Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учимся слушать речь и говоритьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примечание: Во всех этих упражнениях необходимо действовать "по очереди", делая паузу для ответа ребенка. Поощряйте любые голосовые и артикуляторные подражания ребенка, всегда хвалите его за самостоятельное произнесение звуков. 1. Имитируйте звуки, которые произносит ребенок, и повторяйте их ему. 2. Привлекая внимание ребенка чем-либо зрительно интересным, новой игрушкой или картинкой, выразите интерес к предмету, сказав, показывая ему предмет: иА-а-аи, "О-о-о", выражая эмоциональное отношение к игрушке. Назовите ее несколько раз. 3. Когда ребенок показывает горе, удивление, восхищение, волнение, используйте звук "О-о-о", чтобы добавить к выражению его лица. Страх: "Ой-ой", восхищение: "Ах!" с поднимающейся интонацией. Волнение: "ох- ох", с опускающейся интонацией. 4. Комментируйте все свои действия и действия ребенка. Прежде чем, что-то сделать несколько раз назовите действие, оставьте паузу, чтобы малыш смог попытаться повторить слово. 5. Купая ребенка, выберите какое-либо слово (Куп-куп, Буль-буль, купаемся) которым вы будете сопровождать купание. Когда ребенок начнет плескаться в воде руками и ногами, напевайте в такт его движениям. 6. Повторяйте определенный слог или слово в такт движениям малыша (Топ-топ, Прыг-Прыг, Скок-скок). 7. Разговаривая с малышом подождите, чтобы ребенок начал издавать какие-либо звуки в ответ на вашу улыбку и скажите что-нибудь, чтобы подбодрить его. Когда малыш начнет лепетать, дождитесь, пока он замолчит, а потом повторите те звуки, которые он произнес. 8. Приветствуя малыша, вернувшись к нему после некоторого отсутствия, поднимите приветственно руку, широко улыбнитесь ребенку. Когда малыш увидел и узнал вас, скажите: "Приве-е-ет!м, растягивая гласный звук. Позовите ребенка по имени и обнимите его. 9. Когда ребенок достаточно подготовлен, чтобы отвечать на звуки и голоса на расстоянии, несколько раз в день, когда вы идете к ребенку из другой комнаты, зовите его: "Эй!", "О-о-о!" и потом позовите его по имени, слегка растягивая гласные звуки, продолжая звать его все время, пока вы к нему не приблизитесь достаточно близко, чтобы малыш увидел и узнал вас. 10. Держите малыша перед зеркалом, направляя его внимание на собственное изображение, скажите с изумлением: "Кто это?" и назовите имя ребенка с восхищением. 11. Посадите ребенка к себе на колени лицом к себе и поддерживайте его руки, аккуратно покачивайте ребенка вперед и назад, говоря нараспев выбранный стишок (Туда-сюда, "Ехали медведи на велосипеде..."), продлевая гласные в такт движениям.' Старайтесь, чтобы ребенок улыбался в ответ. 12. Поиграйте в игру "Такой большой". Какой большой наш малыш? Вот так-о-ой большо-о-ой! (вытяните его руки вверх и в стороны) Какой большой наш малыш? Вот тако-о-ой большо-о-ой! (вытяните вверх и в стороны его ноги). 13. Посадите малыша к себе на колени лицом к себе. Произносите нараспев выбранный гласный или слог (у-у, бу-бу), придвигая свое лицо поближе к лицу ребенка до тех пор, пока не коснетесь друг друга носами. Отклонитесь назад и игриво повторите эту процедуру. Вы можете делать это упражнение, касаясь носа ребенка пальцем. 14. Двигайте своими руками в воздухе, подражая самолету и пропевая выбранный гласный или слог, например, "у-у", поощряйте ребенка повторять ваши движения и звуки. 15. Поиграйте с ребенком в "вертолет". Крепко держите малыша за туловище и поднимайте его вверх и вниз. Избегайте переворачивать его вниз головой, чтобы он не испугался. Когда вы поднимаете малыша в воздух, пропевайте какой-либо звук (р-р-р, ж-ж-ж, тр-тр-тр). 16. Когда вы подражаете звукам, которые произносит ребенок, положите палец малыша на свои губы. Это делается для того, чтобы ребенок почувствовал напор воздуха и вибрацию, которую производит каждый звук. 17. Если ребенку нравится сухая еда, например, кукурузные хлопья, то рассыпьте на подносике перед ребенком несколько хлопьев. Выразительным движением отправьте одно зернышко в рот малышу и скажите при этом: "А-ам!", особо выделяя гласный звук. Позвольте малышу самому съесть несколько зернышек, а потом положите сами еще одно зернышко ему в рот. 18. Возьмите в руку маленькую интересную игрушку или куклу. Позвольте ребенку видеть ее только один момент, а потом закройте рукой и скажите: "Нее-т? - Во-от ", подчеркивая гласный. Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не найдет куклу в вашей руке и не достанет ее оттуда. Если ребенок не понял вас, покажите ему куклу еще раз. Вы должны стараться добиться от ребенка осознанного выполнения просьбы поискать куклу. 19. Используйте любовь ребенка к новому, напевая выбранные звуки в картонную трубку, сделанную заранее. Вы будете приятно удивлены его вниманием. Дайте эту трубку ребенку. 20. Учите ребенка здороваться и прощаться. Если ребенок уже пользуется словом «привет», то утром, когда ребенок проснется учим его говорить «Доброе утро.» Возьмите его правую руку ладонью вверх. Одновременно произнося протяжно слова "Доброе утро" проведите своей ладонью по ладони ребенка (на каждое слово должно быть отдельное плавное движение). Когда вы прощаетесь с ребенком, то произносите по слогам "До сви-да-ни-я", отхлопывая ритм по его ладони. 21. Когда вы раздеваете ребенка, или когда он самостоятельно стаскивает с себя носки, скажите: «Воооот...!», когда вы стаскиваете каждую вещь, называя ее при этом. 22. Когда вы наблюдаете за тем, как ребенок что-то рисует или спонтанно чирикает на бумаге, произносите выбранный слог (например, «Чик», «Ти-и»), согласуя его с движениями ребенка. Сначала на одном занятии используйте один гласный или слог. Постепенно можно использовать на одном занятии 2-3 гласных или слогов. 23. Научите ребенка нанизывать на проволочку (шнурок) большие бусины или круглые бигуди и произносите выбранные слова (например, «надел») каждый раз, когда он нанизывает очередную бусину. 24. Выдувайте вместе с ребенком мыльные пузыри. Перед тем, как надувать очередной пузырь, каждый раз произнесите: "Пу-у-узырь!" или какие-либо другие звуки. Позвольте ребенку самому надуть пузырь и сказать при этом что-либо. 25. Произносите определенные звуки («например, «Ля-ля-ля»), когда вы танцуете с ребенком, держа его на руках или поддерживая за руки стоящего на полу ребенка. Включите для сопровождения вашего танца тихую музыку, чтобы она не мешала восприятию вашей речи. 26. Когда ребенок начинает учиться кидать маленький мячик, при каждом броске произносите слово "Оп!". Старайтесь, чтобы ребенок пытался повторить за вами бросок вместе с произносимым звуком. 27. Гуляя на улице, найдите лужу и несколько камешков. Играйте, по очереди бросая камешки в воду и говоря перед каждым броском: "Бух!". Старайтесь, чтобы ребенок пытался повторить за вами бросок вместе с произносимым звуком. 28. Когда ребенок научится отличать на себе или на кукле глаз, нос, рот, ухо, попа, используйте эти слова, чтобы вызвать произнесение ударных гласных, которые есть в этих словах. Указывайте эти части лица на куклах, картинках, фотографиях людях или животных. 29. Во время переодевания комментируйте нараспев свои действия, называя несколько надеваемые предметы, стараясь при этом удерживать на себе взгляд ребенка. Оставляйте паузу для подражания ребенком ваших слов, интонации 30. Улыбайтесь и смейтесь каждый раз, когда вы обнимаете ребенка, поощряя его произносить звуки. 31. Когда вы смазываете малыша кремом и делаете ему массаж, делайте на его животике круговые движения и произносите в такт движениям слова или стишки. 32. Внимательно слушайте ребенка и отвечайте на все звуки, которыми он пытается с вами общаться. 33. Положите ладошку ребенка на свой рот. Попеременно открывайте и закрывайте ладошкой ребенка рот, производя при этом звук, наподобие воинственного клича индейцев (О-о-о). Меняйте высоту своего голоса, а также используйте разные гласные звуки. Когда малыш произносит звуки, делайте то же самое его ручкой, открывая и закрывая его рот. 34. Малыш может начать улыбаться и говорить что-либо, увидев свое отражение в зеркале. Начните с того, что стоя или сидя с ребенком перед зеркалом достаточно большим, чтобы в нем было видно вас обоих, поулыбайтесь и постучите по зеркалу, чтобы привлечь внимание ребенка. Говорите простые фразы, например: "Приве-ет! Я тебя вижу!". Малыш постарше захочет постучать ладонью по зеркалу. 35. Хвалите малыша за использование голоса для привлечения вашего внимания. Подражайте ребенку и используйте как можно больше различных эмоциональных поощрений. 