Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте.



Младенческий возраст - период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (- возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру; - первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым; - второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка.

71. Кризис первого года жизни. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ноги, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. (Исследователи называют ее "языком нянь".) Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Основная задача воспитания ребенка в этот период (период младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.

72. Проблема прдметной деятельности и её развитие в раннем возрасте.

Эльконин Д.Б. Статья: Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве.

Традиция исследования предметных действий восходит к знаменитым исследованиям интеллекта человекообразных обезьян В.Келера. После исследованиям Бюллера использование элементарных орудий у детей самого раннегот возраста, этот период стали рассматривать как «шимпанзеобразный». Исследование развития предметных действий раннего возраста слилось с исследованием развития интеллекта у ребёнка.(как дети решали задачи с орудиями-средствами – такой и интеллект).

В основе стратегии: развитие интеллекта происходит при столкновении ребёнка с окружающими предметами, как физических объектов в системе «ребёнок – вещь». Например Пиаже: развитие интеллекта –взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции.

Ассимиляция – включение предмета, с которым сталкивается ребёнок, в уже имеющиеся у него схемы действия или движений, аккомодация – изменение последних под влиянием физических свойств новых объектов, включаемых в уже существующие схемы действия.

Однако взаимодействием процессов ассимиляции и аккомодации невозможно объяснять происхождение новых действий с новыми предметами, которые могут быть совершенно – ни по своей функции, ни по своему операциональному составу – никак между собой не связаны.

Пиаже понимает роль взрослого в возникновении действий с предметами, но ему совершенно безразлично как появилась первоначальная схема действия ( с пом. взросл. или рефлекторно). Его интересует только процесс дальнейших её преобразований. Пиаже подмечал у ребёнка новую схему действия и ставил её в различные условия и наблюдал дальнейшее её изменение.

Эльконин: Пиаже не чуждо в вопросе возникновения предметных «шимпанзеподобная» теория.

Доктор медицинских наук Л.Фирсова (наблюдение за детёнышами шимпанзе): Поведение шимпанзе детей, подростков и взрослых шимпанзе напоминает очень человеческое.

Эльконин: это не так.

1.С момета рождения детёныш шимпанзе неотрывно находиться с матерью.

Человек с рождения физически отделён от матери, поэтому всё развитие протекает по флагом становления коммуникативной функции.

2.Детёныша шимпанзе в 4 месяца интересует всё, до чего он может дотянуться. У человека все отношения с предметным миром опосредованы через взрослого.

 

Гальперин в превые указал различия в употреблении спомогательных предметов у обезьяны и у человека:

предмет у обезьяны – простое удлинение или придаток руки. У человека рука подчинена требованием орудийных предметов. Её движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия, именно при усвоении орудийных операций для ребёнка возникает и само орудие как та новая действительность, которой надо овладеть. Например, использование ребёнком ложки. С начала ложка продолжение руки ребёнка, потом использование ложки как орудия.

Эльконин: Перестройка «ручной» операции в «орудийную» происходит под влиянием образца, который предлагает взрослый. В совместной деятельности взрослые организуют действие ребёнка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий.( Происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действия и постоянное подравнивание действия к образцу.) В этом процессе слиты воедино и усвоение предмета, и технические приёмы его осуществления.

Ребёнок раньше выделяет на основе указанного образца действия общую функцию предмета (Напр, ложкой надо есть). Лишь потом начинается усвоение операционально-технического образца (Есть ложкой, держась за край ручки).

Ребёнок перестаёт обращаться к взрослому за подтверждением правильности производимого действия только тогда, когда оно освоено, т.е. когда образец действия ребёнком уже построен.

Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребёнка со взрослым.

Экеспериментально подтверждение выше сказанного (исследование М.Г. Елагиной,М.И, Лисинаой «Возникновение активной речи у детей ранненго возраста в процессе сотрудничества со взрослым»). Суть экспер-та : вызвать у ребёнка активное использование слова в качестве единственного адекватного средства общения со взрослыми.

Взрослый действовал перед ребёнком с предметом и называл этот предмет. Затем помещал предмет на недоступное для ребёнка расстояние. Взрослый помогал ребёнку, если ребёнок называл предмет соответствующим словом.

3 периода достижения результата ребёнком:

Главный компонент ситуации – предмет.(Ребёнок всячески пытается дотянуться до предмета, сопровождая свои действия эмоциями, носящими характер воздействия на взрослого.)

Главный компонент ситуации – взрослый.(Ребёнок переводит взгляд с предмета на взрослого.Ребёнок опробывает различные речевые средства. Возникновение указательных жестов. Дети пытаются обратиь внимание взрослого на свои попытки.

Слово – центр ситуации. Ребёнок присматривается к артикуляции взрослого. Появление попыток произнести слово, в которых ребёнок строит ретикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, и ребёнок произносит требуемое слово.

Назвав предмет и получив его от взрослого, дети вызывают взрослого на повторение ситуации., т.е. функция слова, как орудия коммуникации,раз возникнув, она сохраняется и не требует повторений.( В последующих опытах ребёнок сразу переходит к активному созданию образца слова.)

Освоению оперционально-техничечкой стороны отдельного действия у ребёнка предшествует выяснение смысла этого освоения в системе отношений , которые выступают как образцы со взрослыми, т.е. с определённого момента развития ребёнок – это всегда «два человека» - ребёнок и взрослый.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.012 с.)