Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности развития ребенка раннего возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная Ситуация Развития В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: "ребенок ПРЕДМЕТ взрослый". Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Ведущая Деятельность Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. Новообразования Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "внешнее Я сам" («Ясам» является новообразование кризиса 3х лет). Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом). Личностное новообразование формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам освоение грамматического состава речи. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Психологическая готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Традиционно выделяют три аспекта готовности к школьному обучению: · Интеллектуальный · Эмоциональный · Социальный Интеллектуальная готовность - достаточная зрелость познавательных процессов - дифференцированное внимание, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и сенсомоторную координацию Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное, интересное задание. Социальная готовность - потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Существует несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения. Выделяют 2 группы мотивов учения: широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями». Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что хочет занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. - Развитие произвольности поведения, которая проявляется в Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способу действия; Умение ориентироваться на заданную систему требований; Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания. -Кроме указанных параметров психологической готовности к школе выделяется еще один – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Не различение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Таким образом, психологическая готовность является важной предпосылкой успешного школьного обучения. От ее сформированности зависит, как сложится отношения ребенка к учению, как будут относиться к нему учителя, одноклассники, как оценят его родителя и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, и него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушаться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности. Нередко проблемы со школьной неуспеваемостью приводит ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшение здоровья. Понятно, что такое развитие событий не благоприятно может повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразится на формировании его личности, на том, как сложится его жизнь после школы. Кризис 7лет. Л.С. Выготский: КРИЗИС 7 ЛЕТ. Возраст 7 лет - критический возраст. Для этого возраста характерны более глубокие и сложные по сравнению с кризисом 3-х лет изменения: 1. Начало разделения ребенком своей внутренней и внешней жизни. Об этом изменении свидетельствуют 2 симптома - утрата детской непосредственности и вычурное поведение. Причина детской непосредственности – неумение ребенка достаточно хорошо различать свою внешнюю и внутреннюю жизнь.Непосредственность ребенка проявляется в том, что он внешне такой же, как и внутри. При наступлении кризиса ребенок перестает быть таким простым и понятным. Это не означает, что он становится скрытным. Просто в каждом переживании ребенка теперь возникает некоторый интеллектуальный момент. 2. Ребенок начинает понимать смысл своих переживаний. Когда он радуется, он понимает: «я радуюсь». Он осознает сам факт своих переживаний. Благодаря этому возникает следующая особенность. 3. Обобщение чувств, т. е., если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация (неудача), у него возникает соответствующее аффективное образование (чувство неполноценности). Таким образом, на основе обобщения чувств у ребенка начинает формироваться самооценка, самолюбие, а также обобщенное отношение к окружающим. 4. Возникают противоречивые переживания, конфликты. Эти переживания возникают на основе разделения внешней и внутренней жизни и на основе понимания смысла своего переживания. Новообразование: - дифф самооценка - обобщенное мышл-е -опосредствованность, -произвольность, рефлексия. Соц сит-я разв-я: школа важнее 79. Общая характеристика подросткового возраста (Эльконин, Драгунова) Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время — социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. В соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью и т.д. Ст.Холл назвал этот период периодом "бури и натиска". Содержание подр.возраста Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности. Подростковый возраст, по Э.Шпрангеру – это возраст врастрания в культуру. Психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э.Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш.Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период — это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Фаза пубертатности, созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Ш.Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Отдельные "психические симптомы" появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданы и драчливы, игры старших подростковим еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, прелюдией к периоду психической пубертатности. За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш.Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. Основные черты негативной фазы, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. Исследование Г.Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной. Первым признаком спадения негативной фазы Г.Гецер считает повышение продуктивности. Ссылаясь на Ш.Бюлер, Г.Гецер пишет о том, что в заключение негативной фазы наступает так называемая стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет. Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г.Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она, так сказать, еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Итак, потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной. Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая. Переживаемые ценности определяют тип человеческой личности. По Э.Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. «Серьезная игра» особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится "умерять свои цели, закалять свои силы устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться".(субъективная серьезность, которой не соответствует объективное содержание деятельности). В концепции Ж.Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация — ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж.Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это “эгоцентрическая доминанта” (интерес подростка к собственной личности); ”доминанта дали” (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ”доминанта усилия”(тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях); ”доминанта романтики” (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Выготский обращал особое внимание на развитие мышление в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшим формам интеллектуальной деятельности. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Под влиянием абстрактного мышления воображение в этом возрасте «уходит в сферу фантазии». Подросток прячет свои фантазии и охотнее признается в поступках, чем обнаруживает фантазии. Еще два новообразования – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. В связи с этим для подростка становится возможным более глубокое понимание других людей. В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: 1. вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы; 2. детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); 3. ребенок начинает вести дневник. Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе, о направленности на себя. сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Начинает требовать от окружающих, чтобы его не считали маленьким. Центральное новообразование – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. У него есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. 1. Равнение подростков-мальчиков на качества “настоящего мужчины”. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. В настоящее время многие девушки хотят обладать этими качествами. 2. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. 3. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по- настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, — это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных отивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов». Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением». Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.Ноподлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка». А в конце переходного периода самоопределение Характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, — но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. 80. Х-ка кризиса подр возраста в конц-и Божович. Ломаются и перестраиваются все прежние от-я к миру и себе, разв-ся процессы самос-я и самоопр-я. Появл-ся нов, более широкие интересы, стремления занять более взрослую позицию (но нет внутр и внешн возм-тей). Подросток направлен в будущее. Мотивация: -главное новообр-е 1. сод-е мотивов (отраж форм-ся мировоззрение, план буд жизни) 2. стр-ра мотивов – иерархия (на осн общи личн значимых мотивов) 3. мех-м д-я – д-т не непоср-но, а возн на осн сознат поставлено цели и созн принятого намерения. Нрав разв-е. 1. Усв-е нрав образца происх-т, когда подр сов-т реальные нрав поступки в значимых д\него сит-ях. Нравственный опыт недост обобщается подр. 2. Нрав убежд-я - специфичные мотивы пов-я и д-ти школьника. возн-т и оформл (но основа была заложена раньше). Выраж-е широкого жизн опыта, проанализ и обобщ с тз нрав норм. 3. Нрав мировоззря- - с-а убежд-ий => кач сдвиги во всей с-му потр-тей и стремлений (иерархизация побужд-ий: Осн – нрав мотивы.) Самоопределение Осозн-е себя в кач-ве члена об-ва. Возн-т в конце учебы в школе, когда надо решать проблему будущего. Осн-ся на устойчиво слож-сяинтересай и стремлениях+учет св возм-тей и внешн обстоят-в. Опирается на форм-ся мировоззение подр, связ с выбором профессии. Поним-е св места в об-ве и назн-я в жизни. Подлинное самоопред-е форм-ся и дальше. 81. Виды взрослости в подростковом возрасте (Т. В. Драгунова) 1. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими жизненными ценностями. 2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. 3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где фактически подросток оказывается в положении взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что подростков необходимо включать на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. 4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразовании Статья: ТЕОРИЯ ПИАЖЕ. Пиаже. Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX в., то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенез у. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования. · Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям: o определяются проблемы, которые составляют ее предмет; o разрабатывается техника исследования; o происходят накопление, организация и интерпретация фактов. Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенез а и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы (главная из них - с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальского человека или о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенез у, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.022 с.) |