Ладушки или учимся воспринимать/воспроизводить ритм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ладушки или учимся воспринимать/воспроизводить ритм



Это упражнение/игра очень важно для детей с КИ, поскольку умение воспринимать и воспроизводить ритм важно для восприятия речи и формирования естественно звучащей речи. У всех глухих детей эти умения грубо нарушены. Во время этого упражнения учим ребенка повторять ритм хлопков сначала с опорой на зрение (он видит, как вы это делаете), потом только на слух. Начинаем с 2-х хлопков с разным интервалом между ними. По мере того, как ребенок справляется с заданием увеличиваем число хлопков до 3-х, делаем разные паузы между хлопками. Например, между 1 и 2-м длинная пауза, между 2 и 3-им хлопками - короткая пауза. Сначала задание выполняет педагог, потом мама (это позволяет малышу несколько раз услышать, увидеть, запомнить), а только потом ребенок.

После того, как ребенок делает такие задания без ошибок, задания выполняем, одновременно хлопая в ладоши и произнося слоги. Например, ПА-ПА, ПА___ПА, ПА-ПА-ПА, ПА___ПА-ПА и т.д. Одновременное отхлопывание ритма и произнесение слогов обычно вызывает у ребенка трудности, поэтому обязательно сначала несколько раз это делают по очереди педагог и мама, а затем ребенок.

Усложняем задание - повторяем-произносим слоги с разной длиной гласного: ПАЛА, ПА___ПА, ПА___ПА___, ПА_ПА__ ПА___и т.д.

Чудесный праздник/выходной

Для этой игры/упражнения родители накануне вместе с ребенком должны нарисовать (можно включить туда фотографии) в альбоме рассказ о каком-нибудь детском празднике или выходном дне, который они провели вместе с малышом (визит в гости - подарки, встреча с другими детьми, совместный чай с тортом и конфетами, игры; визит в зоопарк/центр развлечений). Картинки можно подписать. Это эмоционально значимые для малыша события, в которых он участвовал и помнит. Они вместе с мамой рассказывает о том, что происходило и нарисовано на картинках. Педагог задает вопросы, интересуется деталями. Вспомните, как интересно и весело вспоминать чудесный праздник, рассказывать про него другим!

Сюжетно-ролевые игры в сказки "Колобок", "Три медведя" и др.

Также как и в игре «Колобок» в этих играх есть повторяющиеся и хорошо запоминаемые последовательности действий и слов. Это то, что нужно для детей на начальном этапе использования КИ. Но в этих играх более сложный сюжет, больше возможности использовать полные слова и фразы, просить их повторить малыша. Для игр нужны соответствующие игрушки. Можно использовать магнитную доску с плоскими фигурками-героями на магните.

Во время игры ребенок учится узнавать на слух с КИ и запоминать знакомые и новые слова, повторять и прогнозировать действия, повторять слова и т.д.

Подведем итоги

Нельзя описать все игры и упражнения, которые могли бы быть полезны для развития у малыша слуха, понимания речи, собственной речи, развития у него представлений об окружающем мире. Педагоги и родители сами могут придумать множество интересных и забавных занятий для малыша, которые помогут ему научиться, слышать, понимать речь и говорить. Важно осознавать, что в любой ситуации во время занятия или при выполнении обычных ежедневных дел или действий (например, приветствие при встрече, совместная уборка игрушек, подготовка к завтраку и многое другое) малыш с КИ может и должен учиться слышать, думать, понимать и говорить. Каждую минуту вокруг него возникают разные звуки, люди говорят, они хотят говорить с ним, а он хочет, чтобы его понимали, он сталкивается с новыми интересными вещами и событиями, которые хочет понять. Задача взрослых помочь ему научиться это делать, следуя основным принципам и правилам обучения детей младшего возраста, описанным в разд.8.2 и 8.3.

По мере развития у малыша слухового восприятия мы включаем в упражнения новые звуки и слова, фразы, усложняем задания. Помните, мы говорим с малышом с КИ, который не всегда нас понимает, но, только слушая нашу речь и совершая с нами совместные действия, он учится ее понимать и говорить, также как нормальнослышащий ребенок.

Мы всегда следуем за вниманием, интересами и возможностями ребенка. НЕ ЗАБЫВАЕМ ХВАЛИТЬ МАЛЫША ЗА ЛЮБОЙ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ ИЛИ ДАЖЕ ЗА ПОПЫТКУ ЭТО СДЕЛАТЬ! Для большинства малышей так важно знать, что у них получается, и они так боятся сделать что-то не очень хорошо (в душе они отличники!). Поэтому они предпочитают вообще не пытаться делать это. Но если мы поощрим эту начальную попытку, малыш не будет бояться сделать, что мы просим, и, в конце концов, у него все получится!