36. Поддерживайте и всячески одобряйте подражание малыша движений ваших губ, когда вы с ним говорите. Поощряйте любые его подражательные действия, как голосовые, так и неголосовые, используйте разные выражения лица в разных ситуациях, давая ребенку каждый раз достаточно времени, чтобы он мог повторить выражение вашего лица. Покажите, ребенку, что вы от него хотите. 37. Ребенок может издавать спонтанные звуки, когда его аккуратно поднимают за руки и усаживают. Чтобы вызвать у ребенка голосовые реакции скажите: "Сели- встали", "Ванька-встанька" или то, что покажется наиболее естественным в данный момент. 38. Постарайтесь вызвать у малыша произнесение звуков, сопровождая движения его тела словами. Если ребенок прыгает, говорите: "Прыг-прыг". Когда он стучит ложкой по своей тарелке, скажите: "Бум-бум". Когда снимаете с него рубашку, говорите: "Во-от и сня-я-ли". Скорее всего можно ожидать, что ребенок начнет произносить какие-либо звуки по поводу каких-либо новых, заинтересовавших его событий. Хорошо способствуют вызыванию у ребенка голосовой активности старший брат или сестра, которые будут делать что-либо, чтобы привлечь внимание ребенка и развлечь его. 39. Начинайте играть с названиями частей тела, называя и показывая их на ребенке, на себе, игрушках, картинках, фотографиях. 40. Если в более младшем возрасте ребенок мог только наблюдать за вашими действиями, как вы играете для него, например, прятались от него и внезапно появлялись, говоря: Тде мама? - Нет мамы", а он мог в ответ лишь улыбаться, то в 1,5 года он уже способен включиться в игру вместе с вами. Вот примеры некоторых игр, в которые дети любят играть: "Прятки", "Пятнашки", "Каравай-каравай", "Какой большой!" 41. Любая игра, подразумевающая активное участие с обеих сторон, включающая в себя произнесение звуков, может подбодрить ребенка использовать свой голос. Всячески хвалите ребенка за произнесение звуков улыбкой взглядом и прикосновением. Скажите: "Я тебя слышу. Покажите на свое ухо и продолжайте игру дальше. 42. Подбадривайте ребенка к произнесению звуков, добавляя слова и фразы к его жестам, которые несут какую-либо информацию. Примеры жестов, которые может использовать малыш в возрасте от полугода до года: пока, иди сюда, вверх, кивать головой "Да", покачать головой "Нет", погрозить пальчиком "Нельзя". 43. Дня того, чтобы поддержать желание ребенка произносить звуки, начните заниматься пальчиковыми играми. Такие игры включают в себя прикосновения к какому-либо пальцу на руках или ногах. Сначала взрослый играет своими руками, показывая движения ребенку. Затем эти движения взрослый делает руками малыша. Эти игры хороши для развития мелкой моторики. Играть надо поочередно с правой и левой рукой. Для этого подходит игра "Сорока-белобока" Сорока-белобока кашку (указательный палец правой руки варила, деток кормила. делает круговые движения по ладони левой) Этому дала, (указательный палец правой руки этому дала, поочередно загибает мизинец, этому дала, безымянный, средний, указательный этому дала, пальцы) а этому не дала: (вертит большой палец) ты, сын, мал, круп не брал, (щекочет ребенка) по воду не ходил, тебе каши не дадим! Также хороша игра "Пальчики в лесу". Раз, два, три, четыре, пять, (указательным пальцем правой руки Вышли пальчики гулять, поочередно разгибаем сжатые пальцы на левой руке) Этот пальчик гриб сорвал, (поочередно сгибаем мизинец, Этот пальчик чистить стал, безымянный, Этот резал, средний, Этот ел, указательный, Ну, а этот - лишь глядел! большой палец и щекочем ладошку) Игра "Семья". Кто приехал? (Пальцы обеих рук складываем вместе) Мы, мы, мы! (Быстро хлопаем кончиками пальцев) Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев) Да, да, да! (хлопаем кончиками указательных пальцев) Папа, папа, это ты? (то же большими пальцами) Да, да, да! (то же средними пальцами) Братец, братец, это ты? (то же большими пальцами) Да, да, да! (то же безымянными пальцами) Ах, сестричка, это ты? (то же большими пальцами) Да, да, да! (то же мизинцами) Все мы вместе, да, да, да! (хлопают в ладоши) Игра "Эта маленькая свинка" Эта маленькая свинка кушает травку, Эта маленькая свинка кушает сено, Эта маленькая свинка пьет воду, Эта маленькая свинка убегает, Эта маленькая свинка ничего не делает, а просто лежит весь день. Вот вариант игры, подразумевающей прикосновения к рукам и к плечам малыша. Мама сварила суп. (палец двигается вокруг ладошки ребенка) Она дала немножко этому, (загибается мизинчик ребенка) Этому, Этому, Этому, (загибаются следующие три пальца) А этот ничего не получил. (Держат большой палец ребенка) Так что он пошел вверх, вверх, вверх, (карабкаются по руке малыша) И нашел! (слегка щекочут по предплечью или под подбородком). Пальчиковая игра, в которой используются прикосновения от пальчиков ног до головы: Маленькая ползущая мышка (пальчик медленно карабкается вдоль ноги малыша и вверх по туловищу) Прыгнула из садика в домик на маленькую полку (производится прыгающее движение пальцем на плечо малыша) Нашла немножко сыра. И стала кушать, Ням, ням, ням. (нежно щекочут ребенка под подбородком). 