Использование музыки для развития слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование музыки для развития слуха.



Мы выделяем игры-упражнения с использованием музыки в отдельную группу, поскольку с их помощью мы не только учим малыша слушать, но также развиваем у него чувство ритма, умение согласовывать слух-ритм-движение-голос.

Используя магнитофонные записи, компьютер, музыкальные инструменты (пианино, гитару и др.) можно учить малыша двигаться, когда музыка звучит и останавливаться, когда музыка выключается. Тем самым мы учим ребенка обнаруживать звук. Учим также двигаться быстро по веселую музыку, и медленно -под грустную, маршировать - под ритмичный марш, красться - под тихую музыку. В этом случае мы учим малыша анализировать ритм, громкость. Эти упражнения также развивают у малышей чувства ритма, крупную моторику, слухо-моторную координацию.

По мере того, как ребенок научается двигаться/останавливаться под музыку, можно научить его начинать/прекращать пение при включении/выключении музыки. Детей, имеющих навыки устной речи, можно учить петь простые песенки в сопровождении с движением.

Цель игры-упражнения - научить малыша определять начало/конец звука, определять ритм музыки (быстрый/ медленный), громкость (тихая/громкая), имитировать движениями ритм, напевать.

Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша

Во время всех вышеописанных игр и упражнений мы стараемся вызвать у молчащих малышей голосовые реакции. Они могут возникать у малыша:

1. спонтанно, когда малыш возбужден и ему что-то нужно он может начать произносить гласноподобные звуки типа «а-а», прося взрослого дать ему интересующий предмет.

2. когда он пытается подражать артикуляции и голосу взрослого при выполнении вышеописанных игр (если взрослый не забывает оставлять паузу для ответной реакции малыша).

3. при стимуляции малыша произнести звуки, начав его щекотать или играть в игру с игрушечной собакой, которой пугают малыша "Ав" или он пугает ею взрослого, произнося по подражанию «А».

4. при стимуляции голосовой реакции малыша, положив в момент произнесения слова (ав-ав, собака или другого) одну его руку себе на горло, а другую его руку - на его горло, так, чтобы он чувствовал движение челюсти и вибрацию горла у вас. Тогда он по подражанию сам начнет двигать челюстью и произносить в этот момент голосом звуки.

Главное не забудьте его радостно похвалить и сказать «Я слышу тебя!» в этот момент и сказать, показывая на ухо «Да, я тебя слышу».

Во время занятий на начальном этапе для вызывания у малыша звуков можно использовать упражнения, описанные в разд.8.8.2. Надо только помнить, что цель на этом этапе не добиваться идеального произнесения отдельного звука, а «разболтать» малыша - чтобы у него появился интонационно-модулированный лепет и постепенно требовать от него повторения по подражанию слоговой структуры слова/фразы (числа слогов). Эти упражнения могут длиться 5-10 мин., и по существу являются артикуляционно-голосовой гимнастикой для малыша. Естественно во время этих упражнений малыш также слышит как взрослый (по очереди педагог и мама) произносят эти звуки, а также слышит себя.

Игры- упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью.

Среди детей раннего и младшего возраста есть дети, имевшие слуховой опыт и у которых развита функциональная речь. В их речи мало слов, она малопонятна окружающим, но они ее используют для общения с окружающими. Это дети, которые недавно потеряли слух, дети с прогрессирующим снижением слуха. Сюда также относятся детиг начавшие рано использовать СА и заниматься с сурдопедагогом, прежде всего, развитием остаточного слуха и речи. На занятиях с такими детьми, кроме описанных выше упражнений, с которыми они достаточно легко справляются уже на первых занятиях можно использовать и более сложные игры-упражнения, в том числе и те, которые с ребенком проводились до имплантации.

Игра по классификации игрушек, предметов или картинок с объектами.

Это упражнение, которое используется для развития у малышей разных представлений и понятий. Во-первых, это простые представления о свойствах предметов: «большой-маленький», «тяжелый-легкий», «твердый-мягкий», «пушистый-гладкий», «круглый-квадратный-треугольный», «длинный-короткий», «один-много», «красный-синий-желтый» и т.п. К их числу относится и формирование обобщенных понятий, связанных с функциями предметов, типа: «одежда», «еда», «мебель», «обувь», «фрукты», «мужчина-женщина-дети», мамины/папины вещи и т.п.

Рассмотрим это упражнение на примере формирования понятия «большой-маленький». Для этого подбираются игрушки разного размера - собаки, кошки, лошадки, слоны, мячи, кубики, игрушечные чашки и пр. Хорошо, если часть игрушек будут парными: большая и маленькая собака, большая и маленькая корова.

