Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Почему умение хорошо двигаться и думать важно для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ? У ребенка развитие разных навыков и способностей тесно взаимосвязано, поэтому формирование слуха и речи зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, познавательных интересов, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и др. В связи с этим с маленькими детьми с КИ должны проводиться занятия по развитию других навыков, которые непосредственно не связаны со слухом и речью, но важны для их развития. Развитие неречевых навыков у детей с КИ осуществляется в соответствии с нормальным формированием психо-моторных способностей у детей в этом возрасте. Данные о нормальном развитии разных умений у детей в возрасте от года до 5 лет представлены в Приложении. Следует отметить, что большинство детей с нарушениями слуха, в том числе и дети с КИ, отстают от нормальнослышащих сверстников в развитии даже двигательных и зрительных навыков. Многие из них плохо двигаются, а те кто, на первый взгляд, очень подвижны, на самом деле не могут выполнять точные движения, испытывают выраженные трудности при выполнении последовательности движений, у них проблемы с координацией любых движений и, особенно, тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой быструю и тонко координированную последовательность движений разных органов. Все эти нарушения обусловлены наличием у многих глухих детей поражения мозга той или иной степени, в том числе и его двигательных центров (вследствие патологии беременности и родов, перенесенных нейроинфекций). К тому же при глухоте повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ним орган равновесия. Поэтому у глухих детей, как правило, также имеются нарушения равновесия. В свою очередь, эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей двигательной активности и координации у ребенка. То же самое со зрительным восприятием. Существуют представления о том, что у глухих людей оно хорошо развито. И действительно, способность глухих видеть и запоминать детали поражает. Однако, как показали исследования, глухие плохо выделяют существенные признаки предметов, что важно для развития обобщений и Понятий (Богданова, 2002). Заметив небольшие различия между предметами или изображениями, глухие дети характеризуют предметы, как совершенно разные, несмотря на то, что они относятся к одной группе (например, 2 стула с разной формой спинки или 2 курицы с небольшими отличиями в цвете перьев). Они также плохо воспринимают пространственные свойства предметов (размеры, взаимное расположение). В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием - трудно привлечь внимание ребенка и удержать его, он быстро устает поддерживать внимание. Это связано не с тем, что глухой ребенок плохо видит. Главное, что он не слышит речь взрослых и не научается правильно обрабатывать зрительную информацию. Кроме того, имеющиеся у многих глухих малышей расстройства центральной нервной системы, о которых мы говорили выше, также влияют на развитие у ребенка зрительного восприятия и внимания. Развитие мышления у ребенка происходит в тесной связи с восприятием им речи окружающих людей, овладением им пониманием речи и ее использованием. Отставание развития мышления у глухого малыша обусловлено, прежде всего, с тем, что он не слышит речь взрослых, которая является для него важным источником информации об окружающих предметах и их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. На развитие мышления глухого малыша отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии центральной нервной системы. Программа развития неречевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста включает развитие: а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, действия с предметами); б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений); в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие разных свойств внимания - объем, устойчивость, распределенность, переключаемость) г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной) д) воображения е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по классификации предметов в соответствии с их назначением и обобщающими понятиями, составлении серии сюжетных картинок - развитие вербально-логического мышления, игровой деятельности и пр.) ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка). В этой книге у нас нет возможности описать процесс развития всех этих навыков и способностей. Мы рекомендуем ознакомиться со специальной литературой по этим вопросам (Силберг, 2003; Тигранова, 1991; Фельдчер, Либерман, 1996; Фромм, 1991; Цвынтарный, 2000; Чего на свете..., 1991; Штрасмайер, 2002). Кроме того, в магазинах сейчас много других книг по развитию у нормальнослышащих детей мышления, памяти, умения действовать с предметами, двигательной активности. Эти книги также можно использовать для обучения малышей с КИ. Следует подчеркнуть, что важная роль в развитии этих навыков, также как слуха и речи, у ребенка младшего возраста с КИ принадлежит родителям, поэтому сурдопедагог должен объяснить им значение развития мышления, моторики, внимания, памяти, умения контролировать свои эмоции и других способностей для развития речи. Педагог должен показать во время занятий, как это делать, и научить родителей развивать эти умения дома в обычных ситуациях. Конечно, во всех упражнениях по развитию слуха и речи, описанных в главах 4 и 6, у ребенка параллельно развиваются внимание, мышление, эмоционально-волевые качества. Но ребенку нужны также целенаправленные занятия и возможность развития этих навыков в домашних условиях. Ниже представлены рекомендации, которые сурдопедагог может использовать для этих целей. В Приложении описано, что должен уметь ребенок в разном возрасте, и если он что-то не умеет делать, это означает, что ребенка надо этому научить. Это могут быть самые простые действия, например, умение прыгать на двух ногах. Часть детей с КИ, имеющих сопутствующие психические нарушения (они могут быть связаны с патологией нервной системы, задержкой психического развития, незрелостью эмоционально-волевых процессов, педагогической запущенностью), нуждаются в обязательных занятиях с психологом по развитию мышления, эмоционально-волевых качеств, навыков общения, учебных навыков. Несформированность этих навыков тормозит развитие слуха, понимания речи и устной речи у ребенка. Однако, как показывает наш опыт, развивающие занятия с психологом полезны всем детям с КИ без исключения. Дети, которые занимаются с психологом параллельно с занятиями с сурдопедагогом, быстрее учатся понимать речь и говорить, догоняют своих сверстников по общему развитию. Советы и упражнения по развитию у ребенка моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями. Общие советы
Крупная моторика - в соответствии с возрастом учим ребенка ходить, бегать, стоять на одной ноге, прыгать на 2-х и одной ноге, попеременно прыгать на правой и левой ноге, ходить на носочках и на пальчиках, ходить по линии, прыгать с поддержкой по ступенькам, бросать мяч двумя и одной рукой, ходить спиной, двигаться ритмично под музыку, выполнять последовательности движений (например, 2 прыжка на 2-х ногах-хлопок ладошами - шаг вперед, хлопок ладошами -2 раза постучать кулачками по коленкам) и др. (см. Приложение). Мелкая моторика - в соответствии с возрастом ребенка учим закрывать/открывать банки, брать мелкие предметы и просовывать их в небольшие отверстия, расстегивать/застегивать пуговицы/молнии, развязывать/ завязывать шнурки, нанизывать бусы на леску, обводить фигуры по контуру, рисовать карандашом/фломастером, резать ножницами, играть в пальчиковые игры и др.
