Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ладушки или учимся воспринимать/воспроизводить ритмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это упражнение/игра очень важно для детей с КИ, поскольку умение воспринимать и воспроизводить ритм важно для восприятия речи и формирования естественно звучащей речи. У всех глухих детей эти умения грубо нарушены. Во время этого упражнения учим ребенка повторять ритм хлопков сначала с опорой на зрение (он видит, как вы это делаете), потом только на слух. Начинаем с 2-х хлопков с разным интервалом между ними. По мере того, как ребенок справляется с заданием увеличиваем число хлопков до 3-х, делаем разные паузы между хлопками. Например, между 1 и 2-м длинная пауза, между 2 и 3-им хлопками - короткая пауза. Сначала задание выполняет педагог, потом мама (это позволяет малышу несколько раз услышать, увидеть, запомнить), а только потом ребенок. После того, как ребенок делает такие задания без ошибок, задания выполняем, одновременно хлопая в ладоши и произнося слоги. Например, ПА-ПА, ПА___ПА, ПА-ПА-ПА, ПА___ПА-ПА и т.д. Одновременное отхлопывание ритма и произнесение слогов обычно вызывает у ребенка трудности, поэтому обязательно сначала несколько раз это делают по очереди педагог и мама, а затем ребенок. Усложняем задание - повторяем-произносим слоги с разной длиной гласного: ПАЛА, ПА___ПА, ПА___ПА___, ПА_ПА__ ПА___и т.д. Чудесный праздник/выходной Для этой игры/упражнения родители накануне вместе с ребенком должны нарисовать (можно включить туда фотографии) в альбоме рассказ о каком-нибудь детском празднике или выходном дне, который они провели вместе с малышом (визит в гости - подарки, встреча с другими детьми, совместный чай с тортом и конфетами, игры; визит в зоопарк/центр развлечений). Картинки можно подписать. Это эмоционально значимые для малыша события, в которых он участвовал и помнит. Они вместе с мамой рассказывает о том, что происходило и нарисовано на картинках. Педагог задает вопросы, интересуется деталями. Вспомните, как интересно и весело вспоминать чудесный праздник, рассказывать про него другим! Сюжетно-ролевые игры в сказки "Колобок", "Три медведя" и др. Также как и в игре «Колобок» в этих играх есть повторяющиеся и хорошо запоминаемые последовательности действий и слов. Это то, что нужно для детей на начальном этапе использования КИ. Но в этих играх более сложный сюжет, больше возможности использовать полные слова и фразы, просить их повторить малыша. Для игр нужны соответствующие игрушки. Можно использовать магнитную доску с плоскими фигурками-героями на магните. Во время игры ребенок учится узнавать на слух с КИ и запоминать знакомые и новые слова, повторять и прогнозировать действия, повторять слова и т.д. Подведем итоги Нельзя описать все игры и упражнения, которые могли бы быть полезны для развития у малыша слуха, понимания речи, собственной речи, развития у него представлений об окружающем мире. Педагоги и родители сами могут придумать множество интересных и забавных занятий для малыша, которые помогут ему научиться, слышать, понимать речь и говорить. Важно осознавать, что в любой ситуации во время занятия или при выполнении обычных ежедневных дел или действий (например, приветствие при встрече, совместная уборка игрушек, подготовка к завтраку и многое другое) малыш с КИ может и должен учиться слышать, думать, понимать и говорить. Каждую минуту вокруг него возникают разные звуки, люди говорят, они хотят говорить с ним, а он хочет, чтобы его понимали, он сталкивается с новыми интересными вещами и событиями, которые хочет понять. Задача взрослых помочь ему научиться это делать, следуя основным принципам и правилам обучения детей младшего возраста, описанным в разд.8.2 и 8.3. По мере развития у малыша слухового восприятия мы включаем в упражнения новые звуки и слова, фразы, усложняем задания. Помните, мы говорим с малышом с КИ, который не всегда нас понимает, но, только слушая нашу речь и совершая с нами совместные действия, он учится ее понимать и говорить, также как нормальнослышащий ребенок. Мы всегда следуем за вниманием, интересами и возможностями ребенка. НЕ ЗАБЫВАЕМ ХВАЛИТЬ МАЛЫША ЗА ЛЮБОЙ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ ИЛИ ДАЖЕ ЗА ПОПЫТКУ ЭТО СДЕЛАТЬ! Для большинства малышей так важно знать, что у них получается, и они так боятся сделать что-то не очень хорошо (в душе они отличники!). Поэтому они предпочитают вообще не пытаться делать это. Но если мы поощрим эту начальную попытку, малыш не будет бояться сделать, что мы просим, и, в конце концов, у него все получится! Как мы уже описывали в разд.8.5.2.2, за 3-18 мес. использования КИ (в зависимости от слухового опыта ребенка, возраста потери слуха и имплантации, других факторов) у малыша формируются основные процессы слухового анализа звуков и речи, которые позволяют ему воспринимать, узнавать и запоминать разные окружающие звуки, звуки