Тема 5.3. Гендерные различия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.3. Гендерные различия



 

Образовательные технологии:

лекции, практические работы,

имитационные ролевые игры,

исследования когнитивных и мотивационных индивидуальных особенностей.

3. Самостоятельная работа студентов.

Виды самостоятельной работы

  1. Конспектирование первоисточников. Контроль выполнения: выделение ключевых слов, постановка вопросов, составление понятийного словаря, обсуждение в парах и малых группах. Методические указания к работе: прочитать текст; выделить главные мысли и непонятные слова; посмотреть в словаре незнакомые слова и внести их содержание в личный потятийный словарь; кратко записать основные положения;
  2. Составление картотеки по проблеме психологии личности. Контроль выполнения: количество источников и качество библиографического описания; количество новых источников из новых периодических журналов.
  3. Аннотирование библиографических источников. Контроль выполнения: взаимопроверка качества аннотации. Методические указания к работе: прочитать научный источник по психологии; перечислить предикаты, отражающие основное содержание, зафиксировать свою оценку работы применительно к информационной потребности; зафиксировать результаты по схеме:

· Название и выходные данные источника (заголовок аннотации), объем;

· ключевые слова (предикаты);

· основного назначение (теоретический обзор, замысел исследования или описание методик, сравнение данных, интерпретация результатов);

  1. Тематический библиографический поиск по теме обзорного реферата по новой периодике, составление картотеки к реферату (10−15 источников). Контроль выполнения: проверка составленной картотеки. Методические указания к работе: пользуясь электронным АРМ-читателя, интернет и оглавлениями психологических изданий за последние полгода отобрать по ключевым словам названия реферата подходящие источники для ознакомления. Просмотреть их; при наличии в источнике необходимой информации составить его библиографическую карточку (библиографическое описание в соответствии со стандартами библиографических описаний журналов «Вопросы псхологии» и «Психологоческого журнала»; выписать ключевые слова, отвечающие информационному запросу и пометить целевое использование).
  2. Разработка понятийного русско-английского и англо-русского словаря по проблематике личности. Контроль выполнения: проверка качества заполнения карточек: правильность отбора терминологии концепции автора, правильность отбора иноязычных эквивалентов, правильность оформления ссылок на источники. Методические указания к работе: выпишите незнакомые термины из источника, найдите объяснение в словаре и запишите на карточку, после описания содержания термина приведите название источника, выходные данные, страницу:

а) для авторского словаря: автор, название словаря, место издания. издательства, год выпуска и страница, на которой приведен термин.

б) для энциклопедии: автор и название статьи, название энциклопедии, выходные данные, страницы.

в) для иноязычного эквивалента: источник иноязычного понятия со всеми выходными данными и страницей, на которой приведен термин на иностранном языке.

  1. Составление тезисов для «конференции». Контроль выполнения: проверка содержания и оформления тезисов «редколлегией сборника» и преподавателем. Методические указания к работе: обосновать социальную и научную актуальность темы; указать проблему исследования, цель и задачи реферата («исследования»), а также предмет и методы научного анализа и возможные результаты; соблюдать соразмерность тезисов. Изложение должно быть ясным, последовательным, логичным, доказательным, научным, кратким. Содержание должно раскрывать тему.
  2. Работа над аннотацией на английском языке. Контроль выполнения: проверка текста. Методические указания к работе: воспользоваться составленной словарной картотекой, русско-английскими словарями, аннотациями в периодических ВАКовских изданиях и иностранными учебниками по психологии личности для отбора адекватной терминологии, а также знаниями английского языка для отбора подходящих конструкций и отразить в трех-четырех строках содержание тезисов на английском языке.
  3. Подготовка презентации к «докладу». Представление компонентов тезисов на слайдах в соответствии с требованиями к восприятию визуальной информации и построению видеоряда. Контроль выполнения: проверка качества презентации. Методические указания к работе: видепрезентация выполняет роль иллюстрации и рекламы проведенного исследования, а также опорного средства восприятия и переработки устного текста. Она должна компактно, ключевыми словами передавать содержание произносимого текста, быть легко различимой и читаемой с последнего ряда. Количество слайдов не должно превышать N+3.
  4. Работа над текстом публичного выступления по теме реферата. Контроль выполнения: проверка текста выступления; защита реферата. Методические указания к работе: стиль речи выступления научный, но стилистические конструкции должны легко восприниматься слушателями (текст выступления следует писать короткими фразами, избегая причастных и деепричастных оборотов; факты излагать последовательно и логично: от простых и известных к сложным и неизвестным). Речь должна быть сжатой, живой, образной, в меру эмоциональной. Жесты должны быть скупыми, но выразительными. Мимика оживляет доклад. Особенно тщательно продумываются вступление и заключение речи. Задача вступления − овладеть вниманием аудитории, задача заключения − убедить аудиторию. Выступление сопровождается слайдами, таблицами, видео, мультимедийной презентацией, которая должна быть выразительной и достаточной.

