Подростковый возраст (11—14 лет)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подростковый возраст (11—14 лет)



Подростковый возраст — один из самых трудных, сложных для психологического анализа. Это обу­словлено разнонаправленностъю и миоговариантностью развития ребенка в данном возрасте. Paссмотрим особенности становления подростка.

Социальная ситуация развития существенно не меняется. Дети продолжают ходить в школу. Система социальных отношений и социальная роль прежние. Своеобразие социальной ситуации развития заклю­чается в том, что это переходный возраст. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое проме­жуточное положение в обществе порождает у подрост­ков чувство неуверенности, нестабильности. Во мно­гом это обусловлено существованием в обществе двойных стандартов поведения для детей и взрослых. А как же вести себя подростку?

Учебный процесс несколько изменился, появи­лись новые предметы и новые учителя, но в целом учебная деятельность существенно не перестроилась и перестала выполнять личностно-образующую функ­цию. Исходя из этого, ряд отечественных психологов не называют учебную деятельность ведущей. Д. И. Фельдштейн предлагает в качестве ведущей де­ятельности подростка общественно полезную, В. В. Давыдов — интимно-личностное общение, А. В. Петровский — многоплановые виды деятельности.

Вряд ли можно обеспечить целенаправленное и управляемое становление личности в рамках этих не­нормативных видов деятельности. Очевидно, веду­щей деятельностью в этом возрасте остается учебная. Ночтобы продолжать выполнять личностно образу­ющую функцию, она должна стать принципиально иной.

С учетом многовариантности траекторий развития личности подростков учебная деятельность должна стать вариативной. Очевидно, в учебные планы необходимо ввести предметы и дисциплины по выбору, как в вузах. Нужны также новые формы и методы обучения — личностно ориентированные технологии. Оптимальным вариантом учебной деятельности, соответствующей психологическим особенностям подростков, является личностно ориентированное образование.

Подростковый возраст — это период кардиналь­ной перестройки организма. Интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие происходит разно­временно у девочек и мальчиков и значительно варь­ируется. Психофизиологическое развитие выражает­ся в половом созревании, обусловленном эндокрин­ными изменениями в организме. Скачок в росте, по­явление вторичных половых признаков, неравномер­ное развитие сердечно-сосудистой системы порож­дают эмоциональную нестабильность. Половое созре­вание усиливает половую идентификацию.

Бурный рост и перестройка организма в этом воз­расте резко повышают интерес к своей внешности и инициируют формирование нового образа физическо­го «Я». Промежуточное положение подростков в сис­теме «ребенок - взрослый», неадекватная психологи­ческому строю личности ведущая (учебная) деятель­ность, психофизиологическая перестройка организ­ма приводят к подростковому кризису, который по­рождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер основных пси­хологических новообразований. К ним в первую оче­редь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к де­тям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетво­ряется.

Поиск себя, своего места в обществе взрослых по­буждает подростка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу собственной внешности, выраженности своих способностей, нравственных качеств. Такое пристрастное отноше­ние к себе приводит к росту самосознания и разви­тию самооценки,

Рассмотрим особенности развития самосознания подростков. Самосознание — целостная совокуп­ность представлений, знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности. Оно выполняет две важные роли: регулирующую и защит­ную. Регулирующая функция выражается в том, что подросток конструирует свое поведение и отноше­ния в соответствии с представлением о себе, своих качествах и возможностях. Защитная функция про­является в стрессовых, критических ситуациях, что­бы восстановить нарушенное равновесие, при помо­щи особых защитных приемов уберечься от психоло­гической травмы.

Самосознание — структурно сложное явление че­ловеческой психики, где в тесном единстве взаимо­действуют две подструктуры: знание о себе и отноше­ние к себе. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я»- концепции, состоящей из конкретных образов «Я»: телесное «Я», реальное «Я», идеальное «Я», ролевое «Я», будущее «Я» и т. д. Предметом педагогического осмысления, как правило, выступают два из них: идеальное «Я», т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальное «Я», т.е. каким видит себя человек на данный момент. Эмоционально-ценностное отношение к себе складывается в процессе самооценивания своего каждодневного поведения, отноше­ний, результатов труда и фиксируется в виде само­оценки[35].

