Глава 8. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков



Почему умение хорошо двигаться и думать важно для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ?

У ребенка развитие разных навыков и способностей тесно взаимосвязано, поэтому формирование слуха и речи зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, познавательных интересов, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и др. В связи с этим с маленькими детьми с КИ должны проводиться занятия по развитию других навыков, которые непосредственно не связаны со слухом и речью, но важны для их развития.

Развитие неречевых навыков у детей с КИ осуществляется в соответствии с нормальным формированием психо-моторных способностей у детей в этом возрасте. Данные о нормальном развитии разных умений у детей в возрасте от года до 5 лет представлены в Приложении. Следует отметить, что большинство детей с нарушениями слуха, в том числе и дети с КИ, отстают от нормальнослышащих сверстников в развитии даже двигательных и зрительных навыков. Многие из них плохо двигаются, а те кто, на первый взгляд, очень подвижны, на самом деле не могут выполнять точные движения, испытывают выраженные трудности при выполнении последовательности движений, у них проблемы с координацией любых движений и, особенно, тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой быструю и тонко координированную последовательность движений разных органов.

Все эти нарушения обусловлены наличием у многих глухих детей поражения мозга той или иной степени, в том числе и его двигательных центров (вследствие патологии беременности и родов, перенесенных нейроинфекций). К тому же при глухоте повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ним орган равновесия. Поэтому у глухих детей, как правило, также имеются нарушения равновесия. В свою очередь, эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей двигательной активности и координации у ребенка.

То же самое со зрительным восприятием. Существуют представления о том, что у глухих людей оно хорошо развито. И действительно, способность глухих видеть и запоминать детали поражает. Однако, как показали исследования, глухие плохо выделяют существенные признаки предметов, что важно для развития обобщений и Понятий (Богданова, 2002). Заметив небольшие различия между предметами или изображениями, глухие дети характеризуют предметы, как совершенно разные, несмотря на то, что они относятся к одной группе (например, 2 стула с разной формой спинки или 2 курицы с небольшими отличиями в цвете перьев). Они также плохо воспринимают пространственные свойства предметов (размеры, взаимное расположение). В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием - трудно привлечь внимание ребенка и удержать его, он быстро устает поддерживать внимание. Это связано не с тем, что глухой ребенок плохо видит. Главное, что он не слышит речь взрослых и не научается правильно обрабатывать зрительную информацию. Кроме того, имеющиеся у многих глухих малышей расстройства центральной нервной системы, о которых мы говорили выше, также влияют на развитие у ребенка зрительного восприятия и внимания.

Развитие мышления у ребенка происходит в тесной связи с восприятием им речи окружающих людей, овладением им пониманием речи и ее использованием. Отставание развития мышления у глухого малыша обусловлено, прежде всего, с тем, что он не слышит речь взрослых, которая является для него важным источником информации об окружающих предметах и их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. На развитие мышления глухого малыша отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии центральной нервной системы.

Программа развития неречевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, действия с предметами);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие разных свойств внимания - объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)

д) воображения

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по классификации предметов в соответствии с их назначением и обобщающими понятиями, составлении серии сюжетных картинок - развитие вербально-логического мышления, игровой деятельности и пр.)

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

В этой книге у нас нет возможности описать процесс развития всех этих навыков и способностей. Мы рекомендуем ознакомиться со специальной литературой по этим вопросам (Силберг, 2003; Тигранова, 1991; Фельдчер, Либерман, 1996; Фромм, 1991; Цвынтарный, 2000; Чего на свете..., 1991; Штрасмайер, 2002). Кроме того, в магазинах сейчас много других книг по развитию у нормальнослышащих детей мышления, памяти, умения действовать с предметами, двигательной активности. Эти книги также можно использовать для обучения малышей с КИ.

