Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вызывание звучания голоса и звуков речи

Поиск

Вызывание звучания голоса и звуков речи у молчащих малышей одно из самых важных направлений на начальном этапе использования КИ. Во-первых, это быстрее позволяет малышу пройти пропущенную им стадию развития лепета. Во-вторых, дает малышу еще один источник звуков - он слышит себя! Благодаря этому у него быстрее развиваются речедвигательные центры мозга и слухо-моторные координации, что необходимо для развития устной речи.

Для вызывания звучания голоса и звуков речи у детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями речи (моторной алалией, диспраксией, дизартрией) широко используется связь звука с движением, опора на зрительные и тактильные ощущения. Эти приемы подробно описаны разными авторами и являются основой многих методик рашития произносительных навыков у детей с нарушениями слухи верботональной методики, методик Э.И.Леонгард, Т.В.Пелымской, Н.Д. Шматко (Леонгард, Самсонова, 1991; Методика,.., 1976; Пелымская, Шматко, 2003). Мы рекомендуем читателю ознакомиться с этими книгами. В них содержится много важной информации по развитию речи у глухих детей, которой нет в этой короткой главе. В нашей книге мы ограничиваемся отдельными аспектами этой проблемы, наиболее актуальными на начальном этапе использования КИ малышами.

Вызывание звучания голоса.

Нередко у глухих малышей почти нет голоса или он очень тихий. Один из самых естественных способов вызывания голоса у малыша - это вызвать его возбуждение. Вызовите смех малыша - пощекочите, насмешите смешной гримасой. Когда он засмеется, покажите на ухо: «Я слышу! Здорово!». Теперь с КИ он слышит себя, надо только первое время постоянно обращать его внимание на это и поощрять любые голосовые реакции. Обрадуйтесь и аплодируйте ему. Потом засмейтесь сами и также обратите его внимание: «Слышишь? Я смеюсь! Здорово!».

Поиграйте во что-нибудь, что вызовет смех или радостный крик малыша (прятки, игра в мяч, ку-ку). Важно при этом в момент звучания его голоса обращать его внимание на это и похвалить: «Я слышу тебя! Здорово!».

Вызыванию голоса у детей с КИ помогает такой ритуал. Каждый раз, когда мама надевает ребенку речевой процессор КИ, она обращает его внимание на свое лицо и произносит: «ПА-ПА-ПА». При этом она улыбается и поощряет ребенка повторить это за собой: «Ты слышишь?». Делает паузу, давая ребенку возможность повторить. Показывает на ухо, повторяет «ПА-ПА-ПА». Если он делает любую попытку, что-то повторить за ней, мама радостно произносит: «Да, молодец!».

Если ребенок открывает рот, пытаясь что-то произнести, например, повторяя за взрослым движения губ без голоса, то надо в момент артикуляции положить одну его ручку на свое горло, а вторую - на его горло. При этом надо обратить его внимание на вибрацию вашего горла, и отсутствие вибрации на его горле. Вибрация горла означает, что работают голосовые связки - это необходимо для произнесения гласных и звонких согласных. Надо добиться, чтобы ребенок произнес любой звук, лишь бы появилась вибрация горла. При этом педагог/родитель должен показывать малышу, что когда у него есть вибрация горлышка, то слышен его голос. Они показывает на ухо и радуются с ним: «Я тебя слышу. Молодец!». Первое время многим детям для вызывания звуков такой контроль необходим постоянно не только на занятиях, но и в течение дня. В большинстве случаев молчащий ребенок с КИ научается произносить звуки без тактильного контроля через 2-3 недели, потом больше внимания ребенка нужно обращать на то, что когда нет голоса его не слышно, показывая на ухо: «Нет. Не слышу тебя».

Для вызывания голоса можно использовать обучение малыша произнесению гласных и звукоподражаний на основе видимой артикуляции взрослого (слухо-зрительно), а также в сочетании произнесения звука с движением (см. далее). Некоторые дети при подражании артикуляции взрослого не произносят звук (безмолвная артикуляция), т.к. они еще не научились слышать себя. Это также характерно для детей, которые до имплантации научились подражать артикуляции взрослого, но беззвучно. В этом случае надо показать ребенку на свое ухо «Я тебя не слышу», огорченно развести руки «Нет, не слышу». Затем повторить гласную/ звукоподражание, предварительно положив руку ребенка на свое горло, чтобы он почувствовал вибрацию в момент звучания голоса. Затем попросить его повторить гласную/ звукоподражание вместе с вами, также с контролем вибрации его горла (одна его ручка на его горле, вторая - на вашем). Не забудьте похвалить ребенка, если у него появился любой даже очень слабый звук голоса.

