Что нужно, чтобы ребенок говорил? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что нужно, чтобы ребенок говорил?



СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ

КИ- кохлеарный имплант

СА - слуховой аппарат

 


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 1

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Этапы речевого развития глухих детей с кохлеарным имплантом.. 4

1.1. Что нужно, чтобы ребенок говорил?. 4

1.2. Развитие речи у детей с нормальным и нарушенным слухом.. 6

1.3. Этапы речевой реабилитации ранооглохших детей с КИ.. 8

Глава 2. Слухоречевая абилитация детей раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом 13

2.1. Цели, задачи, направления абилитации. 13

2.2. Есть ли различия в развитии маленьких глухих детей с КИ и слуховым аппаратом?. 14

2.3. Отличаются ли методы абилитации маленьких детей с КИ от методов абилитации других детей с нарушениями слуха?. 17

О роли слухо-зрительного восприятия в развитии речи у детей с КИ. 18

Использование логопедических методов работы. 19

2.4. Необходимые условия для развития слуха и речи у детей с КИ.. 20

2.5. Основные принципы и правила обучения и развития детей младшего возраста с КИ.. 21

Глава 3. Развитие коммуникативных навыков. 25

3.1. Доречевые коммуникативные навыки у детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом 25

3.2. Развитие доречевых навыков общения у малышей с КИ.. 27

Глава 4. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи с кохлеарным имплантом.. 31

4.1. Развитие остаточного слуха со слуховым аппаратом до операции. 31

4.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ.. 34

4.2.1. Что значит научить ребенка слышать с кохлеарным имплантом?. 34

4.2.2. Ключевые этапы развития слухового восприятия ребенка с КИ.. 35

4.2.3. Динамика развития слухового восприятия с КИ у разных групп детей младшего возраста. 35

4.2.4. Развитие восприятия неречевых звуков окружающей среды.. 37

4.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации. 43

4.3.1. Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации у маленьких детей. 43

4.3.2. Адаптация ребенка к процессору КИ и обучение родителей контролю работоспособности КИ. 44

4.3.3. Примерный сценарий первых занятий на начальном этапе. 46

Игры- упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью. 54

4.3.4. Подведем итоги. 56

Глава 5. Оценка развития слуха и речи у ребенка младшего возраста с кохлеарным имплантом.. 57

5.1. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста". 58

5.2. Анкета для родителей «Шкала слуховой интеграции». 61

5.3. Анкета для родителей «Шкала использования устной речи». 63

5.4. Подведем итоги. 65

Глава 6. Развитие произносительных навыков и устной речи. 65

6.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил?. 65

6.2. Развитие произносительных навыков. 66

6.2.1. До операционный этап. 67

6.2.2. После подключения речевого процессора кохлеарного импланта. 68

6.3. Развитие устной речи. 87

6.4. Подведем итоги. 88

Глава 7. Развитие языковой системы (системы родного языка) 89

7.1. Основные подходы к развитию языковой системы у малышей с КИ.. 89

7.2. Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста должен знать после 12-18 мес. использования кохлеарного импланта. 91

Глава 8. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков. 92

8.1. Почему умение хорошо двигаться и думать важно для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ? 92

8.2. Советы и упражнения по развитию у ребенка моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями. 94

8.2.1. Общие советы.. 94

8.2.2- Немного упражнений. 94

Глава 9. Психологическая помощь. Роль родителей и близких. 99

9.1. Дооперационный этап. 99

9.2. После операции кохлеарной имплантации. 103

9.3. Помощь в организации реабилитации ребенка по месту жительства. 103

Глава 10. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи навыков общения и мышления у маленьких детей с КИ 105

10.1. Как помочь ребенку пользоваться своим слухом?. 105

10.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает?. 106

10.3. Как понять, что он пытается мне сказать?. 107

10.5. Ситуации, игры и упражнения по развитию у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить 109

10.6. Предметы домашнего окружения, которые можно использовать для обучения ребенка младшего возраста 128

ЛИТЕРАТУРА.. 131

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 133


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы кохлеарная имплантация как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых активно развивается в России. Демонстрацией стремительного распространения кохлеарной имплантации является статистика числа операций в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, где они проводятся с 1997 г. Если в 1997 г. в институте было проведено 3 операции, то в 2007-2008 г.г. еженедельно (!) проводились 6-10 операций. При этом 90% имплантаций проводятся за счет средств министерства здравоохранения.

Появление пациентов с кохлеарными имплантами (КИ) в различных регионах России способствует тому, что также как и за рубежом у нас все больше специалистов убеждаются в ее эффективности и становятся ее сторонниками.