Игра напоминает «волшебный мешочек», но при этом педагог не только называет игрушку или просит ребенка назвать ее, но обращает внимание ребенка на ее размер и кладет большие игрушки на одной стороне стола, а маленькие - на другой.

Педагог показывает ребенку коробку и говорит: «О-о-о, у меня там игрушки. Давай посмотрим, какие». Он достает из коробки одну игрушку (например, собаку), показывает ее ребенку, спрашивает: «Кто это?». Если ребенок правильно ее называет, то педагог хвалит ребенка: «Да, правильно собака, ав-ав. Молодец!». Если он не называет, то педагог называет сам или спрашивает маму, которая помогает ребенку назвать. Педагог говорит: «Смотри большая собака. Ой, какая большая собака!», обращает внимание ребенка на размеры собаки и дает ребенку поиграть с игрушкой, продолжая в это время комментировать: «Большая собака, большая». Мама заинтересовано говорит малышу: «Да, большая собака», сопровождая жестом (большой) и просит его «Дай мне большую собаку». Берет ее, повторяя: «Большая собака, давай поставим ее тут». Ставит игрушку справа.

Затем педагог спрашивает: «Кто там?», достает маленькую собаку, спрашивает: «Кто это?». Если ребенок правильно ее называет, то педагог хвалит ребенка: «Да, правильно собака, ав-ав. Молодец!». Педагог говорит: «Смотри это маленькая собака. Маленькая собака!», обращает внимание ребенка на размеры собаки. Сравнивает с большой собакой - «Там большая собака, а это маленькая». Дает ребенку поиграть с игрушкой, продолжая в это время комментировать: «Маленькая собака, маленькая». Стимулируют малыша повторить: «Маленькая. Маленькая собака». Мама заинтересовано говорит малышу: «Да, маленькая собака», сопровождая жестом (маленький) и просит его «Дай мне маленькую собаку». Берет ее, повторяя: «Маленькая собака, давай поставим ее тут». Ставит вместе с малышом игрушку с другой стороны стола. Комментирует, показывая: Тут большая, а тут- маленькая».

Педагог достает следующую игрушку и спрашивает: «Кто там?», достает большую кошку, спрашивает: «Кто это?». Если ребенок правильно ее называет, то педагог хвалит ребенка: «Да, правильно кошка, мяу. Молодец!». Педагог говорит: «Смотри это большая кошка. Большая кошка!», обращает внимание ребенка на размеры кошки. Сравнивает с большой собакой - «Большая собака, а это большая кошка». Дает ребенку поиграть с игрушкой, продолжая в это время комментировать: «Большая кошка, большая». Стимулируют малыша повторить: «Большая. Большая кошка». Спрашивает: «Куда мы ее поставим? К большой или маленькой собаке?». Подталкивает его к решению поставить большую кошку к большой собаке. Мама с педагогом хвалят малыша: «Да, правильно, они большие!». Вместе с малышом еще раз рассматривают, комментируя «Большая кошка, большая собака» и стимулируют его повторить: «Большая».

Потом педагог достает другие игрушки, повторяя все действия, так чтобы малыш наконец самостоятельно ставил большие игрушки к большим, а маленькие – к маленьким. Постепенно, когда ребенок уже понял принцип группировки объектов, педагог достает игрушки разного размера и типа не по очереди, а в случайном порядке. При этом мама с педагогом также стимулируют его каждый раз повторять: «Большая (большой)….», «Маленькая (маленький)....».

Игра в лото.

У ребенка в возрасте 4-х лет и старше может быть уже достаточный словарный запас, чтобы можно было играть в лото или игру наподобие лото. Для этого используются картинки с разными предметами, названия которых знает ребенок. Педагог раздает таблицы с картинками детского лото маме, ребенку и себе. Потом достает по одной картинке, называет их, участники игры должны нййти соответствующую картинку на своей таблице. При этом мама и педагог постоянно повторяют название картинок, стимулируют это делать ребенка, помогают ему найти соответствующую картинку на его таблице, просят помочь его найти картинку на их таблицах.

Можно просто взять набор картинок, с изображениями предметов, которые знает ребенок, раздать их ребенку» маме и педагогу. Игра заключается в том, что педагог, ребенок, мама по очереди просят у другого члена игры дать ему или другому члену игры картинку, которая есть у человека, к которому обращаются. При этом обязательно надо использовать фразу, а не отдельное слово: «Дай мне, пожалуйста, шкаф», «Дай, маме девочку». Берущий картинку обязательно должен отвечать: «Спасибо. Это девочка».

Хорошо, когда взрослые иногда делают ошибку и дают не ту картинку. Малыши, так любят поправлять взрослых и быть учителями!

Во время этой игры ребенок имеет возможность многократно слушать знакомые и новые слова с помощью КИ, запоминать и повторять их, называть сам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.007 с.)