Трудности вызывания голоса при подражании артикуляции взрослого при произнесении звуков речи и простых слов у многих детей связаны также с наличием у них артикуляторной диспраксии - ребенку трудно управлять органами артикуляции (подражая движению губ и языка взрослого) и одновременно управлять выдохом и работой голосовых связок, что необходимо для появления звучащего голоса. Поэтому первое время важнее контролировать у малыша стойкое появление голоса, а не добиваться правильной артикуляции. Таким детям нужно дольше помогать контролировать звучание голоса в момент артикуляции с помощью тактильных ощущений (ручка ребенка в момент произнесения находится на его горле). Через несколько месяцев по мере развития слухового восприятия с КИ такие дети нередко легче повторяют звук/слово на слух, не видя артикуляции взрослого. У них начинается естественный процесс развития произносительных навыков на основе слухового восприятия.

Поскольку осознанное подражание движениям взрослого вызывают у некоторых детей трудности, то с ними лучше большую часть занятии проводить, сидя рядом с малышом, стимулируя его повторять звуки/слова/фразы на слух.

Вызыванию голоса у малышей помогают также занятия на компьютерном тренажере «Видимая речь». В нем есть программы, которые реагируют именно на появление звука. При этом на экране происходят изменения изображения (например, клоун надувает шар, прыгает лягушка с кочки на кочку и др.)» когда ребенок произносит какие-то звуки.

Вызывание звуков речи.

Ниже представлены описания движений, используемые для вызывания звуков речи различными специалистами у детей с нарушениями слуха, а также нами при работе с детьми с КИ (Власова, Пфафенрод, 1997; Леонгард, Самсонова, 1991; Методика..1979; Пелымская, Шматко, 2003 и др.). Идея состоит в том, что ребенку легче запомнить, как произносить звук, если он связан с каким-либо движением. Подход к развитию речепроизносительных навыков у детей с нарушениями слуха, основанный на подражании ребенком крупных движений рук, ног, тела, сопровождающих произнесение взрослым звуков, слогов, слов, фраз, является одной из составляющих верботонального метода. Данный метод разработан профессором П.Губерина в центре СУВАГ (Загреб, Хорватии). Практический опыт многих специалистов доказал высокую эффективность этого метода при реабилитации детей со слуховыми аппаратами. Вызывание речевых звуков, развитие интонационно-ритмических характеристик речи с помощью движений помогает быстрее развивать произносительные навыки и у малышей с КИ на начальном этапе его использования. Вызывание звуков с движениями способствует более быстрому появлению у ребенка голосовых реакций, лепета, и тем самым обеспечивает тренировку артикуляторно-голосового аппарата, которую ребенок пропустил за период глухоты. Эти упражнения помогают «разболтать» самых «упрямых» молчунов.

Многим малышам вызыванию и запоминанию артикуляции звука/слова помогает и опора на зрение - видимую артикуляцию, связь звука с каким-то зрительным образом (пиктограммой, буквой). Поэтому на начальном этапе использования КИ для малышей можно также при вызывании звуков обращать внимание на движение артикуляторных органов (губ, языка и т.д.) в момент произнесения звука. У детей с несформированным зрительным вниманием это помогает также ребенку сосредоточиться. Для этого артикуляторное движение на начальном этапе обучения должно быть более медленным и немного утрированным, чтобы малыш успел его увидеть и запомнить. Это происходит также как у нормальнослышащего малыша, когда мама, общаясь с ним, близко наклоняется к его лицу и он подражает ее артикуляциям.

Некоторые дети повторяют движения, только видя себя и взрослого одновременно перед зеркалом. Поэтому с детьми более старшего возраста (после 3-х лет) некоторые упражнения следует проводить, и, находясь перед ребенком и рядом с ним перед зеркалом, выбирая, как лучше получается.

Во время каждого упражнения мы должны все время обращать внимание ребенка на ухо в момент произнесения звука: «Слышу!» Помним, наш малыш слышит с КИ.

