Артикуляторная гимнастика и массаж



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляторная гимнастика и массаж



У всех детей с врожденным или приобретенным в раннем возрасте нарушением слуха не сформировано управление органами артикуляции, артикуляционные движения не согласованы с работой органов дыхания и голоса, что необходимо для произнесения речи. Упражнения по вызыванию звуков речи, безусловно, развивают подвижность артикуляторного аппарата, управление голосом и дыханием. Но можно использовать и другие упражнения, которые направлены на развитие движений артикуляторных органов. Эти упражнения широко используются в логопедии, но они полезны и малышам с нарушениями слуха, особенно тем, у которых есть дополнительные речевые расстройства (дизартрия, артикуляторная диспраксия). У многих глухих малышей губы даже двигаются с трудом, они не могут повторить самые простые движения взрослого губами и языком. Таким малышам полезен также артикуляционный массаж.

Эти упражнения можно делать, сидя перед малышом, так чтобы он видел лицо взрослого и по подражанию выполнял движения. Но многие малыши могут выполнять движения, только если они одновременно видят лицо взрослого и свое лицо, когда сидят перед зеркалом. Упражнения могут делать родители ребенка несколько минут 2-3 раза каждый день, как игру. На одном занятии нужно давать не более 3-5 упражнений. Это важно, чтобы навыки закрепились и стали прочными. При отборе движений надо соблюдать последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Чем старше ребенком, тем большее число упражнений ему доступно.

Упражнения для губ, языка, челюстей.

Упражнения выполняются как веселая игра: «А ты так можешь? Смешно! Вот здорово!». Можно подобрать для упражнений картинки и игрушки, которые соотносят с определенным движением.

Вкусно! Облизываем губы язычком. Облизываем ложки разной величины -выпуклую и вогнутую поверхность. Можно намазать губы малыша чем-то сладким (сгущенки, мед), и он сам с удовольствием будет облизывать губы.

Дразнимся! Высовываем и прячем язык.

Целуёмся! Целуемся с куклой, мамой, чтобы получился звук поцелуя, целуем ручки (приложив ручку малыша к своим губам, дайте ему почувствовать присасывающееся движение).

У меня одна губа! Приподнимаем нижнюю губу и накрываем ей верхнюю и наоборот.

Изображаем лягушку. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «И», Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Изображаем слона. Вытягиваем губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «У».

Лягушка-слон. Чередуем положения губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется, когда у малыша хорошо получаются эти движения по отдельности. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Рыбка. Спокойно широко открываем и закрываем рот. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами Двигается только язык, а не подбородок! (для детей старше 2,5 лет).

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт «Тик-так, тик-так». Подбородок не двигается!

Катаем орешки за щекой. Губы плотно сомкнуты. Упираемся языком по очереди в правую и левую щеки изнутри, как бы катая во рту орешки.

Сейчас лопну! Сильно надуваем щеки, губы плотно сомкнуты. Пальцами надавливаем на щеки и со звуком выпускаем воздух через плотно сомкнутые губы.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. По мере того, как это упражнений получается у малыша, надо учить его удерживать такое положение подольше (до 5-10 сек). Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «ПА-ПА-ПА».

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. По мере того, как это упражнение получается у малыша, надо учить его удерживать такое положение подольше (до 5-10 сек).

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется, когда у малыша хорошо получаются эти движения по отдельности. Его выполняют ритмично, под счёт.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт (для детей старше 4-х лет).

Пожуем морковку. Делаем энергичные движения челюстями, как будто жуем морковку.

Плюемся. Делаем легкие плевательные движения, слегка высунув язык. Можно положить на губы кусочки бумажной салфетки, чтобы результат этого движения был виден малышу.

Скачет лошадка. Щелкаем языком.

Упражнения для мимической мускулатуры.

Если у ребенка снижен или повышен тонус мимической мускулатуры лица, то ребенку полезны упражнения для мимических мышц. Они будут также способствовать улучшению подвижности мышц артикуляторного аппарата.

