Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета для родителей «Шкала использования устной речи»

Поиск

Цель анкеты: оценить использование ребёнком устной речи. Она учитывает его способность контролировать различные характеристики голоса, способность произносить речеподобные звуки и выявить стратегии (тип и особенности) общения.

Описание: родителей просят ответить на вопросы о способности ребёнка контролировать разные характеристики своего голоса, способе общения и использовании ребёнком устной речи. Для этого используется метод собеседования. Обследующий задает вопросы родителям и оценивает их.. В этой анкете у ребенка оценивается несколько навыков, связанных с развитием голосовых реакций и использованием их для общения с окружающими.

1. Вопросы 1-3 оценивают развитие у малыша умения контролировать свой голос. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает: «Он себя слышит!», и он понял, что его слышат другие!

2. Вопросы 4-8 оценивают появление и развитие у ребенка произносить и использовать для общения речевые звуки. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает: «Он понял, что когда он говорит, его могут понять!»

3. Вопросы 9-10 оценивают стратегию общения ребенка с окружающими. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает, что голос и речь стали для него основным средством общение с окружающими, даже если его еще трудно понять

Анкета для родителей «Шкала использования устной речи» (ШИУР) [8]

ФИ ребенка_______________ Возраст______ Дата рождения__________

Дата 1-ой настройки речевого процессора КИ________ правое/левое ухо

Длительность использования КИ (мес.)____________ Дата________

Пожалуйста, обведите кружком, соответствующую цифру:

0 = никогда 1 = редко (<50%) 2 = иногда (>50%) 3 = часто (>75%) 4 = всегда

1. Использование ребёнком голоса для привлечения к себе внимания других людей. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите о том, как ребёнок привлекает Ваше внимание к себе дома. Если ребенку необходимо привлечь Ваше внимание, когда Вы находитесь в другой части комнаты, какова вероятность того, что он/она будет использовать:

а) жесты/топанье ногами /взмахи рук, б) жесты +голос, в) только голос

При оценке учитывается только вероятность того, что ребёнок привлекает внимание исключительно с помощью голоса.

2. Использование голоса (устной речи) в процессе общения. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите, как Ваш ребёнок общается дома. Как часто ребёнок в процессе общения дома использует голос (устную речь): использует устную речь и жесты или только устную речь?

3. Изменение речевых реакций в зависимости от ситуации и сообщения. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Меняется ли голос ребёнка (интонация, высота), когда он возбуждён? Если ребёнок рассказывает о событии, которое произошло с ним в течение дня, меняются ли его голосовые (речевые) реакции по громкости и/или по длительности?

4. Старается ли ребёнок сам использовать для общения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой) только речь, если тема разговора известна или близка им? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если ребёнок рассказывает членам семьи о событии, в котором они участвовали (например, Новый год, день рождения), как много места в его сообщении будет занимать речь?

- Рассказать о том, как ребёнок "читает" любимую книгу или рассказывает о чем-то, что произошло в его семье.

- Попросите привести примеры использования ребёнком жестов. Частое их использование снижает оценку.

5. Старается ли ребёнок сам использовать для общения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой) только речь, если тема разговора им неизвестна? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок рассказывает членам своей семьи о событии, о котором они ничего не знают (например, на детской площадке, в гостях), как активно при этом он будет использовать речь?

- Попросите привести примеры использования ребёнком жестов. Частое их использование снижает оценку.

6. Старается ли ребёнок сам использовать речь при общении со слышащими людьми? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Что делает Ваш ребёнок, когда слышащие люди разговаривают с ним. Скажет ли Ваш ребёнок сам "Привет!" человеку, заговорившему с ним, или говорит "Спасибо" слышащему человеку без напоминания сделать это?

- Говорит ли ребёнок сам "Пока-пока" без напоминания, когда машет рукой на прощание.