Как мы уже описывали в разд.8.5.2.2, за 3-18 мес. использования КИ (в зависимости от слухового опыта ребенка, возраста потери слуха и имплантации, других факторов) у малыша формируются основные процессы слухового анализа звуков и речи, которые позволяют ему воспринимать, узнавать и запоминать разные окружающие звуки, звуки речи, слова, фразы. Дальнейшее развитие слухового восприятия у ребенка происходит, прежде всего, посредством накопления в памяти слуховых образов слов и их значений, правил изменения и образования слов, правил соединения слов в предложении (грамматическая система языка), умения использовать все это для общения и познания мира. Поэтому ведущее значение на этом этапе развития ребенка занимает развитие и формирование у него системы родного языка. Нормальнослышащий ребенок усваивает ее спонтанно, слушая речь окружающих людей. Малыш с КИ, даже при имплантации в раннем возрасте нуждается в систематических занятиях по развитию словарного запаса и грамматической системы родного языка, развитию диалоговой и связной речи.

Дальнейшее развитие слухового восприятия и понимания устной речи происходит у ребенка с КИ происходит спонтанно и в процессе целенаправленных занятий благодаря:

1. Накоплению импрессивного (пассивного) словаря (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и др.),

2. Овладению правилами словоизменения, словообразования, соединения слов в предложении,

3. Развитию умения спрашивать и просить объяснить, что означает какое-то слово или предложение,

4. Развитию умения понимать события окружающего мира,

5. Развитию умения понимать речь разных людей,

6. Развитию умения узнавать голоса людей, интонацию,

7. Развитию умения понимать речь в шумных условиях.

Развитие понимания речи тесно связано с развитием у ребенка умения использовать ее. для общения. Это взаимовлияющие и взаиморазвивающиеся процессы. Если малыш правильно использует какое-то слово или фразу для общения в соответствующей ситуации, то это точно означает, что он хорошо понимает это слово/фразу. Однако надо осознавать, что хотя развитие устной речи происходит параллельно с развитием ее понимания, понимание, также как у нормальнослышащего ребенка должно немного опережать развитие использования устной речи:

«ЧТО БЫ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ, НАДО ЗНАТЬ ЧТО СКАЗАТЬ!».

И это особенно важно иметь в виду, когда с малышом работает только логопед. Логопеды нередко не уделяют достаточного внимания развитию у ребенка понимания речи, концентрируя свои усилия на развития произносительных навыков (вызывание и постановка звуков, введение звуков в слово, автоматизация, повторение слов и пр.), не развивая и не проверяя понимание ребенком произносимого слова или фразы.

Глава 5. Оценка развития слуха и речи у ребенка младшего возраста с кохлеарным имплантом

В число различных тестов и критериев правильности настройки обязательно входят и поведенческие реакции ребенка на звуки и речь, появление у него голосовых реакций, лепета, развитие собственной речи. Ведь цель кохлеарной имплантации не введение электродов КИ в улитку и достижение правильных параметров настройки речевого процессора. Главное, чтобы ребенок начал слышать с КИ и на основе этого научился говорить.

У маленьких детей в первое время после подключения процессора КИ реакции на звуки могут отсутствовать. Это зависит от того, использовал ли малыш СА с раннего возраста, является ли у него потеря слуха врожденной или он его потерял не давно, занимались ли с ним развитием слуха.

Слуховые реакции ребенка оцениваются также сурдопедагогом во время занятия при использовании условно-рефлекторной двигательной реакции на разные звуки (барабан, /ПА-ПА-ПА/, /М-М-М/, /Ш-Ш-Ш/, /С-С-С/. В этом задании ребенок не должен различать звуки, а только обнаруживать сам факт появления звука. Наличие у ребенка реакций на эти речевые звуки с расстояния 2 м и более позволяют сделать выводу, что в естественных условиях малыш слышит все звуки речи при общении на расстоянии 1-2 м. Сурдопедагог во время занятия фиксирует также непроизвольные реакции ребенка на разные звуки. Он отмечает появление у малыша соотнесенных вокализаций при имитации только на слух, когда, он не видит артикуляции говорящего. Например, когда педагог, достает из мешка машинку, произнося «БИ-БИ», а малыш, не видя машинки и не смотря на лицо педагога, повторяет прерывистый звук «И-И».

Слуховые реакции и речевая активность у малыша с КИ, также как у нормальнослышащего ребенка развиваются постепенно и естественно в течение всего дня, а не только на занятиях. Поэтому для определения того, как развивается малыш с КИ, большое значение имеют наблюдения родителей за поведением ребенка в течение дня во время обычных дел. Сотрудниками фирмы МЕD-ЕL (Австрия), одним из ведущих производителей кохлеарных имплантов в мире, были разработаны анкеты для родителей и батарея тестов по оценке слухового развития детей с КИ. Эти анкеты и тесты были адаптированы нами для русского языка (Королева, Дмитриева, 1999; Королева, 2005).

Наш опыт показывает, что ниже представленные анкеты эффективны для оценки развития слуха и речевого поведения детей раннего и младшего возраста, использующих КИ и СА.

5.1. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.012 с.)