Примерные темы индивидуальных заданий (рефераты и курсовые работы)

1. Деятельность как основание и становление функционирования личности.

2. Системный подход и системный анализ в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

3. Проблема личности с позиций системного подхода.

4. Моральный выбор: этические критерии и психологические механизмы.

5. Становление образа «Я» в онтогенезе.

6. Подходы к структурированию образа «Я» как компонента системы личности.

7. Проблемы воли в философии психологии.

8. Системный анализ зарубежных концепций личности.

9. Личностные потребности: проблемы описания, диагностики и формирования.

10. Средства самореализации личности.

11. Проблема внутреннего мира личности.

12. Подходы к решению проблемы личности в школе Выготского-Леонтьева.

13. Проблема личностного и жизненного самоопределения человека, содержание, методы диагностики и коррекции.

14. Анализ техники психодраматизации с позиций деятельностногоподхода.

15. Концепция личности как основа социальных технологий.

16. Жизненные проблемы: средства и способы решения.

17. Невербальные средства общения.

18. Критерии социальной и психологической зрелости личности.

19. Нормативный подход к личностному развитию и его диагностика.

20. Проблема диагностики и коррекции личностного развития.

21. Временная перспектива личности: содержание понятия, методы диагностики и коррекции.

22.Экология самоутверждения человека.

23.Самосознание личности: проблемы и подходы к решению.

24.Проблемы периодизации становления личности.

25. Проблемы формирования личности в организованном педагогическом процессе.

26. Рисковое поведение.

27. Психологические механизмы самосознания.

28. Соотношение морального и интеллектуального развития личности.

29. Проблема воли в школе Л.С.Выготского.

30. Личностное смысло- и целеобразование.

31.Формирование жизненных планов в подростковом возрасте: психологическая поддержка и коррекция.

32. Механизмы и функции самоконтроля.

33. Социальные и биологические механизмы становления и реализации личности.

34. Аксиологические аспекты личностной проблематики.

35. Среда развития личности: подходы и проблемы.

36. Становление личностных новообразований в онтогенезе.

37. Психологические основы управления образом жизни личности.

38. Психология ценностных отношений.

39. Психологические основы информационной защиты личности.

40. Анализ отечественных концепций личности.

41. Этическая культура личности: содержание и психологические механизмы функционирования.

42. Психологическая культура личности: содержание и приемы формирования.

43. Психолого-экологические проблемы становления личности.

44. Развитие нравственного сознания личности.

45. Мотивация самореализации.

46. Социальная активность личности: проблемы диагностики и развития.

47. Духовный потенциал личности: содержание и критерии оценки.

48. Психологические проблемы саморелизации молодежи.

49. Социально-психологический портрет молодого безработного.

50. Психологическая профилактика манипулятивного воздействия.

51. Психологические аспекты качества жизни молодежи.

52. Психологические основы молодежной социальной политики.

53. Проблемы диагностики и коррекции личностного развития.

Вопросы к экзамену по разделу 2 «Психология индивидуальности».

1. Предмет, метод и задачи психологии индивидуальности.

2. Анализ понятий «инд-д», «соц.индивид», «S», «S познания», «S Дти», «личность», «инд-ть».

3. Традиции понимания индивидуальности в психологии.

4. Проблема биологического и социального в психологии индивидуальности.

5. Влияние наследственности и среды на индивидуальные различия человека.

6. Представления об инд-ти в работах Штерна, Лазурского, Адлера, Мерлина, Олпорта, Асмолова и

7. Феноменология индивидуальности и анализ её проявлений.

8. Номотетический и идиографический подходы к изучению индивидуальности.

9. Анализ основных методов психологического исследования индивидуальности.

10. Анализ основных идиографических методов.

11. Вклад Ф.Гальтона, АБине, и В.Штерна в создание науки об индивидуальности.

12. Вклад А.Ф. Лазурского в создание отечественной психологии индивидуальности.

13. Общая характеристика способностей.

14. Виды способностей и их изучение.

15. Проблема измерения способностей. Коэффициент интеллекта и способы его получения.

16. Тестирование в психологии. Стандартизированность, надежность, валидность психол. тестов.

17. Проблема структуры способностей.

18. Психометрический подход к изучению способностей.

19. Когнитивный подход изучению способностей.

20. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена.

21. Многофакторные теории способностей (Терстоун, Гилфорд).

22. Уровневая теория интеллекта (Айзенк).

23. Теория тройственного интеллекта (Стернберг).

24. Теория множественного интеллекта (Гарднер).

25. Основные детерминанты способностей. Роль наслед. механизмов. Задатки и способности.

26. Проблема формирования и развития способностей.