44. Подбадривайте ребенка, чтобы он смеялся. Это очень хороший способ стимулировать у него желание произносить звуки. В этом возрасте ребенок может прийти в восхищение, наблюдая за действиями родителей при игре "Идет коза рогатая..", или в игре с неожиданно появляющейся и исчезающей игрушкой. Подбадривайте и одобряйте смех ребенка, как и любую другую голосовую реакцию. 45. После года ребенок начнет показывать свои потребности, используя множество различных способов привлечения к себе внимания, а не только плач. Ребенок начнет понимать и использовать различные жесты, а так же различные голосовые действия. Всячески одобряйте эти голосовые реакции ребенка, имитируя их, внимательно прислушиваясь к его нуждам, к тому, что он хочет сказать этими звуками. Поощряйте голосовые реакции ребенка, добавляя слова и фразу, которые подходят по смыслу к его жестам. 46. Ребенок будет давать взрослым различные предметы (игрушки, печенье, фрукты). И тут же может потребовать, чтобы все это ему незамедлительно вернули обратно. Сделайте из этого этапа развития своеобразную игру. Когда вы берете предложенный предмет, говорите: "Спасибо", быстро верните игрушку ребенку и скажите: "Вот она". Всячески используйте хорошую, добрую интонацию. Повторите эту игру три-четыре раза. 47. Ребенок этого возраста любит действия, которые включают в себя деление чего-либо на части, доставание чего-либо или раздевание. Помогите ребенку научиться снять носки, говоря: "Во-о-от!". Наденьте на его голову большую шляпу. Поиграйте с ним в игру, надевая на него шляпу и снимая ее. Добавляйте к своим действиям различные слова, фразы и звуки. Позвольте ребенку самому снять шляпу с вашей головы. 48. Когда ребенок начинает карабкаться по лестницам, он обычно начинает карабкаться по лестнице на четвереньках. Двигайтесь рядом с ребенком шаг за шагом, добавляя слова, чтобы скоординировать его движения. Можете говорить: "Раз-два, раз-два" или "Вверх, вверх, вверх", или: "Еще шажок, еще шажок". Позже, когда ребенок сможет сам двигаться вверх по лестнице, держась за стену или за руку, добавляйте слова и звуки, чтобы координировать его шаги по лестнице. 49. Когда ребенок начинает складывать башенки из двух- трех кубиков поиграйте с ним, произнося какой-либо звук, каждый раз, когда добавляете еще один кубик. Вы можете считать: "Раз, два, три", "Вверх, вверх, вверх", или что угодно другое, что по вашему мнению лучше подходит в данной ситуации. Не важно, что именно вы скажете, а важно то, что вы добавляете звуки к движениям ребенка. Действуйте с ребенком по очереди. 50. Играйте с малышами в стишки, пальчиковые игры, простые песенки, считалочки. Если у вас есть достаточно большое зеркало, ребенок с удовольствием будет смотреть на вас и себя одновременно во время игры. Используйте зеркало, когда малыш сидит на ящике или на стуле, а вы находитесь сзади него. Возьмите ребенка сзади, нежно держите его ручки в своих руках, пойте и делайте следующие движения: Лепим-лепим, лепим-лепим, (поворачивайте одну руку вокруг другой, как будто лепите пирожок) Вверх, вверх, вверх, (поднимайте руки вверх) Лепим-лепим, лепим-лепим, Вниз, вниз, вниз. (Опускайте руки в ритме слов). Лепим-лепим, лепим-лепим, Туда, туда, туда, (двигайте руки в стороны от туловища). Ля-ля» ля-ля, (покрутите кистями рук) Сюда, сюда, сюда, (двигайте руками к туловищу). Используйте соответствующую интонацию, чтобы подчеркнуть значение произносимых слов. 51. Ребенок может увеличить число звуков, которые он использует, чтобы развеселить себя в то время, когда он играет сам с собой, особенно если его голосовые реакции поощряются взрослыми. Нужно похвалить малыша, но ни в коем случае не прерывайте ребенка в момент произнесения звуков. Используйте одобряющий взгляд и улыбку. Когда ребенок делает паузу, скажите: "Я слышу тебя, молодец!" 52. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенок полутора лет начинает активно подражать действиям старших братьев, сестер и родителей. Поддерживайте его действия и обеспечьте подходящие условия для этого. Неумелое подражание движениям старших является первой стадией подражания более тонких моторных действий, необходимых дня развития речи. Когда ребенок подражает действиям матери или отца во время работы по дому, то при этом создаются условия для развития у него навыков общения и голосовых реакций. При этом позвольте ребенку работать рядом с вами, используйте подходящие дня этого предметы и оборудование, желательно такие же, как используете сами. Подберите звуки для сопровождения движений ребенка. 53. Ребенок может начать говорить по телефону, подражая разговору взрослых. Ребенок иногда будет, а иногда и не станет отвечать голосу в трубке; иногда он всего лишь имитирует взрослых, наблюдая, как они говорят по телефону. Дайте ребенку поговорить по телефону со взрослыми, которые не возражают против этой игры, или поговорите с ним по игрушечному телефону. Используйте картинки людей, говорящих по телефону. Подбадривайте и кивайте ему, чтобы он продолжал говорить. 54. Ребенок может произносить звуки, обращаясь к фотографиям членов семьи. Поговорите с ребенком о каждой фотографии, назовите человека, изображенного на ней. Меняйте высоту голоса соответственно ситуации, целуя или шлепая персонажи на фотографии. 55. С полутора лет ребенок начинает получать удовольствие от чирканья цветными карандашами и мелками и делает это более изобретательно. Дайте ребенку возможность использовать мелки большого размера как положено, по прямому назначению. По мере того, как ребенок рисует круги или линии вперед-назад, подберите подходящие звуки для того, чтобы сопровождать движения ребенка. Присоединитесь к его игре и действуйте по очереди. 56. Источник особого удовольствия - игра по нахождению спрятанных предметов. Используйте фабричные или самодельные игрушки, поиграйте с ребенком, говоря: "Где наша кукла? Куда она ушла? Ах, вот она!" Повторение фраз во время таких игр является ключевым элементом к побуждению ребенка произносить звуки в свою очередь. 57. Ребенку начинает нравиться играть в "притворялки", когда он притворяется, что спит с взрослым или с куклой. Используйте этот интерес к наблюдению за другими спящими людьми, чтобы поощрять его голосовые реакции. Накройте одеялом куклу, погладьте ее по голове и скажите: "Бай-бай". 58. Ребенку нравятся игры, развивающие воображение, которые включают в себя процесс еды. Делайте вид, что вы едите что-то невидимое. Скажите: "А еще хочешь? Ням-ням", или по очереди кормите друг друга маленькими кусочками печенья и при этом сначала говорите, а потом производите данное действие. 59. Внимание детей с полутора лет начинают привлекать маленькие вещи и сравнение их с более крупными предметами. Используйте различные возможности, чтобы стимулировать голосовые реакции, а также для развития представлений об окружающих предметах (их величине, сходству и различию назначения и др.) Учимся управлять голосом 1. Чтобы вызвать произнесение ребенком звуков, длящихся не менее трех секунд, медленно проведите пальцем вдоль по руке ребенка от плеча к запястью, произнося при этом какие-либо звуки. Гласные звуки, такие, как [а], [о] или [у] вполне подходят для этого упражнения. Или произносите какие-либо звуки, проводя пальцем по ноге, от бедра к ступне. 2. Чтобы вызвать произнесение коротких слогов, таких, как ба-ба-ба, постучите по предплечью, локтю или запястью ребенка, произнося данные звуки. Постучите по бедру, колену, лодыжке или простучите какой-либо ритм по тыльной стороне руки ребенка. 3. Чтобы вызвать произнесение комбинации длинных и коротких речевых звуков, медленно проведите пальцем от плеча к локтю, потом постучите коротко по локтю или запястью (ба-ба-ба). Подберите подходящую к вашим движениям комбинацию звуков, хотя сами входящие в нее звуки могут варьироваться. Используйте любые комбинации от трех до шести слогов, подбадривая ребенка произносить звуки различной длительности на одном дыхании. Это способствует развитию речевого дыхания. 