Достаточно быстро многие из молчащих малышей с КИ, которых «разболтали» с помощью подобных упражнений, начинают повторять звуки и слова (сначала приблизительно, как и нормальнослышащие малыши) только при их восприятии на слух. По мере развития у малыша слуха с КИ и произносительных навыков необходимость в опоре на движение, зрение и тактильные ощущения исчезает. Более того, уже через 1-2 недели после подключения процессора КИ надо стремиться часть времени занятия находиться рядом с малышом со стороны КИ, чтобы он мог концентрироваться на слухе, произнося те или иные звуки и слова. Часть детей нуждается в более длительной опоре на связь звука с движением при развитии произносительных навыков. Как правило, это дети, имеющие дополнительные двигательные и специфические речевые нарушения, неговорящие дети, имплантированные старше 2-х лет.

Необходимо подобрать картинки или игрушки, в названии которых или звукоподражании есть соответствующий звук, и которые будут использоваться, чтобы вызвать у ребенка ассоциацию со звуком для его запоминания.

Для некоторых звуков приводятся несколько движений, выберите движения, которое легче вызывает звук у ребенка.

Гласные звуки

Звук «А» - руки перед грудью, произнося протяжно звук «А___» широко открываем рот и широко и плавно разводим руки в стороны. Если у ребенка получилось - обязательно его хвалим, обращая внимание на ухо (слышу) и выпивая эмоциональную ассоциацию: «А_! Я слышу тебя! Молодец!». Хорошо подойти к зеркалу и показать ребенку, что при произнесении звука «А __» рот открывается широко.

У некоторых детей звук легче вызывается, когда вы сначала покажете, как качаете куклу, произнося с широко открытым ртом, так чтобы малыш видел это: «А-А-А». Потом просите его покачать куклу, стимулируя при этом подражать и движениям ваших губ.

Звук «О» - руки в стороны, протяжно произнося звук «О__», губы округляем и плавно соединяем руки округло перед грудью, изображая букву «О». Изображаем удивление: «О___!». Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Звук «У» - руки перед грудью кистями обращены друг к другу, протяжно произнося звук «У___», губы вытягиваем трубочкой и напряженно вытягиваем руки вперед. Сравниваем: «У___! Паровоз У___» (соответствующая картинка, если упражнение проводится сидя). Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!»

Звук «И» - кисти рук у плеч, протяжно произнося звук «И___», губы растягиваем в улыбку, напряженные руки с вытянутыми указательными пальцами тянем вверх, поднимаясь на носки. Педагог может за пальчики потянуть ребенка немного вверх. На начальном этапе допускается произнесение «Э» вместо «И». Сравниваем: звук «И» всем улыбается (соответствующая гримаса и картинка). Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Звук «Э» - открываем рот и высовываем язык, протяжно произнося звук «Э___», руку вытягиваем вперед ладошкой вверх. Можно также использовать другое движение - руки вытянуты вперед на уровне плеч, в момент протяжного произнесения звука «Э___», напряженные руки медленно согнуть в локтях и приблизить к плечам. На начальном этапе допускается произнесение «А» вместо «Э». Сравниваем: звук «Э» дразнится (соответствующая гримаса и картинка). Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Звук «Ы» - при произнесении звука нижняя челюсть опускается, звук вызывается при произнесении местоимения «Ты», сопровождаемого резким указательным жестом «ты». Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Дифтонги

После появления у ребенка звука «И» можно вызывать дифтонги «Я», «Ё», «Ю», «Е».

Дифтонг «ЙА» («Я»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем разводить в стороны, произнося протяжно «А___». Получается «И___А___». Постепенно движение на звук «И» становится все более кратким и получается звук «Я». Сравниваем: «Я!» и тыкаем себя указательным пальцем. Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Дифтонг «ЙУ» («Ю»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опустить вперед-вниз, произнося протяжно «У___». Получается «И___У___». Постепенно движение на звук «И» становится все более кратким и получается звук «Ю». Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Дифтонг «ЙО» («Ё»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опускаем руки округло перед грудью, произнося протяжно «О___». Получается «И___О___». Постепенно движение на звук «И» становится все более кратким и получается звук «Ё». Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!».

Дифтонг «ЙЭ» («Е»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опустить к плечам, произнося протяжно «Э___». Получается «И___Э___». Постепенно движение на звук «И» становится все более кратким и получается звук «Е». Обращаем внимание ребенка на ухо (слышу!) и хвалим «Молодец!». По мере появления у ребенка гласных учим его произносить гласные протяжно и кратко, разной громкости, меняющейся громкости, низким и высоким голосом (см. далее).

Согласные звуки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.011 с.)