Самооценка - это эмоционально-оценочное от­ношение личности к знаниям о себе, это знание, про­веренное чувством самоодобрения-самопорицания, самоощущением, отрицательным или положи­тельным. Самооценка складывается из множества конкретных черточек. Педагогу важно знать те из них, которые наиболее сильно, значимо влияют на успешность учебы, а также обеспечивают благопри­ятное развитие личности. Такими характеристиками являются уровень и адекватность самооценки.

Адекватность самооценки - это степень ее объек­тивности. В силу своей субъективности самооценка никогда или почти никогда не совпадает с тем, что собой представляет личность на самом деле. Поэтому адекватной признается самооценка, при которой представление личности о своих качествах и возмож­ностях максимально приближено к реальному уров­ню их развития. Неадекватная самооценка — это за­вышенная или заниженная оценка своих качеств и возможностей.

Необходимо иметь в виду, что самооценка подрост­ка не может не зависеть от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни стремился ка­заться. Содержание его идеалов и текущих оценочных суждений в значительной степени определяется мо­ральными нормами общества, одобряющими, осуж­дающими или запрещающими тот или иной тип по­ведения, оценками окружающих: взрослых и особен­но сверстников, товарищей. Именно в области само­сознания как нельзя более справедлива крылатая фраза: «Подросток - человек группы». Легко убедить­ся в том, что старший подросток живет буквально в плену групповых стереотипов и стандартов, взяв хотя бы самооценки телесного «Я»: толстый, невысокий, неуклюжий, прыщавый - значит, некрасивый; высо­кий, худощавый, с чистой кожей - красавец. Форми­руя правильную самооценку, педагог должен учиты­вать внешнюю социальную заданность самооценки, сформировавшие ее источники: мнения, господствующие в группе, молодежные нормы, ценности, пред­рассудки сегодняшнего дня.

Итак, мы рассмотрели самосознание в его важ­нейшей, регулирующей, роли. Не менее часто педа­гогу в воспитательной практике приходится иметь дело с самосознанием в его защитной роли.

Подросток сталкивается в своей жизни с различ­ными трудностями, критическими ситуациями. Их преодоление обычно осуществляется через действие, поступок, преобразовательное усилие: интеллектуаль­ное, эмоциональное, физическое. Однако иногда в особо сложных случаях подросток вместо деятельностного решения прибегает к защите от психотравмирующего обстоятельства, переживания. Иными слова­ми, вместо преодоления фактора личность приспо­сабливается к нему на уровне сознания[36]. Самосозна­ние в этом случае предоставляет более десятка спосо­бов защиты, например способ вытеснения из созна­ния, забывания неприятного факта, дискредитации жертвы своего проступка, дискредитации цели, суб­лимации, когда человек компенсирует невозмож­ность выполнения привлекательного для него вида деятельности выполнением деятельности более до­ступной.

Какова педагогическая позиция по отношению к защитным механизмам? Некоторые из них — правда, их немного — имеют для личности положительное развивающее значение, например утверждение подростка в доступных ему видах деятельности; часть способов защиты имеют психотерапевтическое значе­ние, лечат душу, например способ вытеснения. Педагог должен сделать такие способы защиты своими союзниками. Так, физически слабому подростку можно предложить утвердить себя в техническом творчестве.

Вместе с тем ряд способов защиты скорее тормо­зит развитие подростка, поскольку помогает ему оправдать, и довольно аргументированно, неблаго­видный поступок. Таковы, например, приемы диск­редитации жертвы и цели. Очень часто такая самоза­щита опасна тем, что личность уклоняется от ка­ких-либо преобразовательных усилий, волевых или интеллектуальных, предпочитая пассивно-оборони­тельный вариант.

Следующим важным психологическим новообра­зованием является нравственная регуляция своего по­ведения, проявляющаяся в высокой восприимчиво­сти к усвоению норм, ценностей и способов поведе­ния, которые существуют в мире взрослых.

Стремление к эмансипации, возросшая самостоя­тельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональная нестабильность инициируют потреб­ность в общении со сверстниками. В интимно-лич­ностном общении многие психологические пробле­мы и трудности снимаются. Полноценное общение обеспечивается в разного рода формальных и нефор­мальных группах.

Принадлежность к группе форми­рует социально значимое качество - корпоратив­ность, которое означает групповую идентификацию, социальную защищенность и возможность почувст­вовать себя взрослым, равным среди равных.