Учим узнавать запахи и узнавать предметы по запахам - нюхаем еду, цветы, специи, лосьоны, мыло, неприятные запахи. Описываем предметы и их качества словами, когда это делаем.
Учим ребенка различать пищу или предметы по вкусовым ощущениям - пробуем сладкое, кислое, соленое, неприятное на вкус. Описываем предметы и их качеств словами, когда это делаем.
Рассматриваем вместе с ребенком все, что его интересует, и описываем это. Привлекаем зрительное внимание ребенка к предметам и действиям, которым хотим его научить. Учим ребенка удерживать зрительное внимание к игрушкам, предметам, своим действиям. Учим ребенка подбирать одинаковые предметы, различать и сортировать предметы по цвету, размеру, форме, выполняемой функции и др.
Учим ребенка различать и сортировать предметы на ощупь. Трогаем предметы разные на ощупь - мягкие, пушистые, мокрые, твердые, холодные, горячие, большие, маленькие, круглые, квадратные и т.д. Описываем словами предметы и их качества, когда это делаем. Немного упражнений Эти упражнения-игры - обычные дела подходят для детей разного возраста. Выберите те, которые подходят вашему малышу. Как обычно, многие упражнения сразу развивают несколько навыков. Например, когда ребенок играет в кубики, он тренирует свои двигательные и зрительные навыки, а также мышление. Помним, во время всех упражнений вы комментируете/описываете все, на что смотрите с малышом и все, что делает малыш и вы. Развиваем двигательные и зрительные способности, умение сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме. Формируем понятия большой-маленький, больше-меньше, один-много, узнаем цвета, считаем и др. 1) Учим ребенка играть в кубики одинакового/разного цвета и размера (выложить несколько кубиков в одну линию, самому построить башню из кубиков – число зависит от возраста). 2) Учим ребенка надевать по размеру кольца пирамидки. 3) Учим ребенка складывать мелкие вещи в коробки с разными отверстиями 4) Учим размещать игрушки-вкладки разной величины в гнезда соответствующей 5) Учим различать, узнавать и называть основные геометрические формы - круг, квадрат, треугольник. Для этого используем игрушки- вкладыши, обращаем внимание ребенка на форму реальных предметов. При этом называем форму предмета, обводим его своей рукой, а затем ручкой ребенка несколько раз. Позднее присоединяем к этим формам - прямоугольник, овал, звезду. 6) Учим нанизывать кольца на стержни. 7) Учим различать цвета (красный, желтый, синий, зеленый) на разных предметах и вещах, сравнивая вещи по цвету (где такой?). 8) Возьмите разные коробки/ банки/ крышки от банок и бутылок, иллюстрирующие значение понятий "большой", "больше", "самый большой" и "маленький", "меньше", "самый маленький". Поставьте коробки в такой последовательности, чтобы сформировать у ребенка понимание значения и последовательности размеров. Предложите ребенку сделать это самому. 9) Попросите ребенка рассортировать два типа предметов, различных по цвету/форме/размеру/ названию (например, красные/синие, круглые/квадратные, большие/маленькие, мячи/кубики, куклы-машинки, трусы- носки), раскладывая их в разные коробки. Затем выньте предметы из коробок и начните игру сначала, постепенно увеличивая число предметов и коробок. 10) Прячьте игрушки в коробках разного размера, которые легко открываются так, чтобы ребенок мог доставать их сам и играть с ними. Учите его убирать игрушки в коробки и закрывать их крышками. 11) Дайте ребенку исследовать и свободно играть с игрушками, которые складываются одна в другую (матрешки, стаканчики), конструкторами, которые сцепляются друг с другом. Покажите какие-либо интересные вещи, которые можно сделать с этими игрушками. 12) Дайте ребенку поиграть с банками и контейнерами разных размеров, когда он моется в ванной. Покажите, как они «тонут», пускают пузыри, сравните, сколько воды помещается в разные банки (понятия «много-мало»). 13) Возьмите три банки разного размера. Пусть ребенок видит, как вы прячете игрушку под одной из банок, а затем перемешайте эти банки, после чего ребенок должен догадаться, под какой банкой спрятана игрушка. 14) Учим ребенка играть в мяч: бросать двумя и одной рукой, катать, подбрасывать, попадать в коробки разного размера, кидать в руки. Используем мячи разного размера. 15) Когда сидите за столом, говорите о форме и цвете предметов, стоящих на столе, сравнивайте их. Попросите ребенка найти предметы одинаковой формы/цвета, найти круглые/белые, квадратные и т.д. 16) Учим ребенка понятиям «тяжелый-легкий», давая подержать, принести и пр. разные по весу предметы. Учим перемещать игрушки или предметы разными способами (толкайте, тяните, переносите с места на место). 17) Учим ребенка порядковому счету разных предметов (один, два, три) и понятию количества (один-много, один, два, три и т.д.). 18) Поиграйте с простыми головоломками: возьмите картон и разрежьте на части разной формы. Помогите ребенку сложить вместе эти кусочки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.008 с.) |