- Попросите рассказать о ситуации, когда ребёнок разговаривает с малознакомым человеком в присутствии родителей. Надо исключить влияние умения вступать в контакт с незнакомым человеком. Примером таких ситуаций могут быть ситуации, когда ребёнок отвечает соседям и друзьям родителей на улице, когда слышащие люди приходят к Вам в дом, или когда ребёнок разговаривает с Дедом Морозом.

7. Старается ли ребёнок сам использовать речь для общения с незнакомыми людьми, чтобы получить то, что он хочет? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите о ситуациях вне дома, в которых ребёнку нужно общаться с другими. Как часто Ваш ребёнок сам использует голос/речь, когда играет на площадке с другими детьми, соседями, в гостях (без вмешательства родителей)?

- Использует ли Ваш ребёнок голос/речь, когда просит что-нибудь вкусное у ваших друзей, когда Вы у них в гостях? Или когда на детской площадке ребёнок хочет поиграть с игрушкой другого ребёнка? Здесь главное оценить, старается ли ребёнок использовать голос (речь) сам и без напоминания.

8. Понимают ли речь ребёнка люди, которые с ним незнакомы? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок играет на детской площадке, насколько хорошо незнакомый с ним человек поймёт одно- или двухсловные предложения, которые может сказать малыш. Например: "Мой мяч" или "Хочу качаться".

9. Старается ли ребёнок сам ещё раз объясниться с помощью устной речи, если его не поняли люди, которые хорошо его знают? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок разговаривает с Вами, и Вы не понимаете его, что он старается сделать, чтобы быть понятым. Какова вероятность использования ребенком для этого:

а) только знаков или жестов

б) ребёнок использует знаки/жесты и старается объясниться с помощью устной речи

в) ребёнок старается объясниться только с помощью устной речи

- Если попытка произнести была неудачной, пытается сказать это ещё раз или сразу же переходит к другим способам общения (жестам)?

- Например, если ребёнок повторяет слово, и его всё равно не поняли, будет ли ребёнок повторять слова или говорить их громче? Оцените настойчивость ребёнка в стремлении использовать устную речь для понимания.

10. Старается ли ребёнок сам еще раз объясниться с помощью устной речи, если его не поняли люди, которые его не знают? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок разговаривает с незнакомым человеком, и тот не понимает его, что ребёнок старается сделать, чтобы быть понятым. Какова вероятность использования ребёнком для этого:

а) только знаков или жестов

б) ребёнок использует знаки/жесты и старается объясниться с помощью устной речи

в) ребёнок старается объясниться только с использованием устной речи

- Спросите родителей, как ребёнок обычно пытается объясниться с использованием устной речи, когда его не понимают (использует другие слова, объясняет слово, называет слово громче, медленнее и др.). Если попытка произнесения была неудачной, пытается сказать это еще раз или сразу переходит к другим способам общения (жесты)? Оцените настойчивость ребенка в стремлении использовать устную речь для понимания.

Общее количество баллов:____ / 40

Оценочная шкала (0-4): 0 = никогда; 1 = редко; 2 = иногда; 3 = часто; 4 = всегда. Результаты:

Контроль голоса: Вопросы 1-3: =________

Речевые звуки: Вопросы 4-8: =________

Стратегия общения: Вопросы 9-10: =________

Общая оценка: =________

Подведем итоги

Использование анкетирования родителей для оценки развития слухового и речевого поведения ребенка с КИ играет важную роль. Во-первых, данные анкет предоставляют педагогу, аудиологу, а также родителям малыша важную информацию о развитии ребенка. Они помогают понять, правильно ли идет процесс абилитации или требуются какие-то изменения в программе развития и обучения малыша. Обучение родителей постоянному наблюдению за слуховыми и речевыми реакциями ребенка, тем самым формирует у них понимание того, как они могут развивать слух и речь в домашних условиях, умение контролировать его успехи, стремиться к конкретным целям. Нередко родители начинают осознавать, как много уже слышит их малыш, только после заполнения анкеты! Поэтому очень полезно, когда педагог и родители вместе обсуждают результаты заполнения анкеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.008 с.)