27. Роль среды и социального окружения в развитии способности.

28. Феномен одаренности. Талант и гениальность.

29. Происхождение и анализ понятия «Тт».

30. Основные проблемы изучения Тта. Психологические описания Тта.

31. Структура Тта по Канту и анализ его составляющих.

32. Теория Тта по Вундту.

33. Э. Кречмер о механизмах Тта. Основные конституциональные типы и их характеристики.

34. Конституциональная теория Тта У. Шелдона и ее отличие от теории Э.Кречмера.

35. Практическое применение конституциональных теорий.

36. Св-ва НС, общие типы ВНД и Тт (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, Небылицын, В.С.Мерлин и др.)

37. Вклад идей Б.М.Теплова и Небылицына в создание и развитие диф. психофизиологии.

38. Методы объективного изучения Тта.

39. Проблема структуры Тта и анализ её основных составляющих.

40. Исследование структуры Тта в совр.зар. психологии (Я.Стреляу, Г.Айзенк, Томас и Чесс и др.).

41. Пермская школа Тта (B.C. Мерлин).

42. Критерии и составляющие Тта (В.М. Русалов).

43. Связь Тта и Дти. Инд. стиль деятельности и его исследования (B.C.Мерлин, Е.А.Климов).

44. Характер и Тт, характер и личность.

45. Происхождение и анализ понятия «характер».

46. Проблема строения характера.

47. Основные проблемы исследования характера.

48. Проблема нормального характера.

49. Психопатия: определение, критерии и их классификация (П.Б. Ганнушкин).

50. Акцентуации характера. Определения. Методы исследования.

51. Сравнительный анализ типологии акцентуаций характера (К.Леонгард и Личко).

52. Анализ основных психологических типов по К.Г.Юнгу.

53. Совр. модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д.Кейрси.

54. Роль функциональных типологий характера в практической жизни человека.

55. Психоанализ и учение о характере.

56. Индивидуальная психология А. Адлера.

57. Проблема социального характера. Классификация характера по Э. Фромму.

58. Проблема развития и воспитания характера.

59. Проблема методов диагностики типов характера.

Вопросы для повторения материала к экзамену

1.Понятие о личности. Сущность личности.

2. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность.

3. Природа человека. Отличия марксистского и немарксистских подходов.

4. Сущность и назначение человека.

5. Характеристика опыта человека и его специфические отличия от опыта животных.

6. Понятие о системном подходе и системном анализе. Основные понятия и принципы.

7. Системный подход и системный анализ К.Маркса. Понятие о системных качествах.

8. Системный подход к личности в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

9. Функции личности. Компоненты её структуры.

10.Деятельность как основание личности. Проблема выделения личностно развивающих деятельностей и их типологии.

11.Структура и содержание деятельности личности: психологический и социологический подходы.

12.Подражание и имитация как механизмы стихийного становления личности.

13.Смысло- и целеобразование. Их роль в становлении и функционировании личности.

14.Историческое и онтогенетическое становление личности.

15. Периодизация становления личности (Л.С.Выготский,Д.Б.Эльконин, В.А.Петровский, Э.Эриксон и др.).

16.Становление личностных новообразований.

17.Соотношение биологического и социального в развитии личности.

18.Компоненты структуры личности, их функции и становление в онтогенезе.

19. Личностные смыслы и их функции в регуляции поведения и деятельности.

20. Личностные потребности: их содержание, структура и функции.

21. Образ «Я»: подходы к структурированию и диагностике.

22.Проблема смысла жизни в контексте концепции личности.

23.Нравственное развитие: содержание и периодизация.

24.Соотношение нравственного и интеллектуального развития.

25.Подходы к диагностике структуры и развития личности.

26.Нормативный подход к диагностике развития личности.

27.Методы изучения и диагностики развития личности.

28.Эколого-психологические проблемы концепции личности.

29.Проблема самоопределения личности. Соотношение личностного, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

30.Анализ отечественных концепций личности: А.Н.Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.С.Братуся, А.Г.Асмолова, С.Л.Рубинштейна,К.А.Абульхановой-Славской, В.А.Петровского, Н.И.Непомнящей

31.Соотношение личностного и ситуативного в поведении и деятельности личности.

32.Подходы к анализу зарубежных концепций личности:

- психодинамическое направление: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Берн;

- факторные теории. Г.Олпорт, ГКеттел, Г.Айзенк;

- когнитивные теории: Дж.Келли, А.Бандура, Дж.Роттер;

- гуманистическое направление: А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл.

 

7. Контроль за самостоятельной работой студентов

 

Контроль осуществляется посредством балльно-рейтинговой оценки всех видов СРС в первом и втором семестре.

Текущий контроль качества усвоения знанийстроится на основе:

- контроля усвоения модулей и заданий по ключевым проблемам модуля

- оценке знаний студентов по базовым понятиям и проблемам курса

- контроле самостоятельного овладения студентами материалами модуля.