Огромное значение в распространении кохлеарной имплантации имеет разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой реабилитации пациентов с КИ и подготовка специалистом (сурдопедагогов, логопедов) к работе с детьми и взрослыми с КИ.

Большинство пациентов с КИ являются ранооглохшими и нуждаются в многолетней реабилитации. Она предполагает:

• наличие речевой среды,

• регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом,

• обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.

При внешней простоте этих условий организация необходимой ребенку реабилитации по месту жительства представляет серьезную проблему. И, к сожалению, те возможности в развитии понимания речи и устной речи, которые дает КИ, у многих детей не реализуются в полной мере из-за отсутствия адекватной реабилитации. Нередко ребенок живет далеко от учреждений, в которых работают сурдопедагоги. В то же время в детских садах для детей с нарушениями слуха среди неговорящих детей ребенок с КИ не получает необходимой ему речевой среды. На местах мало сурдопедагогов, владеющих методиками коррекционной работы с детьми с КИ.

Нередко педагоги убеждены в отсутствии эффекта от кохлеарной имплантации, потому что через 1-4 мес. после операции ребенок не понимает речь. Это свидетельствует о недостаточном понимании сути кохлеарной имплантации. Да, имплант позволяет ребенку слышать самые тихие звуки, но что не позволяет ему автоматически понимать речь - для этого требуется также знать значение многих слов и грамматические правила их изменения и соединения и предложении. Мы же не понимаем китайский или шведский язык, хотя отлично его слышим и можем даже повторить отдельные слова! Нам нужно знать еще много слов и грамматические правила языка, чтобы понимать его. Поэтому ребенку с КИ, также как и нормальнослышащему ребенку, необходимо много времени, чтобы накопить в памяти информацию о словах и грамматической системе языка.

Особенностью реабилитации ребенка с КИ является то, что с КИ у него создаются условия для спонтанного развития понимания речи и собственной речи не только на занятиях с сурдопедагогом, но. прежде всего, в течение дня во время общения с окружающими. Полному обучение родителей развивать у ребенка с КИ понимание речи окружающих и умение говорить является приоритетным направлением работы сурдопедагога.

РОДИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА.

Даже самый талантливый педагог, занимаясь с ребенком несколько раз в неделю по 20-40 мин., не способен научить ребенка говорить и понимать родную речь также как это делает нормальнослышащий ребенок. Однако, как показывает наш опыт, многие педагоги не осознают это. Нередко они не только не учат родителей, но даже не разрешают им присутствовать на занятии, а если разрешают - то не вовлекают их в совместные действия с ребенком или учат их просто повторять дома свои задания.

Между тем, главная задача сурдопедагога - научить родителей развивать у ребенка понимание речи и использование речи для общения не во время целенаправленных занятий, а при выполнении обычных дел, и не превращать жизнь ребенка в непрерывное занятие. Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка речи.

И именно такой подход используется в С.-Петербургском НИИ уха, горла, нося и речи при реабилитации детей с КИ.

НАШ ДЕВИЗ ПРИ АБИЛИТАЦИИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ С КИ: «СЛУШАЕМ, ДУМАЕМ И ГОВОРИМ, СЛУШАЯ ВЕСЬ ДЕНЬ».

Институт является единственным центром в России, который уже 12 лет занимается разработкой методов реабилитации пациентов с КИ. За этот период накоплен большой опыт реабилитации детей и взрослых с КИ, разработаны оригинальные методы развития слухового восприятия у пациентов с КИ, подтвержденные 5 патентами (совместно с институтом физиологии им.И.П.Павлова РАН). Опубликованы методические пособия для специалистов, работающих с этими пациентами:

1. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеарными имплантами. СПб. 2004. 44 с.

2. Королева И,В. Слухоречсвая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е изд. дополн., СПб. 2006. - 102 с.

3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (Учебное пособие). - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.-130 с.

4. Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: Диагностическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта (Учебное пособие). - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 99 с.

5. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия после кохлеарной имплантации у глухих школьников и взрослых: Учебное пособие. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 200 с.

Настоящее пособие является продолжением серии изданий, посвященных слухоречевой реабилитации пациентов с КИ. В нем рассматривается развитие слуха, понимания речи и устной речи у детей с КИ раннего и дошкольного возраста. Эта группа детей является наиболее представительной среди имплантируемых пациентов и очень неоднородной по результатам слухоречевой реабилитации после имплантации. При имплантации в возрасте до 2-х лет большинство детей к школьному возрасту по уровню речевого развития приближаются к нормальному.

