вы считаете, возникновение этой потребности - результат естественного развития личности, или она - следствие тех условий, которые создаются взрослыми (родителями и учителями) и обстоятельствами их жизни?

Какими, на Ваш взгляд, должны быть "достижения" в развитии личности подросткового возраста с тем, чтобы возникновение ведущей потребности в юности могло быть результатом естественного развития личности?

__________________________________________________________________

 

В жизнедеятельности юношей и девушек появляются новые черты (1;14;24;50;53;58;73;77;78;83;87;90;99;101;104;113;114;116;117;123), что оказывает влияние на формирование иной, чем у подростка, социальной ситуации его развития, выделяются те новые черты личности в их образе жизни, которые могут одновременно и способствовать (ускорять) развитию социальной зрелости и снижать ее:

- в школе они занимают позицию старшего; многие педагоги изменяют форму обращения; традиция "шефства" над младшими школьниками; участие в самоуправлении школой и т.п.;

- учащиеся ПТУ, колледжей - иная ситуация учебной деятельности: получают стипендию; иногда уезжают учиться в другой город, живут в общежитии – проявляются элементы самостоятельной жизни;

- уже в 14 лет человек получает паспорт, а в 18 лет - избирательное право, становится ответственным за свои поступки по некоторым статьям Уголовного кодекса - для человека эти действия рассматриваются как акты гражданского признания;

- проблема окончания учебного заведения, вопросы: Кем быть? Каким быть? - с тем, чтобы достичь привлекательного образа жизни, успехов и уважения друзей;

- сохраняются черты зависимости от взрослого, сближающие его с положением ребенка: материальная зависимость, традиции восприятия взрослым, ориентирующие на "мораль послушания";

- половое созревание начинается и заканчивается значительно раньше. Аналогичные сдвиги характеризуют и другие аспекты физического созревания, что заставляет снижать границы юношеского возраста, причем для каждого индивидуально, относительно темпов его развития;

- начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой в первую очередь ассоциируется социальная зрелость, отодвигается (что объясняется усложнением трудовой деятельности, увеличением сроков обучения);

- расширение сферы индивидуального самоопределения. Значительно большая свобода выбора и меньшая социальная скованность обеспечивают большее разнообразие социальных вариаций. Личности сложнее найти себя как в мире профессий, так и в мире жизненных ценностей. Получается, что чем выше уровень образования и социальный статус, на который претендует личность, тем позже она приобретает чувство взрослости;

- особенности социально-экономической ситуации в нашей стране: отсутствие четких нравственных ценностей, идеалов, переоценка жизненных ориентиров, переход к новому образу жизни, связанному с рыночной экономикой и отношениями;

- ………………………………………………………………

- ………………………………………………………………

Что еще может оказывать влияние на изменение социальной ситуации в развитии личности периода ранней юности?

 

4.3. Для юношей и девушек, которые в 15-16 лет (после 9 класса общеобразовательной школы) поступают учиться в начальные (средние) профессиональные учебные заведения, создается особая ситуация развития. Она определяется прежде всего престижностью учебного заведения и теми перспективами, которые раскрывает данная профессия в жизни. Чаще всего переход из общеобразовательной в профессиональную школу обусловлен: - неготовностью учащегося (невозможностью) для обучения в старших классах общеобразовательной школы и поступлению в вуз;

- материальным положением семьи (как правило, недостаточным для того, чтобы обеспечить условия, необходимые для продолжения общего и высшего образования);

- желанием уйти из школы, сменить среду образования (по причине плохих отношений с учителями);

- желанием как можно раньше стать социально и материально независимым от родителей и т.д.

Личностное развитие учащихся в системе начального (среднего) профессионального образования (колледже, техникуме, училище) происходит в условиях, сориентированных на конкретные виды профессиональной деятельности.

Если учащиеся старших классов общеобразовательных школ находятся в ситуации выбора профессии, поиска себя, то учащиеся профессиональных учебных заведений уже овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками. На производственной практике у них появляется возможность соотнести свои способности с теми требованиями, которые предъявляет будущая профессия. В их жизни создаётся ситуация, которая позволяет осознать себя до уровня соотнесения мотивов «хочу – могу – надо – требуют». Это значит, что у личности может не просто проявиться желание «найти хорошую работу», но и сформироваться стремление «вписаться» в тот образ жизни, который требует данная профессия, быть адекватным тем условиям, в которых становится возможным максимальная реализация её творческого начала.

Таким образом, личностное развитие учащегося в системе профессионального образования (проявление центральной линии развития – потребности в жизненном самоопределении) связано с профессиональнымразвитием. Формирование внутреннейпозиции учащегося приобретает иные черты, чем у старшеклассника: в развитии образа «Я-человек» проявляются черты образа «Я-профессионал».