Следует подчеркнуть, что важная роль в развитии этих навыков, также как слуха и речи, у ребенка младшего возраста с КИ принадлежит родителям, поэтому сурдопедагог должен объяснить им значение развития мышления, моторики, внимания, памяти, умения контролировать свои эмоции и других способностей для развития речи. Педагог должен показать во время занятий, как это делать, и научить родителей развивать эти умения дома в обычных ситуациях. Конечно, во всех упражнениях по развитию слуха и речи, описанных в главах 4 и 6, у ребенка параллельно развиваются внимание, мышление, эмоционально-волевые качества. Но ребенку нужны также целенаправленные занятия и возможность развития этих навыков в домашних условиях. Ниже представлены рекомендации, которые сурдопедагог может использовать для этих целей. В Приложении описано, что должен уметь ребенок в разном возрасте, и если он что-то не умеет делать, это означает, что ребенка надо этому научить. Это могут быть самые простые действия, например, умение прыгать на двух ногах.

Часть детей с КИ, имеющих сопутствующие психические нарушения (они могут быть связаны с патологией нервной системы, задержкой психического развития, незрелостью эмоционально-волевых процессов, педагогической запущенностью), нуждаются в обязательных занятиях с психологом по развитию мышления, эмоционально-волевых качеств, навыков общения, учебных навыков. Несформированность этих навыков тормозит развитие слуха, понимания речи и устной речи у ребенка. Однако, как показывает наш опыт, развивающие занятия с психологом полезны всем детям с КИ без исключения. Дети, которые занимаются с психологом параллельно с занятиями с сурдопедагогом, быстрее учатся понимать речь и говорить, догоняют своих сверстников по общему развитию.

Советы и упражнения по развитию у ребенка моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями.

Общие советы

  1. Движение

Крупная моторика - в соответствии с возрастом учим ребенка ходить, бегать, стоять на одной ноге, прыгать на 2-х и одной ноге, попеременно прыгать на правой и левой ноге, ходить на носочках и на пальчиках, ходить по линии, прыгать с поддержкой по ступенькам, бросать мяч двумя и одной рукой, ходить спиной, двигаться ритмично под музыку, выполнять последовательности движений (например, 2 прыжка на 2-х ногах-хлопок ладошами - шаг вперед, хлопок ладошами -2 раза постучать кулачками по коленкам) и др. (см. Приложение).

Мелкая моторика - в соответствии с возрастом ребенка учим закрывать/открывать банки, брать мелкие предметы и просовывать их в небольшие отверстия, расстегивать/застегивать пуговицы/молнии, развязывать/ завязывать шнурки, нанизывать бусы на леску, обводить фигуры по контуру, рисовать карандашом/фломастером, резать ножницами, играть в пальчиковые игры и др.

  1. Обоняние:

Учим узнавать запахи и узнавать предметы по запахам - нюхаем еду, цветы, специи, лосьоны, мыло, неприятные запахи. Описываем предметы и их качества словами, когда это делаем.

  1. Вкусовые ощущения:

Учим ребенка различать пищу или предметы по вкусовым ощущениям - пробуем сладкое, кислое, соленое, неприятное на вкус. Описываем предметы и их качеств словами, когда это делаем.

  1. Зрительное восприятие:

Рассматриваем вместе с ребенком все, что его интересует, и описываем это. Привлекаем зрительное внимание ребенка к предметам и действиям, которым хотим его научить. Учим ребенка удерживать зрительное внимание к игрушкам, предметам, своим действиям. Учим ребенка подбирать одинаковые предметы, различать и сортировать предметы по цвету, размеру, форме, выполняемой функции и др.

  1. Осязание:

Учим ребенка различать и сортировать предметы на ощупь. Трогаем предметы разные на ощупь - мягкие, пушистые, мокрые, твердые, холодные, горячие, большие, маленькие, круглые, квадратные и т.д. Описываем словами предметы и их качества, когда это делаем.