В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоотношений ребенка со взрослыми. Инициа­тива пересмотра отношений принадлежит подрост­ку, который начинает бунтовать против прежней опеки, постоянных нравоучений и запретов. Свиде­тельством неблагоприятных отношений являются следующие поведенческие реакции подростков:

1) эмансипации (освобождения). Проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандарта­ми и ценностями;

2) группирования со сверстниками. Выделяют сме­шанные, неустойчивые группы, возникающие в за­висимости от увлечений, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией. Послед­ние обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными группами;

3) увлечения. Реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает его ин­терес к учебе. Увлечение может быть интеллектуаль­ным (музыка, рисование, поэзия, радиотехника); те­лесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие); лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать); накопительским (коллекционирование); эгоцентрическим (стремле­нием выделиться модной одеждой, внешностью); азартным (пари, карты, поиск ситуаций риска); ком­муникативным (болтовня, сплетничание и т. п.);

4) гиперсексуальности. Проявляется в повышен­ном интересе к лицам другого пола, сексуальной ли­тературе, порнографии. Влюбленность и ухаживание подчас сопровождаются петтингом (интимными лас­ками), онанизмом, ранним началом половой жизни. Если взрослые воспринимают это с негодованием, то конфликт неизбежен. Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе тактичности и терпимости — вот путь к ликвидации конфликта[37].

Особенности психического развития подростка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основах воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области познавательных про­цессов психологи не отмечают. Очевидно, они не столь значимы на фоне других личностных измене­ний. Подросток рвется во взрослую жизнь, но нахо дит ее преимущественно в воображении, с помощью которого он примеривает себя к миру взрослых. А мир взрослых — это не только особые взаимоотно­шения полов, вседозволенность и ненормативность, но и профессиональная принадлежность.

Подростковый возраст завершается в 14-15 лет. Это время приходится на девятый класс. Перед подростка­ми стоит вопрос, что делать дальше: продолжить обу­чение в школе, поступить в профессиональное учеб­ное заведение или устроиться на работу? По сущест­ву, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться. Вместе с родителями и учителями он должен разобраться в своих интересах, склонно­стях и способностях, учесть финансовые возможно­сти семьи, востребованность в регионе разнообраз­ных видов профессий и способы их получения. Есте­ственно, что речь может идти лишь о первоначаль­ном, приблизительном, а подчас вынужденном профессиональном самоопределении. Следует также от­метить, что самостоятельный, компетентный и от­ветственный выбор профессии с учетом своих инди­видуально-психологических особенностей подрост­ку не по силам. Большинство подростков все же хоте­ло бы продолжить учебу в школе, но слабая успевае­мость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их продолжать свою жизнь вне общеобразовательной школы. Буду­щая профессионально ориентированная жизнь вы­зывает тревожность и эмоциональную напряжен­ность.

 

Ранняя юность (15—18 лет)

Особенность социальной ситуации развития за­ключается в том, что это возраст, завершающий дет­ство. Общество, казалось бы, уже признает взрос­лость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес­сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра­ботают. Однако пока они сохраняют статус зависи­мых от родителей детей. Тем не менее пройдет не­много времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэто­му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива­ют как временное. Отсюда их устремленность в буду­щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие за­дачи ранней юности обусловлены будущим: оконча­ние общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, тру­доустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуа­цией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Старшеклассники реша­ют важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки - неудовлетворенность всей своей последу­ющей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Почему должна стать? И что такое учебно-профессиональная деятельность? Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора буду­щей профессии. Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения. А сформиро­ванные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей диффе­ренциации школьного образования. В настоящее время уже появляются гуманитарные школы-гимна­зии, политехнические лицеи и художественно-при­кладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, т.к. именно дифференциация образо­вания старшеклассников в наибольшей мере соот­ветствует психологии ранней юности.

Для учащихся средних профессиональных учеб­ных заведений (профессиональных училищ, лицеев) ведущая деятельность имеет четкую профессиональ­ную направленность. Но, поскольку выбор специа­льности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-про­фессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностно-образующую функцию.

Ранняя юность — период завершения физическо­го развития. К концу этого возраста девушки и юно­ши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное раз­витие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды профессиональной деятельно­сти. И конечно, сексуальное созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-ин­тимном общении. Сексуально окрашенные фантазии и переживания — важная сторона внутренней жизни девушек и юношей.

