Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел1. Психология личности↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Направление подготовки 030300 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
Блок дисциплин: Б3 Направление: 030300-психология Квалификация – бакалавр Институт социальных технологий Семестр: 3,4 Форма обучения: очная Общая трудоемкость 4 з.е.: 144 час, в т.ч. Аудиторных 72 час.; из них: Лекций: 36 час. Практических занятий: 36 час. Самостоятельная работа: 72 час. Текущий контроль: БРС, контрольная работа Итоговый контроль: экзамен
Сыктывкар 2011
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация «бакалавр»)
Автор: Разорина Л.М., доц. каф. психологии СыктГУ
Рецензент:
1. Цель дисциплины. Сформировать у студентов представление о психологии личности – теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования, нормального и аномального развития личности в социоприродной среде и на протяжении индивидуального жизненного пути; ценностные ориентиры и этические нормы исследований в области психологии личности; места человека и личности в системе мироздания и общественной практики 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Психология личности – областьтеоретического и практического знания, которая выступает как приоритетное направление современного человекознания. Она лишь недавно выделилась из общей психологии и олицетворяет попытку раскрыть целостные закономерности возникновения и функционирования нормального и аномального развития личности в природе и обществе и на протяжении индивидуального жизненного пути человека. Общую стратегию психологии личности как междисциплинарногой области в изучении феноменологии, методологии и социальной практики определяет подход научной школы культурно-исторической психологии, отраженной в трудах классиков мировой и отечественной психологии Дж.Брунера, М.Коула, Л.С.Выгоского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия и др. Дисциплина «Психология личности» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Она базируется знаниях, полученных студентами в курсах «Общей психологии», «Общего психологического практикума», «Психологии развития и возрастной психологии», «Зоопсихологии и сравнительной психологии», «Социальная психология», «Психология труда» и предшествует дисциплинам «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Организационная психология», «Этнопсихология», а также подготавливает студентов к выбору профессиональной позиции в практических видах деятельности и выполнению некоторых видов деятельности в ходе всех видов практик. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1. В области методологических основ психологии личности дифференцировать: - Объектную и субъектную ориентации; - Детерминистическую и индетерминистическую ( Учение Б. Спинозы о человеке как причине самого себя) ориентации; - Монологическую и диалогическую (экзистенциализм М. Бубера, диалогическая методология гуманитарного познания М.М. Бахтина) ориентации; - Структурно-функциональную и историко-генетическую ориентации; - Номотетическую( объяснительную ) и идиографическую ( понимающую ) ориентации в исследовании личности как методологические стратегии познания человека. 2. Уровни методологического анализа проблемы личности. 1. Уровень философской методологии науки. 2. Уровень общенаучной методологии. 3. Уровень конкретно-научной методологии. 4. Уровень методики и техники исследования. 3. Приложение уровней методологического анализа в области исследования психологии личности. 2. В области теории и истории - знать основные направления, подходы и теории в психологии личности: - Различные течения психоанализа (3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливан и др.). - Бихевиористские подходы к пониманию личности (Ф. Скиннер, А. Бандура и др.). - Персонологические подходы к изучению личности (В. Штерн, Г. Мюррей, Г. Олпорт). - Динамическая психология: теория поля и жизненного мира К. Левина. - Когнитивный подход в психологии личности (Л. Фестингер, Дж. Келли). - Интеракционистский подход к исследованию личности (Дж. Г. Мид и др.). - Гуманистическая парадигма в исследовании личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). - Экзистенциалистский подход к изучению личности (В. Франкл, А. Лэнгле, Р. Мэй,). - Психология установки (Д.Н. Узнадзе). - Психология отношений (В.Н. Мясищев). - Комплексный подход в исследовании человека (Б.Г. Ананьев). - Теория интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин). - Психология изучения личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн). - Культурно-историческая парадигма в психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин). - Системно-деятельностный историко-эволюционный подход в психологии личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.Ф. Петренко, Е.Т. Соколова, А.Ш. Тхостов, А.У. Хараш и др.). А также знать имена и иметь представление о вкладе в психологию личности следующих известных ученых: К.А.Абульханова-Славская, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, П.