4. Когда вы качаете ребенка на качелях или в кресле-качалке, соотнесите ваши звуки с ритмом качания, быстрыми или медленными его движениями. Произносите по слогам: "Ка-ча-ем-ся, ка-ча-ем-ся" или нараспев "Туда-а - сюда-а". Дети могут попытаться начать повторять ваши слова, если вы их повторяете достаточно часто. Делайте то же самое, когда гуляете с ребенком и когда укачиваете его. Используйте слоги или слова ("Топ-топ-тон, "Идем, идем, идем", "Баю-бай"...), связывая ваше пение с движениями ребенка. 5. Когда вы произносите любимый стишок или поете песенку, сопровождайте это подходящими по смыслу движениями тела. Петь нужно громко, отчетливо артикулируя слова. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, в корзиночку кладет, Вдруг упала шишка - прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ! 6. Играя с пластилином, сделайте длинные и короткие змейки. Проведите вдоль змейки пальцем, сопровождая действие звуком, связывая его с длиной змейки (до-о-о-о... для длинной, до,до,до - для трех коротких). Проделайте то же самое, но, проводя по змейкам пальчиком ребенка, и обратите его внимание на длительность произносимых вами звуков. 7. Уже с 1 г.2 мес. ребенок начинает рисовать карандашом или мелками, а к полугора годам имитирует простые штрихи. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как рисовать, связывая звук голоса с движениями карандаша по бумаге. Разнообразьте произносимые звуки соответственно тому, какой навык вы формируете, изменяя длительность звука или его высоту. К 1 г. 9 мес. ребенок начнет пытаться рисовать кружок. Подбодрите его, рисуя с ним по очереди, то, вручая ему карандаш, то, забирая его себе. Свое рисование сопровождайте произнесением звуков, например, произнося протяжно; «О-о-о». Если вы будете делать это постоянно, то ребенок сам начнет произносить звуки, когда рисует, хотя он еще и не будет координировать движение с голосом с такой точностью, как вы. 8. С полутора лет можно выполнять следующие упражнения. Сравните вашу руку или ногу с рукой или ногой ребенка, обведя их на листе бумаги. Вы можете так же использовать "следы" других членов семьи. Когда вы говорите о больших руках, используйте более низкий голос, и более высокий, когда говорите о маленьких. Или вместо этого вы можете использовать громкий и тихий голоса. То же самое вы можете делать, когда сравниваете размеры обуви, одежды, или другие большие и маленькие сходные предметы, например чашки, ложки, тарелки, ложки, полотенца. Когда у ребенка сформируется связь между размерами человека и высотой голоса, то можно вместо голоса использовать подходящие по звучанию музыкальные инструменты, изображая дополнительно движениями большого и маленького человека. 9. Держа ребенка за руки, когда он уже подрос, или, держа его на коленях, если он еще маленький, говорите: "Прыг,прыг, прыг", "Скок, скок", тем самым производя звуковое стимулирование. Вы также можете использовать другие голосовые звуки, и другие движения (например, покачивания), согласуя звуки с движением. Варьируйте количество слогов, от одного до трех, координируя звук и движение. 10. Обязательно говорите шепотом и дайте ребенку как можно чаще наблюдать, как люди шепчутся, и при возможности слушать шепот. Ребенок, который учится шептать, по настоящему учится контролировать свой голос. Используйте игру, в которой "Доброе утро!" говорится громким голосом, а "Тихо, спим" - тихим или шепотом. Также можно найти или нарисовать картинку, чтобы играть в эту игру. Вызывайте у ребенка голосовые реакции, связывая ваш голос с картинкой, когда вы говорите о ней. Примером возможного сочетания тренировки контроля голоса и пальчиковой игры может быть " Сон пальчиков ": Раз, два, три, четыре, пять, (рука сжата в кулак и по очереди разгибаем пальцы. Хотят все пальчики спать. Произносим голосом средней громкости. Этот пальчик хочет спать, Загибаем последовательно каждый палец в кулак Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж заснул, Этот пальчик крепко спит. Тише, тише не шумите, Грозим указательным пальцем и произносим Пальчиков вы не будите. шепотом, изображаем укачивание кулака. Утро ясное придет, Произносим голосом средней громкости. Солнце красное взойдет, Станут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики. Ура! Подняли ручки с растопыренными пальчиками. Одеваться нам пора! Произносим громким голосом 11. Вы сможете побудить ребенка к произнесению серии слогов, когда вы рисуете на его ладошке пальцем круги и при этом что-либо поете. 