Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменология становления личности↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раздел II ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические основы периодизации становления личности
Одной из актуальных проблем психологии личности является создание периодизации ее становления. Несмотря на то что исследование проблемы периодизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, общепризнанной дифференциации периодов становления личности в отечественной и зарубежной психологии нет. Прежде чем рассматривать психологические основы периодизации, определим основные понятия и подходы. Очевидно, следует различать дифференциацию и периодизацию[1]. Целесообразно также разделять период и стадию. Период — это промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс; стадия - определенная ступень в развитии. Дифференциация онтогенеза человека детерминирована общественно-историческими условиями его жизнедеятельности и носит конвенциональный характер. Необходимо различать периодизацию становления личности и жизни человека. В жизни человека как биосоциального существа большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов. Для процессов созревания и инволюции[2] характерны неравномерность и гетерохронность психического развития и особенности психологических новообразований. Возрастные классификации жизни человека
Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами — годами жизни человека. Классификация возраста имеет важное практическое значение при определении начала школьного образования, признании гражданской зрелости, определении времени вступления в брак, установлении нижней границы пенсионного возраста и др. Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некоторые классификации возрастов. Согласно древней китайской классификации, в жизни человека выделяются следующие периоды: 1) молодость (до 20 лет); 2) возраст вступления в брак (до 30 лет); 3) возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет); 4) возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет); 5) последний период творческой жизни (до 60 лет): 6) желанный возраст (до 70 лет); 7) старость (свыше 70 лет).[3] Пифагор (VI в. до н. э.) в своей классификации жизни человека продолжительность каждого возрастного периода определял ровно в 20 лет: 1) период становления (0—20 лет); 2) молодой человек (20—40 лет); 3) человек в расцвете сил (40-60 лет); 4) старый и угасающий человек (60-80 лет). Гиппократ (IVb. до н. э.) в классификации возрастов жизни исходил из представления о переломных годах, основывающегося на идее цифрового символизма, согласно которому каждые семь лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его здоровья и жизни. В соответствии с этими представлениями Гиппократ делил жизнь человека на десять периодов по семь лет каждый: 1) 0-7 лет; 2) 7-14 лет; 3) 14-21 год; 4) 21—28 лет; 5) 28-35 лет; 6) 35-42 года; 7) 42-49 лет; 8) 49-56 лет; 9) 56-63 года; 10) 63-70 лет. 3.Фрейд предложил концепцию психосексуального развития детства. Главным фактором развития человека, по его мнению, является сексуальный инстинкт. В своем развитии ребенок проходит следующие основные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную (табл. 6).[4]
Таблица 6
Стадии психосексуального развития (по З. Фрейду)
Психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания. Вантропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25—45 лет у мужчин); 2) зрелость (до 55 лет); 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции, завершающееся естественной физиологической смертью. На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 г., была принята классификация возрастных периодов, представленная в табл. 7.
Таблица 7
Классификация возрастных периодов
Периодизация развития личности: Психологические подходы
Личность является прежде всего субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленности развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»[5]. В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Центральным в ней является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертывание этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом[6] созревания. Э. Эриксон выделил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный компоненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Стадии развития личности представлены в табл. 8[7]. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.
Таблица 8
Периодизация взрослости Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Характеризуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), молодость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностно-образующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др. В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д. Б. Элъкониным, перестраиваются в следующей иерархической последовательности: 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития[14]. Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления[15]. Л.Д.Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации[16]. А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы. Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса: • потребностно-мотивационную сферу личности; • операционально-техническую область деятельности. Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40 -45 лет, 50-55 лет) оформляются в виде возрастных кризисов[17]. Взрослость - это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса. Е.А.Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию: • оптация (12 -17 лет) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения; • профессиональная подготовка (15 -23 года) – овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками; • адаптация (16 -18лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней; • фаза интернала (18 -23 года) – приобретение профессионального опыта; • мастерство (23 – 35 лет) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности; • фаза авторитета(35 -55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации; • наставничество(55 -60 лет) – передача профессионалом своего опыта. Не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека, Е. А. Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления[18]. А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней. 1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией. 2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства. 3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности. 4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности. 5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.[19] За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости: 1. рост – развитие интересов, способностей (0 -14 лет); 2. исследование – апробация своих сил (14 -25 лет); 3. утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 -44 года); 4. поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45 -64 года); 5. спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более).[20] Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности. Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности. Наиболее сложным является критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионализации. В качестве хронологического основания периодизации Ю.П.Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индивида, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако возрастные границы профессионализации Ю.П.Поваренков не указывает[21]. Анализ работ по проблеме периодизации становления личности позволяет сделать следующее заключение. 1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни исключает выделение универсальных критериев периодизации взрослости: для одной группы людей определяющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой — профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей — психологические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов становления личности. 2. Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправдана. Онтогенез личности целесообразно дифференцировать в зависимости от общественных институтов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить пять таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития: • дошкольное детство (0—6 лет); • школьный возраст (7—17 лет); • ранняя взрослость (18—23 года); • взрослость (24—60 лет); • старость (60 лет и более). Своеобразие периода определяют личностно-образующие факторы развития, к которым относятся: • природная среда; • биогенетические особенности; • социогенетические условия; • собственная активность личности; • судьбоносные, знаковые события. Длядошкольного детства определяющими факторами являются биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собственная активность личности, а также знаковые, судьбоносные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни, 3. Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности. Основываясь на этих положениях, а также на принятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9).