Б.Ганнушкин, А.В.Запорожец, В.А.Иванников, И.С.Кон, А.Ф.Лазурский, Н.С.Лейтес, А.Е.Личко, Ю.М.Лотман, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, А.В.Петровский, В.А.Петровский, И.М.Сеченов, Б.М.Теплов, А.А.Ухтомский, В.П.Эфроимсон, В.А. Ядов. А.Адлер, Г.Ю.Айзенк, Э.Берн, Дж.Гилфорд, Т.Дембо, В.Джеймс, В.Дильтей, Л.Кольберг, Э.Кречмер, Р.Б.Кэттелл, К.Леонгард, Д.К.Мак-Клелланд, Дж.Морено, С.Розенцвейг, Г.Роршах, Дж.Роттер, Г.С.Салливан, К.Д.Спилбергер, Дж.Тейлор, А.Фрейд, Ф.Хоппе, К.Хорни, У.Г.Шелдон, Э.Шпрангер, В. Штерн, Э.Г.Эриксон. 3. В области эмпирического исследования личности и практической психологии личности: - знать основные критерии классификации методов эмпирического исследование личности (идиографические, номотетические методы, прямые и косвенные методы психодиагностики личности); - знать отличительные признаки и разновидности экспериментального методе (лабораторный, естественный, имитационный, формирующий эксперимент); - знать методические требования к эмпирическим методам, которые способствуют актуализации и изучению личностно-смысловых характеристик (смысловых образований личности): принцип имитации естественной ситуации; принцип личностной значимости происходящего или предъявляемого экспериментального материала для испытуемого; принцип относительной неопределенности ситуации исследования (незаданность всех ее элементов); принцип неконтролируемости исследуемых переменных со стороны испытуемого; принцип котролируемости ситуации со стороны исследователя; принцип изучения процессов в структуре целостной деятельности; принцип отраженной субъектности; - иметь представление об основных типах данных, используемых в исследовании личности: L- данные, О-данные, Т-данные, S-данные. - знать английские эквиваленты основных понятий и терминов - Уметь - различать ценностные основания и ориентации концепций личности; - дифференцировать основные концепции личности по ключевым понятиям; - использовать понятия, описывающие личностные феномены; - типологизировать индивидуальные различия; - выделить психологический аспект личностных проблем и проблем индивидуальности; - различать методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития); - подобрать приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность феноменологии и фактологии личности; - вести наблюдение, беседу, - осуществлять типовые эмпирические исследования по проблемам личностного развития человека, индивидуальных особенностей психического развития человека, социализации личности, мотивационного анализа поведения личности, развития внутреннего мира личности. - работать с теоретическим содержанием курса; анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических положений психологии личности, понимать и объяснять различные подходы к изучению психологии личности. Владеть: - категориальным анализом психологических знаний о личности; способами формулировать выдвигаемые практикой задачи в такой форме, чтобы в самом вопросе уже содержался верный путь к его решению к поиску методов, дающих возможность достичь поставленной цели; - терминологией личностной проблематики и проблематики индивидуальности; - навыками конспектирования научной литературы; - алгоритмом поиска научной литературы в различных каталогах, Интернет-ресурсах, с помощью пристатейной библиографии; - правилами аннотирования литературы; - составления тезисов; - правилами оформления научной рукописи; - навыком презентирования своей научной работы; - навыком анализа и самоанализа публичного выступления. Содержание дисциплины Дисциплина «Психология личности» включает два раздела: Раздел1. Основы психологии личности (3 семестр) Общий объем – 72 часа. из них 18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия и 36 часов самостоятельная работа студентов.
Раздел 2. Психология индивидуальности (4 семестр) Общий объем – 72 часа. из них 18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия и 36 часов самостоятельная работа студентов. Форма итоговой отчетности –экзамен во втором семестре. Форма контроля – балльно-рейтинговая система. Оба раздела представлены шестью модулями; в каждом по три модуля. Структура и содержание дисциплины
Планы практических занятий Модуль 1 Тема 1.3. Требования современного общества к человеку и концепции личности. Представление о человеке и личности Вопросы для обсуждения: 1. Задачи выживания человечества 2. Требования к функционированию личности в социумев свете экологической этики и социальной экологии 3. Экология самоутверждения личности Задание 1. Прочтите статью Д.Лихачева и проанализируйте, верно ли он интерпретировал содержание понятия «экология личности»? Что, на ваш взгляд, должно стоять за этим понятием с психологической точки зрения?
Задание 2. Прочтите доклад Ж.Делора и выделите основные посылки и обоснование его позиции. Какую главную мысль хочет донести Жак Делор до читателя? В чем он хочет убедить каждого представителя человечества, как обосновывает свои суждения? Смог ли он убедить лично Вас? Почему?