Эти упражнения делаем вместе с ребенком перед зеркалом или/и сидя напротив ребенка. Лучше, если педагог, мама и ребенок делают эти упражнения по очереди. В этом случае мы одновременно развиваем у ребенка зрительно-моторную память, навыки общения (очередность, умение ждать). Но если у ребенка не получается, то сначала можно делать это одновременно со взрослым (с одним, а потом с другим).

Поиграем в «рожицы»!

1. Сделаем веселое лицо (улыбнемся, засмеемся)

2. Сделаем сердитое лицо (нахмурим брови)

3. Сделаем удивленное лицо (поднимем брови)

4. Сделаем плаксивое лицо

5. Сделаем спокойное лицо

6. Зажмурим, а затем расслабим глаза

7. Прищурим один глаз, а потом другой.

8. Подмигнем одним, а потом другим глазом.

9. Надуем щеки, а потом втянем щеки.

10.Надуем щеки, перекачивая воздух из одной щеки в другую.

11.Оскалим зубы «Я волк».

По мере того, как ребенок справляется с отдельными движениями, учим его повторять два, а затем и три движения по очереди. Например, растянем губы в улыбке, а затем вытянем их трубочкой. Повторим эту последовательность движений 2-3 раза. Если у ребенка не получается, вернемся к упражнению, когда каждое из Этих движений повторяется по отдельности несколько раз, причем сначала в медленном темпе, а затем с постепенным убыстрением темпа.

Артикуляционный массаж.

Мы приведем несколько самых простых движений артикуляционного массажа и рекомендуем, ознакомиться с книгами, в которых об этом написано подробно (Блыскина, Ковшиков, 1995 Краузе, 2006; Пожиленко, 2006). Желательно, чтобы его проводил логопед или сурдопедагог, прошедший соответствующий курс обучения. Массажные движения проводятся чисто вымытыми руками, легкими движениями, чтобы не вызвать неприятных ощущений у ребенка. Ребенок в момент упражнения должен быть спокоен и по возможности расслаблен. Упражнения надо проводить по несколько минут каждый день.

Массаж губной мускулатуры.

1. Поглаживаем носогубные складки от крыльев носа к уголкам рта.

2. Поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от кончиков к центру средними пальцами обеих рук.

3. Легко постукиваем подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта.

4. Пощипываем указательным и большим пальцем верхнюю, а затем нижнюю губу от середины губы к углам.

5. Собрать губы в трубочку пальцами рук.

6. Растягиваем губы в «улыбку», поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.

Для детей, у которых выявляется плохая подвижность языка, особенно его кончика, полезны такие движения.

1. Для продольных мышц языка - поглаживать, разминать круговыми и спиралевидными движениями, постукивать по языку от средней части к кончику.

2. Захватить язык, используя стерильный бинт, между 2-мя пальцами, разминать, поглаживать и ритмично надавливать на края языка.(5-6 раз)

3. Пощипываем края языка (5-6 раз).

4. Захватим язык, используя стерильный бинт, между 2-мя пальцами, разминаем, поглаживаем и ритмично надавливаем на края языка.(5-6 раз)

5. кормим ребенка с ложки с небольшим нажатием ложкой на кончик и середину языка. Стремимся, чтобы он при кормлении высовывал язык и слизывал с ложки и губ.

Если у ребенка снижен или повышен тонус мимической мускулатуры лица, то ребенку полезен массаж лица. Он будут также способствовать улучшению подвижности мышц артикуляторного аппарата.

1. Кончиками пальцев обеих рук поглаживаем лицо от спинки носа к ушам (4-5 раз)

2. Кончиками пальцев обеих рук растираем лицо от спинки носа к ушам (4-5 раз)

3. Кончиками пальцев обеих рук поглаживаем лицо от середины верхней губы к ушам (4-5 раз).

4. Кончиками пальцев обеих рук растираем лицо от середины верхней губы к ушам (4-5 раз).

5. . Разминаем скуловую и щечную мышцы. Положив указательные и средние пальцы обеих рук у виска, проводим спиралевидные движения пальцами по щекам (по краю и середине) к подбородку.

6. Легко пощипываем щеки от носа к ушам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.006 с.)