12. Чтобы вызвать у ребенка изменение силы его голоса, потрясите кулаком, сделав рассерженное лицо, и что-нибудь громко говорите. Если при этом вы будете стучать ногами, то достигнете еще большего результата. Чтобы достичь громкого звука, стучите и трясите кулаком одновременно со своим криком. Большинство детей будут наслаждаться, подражая таким вашим действиям в игровых ситуаций. Но не надейтесь на то, что вы получите очень точное повторение ваших действий с самого начала. 13. Чтобы побудить ребенка использовать тихий и спокойный голос, нежно погладьте куклу или ваше домашнее животное, или мягкую игрушку и произнесите что-либо спокойным голосом и со спокойным выражением лица. 14. На большом листе бумаги нарисуйте линии различной длины, короткие и длинные. Поиграйте с ребенком в машинки на этих линиях, используя их как дорожки. Пропевайте звуки различной длины, когда вы ведете машинку по линиям. Вы можете также выбирать различные звуки или слова, которые покажутся вам подходящими, варьируя длину гласного звука, или звук: "у-у-у", подражая поезду. Если возможно, выберите тот звук, который ребенок уже использовал, или тот звук, который получается у него лучше всего. Варьируйте длительность произношения. 15. Сделайте воображаемую дорогу на столе или в уголке для игр. Сделайте стоп-сигнал, похожий на настоящий. В этой игре ребенок двигает машинку по столу, приближаясь к стоп-сигналу. Ребенок должен озвучивать ее движение до тех пор, пока машина не достигнет стоп-сигнала. Используйте какую-нибудь игрушку, которая "перешла" бы дорогу машине, которая затем продолжит свое движение дальше. Начните затем игру сначала, изменяя и моделируя обе части игры, чтобы поддерживать интерес ребенка. Все действия на протяжении игры должны озвучиваться ребенком, а взрослый должен помочь ему моделировать и изменять звуки по длительности, делать их прерывистыми и непрерывными, громкими и тихими. 16. Каждый раз, когда ребенок встречает кошку или собаку, демонстрируйте ему, какие звуки издают эти животные, обращая его внимание на звуки животных и имитируя их. Вскоре ребенок сам с удовольствием будет имитировать эти звуки, играя с игрушечными кошкой и собакой. 17. Если ребенок уже может играть в игру "Повторяй за мной", то выполняйте с ним прыжки, бег, скачки, скольжения, ползанье и озвучивайте все движения заранее выбранными звуками, изменяя их соответственно вашим движениям. После каждого движения останавливайтесь и подождите, пока ребенок повторит за вами. 18. Многие дети издают звуки в микрофон, потому что они видели по телевизору людей, которые так делали. Любой вытянутый предмет может быть использован в качестве микрофона, если у вас нет настоящего. Произносите в него звуки, а затем дайте это сделать ребенку. Пойте в микрофон и танцуйте одновременно, как это часто происходит на самом деле, и пусть ребенок повторяет за вами. 19. Найдите какой-нибудь предмет, который легко сдвинуть даже слабым потоком воздуха, что-то вроде вертушки, птичьего пера или кусочка бумаги. Используя заранее выбранные согласные звуки с глубоким вдохом и резким выдохом, произносите их, заставляя предмет двигаться. Можно использовать звуки [п], [т], [к], [х], [ф], в которых поток воздуха при выдохе достаточно стремителен и очевиден. Изменение длины звука требует различных объемов выдоха. Ребенок, который может варьировать длину звука, произносимого на одном выдохе, развивает тем самым хорошее речевое дыхание. Развиваем речевое дыхание Примечание: Часть предлагаемых упражнений не требует, чтобы ребенок повторял действия родителя. Эти упражнения имеют целью привлечь внимание ребенка к процессу дыхания. 1. Ребенок должен сидеть на коленях у родителя, который делает утрированные дыхательные движения. При этом ребенок может чувствовать движения грудной клетки и живота родителя во время дыхания, не привлекая внимания специально к этой деятельности. Родитель должен избегать неестественных движений в процессе дыхания таких, как поднятие плеч и других. 