Библиографический список Основной 1. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна. Заключительное слово // Психология и этика. М., 1999. С. 29-49, 102-124. 2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. 1998. №5. С.3-16. 3. Печчеи А. Человеческие качества. М.. 1975, 1986. 4. Материалы ЮНЕСКО и Болонского процесса 5. Дополнительный 6. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.; Воронеж, 1999. С.122-140. 7. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М.,1983. С. 7-10. 8. Батенин С.С. Человеке его истории. Л., 1976. С. 109-180-193. 9. Бурменская Г.В. Экологическая ориентация в современной американской психологии развития // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 155-162. 10. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М.,1997. С.21-39. 201-206. 217-220. 11. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С.3-6, 93-106, 149-198, 218-244. 12. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999. С.289-301. 13. Лихачев Д. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19-23. 14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С.327-362. 15. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная Экология. М., 2000. С.120-142; 216-241; 255-261; 269-273. 16. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1988. С.83-112. 17. Субетто А.И. Качество - это достоинство // Стандарты и качество. 1993. №9. С. 24-33.
Личность в социогенезе Вопросы для обсуждения: 1. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности. 2. Личность в истории культуры. 3. Личность и социальная группа. 4. Социализация личности. 5. Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии. Библиографический список Основной 1.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.291-341. 2.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. С.26-61, 260-285. 3. Дополнительный 4.Ананьев Б.Г. Социальная ситуация развития личности и ее статус // Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2т. М.,1980. Т.1. С.124-148. 5.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.З. С. 141-151. 6.Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология /Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М., 1971. С. 122-158. 7.Кон И.С. Открытие Я. М., 1978. С.Зб-47. 8.Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С.85-113. 9.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С.20-39. 10.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С.22-44. 11.Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С.293-310. 10.Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности: Тексты. М., 1982. С.48-54. 11.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999. С.31-60. 1.Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 188-196. 2.Клакхон К. Зеркало для человека. СПб., 1998. С.228-261. 3.Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В Зт. М., 1992. Т.1. С. 296-336. 4.Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания //Психол. механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 123-128.
Тема 5.1. Вопросы для обсуждения: 1. Индивидные свойства человека и их влияние на становление личности. 2. Продуктивные проявления личности. 3. Аномалии личности и деструктивные тенденции. 4. Понятие и механизмы креативности. 5. Индивидуальный стиль деятельности личности.
Задание. Соотнесите характеристики личности и индивидные проявления человека. В каком отношении друг к другу стоят эти характеристики. Библиографический список 1. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999. С. 317-358. 2. Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 140-148, 179-218, 270-287.
Дополнительный 1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 147-164. 3. Цвейг С. Врачевание и психика. СПб.,1992. 3. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М., 1998. С. 435-466. Тема 5.2. Проблема исследования и диагностики личности и ее компонентов. Вопросы для обсуждения: 1. Требования к методам изучения личности. 2. Зависимость метода от тех личностных образований, для изучения которых он используется. 3. Проективные и прямые методы исследования личности. 4. Методы, моделирующие изучаемые явления.
Задание 1. Составьте классификационную схему методов исследования личности с учетом задач. для решения которых они могут быть использованы. Задание 2. Опираясь на последние представления в области проблематики личности дайте обоснованный ответ на вопрос: какая из предложенных схем в наибольшей мере отвечает современным задачам изучения личности как социального феномена? Библиографический список 1.Ананьев Б.Г. Лонгитюдный метод изучения отногенетической эволюции человека //Ананьев Б.Г. Избран, психол. труды: В 2т. М., 1980. Т.1. С. 84-89. 2.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982. Кн.2. С.177-241. 3.Асмолов А.Г. и др. Перспективы исследований смысловых образований 4.Аснин В.И. О надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 4.1. М., 1980. С. 220-228. 5.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. С.35-75, 273-296. 6.Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982. 7.Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальныхразличий. М., 1982. 8. Общая психодиагностика. М., 1987. С.245-264. 9.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. С.44-70. 10.Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т.1. С. 18-33. 11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. С. 60-64, 78-93, 112-118, 129-133.