При имплантации после 3-х лет дети с врожденной глухотой значительно отстают в речевом развитии и в школьном возрасте. Большинство детей, имплантированных после 4-5-ти лет, имеют ограниченные возможности в развитии понимания речи и собственной речи, если до имплантации они не пользовались остаточным слухом в слуховых аппаратах и у них не были сформированы навыки использования устной речи для общения. У всех детей определяющую роль в развитии понимания речи и устной речи играет правильно организованная слухоречевая реабилитация, обязательно предполагающая, кроме интенсивных занятий с сурдопедагогом, наличие речевой среды и активное участие родителей.

В пособии описан процесс развития слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации. Рассматриваются периоды развития слуха, понимания речи и устной речи у детей с КИ. Описана методика развития у детей слуха и речи как средства общения, предполагающая активное участие родителей ребенка. На основании многолетнего опыта работы анализируются особенности и основные направления коррекционной работы в разные периоды развития речи у детей. Представлены упражнения для развития слуха, понимания речи и устной речи у детей в процессе целенаправленных занятий и в ежедневных ситуациях общения.

Методика также должна использоваться при развитии остаточного слуха со слуховым аппаратом, развития понимания речи и использования устной речи у детей-кандидатов на кохлеарную имплантацию на предоперационном этапе. Это значительно повышает эффективность послеоперационной слухоречевой реабилитации детей.

Описанная методика может использоваться при развитии слухоречевого восприятия и у слабослышащих детей со слуховыми аппаратами.

Глава 1. Этапы речевого развития глухих детей с кохлеарным имплантом

Наибольшие трудности в развитии слухового восприятия речевых сигналов имеют дети старше 3-х лет, не пользовавшиеся СА, или те, кто носил СА, но реально остаточный слух у них не был развит (они не имели навыков слушания).

Но развитие понимания речи потребует больше времени, потому что оно предполагает накопление и памяти ребенка значения слов и их слуховых образов, знаний о грамматике родного языка.

Для детей в этот период характерны выраженные проблемы слухоречевой памяти - ребенок слышит, но не понимает; он повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо. Ребенок плохо запоминает последовательность из нескольких слов/звуков, не может запомнить стихотворение. Детям свойственны нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания - чтобы ребенок услышал звук, понял обращенную просьбу необходимо сначала привлечь его внимание, часто требуется повторение просьбы/слова. У детей наблюдается высокая утомляемость при слуховой нагрузке. Они плохо понимают речь окружающих, прежде всего, потому что у них маленький словарный запас и не сформирована грамматическая система. Дети медленно обрабатывают звуковую и речевую информации. Чтобы ребенок услышал, понял и запомнил слова, надо чтобы он внимательно слушал (предварительно привлечь его внимание), говорить с ним более медленно и четко, повторяя ключевые слова фразы. Дети плохо различают акустически сходные звуки, в том числе звуки речи (например, звонкие/глухие согласные ими согласные, различающиеся местом образования).

Эти особенности и определенной степени сходны с развитием слухоречевого восприятия и речи у ребенка с нормальным слухом в раннем возрасте. Это также проявления несформированности слуховых центров мозга и процессов обработки звуковой/речевой информации - следствие того, что ребенок не слышал в раннем возрасте, в наиболее важный период для их развития. Кроме того, при нарушениях слуха часто повреждаются не только рецепторы улитки, которые заменяет КИ, но и слуховые центры мозга. Эти нарушения были у ребенка и раньше, но они маскировались тем, что он не слышал.

У большинства детей с КИ по мере развития слухового восприятия, которое происходит в течение дня и во время целенаправленных занятий, расстройства слуховой памяти и внимания становятся все менее заметными. Этому способствует также медикаментозное лечение, направленное на улучшение мозгового кровообращения, питания нервных клеток.

У детей старше 3-х лет в этот период важно начать формирование умения различать и узнавать звуки речи (фонематический слух), что необходимо для спонтанного развития восприятия речи у ребенка с КИ.

Еще одна важная задача этого этапа развитие слухового контроля собственной речи и формирование слухомоторных координации. Ребенок должен быть, способен, услышав незнакомое слово или короткую фразу, повторить их, даже если он не может понять их значение.

Безусловно, этот процесс идет параллельно с развитием у ребенка произносительных навыков (звукопроизношение, контроль голосовых характеристик). Таким образом, у неговорящих детей формируется естественный механизм овладения значением и произношением слов, характерный для нормальнослышащих детей раннего возраста - эхолалия. Нормальнослышащий человек также запоминает новое слово на иностранном языке - услышав его, он пытается его несколько раз повторить, при этом мысленно представляя обозначаемый им предмет, действие.