В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризует­ся ее ценностными ориентациями, интересами, от­ношениями, установками, мотивами.

Для процесса формирования будущих специали­стов важное значение имеет знание уровня профес­сиональной направленности учащихся. Профнаправленность — интегративное качество личности, кото­рое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности уча­щегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональ­ной направленности — высокий или низкий — опре­деляется характером и силой выраженности ее со­ставляющих.

Направленность как система развивающихся по­буждений качественно изменяется в процессе про­фессионального развития учащегося. По данным психолого-педагогических исследований, примерно половина поступающих в училище очень мало знают или совсем ничего не знают о выбранной профессии. Около трети учащихся недовольны выбранной про­фессией, а примерно 60 % после окончания училища не работают по полученной специальности.

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентации, связанных с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможностисовершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверж­дение в труде.

Настроенность на определенную форму поведе­ния, вид деятельности, связанный с удовлетворени­ем какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка». Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы пове­дения, вида деятельности, регулирует способы их реа­лизации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т.е. придает профессио­нальному становлению личности определенную про­фессиональную устойчивость.

Таким образом, в качестве составляющей профес­сиональной направленности выступает социаль­но-профессиональная установка как предрасполо­женность к выбору профессии, профессиональной подготовки и способам выполнения профессиональ­ной деятельности.

Следующий компонент профнаправленности — профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность. Под профессиональными интересами понимается дина­мический комплекс психических свойств и состоя­ний, проявляющихся в избирательной эмоциональ­ной, познавательной и волевой активности, направ­ленной на предполагаемую профессию или выполня­емую профессиональную деятельность. Интенсив­ность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессиональ­но значимых видов деятельности. В процессе своего развития интерес постепенно превращается в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности.

Ведущим компонентом направленности являют­ся мотивы, т.е. совокупность внешних или внутрен­них условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Мотивационная сфера личности включает систему мотивов (мотива­цию) в ее определенном построении (иерархии). Основными функциями мотивов являются побужде­ние, направление и регуляция поведения и деятель­ности личности.

Как известно, выбор профессии, выполнение про­фессиональной деятельности побуждаются одновре­менно несколькими мотивами, но в составе побужде­ний к деятельности всегда можно выделить ведущие, главные мотивы, которые приобретают для личности особый смысл. Психологической основой мотивов яв­ляется глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наобо­рот, ослабляя друг друга. Они изменяются и обогаща­ются в процессе развития ведущей деятельности. От­дельные мотивы, побудившие абитуриента подать заявление в учебное заведение, после зачисления угаса­ют, другие — развиваются. Иерархия профессиональ­ных мотивов, их динамика отражают процесс станов­ления ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности пишется отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности склады­вается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам про­фессиональной подготовки, но также к членам про­фессиональных групп, коллективов. Отношения вы­даются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, ка­рьеры.

Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценност­ные ориентации, интересы, установки, мотивы и от­ношения. В процессе профессионального становле­ния личности эти компоненты изменяются, образу­ют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что при­водит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Качественный вывод о высоком уровне профнаправленности педагог может сделать, если у уча­щегося, во-первых, преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии (интерес к содержанию труда, осознание социальной значимости выбранной профессии и т. д.) и, во-вторых, в кругу профессиона­льных интересов преобладают такие, которые удов­летворяются в активно-деятельностных формах (за­нятия в кружке, рационализаторская деятельность, участие в профессиональных конкурсах и т. д.).

При низком уровне профессиональной направ­ленности преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, условия труда и т. д.) или кос­венные мотивы, внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахожде­ние учебного заведения, наличие спортивных секций, репутация училища), а интерес к данной дея­тельности отсутствует либо преобладают относитель­но пассивные по своему характеру интересы (чтение научно-популярной литературы по специальности, хорошая успеваемость и посещаемость по профиль­ным предметам и т. д.).

В этом возрасте продолжают развиваться познава­тельные процессы. Однако сколько-нибудь сущест­венных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. Но В.В.Давыдов убедительно доказал возможность раз­вития этого вида мышления уже в младшем школьном возрасте. А вот эмоционально-волевая сфера развива­ется достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развити­ем, а развитие воли связано с активным поиском свое­го места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое бу­дущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо прило­жить усилия на завершающей стадии школьного обу­чения.