Примерные темы индивидуальных заданий (рефераты и курсовые работы) 1. Деятельность как основание и становление функционирования личности. 2. Системный подход и системный анализ в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. 3. Проблема личности с позиций системного подхода. 4. Моральный выбор: этические критерии и психологические механизмы. 5. Становление образа «Я» в онтогенезе. 6. Подходы к структурированию образа «Я» как компонента системы личности. 7. Проблемы воли в философии психологии. 8. Системный анализ зарубежных концепций личности. 9. Личностные потребности: проблемы описания, диагностики и формирования. 10. Средства самореализации личности. 11. Проблема внутреннего мира личности. 12. Подходы к решению проблемы личности в школе Выготского-Леонтьева. 13. Проблема личностного и жизненного самоопределения человека, содержание, методы диагностики и коррекции. 14. Анализ техники психодраматизации с позиций деятельностногоподхода. 15. Концепция личности как основа социальных технологий. 16. Жизненные проблемы: средства и способы решения. 17. Невербальные средства общения. 18. Критерии социальной и психологической зрелости личности. 19. Нормативный подход к личностному развитию и его диагностика. 20. Проблема диагностики и коррекции личностного развития. 21. Временная перспектива личности: содержание понятия, методы диагностики и коррекции. 22.Экология самоутверждения человека. 23.Самосознание личности: проблемы и подходы к решению. 24.Проблемы периодизации становления личности. 25. Проблемы формирования личности в организованном педагогическом процессе. 26. Рисковое поведение. 27. Психологические механизмы самосознания. 28. Соотношение морального и интеллектуального развития личности. 29. Проблема воли в школе Л.С.Выготского. 30. Личностное смысло- и целеобразование. 31.Формирование жизненных планов в подростковом возрасте: психологическая поддержка и коррекция. 32. Механизмы и функции самоконтроля. 33. Социальные и биологические механизмы становления и реализации личности. 34. Аксиологические аспекты личностной проблематики. 35. Среда развития личности: подходы и проблемы. 36. Становление личностных новообразований в онтогенезе. 37. Психологические основы управления образом жизни личности. 38. Психология ценностных отношений. 39. Психологические основы информационной защиты личности. 40. Анализ отечественных концепций личности. 41. Этическая культура личности: содержание и психологические механизмы функционирования. 42. Психологическая культура личности: содержание и приемы формирования. 43. Психолого-экологические проблемы становления личности. 44. Развитие нравственного сознания личности. 45. Мотивация самореализации. 46. Социальная активность личности: проблемы диагностики и развития. 47. Духовный потенциал личности: содержание и критерии оценки. 48. Психологические проблемы саморелизации молодежи. 49. Социально-психологический портрет молодого безработного. 50. Психологическая профилактика манипулятивного воздействия. 51. Психологические аспекты качества жизни молодежи. 52. Психологические основы молодежной социальной политики. 53. Проблемы диагностики и коррекции личностного развития. Вопросы к экзамену по разделу 2 «Психология индивидуальности». 1. Предмет, метод и задачи психологии индивидуальности. 2. Анализ понятий «инд-д», «соц.индивид», «S», «S познания», «S Дти», «личность», «инд-ть». 3. Традиции понимания индивидуальности в психологии. 4. Проблема биологического и социального в психологии индивидуальности. 5. Влияние наследственности и среды на индивидуальные различия человека. 6. Представления об инд-ти в работах Штерна, Лазурского, Адлера, Мерлина, Олпорта, Асмолова и 7. Феноменология индивидуальности и анализ её проявлений. 8. Номотетический и идиографический подходы к изучению индивидуальности. 9. Анализ основных методов психологического исследования индивидуальности. 10. Анализ основных идиографических методов. 11. Вклад Ф.Гальтона, АБине, и В.Штерна в создание науки об индивидуальности. 12. Вклад А.Ф. Лазурского в создание отечественной психологии индивидуальности. 13. Общая характеристика способностей. 14. Виды способностей и их изучение. 15. Проблема измерения способностей. Коэффициент интеллекта и способы его получения. 16. Тестирование в психологии. Стандартизированность, надежность, валидность психол. тестов. 17. Проблема структуры способностей. 18. Психометрический подход к изучению способностей. 19. Когнитивный подход изучению способностей. 20. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. 21. Многофакторные теории способностей (Терстоун, Гилфорд). 22. Уровневая теория интеллекта (Айзенк). 23. Теория тройственного интеллекта (Стернберг). 24. Теория множественного интеллекта (Гарднер). 25. Основные детерминанты способностей. Роль наслед. механизмов. Задатки и способности. 26. Проблема формирования и развития способностей. 27. Роль среды и социального окружения в развитии способности. 28. Феномен одаренности. Талант и гениальность. 29. Происхождение и анализ понятия «Тт». 30. Основные проблемы изучения Тта. Психологические описания Тта. 31. Структура Тта по Канту и анализ его составляющих. 