Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концептуальные положенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы раскрыть становление личности в онтогенезе, рассмотрим основные понятия. Базовой категорией является личность. В психологии представлены различные ее определения. Наиболее продуктивным для предмета нашего анализа является определение личности, данное А.В. Петровским. Личность — это системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде[22]. В по-следующей работе А.В.Петровский уточняет понимание личности: это «особая — идеальная — форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире»[23]. Принципиальным для наc является положение о становлении личности. Проблемы развития, социализации и становления личности являются сложными и дискуссионными, в психологический литературе нет однозначных определений данных процессов, по-разному трактуются их источники и движущие силы. Наиболее общим понятием является развитие — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в определенные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно сопровождаются ее изменением, обогащением. Развитие — основной способ существования личности. Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и общения. На развитие личности влияет социальная среда. Важным фактором является потребность быть личностью. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемые в деятельности и общении. Социализация личности происходит в социальных институтах, в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, общественных организациях, а также в неформальных объединениях. Она может носить регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. По мнению Б.Г.Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становление человека как личности и как субъекта деятельности. Результатом является образование индивидуальности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека. Рассмотрим основные стадии социализации.
2. На стадии индивидуализации появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подрост- 3. Стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. В противном случае возможны • сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношениях с людьми и обществом в целом; • изменение себя, чтобы «стать как все»; • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и 5. На послетрудовой стадии социализации человек пожилого возраста рассматривается как личность, вносящая существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям[24]. Понятие «становление личности» в психологии еще не получило четкого определения. Мы рассматриваем становление как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, формируя его, личность сама себя создает. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и качеств, накапливаются новые потенции развития. «Сфера истинного бытия человека как личности — это сфера его выхода за пределы себя»[25]. Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к переходу на новый, более высокий уровень. Качественное различие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного периода. Кроме стадиального развития, выделяют еще функциональное, т. е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внутренних потенций развития - результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельности, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательнее ее. Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л. С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. «Социальная ситуация развития, - писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действитель- ности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным»[26]. Таким образом, рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью. «Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с этим оказывается детерминированной этими социальными связями»[27]. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. «Это такая деятельность, — указывает он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития»[28]. Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельности в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересованно, если она приобрела для индивида особый личностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: • от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности; • в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности; • в ней возникают и формируются частные психические процессы. Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. При этом, чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последующего ее прогресса. Целостность процесса развития личности обеспечивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные изменения при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, центром которой становится иное, нежели ранее, психологическое новообразование. Эти периоды называются критическими. Они характеризуются сменой имущей деятельности, темпа развития; повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метаниями, переоценкой самого себя и других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.009 с.) |