речи, слова, фразы. Дальнейшее развитие слухового восприятия у ребенка происходит, прежде всего, посредством накопления в памяти слуховых образов слов и их значений, правил изменения и образования слов, правил соединения слов в предложении (грамматическая система языка), умения использовать все это для общения и познания мира. Поэтому ведущее значение на этом этапе развития ребенка занимает развитие и формирование у него системы родного языка. Нормальнослышащий ребенок усваивает ее спонтанно, слушая речь окружающих людей. Малыш с КИ, даже при имплантации в раннем возрасте нуждается в систематических занятиях по развитию словарного запаса и грамматической системы родного языка, развитию диалоговой и связной речи. Дальнейшее развитие слухового восприятия и понимания устной речи происходит у ребенка с КИ происходит спонтанно и в процессе целенаправленных занятий благодаря: 1. Накоплению импрессивного (пассивного) словаря (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и др.), 2. Овладению правилами словоизменения, словообразования, соединения слов в предложении, 3. Развитию умения спрашивать и просить объяснить, что означает какое-то слово или предложение, 4. Развитию умения понимать события окружающего мира, 5. Развитию умения понимать речь разных людей, 6. Развитию умения узнавать голоса людей, интонацию, 7. Развитию умения понимать речь в шумных условиях. Развитие понимания речи тесно связано с развитием у ребенка умения использовать ее. для общения. Это взаимовлияющие и взаиморазвивающиеся процессы. Если малыш правильно использует какое-то слово или фразу для общения в соответствующей ситуации, то это точно означает, что он хорошо понимает это слово/фразу. Однако надо осознавать, что хотя развитие устной речи происходит параллельно с развитием ее понимания, понимание, также как у нормальнослышащего ребенка должно немного опережать развитие использования устной речи: «ЧТО БЫ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ, НАДО ЗНАТЬ ЧТО СКАЗАТЬ!». И это особенно важно иметь в виду, когда с малышом работает только логопед. Логопеды нередко не уделяют достаточного внимания развитию у ребенка понимания речи, концентрируя свои усилия на развития произносительных навыков (вызывание и постановка звуков, введение звуков в слово, автоматизация, повторение слов и пр.), не развивая и не проверяя понимание ребенком произносимого слова или фразы. Глава 5. Оценка развития слуха и речи у ребенка младшего возраста с кохлеарным имплантом В число различных тестов и критериев правильности настройки обязательно входят и поведенческие реакции ребенка на звуки и речь, появление у него голосовых реакций, лепета, развитие собственной речи. Ведь цель кохлеарной имплантации не введение электродов КИ в улитку и достижение правильных параметров настройки речевого процессора. Главное, чтобы ребенок начал слышать с КИ и на основе этого научился говорить. У маленьких детей в первое время после подключения процессора КИ реакции на звуки могут отсутствовать. Это зависит от того, использовал ли малыш СА с раннего возраста, является ли у него потеря слуха врожденной или он его потерял не давно, занимались ли с ним развитием слуха. Слуховые реакции ребенка оцениваются также сурдопедагогом во время занятия при использовании условно-рефлекторной двигательной реакции на разные звуки (барабан, /ПА-ПА-ПА/, /М-М-М/, /Ш-Ш-Ш/, /С-С-С/. В этом задании ребенок не должен различать звуки, а только обнаруживать сам факт появления звука. Наличие у ребенка реакций на эти речевые звуки с расстояния 2 м и более позволяют сделать выводу, что в естественных условиях малыш слышит все звуки речи при общении на расстоянии 1-2 м. Сурдопедагог во время занятия фиксирует также непроизвольные реакции ребенка на разные звуки. Он отмечает появление у малыша соотнесенных вокализаций при имитации только на слух, когда, он не видит артикуляции говорящего. Например, когда педагог, достает из мешка машинку, произнося «БИ-БИ», а малыш, не видя машинки и не смотря на лицо педагога, повторяет прерывистый звук «И-И». Слуховые реакции и речевая активность у малыша с КИ, также как у нормальнослышащего ребенка развиваются постепенно и естественно в течение всего дня, а не только на занятиях. Поэтому для определения того, как развивается малыш с КИ, большое значение имеют наблюдения родителей за поведением ребенка в течение дня во время обычных дел. Сотрудниками фирмы МЕD-ЕL (Австрия), одним из ведущих производителей кохлеарных имплантов в мире, были разработаны анкеты для родителей и батарея тестов по оценке слухового развития детей с КИ. Эти анкеты и тесты были адаптированы нами для русского языка (Королева, Дмитриева, 1999; Королева, 2005). Наш опыт показывает, что ниже представленные анкеты эффективны для оценки развития слуха и речевого поведения детей раннего и младшего возраста, использующих КИ и СА. 5.1. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.009 с.) |