32. Теория Тта по Вундту. 33. Э. Кречмер о механизмах Тта. Основные конституциональные типы и их характеристики. 34. Конституциональная теория Тта У. Шелдона и ее отличие от теории Э.Кречмера. 35. Практическое применение конституциональных теорий. 36. Св-ва НС, общие типы ВНД и Тт (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, Небылицын, В.С.Мерлин и др.) 37. Вклад идей Б.М.Теплова и Небылицына в создание и развитие диф. психофизиологии. 38. Методы объективного изучения Тта. 39. Проблема структуры Тта и анализ её основных составляющих. 40. Исследование структуры Тта в совр.зар. психологии (Я.Стреляу, Г.Айзенк, Томас и Чесс и др.). 41. Пермская школа Тта (B.C. Мерлин). 42. Критерии и составляющие Тта (В.М. Русалов). 43. Связь Тта и Дти. Инд. стиль деятельности и его исследования (B.C.Мерлин, Е.А.Климов). 44. Характер и Тт, характер и личность. 45. Происхождение и анализ понятия «характер». 46. Проблема строения характера. 47. Основные проблемы исследования характера. 48. Проблема нормального характера. 49. Психопатия: определение, критерии и их классификация (П.Б. Ганнушкин). 50. Акцентуации характера. Определения. Методы исследования. 51. Сравнительный анализ типологии акцентуаций характера (К.Леонгард и Личко). 52. Анализ основных психологических типов по К.Г.Юнгу. 53. Совр. модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д.Кейрси. 54. Роль функциональных типологий характера в практической жизни человека. 55. Психоанализ и учение о характере. 56. Индивидуальная психология А. Адлера. 57. Проблема социального характера. Классификация характера по Э. Фромму. 58. Проблема развития и воспитания характера. 59. Проблема методов диагностики типов характера. Вопросы для повторения материала к экзамену 1.Понятие о личности. Сущность личности. 2. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность. 3. Природа человека. Отличия марксистского и немарксистских подходов. 4. Сущность и назначение человека. 5. Характеристика опыта человека и его специфические отличия от опыта животных. 6. Понятие о системном подходе и системном анализе. Основные понятия и принципы. 7. Системный подход и системный анализ К.Маркса. Понятие о системных качествах. 8. Системный подход к личности в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. 9. Функции личности. Компоненты её структуры. 10.Деятельность как основание личности. Проблема выделения личностно развивающих деятельностей и их типологии. 11.Структура и содержание деятельности личности: психологический и социологический подходы. 12.Подражание и имитация как механизмы стихийного становления личности. 13.Смысло- и целеобразование. Их роль в становлении и функционировании личности. 14.Историческое и онтогенетическое становление личности. 15. Периодизация становления личности (Л.С.Выготский,Д.Б.Эльконин, В.А.Петровский, Э.Эриксон и др.). 16.Становление личностных новообразований. 17.Соотношение биологического и социального в развитии личности. 18.Компоненты структуры личности, их функции и становление в онтогенезе. 19. Личностные смыслы и их функции в регуляции поведения и деятельности. 20. Личностные потребности: их содержание, структура и функции. 21. Образ «Я»: подходы к структурированию и диагностике. 22.Проблема смысла жизни в контексте концепции личности. 23.Нравственное развитие: содержание и периодизация. 24.Соотношение нравственного и интеллектуального развития. 25.Подходы к диагностике структуры и развития личности. 26.Нормативный подход к диагностике развития личности. 27.Методы изучения и диагностики развития личности. 28.Эколого-психологические проблемы концепции личности. 29.Проблема самоопределения личности. Соотношение личностного, жизненного, социального и профессионального самоопределения. 30.Анализ отечественных концепций личности: А.Н.Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.С.Братуся, А.Г.Асмолова, С.Л.Рубинштейна,К.А.Абульхановой-Славской, В.А.Петровского, Н.И.Непомнящей 31.Соотношение личностного и ситуативного в поведении и деятельности личности. 32.Подходы к анализу зарубежных концепций личности: - психодинамическое направление: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Берн; - факторные теории. Г.Олпорт, ГКеттел, Г.Айзенк; - когнитивные теории: Дж.Келли, А.Бандура, Дж.Роттер; - гуманистическое направление: А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл.
7. Контроль за самостоятельной работой студентов
Контроль осуществляется посредством балльно-рейтинговой оценки всех видов СРС в первом и втором семестре. Текущий контроль качества усвоения знанийстроится на основе: - контроля усвоения модулей и заданий по ключевым проблемам модуля - оценке знаний студентов по базовым понятиям и проблемам курса - контроле самостоятельного овладения студентами материалами модуля. Рубежный контроль качества усвоения знаний состоит в итоговом контроле знаний по изучению каждого модуля. Промежуточный контроль качества усвоения знаний студентов заключается в проведении зачета по окончанию семестра. Итоговый контроль – экзамен.
7.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.011 с.) |