2. Во время отдыха папа (или мама) лежит на диване или на полу, а малыш лежит на его животе. При этом папа спокойно дышит, позволяя ребенку чувствовать движения своего тела при дыхании. Лежа на спине, папа обращает внимание на правильные движения при дыхании. Он должен так же произносить звуки во время этого упражнения, изменяя длину произнесения. Пение или чтение нараспев любимых стихов, пальчиковые игры должны выполняться как самая естественная вещь, которую можно делать в процессе дыхания. Когда все отдыхают вместе, положите голову ребенка на свою грудь или живот. Или, лежа на кровати перед сном, положите руку ребенка на свою диафрагму (которая находится на границе между грудной клеткой и животом), напевая что-либо или говоря при этом, позволяя ребенку почувствовать речевое дыхание. 3. Дайте ребенку почувствовать силу струи выдыхаемого воздуха. Это можно сделать различными способами, в игровой манере: а) во время какого-либо дыхательного упражнения придвиньте щеку ребенка к своему рту, так, чтобы тот почувствовал струю выдыхаемого воздуха, которая разбивается о его щеку. б) как бы играя, подуйте на различные части тела ребенка, например, подуть, как бы проводя дорожку вдоль всей руки ребенка, а так же на ладошку, животик и подошвы ног. в) смоделируйте одновременно длинный продолжительный выдох и выдох пульсирующий в соответствующих жизненных ситуации, как с произнесением звуков, так и без них. 4. Используйте как можно больше разнообразных вещей для дыхательных упражнений - свистки, помпончики, клубки из ваты, спички, соломинки, мыльные пузыри, перышки, носовые платки, губные гармошки, свечки, надувные шарики, шарики от пинг-понга, листы бумаги (с мелко надрезанными краями). 5. Для формирования правильной выразительной речи очень полезно вырабатывать продолжительную дыхательную струю. Надо стараться довести время выдоха до 35 секунд. У нетренированного взрослого человека максимальное время выдоха составляет 15-20 сек. Эти упражнения полезны и для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. 6. Чаще говорите шепотом в подходящих ситуациях. Шепот учит ребенка проталкивать струю воздуха через рот и помогает выработать хороший контроль над дыханием. Приводим несколько примеров таких упражнений: а) укладывание спать ребенка или куклы в реальных или игровых ситуациях. б) когда вы читаете рассказы, в которых кто-либо спит. в) когда вы подкрадываетесь, чтобы удивить кого-либо. д) используя шепот и громкий голос как контрасты, пытаясь разбудить куклу или спящего человека Учить ребенка говорить шепотом начинают с простого выдоха, который имитирует ребенок. Родитель говори: "па-па-па", ребенок повторяет за ним. Работайте как можно больше на слух. 7. Очень хорошо пускать мыльные пузыри. Немножко подсолнечного масла, добавленного в мыльный раствор, поможет вам получить более устойчивые пузыри, которые будут лопаться не так быстро. Производите выдох, стремясь сделать пузырь побольше и подольше удержать его летящим в воздухе. После полутора лет ребенок может захотеть попускать пузыри самостоятельно. 8. Соберите конфетти или небольшие кусочки бумаги, положите их в коробку, сверху натяните полиэтиленовую пленку и закрепите ее резинкой. Проделайте в пленке маленькую дырочку, чтобы дуть через нее. Если конфетти разноцветное, то получится еще забавнее. Сначала маленький ребенок не будет знать, как сложить губы, чтобы направить струю воздуха через дырку. Вставленная в дырку соломинка поможет ему. При этом дети автоматически охватывают соломинку губами и понимают, что именно они должны сделать. 9. Возьмите ладошку ребенка в свои руки и выдыхайте воздух, постукивая его ладошкой по своему рту. Это будет напоминать боевой клич индейцев, только исполненный без участия голоса, только одним дыханием. При этом ребенок хорошо сможет почувствовать ваше дыхание. 10. Выбирайте те дыхательные упражнения, которые лучше всего подходят к уровню развития ребенка, если ребенок захочет принять участие в этих упражнениях. Например, маленький ребенок не способен прицелиться струей воздуха на двигающийся предмет типа мыльного пузыря, перышка или летающего в воздухе 11. Те предметы, которые помогают ребенку направить струю воздуха в желаемую цель, помогут ему также научиться регулировать ее по силе, управлять ею а также придадут разнообразие упражнениям. Используйте для этой цели соломинки, узкие трубки и т. д. 12. Натяните кусок капронового чулка на бумажный стаканчик с конфетти. Ребенок и родитель по очереди дуют в стакан, чтобы заставить конфетти летать. 13. Убедитесь, что ребенок использует голос на выдохе, когда подражает чьему-либо голосу, или повторяет какие-либо из вышеперечисленных дыхательных у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.015 с.) |