Методика восстановления и развития голоса у детей 67 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика восстановления и развития голоса у детей 67



личивает полнозвучность звука а. Мощность, полнозвучность, «полетность», красота звучания делают этот звук наиболее удобным и красивым при постановке певческого голоса. Но при восстановлении голоса этот звук весьма труден. Эта трудность объясняется анатомо-физиологическими условиями его обра­зования — отсутствием лабилизации, следовательно, невоз­можностью «поймать, собрать» звук минимальными тактиль­но-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Кроме того, опасен так называемый «открытый» звук а — резкий и неприятный, придающий голосу гортан­ное звучание за счет зажатости голосового аппарата — горта­ни, глотки, челюстей. Дети подчас стремятся усилить голос за счет чрезмерного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию.

Поэтому при постановке звука а обращаем внимание ребен­ка на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок пе­ред зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинаем с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения зву­ка, так как на шепоте а звучит не напряженно, мягко. Затем постепенно переходим к громкому, протяжному и, наконец, отрывистому произнесению звука а. У детей с органически­ми нарушениями голоса при произнесении а язык оттяги­вается в глубь рта и корень языка поднимается, поэтому слы­шится глубокий, хриплый, горловой звук. Перед зеркалом показываем ребенку правильное положение языка, при ко­тором кончик языка находится близко к нижним резцам, спинка и корень языка опущены. Повторив несколько раз протяжное, а затем отрывистое изолированное произнесение а, переходим к слогам — прямым, обратным, закрытым: ма ~ ам, маммсмамм, мамммамаммм.

Очень полезно повторять слоги, где согласный находится в положении между двумя гласными. Причем, как показали осциллографические исследования Н.И. Жинкина, наиболее Удачное сочетание такое, когда предшествующий гласный сравнительно менее фонетически мощный (у, и), а последую­щий — широкий а (ума, ома, ила). В этом случае согласный Усиливается. Наибольшая потеря громкости в тех случаях, когда предшествующий гласный фонетически мощный (a), a последующий — лабиализированный у (аму, ому, иму).

Следующий звук и.



Е.С. Алмазова


Гласный и — акустически слабый звук. При его произне­сении язык поднят всей массой, напряжен, ротовое отвер­стие сужено, голосовая щель расширена. Подсвязное давле­ние воздуха и амплитуда колебаний голосовых складок увеличиваются. Во рту образуется узкий проход, завихре­ния воздуха при столкновении его с различными частями ар­тикуляционного аппарата, скорость воздушного потока воз­растает. Поэтому звуковая волна рассеивается, теряет часть своей энергии, что выравнивает диапазон звуков мощных и слабых а и и. При произнесении и за счет наибольшего им­педанса создается значительное напряжение языка, губ, гор­тани, мышц шеи, что весьма затрудняет его постановку у де­тей с заболеваниями гортани. Поэтому вызыванию и предшествует артикуляционная, дыхательная гимнастика, массаж гортани и физиотерапия.

Звук и произносится в прямых слогах, затем обратных, сначала шепотом, потом громко, коротко и, наконец, про­тяжно: миим, миммимм, миммм... имимимиммимиммм...

Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных сло­гах сми гласными проходит под неослабным контролем слу­хового, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при постоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целенаправленной деятельности самого ребенка, его жела­нии и стремлении восстановить голос. Постепенно, в процес­се логопедических занятий, ребенок уже контролирует зву­чание голоса «в позиции резонатора», без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правиль­ного посыла звука. Таким образом, мы получаем легкое, сво­бодное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса.

Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 мес.

...У детей с органическими заболеваниями гортани по­чти невозможно вызвать голос на первых занятиях. Для этого требуется длительная подготовительная работа (арти­куляционная, дыхательная гимнастика), а также значитель­ные мышечные усилия со стороны ребенка. Полученное пер­вое голосовое звучание характеризуется своеобразным тембром — звук грубый, хриплый, сдавленный, зажатый,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)