В ранней юности закладываются основы миро­воззрения: происходит формирование ценностных ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наи­более общим принципам мироздания, универсаль­ным законам развития природы и общества. Цент­ральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ран­няя юность - это возраст дальнейшего развития са­мосознания — целостного представления о своей лич­ности, эмоционального отношения к себе, само­оценки собственной внешности, физических, умст­венных, моральных и волевых качеств. На основе са­мооценки возникает потребность в самосовершенство­вании, самовоспитании и саморазвитии. В этом воз­расте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригиналь­ность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.

К основным (личностно-образующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщенная самооценка, сте­пень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способно­стей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, пере­оценка своих способностей и т. д. Но, как ни непри­ятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девуш­ки и юноши при такой обобщенной самооценке ис­пытывают трудности в общении, внутренне напря­жены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, стано­вятся одинокими. Пониженное самоуважение сни­жает уровень притязаний личности, побуждает ее до­вольствоваться малым, делает ее неконкурентоспо­собной в социальной и профессиональной жизни.

В случае обнаружения у девушки или юноши по­ниженного самоуважения педагоги (и родители) должны создавать для них ситуации успеха, в которых они получали бы подтверждение своей ценности, способностей, социально значимых достоинств и внешней привлекательности.

Развитие обобщенной самооценки, определе­ние смысла жизни и своего места в ней, формиро­вание мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начав­шийся в подростничестве процесс становления «Я» -концепции.

В поведении повышается самоконтроль, развива­ется саморегуляция психических процессов и эмоцио­нальных состояний. Стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо- физиологической сфер к 17—18 годам свидетельству­ет о том, что детство завершилось и наступила новая эпоха, в которую девушки и юноши вступают опти­мистично и с надеждой.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизнен­ный план охватывает сферы личностного, социаль­ного и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представ­лять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завер­шающем этапе школьного обучения жизненные пла­ны становятся все более реальными, лишенными не­сбыточных надежд и прожектов.

Подробно анализируя профессиональное само­определение, Е.А.Климов понимает его «...как важ­ное проявление психического развития, формирова­ние себя как полноценного участника сообщества делателей» чего-то полезного, сообщества профес­сионалов»[38].

Весьма ценной для предмета рассмотрения — про­фессионального самоопределения — является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс
вся предшествующая жизнь»[39]. У личности в предшествующие периоды развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях, сформировались самооценка своих возможностей, умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внут ренней готовности к очередному профессионально­му самоопределению.

Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное само­определение не сводится к одномоментному акту вы­бора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специ­альности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Анализ литературы, большая опытно-экспе­риментальная работа позволили ему существенно обогатить теорию и практику профессионального са­моопределения. Постоянно подчеркивая неразрыв­ную связь профессионального самоопределения с са­мореализацией человека в других важных сферах жиз­ни, Н.С.Пряжников пишет: «Сущностью профессио­нального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой ра­боты и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»[40].

Главная забота девушек и юношей — это выбор профессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получе­ния: в профессиональном учебном заведении или пу­тем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации. На что же ориентируются стар­шеклассники при выборе профессии? В 1970-е гг. наи­более важны были социальная значимость профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, и формы профессионального поведения. В те годы весьма престижными были профессии есте­ственно-технического профиля: физик, геолог, врач, инженер, учитель. Через 20 лет профессиональные предпочтения молодежи существенно изменились: престижными стали профессии социально-гуманитар­ного профиля: экономист, менеджер, юрист и т. д.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кри­зису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность пе­рестает совпадать с собой, и это приводит к психиче­ской напряженности, эмоциональной неуравнове­шенности.

Психологически комфортный выход из этого кризиса возможен при наличии у девушек и юношей резервного жизненного плана, альтернативного ва­рианта становления. И конечно, они нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке психолога - консультанта.

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И.С.Кона, должны найти ответ на три во­проса:

• кем быть? (профессионально самоопределить­ся);

• каким быть? (морально самоопределиться);

• с кем быть? (найти любимого или любимую).

Обобщенная характеристика становления личности в школьном возрасте приведена в табл. 13.

 

 

Таблица 13

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.016 с.)