Таблица 9
Глава 2 Глава 3 Дошкольное детство Дошкольное детство включает следующие стадии становления: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и дошкольный возраст (до 7 лет). Младенчество (до 1 года) Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является эмоционально-телесное общение со взрослым (матерью). Наблюдения психологов показывают, что для полноценного психического развития ребенка необходим его эмоционально-телесный контакт со взрослым. Дефицит общения отрицательно сказывается на эмоциональном и интеллектуальном развитии младенца. В этом возрасте в процессе общения со взрослыми происходит развитие восприятия и становление моторики ребенка. На основе восприятия и действий развиваются простейшие формы наглядно-действенного мышления. К концу первого года жизни ребенок начинает активно овладевать речью, уже произносит 10-20 слов. Завершается этот этап становления кризисом, отражающим переломный момент в развитии ребенка и выражающимся во всплеске самостоятельности, появлении аффективных реакций. Аффективные вспышки возникают, когда взрослые начинают ограничивать активность ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он хочет. Острые эмоциональные реакции проявляются в том, что ребенок становится капризным: пронзительно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т. п. Раннее детство (1—3 года) Кризис первого года символизирует переход к новому этапу становления — раннему детству. Ребенок вступает в новую эпоху жизни — активного освоения окружающего пространства и предметного мира. Происходит интенсивное развитие речи. Помимо речи развиваются психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. В раннем детстве ведущей деятельностью становитсяI предметно-манипулятивная. Ребенок учится пользоваться окружающими бытовыми предметами, манипулирует игрушками. Все это способствует развитию сенсорно-моторной сферы, что положительно сказывается на формировании в дальнейшем трудовых умений и навыков. Предметно-манипулятивная деятельность обогащает психику и тем самым благоприятствует развитию наглядно-действенного мышления, «сенсомоторного интеллекта» {Ж. Пиаже). В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, побуждающие к совместным действиям при освоении окружающих бытовых предметов и модульных элементов игрушек. Эмоциональное общение сохраняет свое важное значение. Развитие эмоционально-потребностной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Вначале ребенок начинает узнавать себя в зеркале, на фотографии, затем он начинает называть себя по имени, и, наконец, к трем годам он делает величайшее открытие в своей жизни — осознание своего «Я». Открытие «Я» приводит к появлению первичной самооценки («я хороший», «я молодец»). Дошкольный возраст (3—7 лет) Возникновение самооценки означает начало нового этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отношений ребенка со взрослыми, возрастание его самостоятельности. Кризис выражается в появлении негативизма, упрямства, строптивости, протеста — бунта, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение ко взрослым и самому себе. Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми социальными отношениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивиой деятельности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок овладел действиями с разными предметами и теперь может пользоваться ими самостоятельно. Постепенно он переходит к разным видам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отношения взрослых, имитируется предметная деятельность. Способность к символическому замещению в процессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное воображение детей, подготавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек, являющихся точными копиями реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвычайно важной для этого возраста психической функции — воображения. Игры дошкольников преимущественно ролевые. В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солдата, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатировать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем будет влиять на профессиональный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследования. Анализ психобиографий педагогических работников показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор. Игра способствует усвоению норм и правил поведения, что развивает произвольность психических процессов, помогает обучению, полноценному общению детей друг с другом. Основной линией психического развития является переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в представлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как девочку или мальчика. Большое значение в обогащении его самосознания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер. В дошкольном детстве ребенок переживает несколько возрастных кризисов: кризисы новорожденности, первого года, трех лет и семи лет. Для профессионального становления личности важным является кризис трех лет, означающий переход от пред-метно-манипулятивной деятельности к игре, от операционально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям. Кризис семи лет означает переход к нормативным учебным действиям со знаками и свидетельствует о готовности к обучению в школе. Таким образом, дошкольное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности психических процессов. Обобщенная характеристика становления личности в дошкольном детстве приведена в табл. 12.