Профессиональное самоопределение рассматривается как часть жизненного самоопределения личности, сущность которого – самостоятельное и осознанное нахождение смысла выполняемой работы и всей жизнедеятельности. Целью профессионального самоопределения выступает формирование внутренней готовности личности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке моделей собственного поведения и перспектив своего развития в рамках будущей профессиональной деятельности, готовности рассматривать себя развивающейся личностью, способной самостоятельно находить личностные смыслы, выстраивать своё поведение, формировать наиболее целесообразные свойства и черты, значимые для успешности выполняемой профессиональной деятельности. Эти особенности личностного развития учащихся начальных (средних) профессиональных учебных заведений должны найти своё отражение в построении воспитательно-образовательного процесса.

Однако благоприятной такая социальная ситуация развития учащихся в системе начального (среднего) профессионального образования складывается ТОЛЬКО при определённых условиях:

в о-первых, если учащийся осознанно выбрал направление будущей профессиональной деятельности (профессию), или наметил перспективу, рассматривая данное учебное заведение как начальный этап на пути свой профессиональной карьеры;

во-вторых, если личные цели и профессиональные планы учащегося нашли своё отражение в содержании, формах и методах воспитательно-образовательного процесса данного учебного заведения;

в-третьих, если учащийся занимает активную позицию в решении проблем своего профессионального самоопределения, то есть каждый вид учебно-познавательной деятельности он воспринимает как возможность развития профессионально важных качеств и черт своей личности;

в-четвёртых, если в организации воспитательно-образовательного процесса начального (среднего) профессионального учебного заведения отражаются особенности социальной ситуации в профессиональном развитии личности. Необходимо предусмотреть возможность для учащегося:

- получать знания о требованиях, которые предъявляет профессия к личности будущего специалиста, с учётом возможных изменений на рынке труда;

- иметь представление о возможностях воспитательно-образовательного процесса учебного заведения в целях профессионального развития;

- уметь анализировать и оценивать особенности своей личности в соответствии с требованиями будущей профессии;

- уметь формулировать задачи профессионального самовоспитания в соответствии с возможностями учебно-профессиональной подготовки и конъюнктурой рынка труда;

- уметь оценивать необходимость различных форм и видов учебной деятельности, предлагаемой в данном учебном заведении, для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности и профессионального саморазвития;

- умение анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с позиции требований будущей профессии;

- умение сознательно выбирать формы и виды учебной деятельности в целях профессионального саморазвития;

в-пятых, если процесс профессионального развития учащегося выстраивается в единстве с общеобразовательной подготовкой.. Учащиесяпрофессиональных учебных заведений в личностном развитии сохраняют все черты и характеристики юношеского периода развития, они проявляют те же особенности в развитии их сознания и поведения. О них, так же как и об учащихся общеобразовательных школ, пока ещё нельзя судить с позиции их социальной зрелости. А потому общеобразовательный компонент содержания образования способствует формированию у них научной картины мира, широты кругозора, жизненной позиции, закладывает основы культуры и нравственности, помогает постигать законы красоты и гармонии в окружающем мире, способствует формированию привычек здорового образа жизни.

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Ваша педагогическая деятельность может осуществляться в условиях системы профессионального образования. Подумайте, каким должен быть воспитательно-образовательный процесс, содействующий общему и профессиональному развитию личности? В чём будут проявляться его отличия от воспитательно-образовательного процесса общеобразовательной школы?

Каким образом следует готовить учащихся общеобразовательных школ к поступлению в начальные (средние) профессиональные учебные заведения?

Какое значение будет иметь Ваш учебный предмет в целях общего и профессионального развития личности учащегося профессионального учебного заведения?

__________________________________________________________________

 

4.4. У современных юношей и девушек так же, как и у подростков, можно выделить некоторые особенности развития сознания и поведения. Однако следует отметить, что эти особенности по-разному проявляются у разных групп учащихся, так как психические новообразования, которые формировались в подростковом возрасте, как по форме, так и по содержанию, могли обеспечить различный исходный уровень сформированности личности к моменту вступления в новый возрастной период – раннюю юность. В связи с этим нельзя дать однозначной характеристики личности в этот период её развития.

Можно размышлять о некоторых потенциальных возможностях развития личности в данный период. Это те черты и характеристики, которые могут проявиться как ряд тенденций в естественном процессе личностного развития при условии разрешения противоречий на предыдущем возрастном этапе. Эти черты и характеристики будут выступать как показатели социальной зрелости, обеспечивающие успешность человека на его жизненном пути.

В рамках этих тенденций существуют варианты развития. Наш опыт позволяет наблюдать многообразие этих индивидуальных вариантов развития, когда преобладает сформированность одних черт и характеристик и минимальный уровень проявления других. Индивидуальные варианты обусловлены различным характером проявления ведущих показателей возрастного развития. В ранней юности актуализируются следующие проблемы:

· жизненного и профессионального самоопределения;

· самостоятельности; поведенческой, моральной и эмоциональной автономности от взрослого;

· индивидуализации и зависимости от сверстников;

· ориентации на оценки других и выработку самооценки;

· саморефлексии и саморегуляции;

· юношеского максимализма, требовательности и критического отношения к окружающим;

· познания, осознания и понимания себя;

· отн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.124 с.)