Рубежный контроль качества усвоения знаний состоит в итоговом контроле знаний по изучению каждого модуля.

Промежуточный контроль качества усвоения знаний студентов заключается в проведении зачета по окончанию семестра.

Итоговый контроль экзамен.

 

7.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы

Способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9)

1. Цели и задачи психологического исследования личности.

2. Объект и предмет исследований в психологии личности

3. Движущие силы развития личности

4. Основные направления исследования личности

5. Методы исследования личности

 

Способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10)

6. Теоретическая и социальная актуальность исследований в психологии личности.

7. Отличие бытовых теорий личности от научных.

8. Специфические черты научного исследования.

9. Структура науки как специфической системы.

10. Изучение состояния проблем личности: пути и способы.

Способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19)

11. Самоконтроль научных интересов

12. Планирование и организация времени жизни

13. Цели профессиональной карьеры и их иерархия

14. Готовность к смене профиля и специализации.

 

Способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20)

 

15. Социальный заказ на психологические знания в области личности и индивидуальности

16. Психологическая культура личности

17. Проектная и развивающая функция психологии личности

18. Разнообразие способностей и одаренности как основа индивидуального и национального потенциала

19. Безопасная личность как гарант социальной и национальной безопасности

 

Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)

 

20. Мировоззренческая функция психологии личности

21. Психология личности как основа духовного производства

22. Психология личности как технологическая основа образования

23. Разнообразие способностей и одаренностьи как основа индивидуального и национального потенциала

24. Безопасная личность как гарант социальной и национальной безопасности

25. Ценности личности как средство связи с обществом

26. Ценности личности как основа безопасной личности

 

Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)

 

27. Теоретический анализ проблемы как обоснование цели эмпирического исследования

28. Обзорный реферат по проблеме как фиксация позиций автора и уяснение противоречий

29. Курсовая работа как этап дипломного исследования

30. Дипломная работа как итог овладения образовательной программой

31. Схемы анализа теоретических и экспериментальных публикаций

32. Заключение как обобщение результатов научной работы.

 

Способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6)

 

33. Планирование работы по курсу

34. Программа саморазвития до конца обучения

35. Портфолио как способ фиксации достижений

36. Социальные компетенции и способы овладения ими

37. Личностные компетенции

 

Способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9)

38. Стандарты оформления письменной научной работы: библиографический аппарат, таблицы, цитаты, ссылки, формулы, рисунки, графики.

39. Составление библиографического списка по пристатейным библиографиям

40. Составление тематического библиографического списка по новым номерам специальных продолжающихся изданий

41. Составление библиографического списка по летописи статей

42. Обзор сайтов по проблематике исследований личности и психологической помощи в разрешении личностных проблем

Ситуационные задания для проведения текущего контроля

и промежуточной аттестации

1. Разбор дилемм Л.Кольберга

2. Сравнительный анализ эффективности методов изучения проблем личности с помощью методов разных школ (индивидуальные и групповые задания)

Образец задания.

 

Итоговый тест на знание материала курса

1.«Психология личности»

2.Психология индивидуальности

 

Примерные темы эссе для контроля знаний по теме 5.3.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Литература

Основная

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. М.: Смысл, 2001. 414 с. Гриф МО РФ.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пос. для вузов. М., 2001. 300 с. Гриф МО РФ.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 тт. М.. 1982-1984.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 345 с. Гриф МО РФ.

5. Нартова-Бочавер С.Н. Дифференциальная психология. М.: МПСИ, 2008. 280 с. Гриф МО РФ.

6. Психология личности. Т.1. Зарубежная психология (Хрестоматия). Изд.3-е, доп. Самара: Бахрах, 2002. 512 с. Гриф УМО

7. Психология индивидуальных различий: Тексты. (Хрестоматия) М., 2000. 776 с.

8. Психология личности в трудах отечественных психологов. (Хрестоматия). СПб.: Питер, 2001. 476 с..

9. Психология личности: Тексты (Хрестоматия). М.: Изд-во МГУ, 1982.

 

Дополнительная

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.2. М., 1980.

3. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2008.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 2001.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

9. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.

10. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 1999.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

13. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М., 2001.

14. Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности. М., 2002.

15. Психология личности. Т.2. Отечественная психология (Хрест.). Самара, 2002. 544 с.

16. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

17. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

18. Психология самосознания (Хрестоматия). Самара: Бахрах, 2003. 672 с.

19. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психиатрию. М., 2001.

20. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект-Пресс. 2000. 429с.

21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.

23. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.

24. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

25. Фромм Э. Иметь или быть. Киев, 1998. С.189-378.

26. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.,1997.

28. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте// Вопр. психол.1971. №4. С.7-20.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.126 с.)