Таблица 12
Школьный возраст Ранняя юность (15—18 лет) Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство. Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профессиональных учебных заведениях, а некоторые уже работают. Однако пока они сохраняют статус зависимых от родителей детей. Тем не менее пройдет немного времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэтому свое пребывание в этом возрасте они рассматривают как временное. Отсюда их устремленность в будущее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак. Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Старшеклассники решают важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки - неудовлетворенность всей своей последующей жизнью. Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Почему должна стать? И что такое учебно-профессиональная деятельность? Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения. А сформированные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей дифференциации школьного образования. В настоящее время уже появляются гуманитарные школы-гимназии, политехнические лицеи и художественно-прикладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, т.к. именно дифференциация образования старшеклассников в наибольшей мере соответствует психологии ранней юности. Для учащихся средних профессиональных учебных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональную направленность. Но, поскольку выбор специальности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-профессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностно-образующую функцию. Ранняя юность — период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное развитие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды профессиональной деятельности. И конечно, сексуальное созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-интимном общении. Сексуально окрашенные фантазии и переживания — важная сторона внутренней жизни девушек и юношей. В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами. Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Профнаправленность — интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональной направленности — высокий или низкий — определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется в процессе профессионального развития учащегося. По данным психолого-педагогических исследований, примерно половина поступающих в училище очень мало знают или совсем ничего не знают о выбранной профессии. Около трети учащихся недовольны выбранной профессией, а примерно 60 % после окончания училища не работают по полученной специальности. Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентации, связанных с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможностисовершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверждение в труде. Настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворением какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка». Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы поведения, вида деятельности, регулирует способы их реализации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т.е. придает профессиональному становлению личности определенную профессиональную устойчивость. Таким образом, в качестве составляющей профессиональной направленности выступает социально-профессиональная установка как предрасположенность к выбору профессии, профессиональной подготовки и способам выполнения профессиональной деятельности. Следующий компонент профнаправленности — профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность. Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Интенсивность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессионально значимых видов деятельности. В процессе своего развития интерес постепенно превращается в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности. Ведущим компонентом направленности являются мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Мотивационная сфера личности включает систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии). Основными функциями мотивов являются побуждение, направление и регуляция поведения и деятельности личности. Как известно, выбор профессии, выполнение профессиональной деятельности побуждаются одновременно несколькими мотивами, но в составе побуждений к деятельности всегда можно выделить ведущие, главные мотивы, которые приобретают для личности особый смысл. Психологической основой мотивов является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот, ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности. Отдельные мотивы, побудившие абитуриента подать заявление в учебное заведение, после зачисления угасают, другие — развиваются. Иерархия профессиональных мотивов, их динамика отражают процесс становления ведущей деятельности. Следующим компонентом профнаправленности пишется отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выдаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры. Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности. Качественный вывод о высоком уровне профнаправленности педагог может сделать, если у учащегося, во-первых, преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии (интерес к содержанию труда, осознание социальной значимости выбранной профессии и т. д.) и, во-вторых, в кругу профессиональных интересов преобладают такие, которые удовлетворяются в активно-деятельностных формах (занятия в кружке, рационализаторская деятельность, участие в профессиональных конкурсах и т. д.). При низком уровне профессиональной направленности преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, условия труда и т. д.) или косвенные мотивы, внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахождение учебного заведения, наличие спортивных секций, репутация училища), а интерес к данной деятельности отсутствует либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы (чтение научно-популярной литературы по специальности, хорошая успеваемость и посещаемость по профильным предметам и т. д.). В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. Но В.В.Давыдов убедительно доказал возможность развития этого вида мышления уже в младшем школьном возрасте. А вот эмоционально-волевая сфера развивается достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развитием, а развитие воли связано с активным поиском своего места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое будущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.021 с.) |