Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие доречевых навыков общения у малышей с КИСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У многих малышей, поступающих на имплантацию, не сформированы навыки общения с другими людьми - взрослыми и детьми. Ребенок не слушается и не смотрит на взрослого, на его лицо, он не умеет играть с другими детьми, его трудно привлечь к совместным действиям, он не пытается понять, что от него хотят, не может долго удерживать внимание при совместной игре или обучении. Ребенок не хочет и не умеет подражать действиям взрослого, а способность к подражанию является основой овладения любыми навыками у ребенка. При работе с такими малышами необходимо начинать с развития именно этих навыков. Пока ребенок не научится удерживать внимание на лице взрослого, следить за ним взглядом, подражать его действиям, выполнять совместные действия со взрослым и действовать по очереди его очень трудно чему-нибудь научить. Работу начинают на предоперационном этапе, продолжают после операции до подключения КИ и после его подключения. Она включает развитие у малыша доречевых средств общения - предшественников языка: • контакт «глаза в глаза»; • совместный взгляд (внимание) ребенка и взрослого на предмет; • указательный жест с голосом, привлекающим внимание взрослого, когда ребенок просит что-либо; • умение соблюдать очередность при общении; • умение подражать действиям взрослого; • умение выполнять совместные действия вместе с взрослым; • умение подражать артикуляции и голосу взрослого; • умение общаться со взрослым с использованием голоса (лепетных и простых слов) и естественных жестов в ежедневных повторяющихся ситуациях (при прощании - «пока», жест рукой и воздушный поцелуй, при встрече - «привет» и жест рукой, при просьбе - «дай»+жест, при просьбе кушать - «ам-ам»+жест и др.), После того как ребенку включили и настроили речевой процессор КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, даже если сначала, он не понимает. Мы должны помнить - это также как мы разговариваем со слышащим новорожденным. Мы не рассчитываем при этом, что он все понимает, но он должен постоянно слышать речь, чтобы научиться ее понимать. И только научаясь понимать, ребенок постепенно учится произносить эти слова. Партнерская и параллельная игра Существует несколько способов сделать присутствие педагога или другого взрослого интересным для неговорящего ребенка с КИ, у которого не развиты навыки общения. Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной деятельности используются партнерские и параллельные игры (игра в «ку-ку», прятки, в мяч, прием у врача, посещение магазина, угощение гостей, параллельное собирание конструкций и т.д.). Взрослый должен стать партнером (но подчиненным) в игре; например, быть пациентом у детского врача, голодным человеком за столом ожидающим, пока ребенок подаст обед, посетителем, который стучит, чтобы ему разрешили войти и т.д. В таких случаях может быть полезным присутствие другого взрослого. Один взрослый может быть капризным пациентом, отказывающимся от лечения, в то время как другой проявляет интерес к лечению и помогает доктору оказывать соответствующее лечение. С необщительным ребенком мы начинаем играть "параллельно". Параллельная игра обычно является промежуточным этапом между индивидуальной и коллективной игрой. Дети делают одно и то же рядом, каждый из них согласует свои действия с действиями другого, хотя фактически и не играет с ним. Замечено, что эта форма игры редко используется детьми со слуховыми нарушениями, возможно потому, что они не имеют слуховой обратной связи, позволяющей им знать, что делает и планирует делать ребенок, играющий рядом. Поэтому они просто играют рядом, пока не достигнут стадии, когда смогут объединиться для совместной игры. Для педагога/мамы быть "параллельным" (но опять же подчиненным) партнером в игре - это хороший способ поддержания взаимодействия в свободной, неподавляющей форме. Педагог/мама просто вовлекается в ту же деятельность, которую выбрал ребенок, например, игру с машинкой, и он повторяет то, что делает ребенок. Вскоре ребенок осознает это, и будет наблюдать за действиями педагога/мамы, а также за своими собственными. Педагог/мама привлекает внимание ребенка к себе неожиданными поступками (например, начинает катать машинку по своей ноге к плечу), Таким образом, создаются много возможностей для общения друг с другом и взаимодействия, в котором доминирует ребенок. Привлечь ребенка, который не хочет взаимодействовать, бегает по кабинету или стоит у двери, к совместной игре помогает другой прием. Педагог с мамой начинают рассматривать и играть с интересной игрушкой, слегка отвернувшись от малыша, но следя за ним. При этом они утрированно восхищаются и показывают как им интересно. Обычно малыш сразу заинтересовывается их действиями и присоединяется к игре. Привычные ситуации Введение "привычной ситуации", которая интересна для ребенка, (и вызывает радость) является, по нашему опыту, самым подходящим способом развития необходимого контакта "глаза в глаза". В «привычной ситуации», интересной для него, ребенок может предугадывать каждое последующее действие и реплики участников, что облегчает ему взаимодействие и активное участие. В процессе таких игровых занятий у ребенка развиваются совместный с взрослым (педагогом, родителем) взгляд (внимание) на предмет и умение соблюдать очередность при общении. Примером этого может быть игра с машиной с участием игрушки милиционера. Фразы педагога и ребенка приводятся последовательно. Сопровождающие речь жесты и фиксация зрительного внимания приводятся в круглых скобках для взрослого и в квадратных для ребенка: Взрослый: Ты едешь на машине Би-би, Би-би. Малыш катит машинку. Взрослый, держит фигурку милиционера и ставит ее перед машиной. Говорит: «стоп» (милицейский жест - "СТОЙ") [ребенок смотрит на взрослого, пока взрослый показывает жест, затем на жест и вновь на взрослого]. Ребенок: [жестом показывает "СТОЙ", глядя на свою жестикулирующую руку и вновь на взрослого.] Взрослый: "Стой", - говорит милиционер (глядя на свою руку, и поднятую руку игрушки). "СТОЙ!" (жестом)? [ребенок смотрит на взрослого, затем глядя на его руку, на обе руки и опять на него.] Ребенок: (О) [сказал без голоса, артикулируя О и жестом, глядя на жесты]. Взрослый: Стой! Да, и затем милиционер говорит - (его рука готовится сделать жест). "Поехали!" (жест) [ребенок смотрит на готовящийся жест взрослого, но вновь смотрит на взрослого, когда тот говорит: "Би-би"!] Ребенок: "Би! "[жестикулируя] Взрослый: "Би-би" - правильно, поехали. Так как этот небольшой диалог хорошо знаком ребенку, ему совершенно ясно, где следует его "очередь". Он способен произнести свою "фразу" сначала только жестом, затем жестом и слабой попыткой произнести соответствующее слово и, наконец, произнести всю фразу. Это соответствует естественному процессу, которому следует нормально слышащий ребенок в знакомой ситуации, подобной этой. Похожий сценарий последовательных действий и слов в знакомой из жизни ребенка ситуации это игра «В гости». Когда кто-то стучит в дверь, ребенок открывает ее, приходят гости-куклы, мама и малыш начинает их угощать. Внимание ребенка с несформированным «контактом глаза в глаза» можно привлечь с помощью барабана. Взрослый дает его ребенку для удара и сразу удерживает его руку, а сам притворяется "спящим". Потом он освобождает руку, и ребенок ударяет по барабану, и взрослый "просыпается". Эта последовательность повторяется несколько раз. Так как ребенок делает (или, более точно, ему помогают делать) то, что забавно, его взгляд в эти моменты останавливается либо на взрослом, либо на барабане вместо того, чтобы блуждать по комнате. Совместная деятельность Более проверенный пример формирования согласованного со взрослым взгляда на предмет - это опора на то, что является частью развития ребенка. Нельзя навязать это ребенку. Можно только создать ситуацию, в которой будет момент, когда взгляд ребенка остановится на человеке, общающегося с ним. Для этого нужно что-то делать вместе с ребенком. Очень удобно для этого совместное приготовление с ребенком газетной куклы. Скатанная газета, продетая через каркас туалетного рулона, образует руки и ноги, скомканный газетный шар - голову, папиросная бумага, обернутая вокруг головы и вставленная в середину туалетной катушки, - шею и также создает поверхность для лица. Существует много возможностей для развития обмена взглядами при совместном изготовлении этой куклы. Представьте, что взрослый и ребенок сидят за маленьким столом друг напротив друга и начинают делать куклу. Взрослый вместо того, чтобы скатать газету для формирования второй руки/ноги, старается изо всех сил протолкнуть ее, не скатанной через середину туалетной катушки. Ребенок, вероятно, будет пытаться указать на ошибку и показать, как нужно делать. Если взрослый на момент прекращает свои усилия, контролируя действия ребенка и следя за ним, ребенок, вероятно, воспользуется удобным случаем, чтобы доказать свою правоту и посмотрит на взрослого, чтобы убедиться, что тот признает ошибку и понял его подсказку. Любой с важным сообщением, предназначенным для передачи, хочет знать, что сообщение получено! Соответствующий ответ и выражение лица взрослого очень важны в этом случае. Это только один пример. Самое важное во всех взаимодействиях с ребенком заключается в том, что взрослый должен замечать любые взгляды ребенка, которые обращены к нему, понять их причину и действовать по ситуации. Другими словами, любое движение, которое делает ребенок, по отношению к взрослому - а взгляд в направлении взрослого является таким движением - должно интерпретироваться как общение и получать ответную реакцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.01 с.) |