Основные концептуальные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концептуальные положения



 

Для того чтобы раскрыть становление личности в онтогенезе, рассмотрим основные понятия. Базовой категорией является личность. В психологии пред­ставлены различные ее определения. Наиболее про­дуктивным для предмета нашего анализа является определение личности, данное А.В. Петровским. Личность — это системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде[22]. В по-следующей работе А.В.Петровский уточняет пони­мание личности: это «особая — идеальная — форма бытия человека, придающая ему свойство субъектив­ности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире»[23]. Принципиальным для наc является положение о становлении личности.

Проблемы развития, социализации и становле­ния личности являются сложными и дискуссионны­ми, в психологический литературе нет однозначных определений данных процессов, по-разному трактуются их источники и движущие силы.

Наиболее общим понятием является развитие — последовательные, прогрессирующие (хотя и вклю­чающие в определенные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изме­нения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно сопровождаются ее изменением, обогащением. Развитие — основной способ существования личности.

Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и об­щения. На развитие личности влияет социальная сре­да. Важным фактором является потребность быть лич­ностью.

Социализация — это процесс и результат усвое­ния и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемые в деятельности и общении.

Социализация личности происходит в социальных институтах, в семье, школе, профессиональных учеб­ных заведениях, общественных организациях, а также в неформальных объединениях. Она может носить ре­гулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. По мнению Б.Г.Ананьева, со­циализация протекает в двух направлениях: станов­ление человека как личности и как субъекта деятель­ности. Результатом является образование индивиду­альности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека.

Рассмотрим основные стадии социализации.

  1. На стадии первичной социализации (от рождения до подросткового периода) ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. На стадии индивидуализации появляется жела­ние выделиться среди других, критическое отноше­ние к общественным нормам поведения. В подрост-­
ковом возрасте стадия индивидуализации и самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении
и характере подростка. В юношеском возрасте проис­ходит концептуальная социализация, когда опреде­ляется смысл и вырабатывается стиль жизни.

3. Стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. В противном случае возможны
следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношениях с людьми и обществом в целом;

• изменение себя, чтобы «стать как все»;

• конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и
воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. На послетрудовой стадии социализации человек пожилого возраста рассматривается как личность, вносящая существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям[24].

Понятие «становление личности» в психологии еще не получило четкого определения. Мы рассматриваем становление как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собствен­ной активности, направленной на самосовершенство­вание и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, формируя его, личность сама себя создает. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и ка­честв, накапливаются новые потенции развития. «Сфера истинного бытия человека как личности — это сфера его выхода за пределы себя»[25].

Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии. Пе­реход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в про­цессе эволюционного развития возникают и накап­ливаются противоречия, которые приводят к скачку, к переходу на новый, более высокий уровень. Качест­венное различие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного периода.

Кроме стадиального развития, выделяют еще функциональное, т. е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внут­ренних потенций развития - результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельно­сти, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательнее ее.

Отечественные психологи раскрывают качествен­ное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Идея социальной ситуации развития была сформу­лирована Л. С. Выготским для характеристики систе­мы отношений между ребенком и социальной дейст­вительностью. «Социальная ситуация развития, - писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в раз­витии в течение данного периода. Она определяет це­ликом и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свой­ства личности, черпая их из социальной действитель- ности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуаль­ным»[26].

Таким образом, рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать соци­альную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и не­формальные группы, личность определяет свое отно­шение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью. «Потребность быть лич­ностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с этим оказывается детермини­рованной этими социальными связями»[27].

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. «Это такая деятельность, — указыва­ет он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологиче­ских особенностях личности на данной стадии ее раз­вития»[28]. Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет опре­деляющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельно­сти в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересо­ванно, если она приобрела для индивида особый лич­ностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

• от нее зависят основные психологические ново­образования каждой стадии становления личности;

• в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

• в ней возникают и формируются частные пси­хические процессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значе­ние для психики человека и характеризуется уни­кальными психологическими новообразованиями, кото­рые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, сущест­венно обогащаются, ибо новая, более сложная систе­ма наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на пред­шествующих стадиях. При этом, чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последу­ющего ее прогресса.

Целостность процесса развития личности обеспе­чивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные измене­ния при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложив­шейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, цент­ром которой становится иное, нежели ранее, психо­логическое новообразование. Эти периоды называ­ются критическими. Они характеризуются сменой имущей деятельности, темпа развития; повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метания­ми, переоценкой самого себя и других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.01 с.)