Немного упражнений

Эти упражнения-игры - обычные дела подходят для детей разного возраста. Выберите те, которые подходят вашему малышу. Как обычно, многие упражнения сразу развивают несколько навыков. Например, когда ребенок играет в кубики, он тренирует свои двигательные и зрительные навыки, а также мышление. Помним, во время всех упражнений вы комментируете/описываете все, на что смотрите с малышом и все, что делает малыш и вы.

Развиваем двигательные и зрительные способности, умение сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме. Формируем понятия большой-маленький, больше-меньше, один-много, узнаем цвета, считаем и др.

1) Учим ребенка играть в кубики одинакового/разного цвета и размера (выложить несколько кубиков в одну линию, самому построить башню из кубиков – число зависит от возраста).

2) Учим ребенка надевать по размеру кольца пирамидки.

3) Учим ребенка складывать мелкие вещи в коробки с разными отверстиями

4) Учим размещать игрушки-вкладки разной величины в гнезда соответствующей
величины и формы.

5) Учим различать, узнавать и называть основные геометрические формы - круг, квадрат, треугольник. Для этого используем игрушки- вкладыши, обращаем внимание ребенка на форму реальных предметов. При этом называем форму предмета, обводим его своей рукой, а затем ручкой ребенка несколько раз. Позднее присоединяем к этим формам - прямоугольник, овал, звезду.

6) Учим нанизывать кольца на стержни.

7) Учим различать цвета (красный, желтый, синий, зеленый) на разных предметах и вещах, сравнивая вещи по цвету (где такой?).

8) Возьмите разные коробки/ банки/ крышки от банок и бутылок, иллюстрирующие значение понятий "большой", "больше", "самый большой" и "маленький", "меньше", "самый маленький". Поставьте коробки в такой последовательности, чтобы сформировать у ребенка понимание значения и последовательности размеров. Предложите ребенку сделать это самому.

9) Попросите ребенка рассортировать два типа предметов, различных по цвету/форме/размеру/ названию (например, красные/синие, круглые/квадратные, большие/маленькие, мячи/кубики, куклы-машинки, трусы- носки), раскладывая их в разные коробки. Затем выньте предметы из коробок и начните игру сначала, постепенно увеличивая число предметов и коробок.

10) Прячьте игрушки в коробках разного размера, которые легко открываются так, чтобы ребенок мог доставать их сам и играть с ними. Учите его убирать игрушки в коробки и закрывать их крышками.

11) Дайте ребенку исследовать и свободно играть с игрушками, которые складываются одна в другую (матрешки, стаканчики), конструкторами, которые сцепляются друг с другом. Покажите какие-либо интересные вещи, которые можно сделать с этими игрушками.

12) Дайте ребенку поиграть с банками и контейнерами разных размеров, когда он моется в ванной. Покажите, как они «тонут», пускают пузыри, сравните, сколько воды помещается в разные банки (понятия «много-мало»).

13) Возьмите три банки разного размера. Пусть ребенок видит, как вы прячете игрушку под одной из банок, а затем перемешайте эти банки, после чего ребенок должен догадаться, под какой банкой спрятана игрушка.

14) Учим ребенка играть в мяч: бросать двумя и одной рукой, катать, подбрасывать, попадать в коробки разного размера, кидать в руки. Используем мячи разного размера.

15) Когда сидите за столом, говорите о форме и цвете предметов, стоящих на столе, сравнивайте их. Попросите ребенка найти предметы одинаковой формы/цвета, найти круглые/белые, квадратные и т.д.

16) Учим ребенка понятиям «тяжелый-легкий», давая подержать, принести и пр. разные по весу предметы. Учим перемещать игрушки или предметы разными способами (толкайте, тяните, переносите с места на место).

17) Учим ребенка порядковому счету разных предметов (один, два, три) и понятию количества (один-много, один, два, три и т.д.).

18) Поиграйте с простыми головоломками: возьмите картон и разрежьте на части разной формы. Помогите ребенку сложить вместе эти кусочки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.082 с.)