Дети начинают говорить, общаться с помощью речи, даже если их речь мало понятна окружающим и представлена несколькими десятками слов, а понимание речи слухо-зрительное и ограничено ситуацией общения. У детей с «функциональной речью» быстро растет словарный запас, хотя звукослоговая структура этих слов грубо нарушена.

Как показывает наш опыт работы, благодаря тому, что с КИ ребенок слышит все звуки, в том числе и тихие, развитие мозговых механизмов анализа звуковой информации происходит у него в значительной степени спонтанно в течение всего дня, когда ребенок слышит окружающие его звуки и речь, также как у нормальнослышащих детей. У детей в этот период уже появляется способность запоминать и усваивать значение новых слов не только во время занятий, но и просто слушая речь окружающих людей. Ребенок узнает слова, которые «не проходили» на занятии, также, как ни происходит у слышащих детей.

Однако звуки, передаваемые КИ в слуховую систему, в определенной степени искажены, а пороги слуха составляют 25-40 дБ |5,7]. Это означает, что звуки и речь, воспринимаемые с КИ, содержат меньше полезной информации и воспринимаются менее четкими по сравнению с нормально функционирующей улиткой. Кроме того, у ранооглохшего ребенка не сформированы слуховые центры мозга, в которых происходит обработка звуковой/слуховой информации. Все эти особенности определяют то, что спонтанно полноценного развития слуха у детей с КИ не происходит. Поэтому все дети нуждаются в интенсивных целенаправленных занятиях по развитию слухового и слухоречевого восприятия. Они особенно важны в первые 2 года использования КИ, пока навыки спонтанного слушания у ребенка еще отсутствуют и необходимо их сформировать.

Во время целенаправленных занятий по развитию слухового и слухоречевого восприятия с имплантированными детьми необходимо последовательно развивать у них механизмы слухового анализа от простых (например, обнаружение включения и выключения звука) к сложным. К числу наиболее сложных и очень важных с точки зрения развития у ребенка понимания речи и собственной речи, относятся механизмы фонетического анализа, т.е. умения различать и узнавать отдельные звуки речи (фонемы), как изолированно, так и в составе слогов, слов.

У большинства детей длительность основного этапа при правильной коррекционной работе составляет 12-18 мес. Развитие слухового восприятия с КИ при имплантации в старшем возрасте зависит, прежде всего, от слухового опыта ребенка и возраста имплантации. На длительность и результаты основного этапа развития слухового восприятия у детей с КИ отрицательно влияет наличие у ребенка первичных центральных расстройств слуха, связанных с повреждением слуховых центров мозга. У детей с выраженными центральными нарушениями слуха не удается развить все механизмы слухового анализа даже при правильной методике работы. У них сохраняются стойкие проблемы слухоречевой памяти, слухового внимания, не формируется полноценный фонематический слух.

К отрицательным факторам, безусловно, относятся отсутствие речевой среды (при пребывании ребенка учреждении интернатного типа) и неправильная методика коррекционной работы, которая не только замедляет темпы развития слухового восприятия, но может быть причиной низких результатов в целом. При отсутствии коррекционной работы или неадекватных методиках у ребенка с КИ формируются не все слуховые механизмы, необходимые для развития восприятия речи.

Привычные ситуации

Введение "привычной ситуации", которая интересна для ребенка, (и вызывает радость) является, по нашему опыту, самым подходящим способом развития необходимого контакта "глаза в глаза". В «привычной ситуации», интересной для него, ребенок может предугадывать каждое последующее действие и реплики участников, что облегчает ему взаимодействие и активное участие. В процессе таких игровых занятий у ребенка развиваются совместный с взрослым (педагогом, родителем) взгляд (внимание) на предмет и умение соблюдать очередность при общении.

Примером этого может быть игра с машиной с участием игрушки милиционера. Фразы педагога и ребенка приводятся последовательно. Сопровождающие речь жесты и фиксация зрительного внимания приводятся в круглых скобках для взрослого и в квадратных для ребенка:

Взрослый: Ты едешь на машине Би-би, Би-би.

Малыш катит машинку.

Взрослый, держит фигурку милиционера и ставит ее перед машиной. Говорит: «стоп» (милицейский жест - "СТОЙ") [ребенок смотрит на взрослого, пока взрослый показывает жест, затем на жест и вновь на взрослого].

Ребенок: [жестом показывает "СТОЙ", глядя на свою жестикулирующую руку и вновь на взрослого.]

Взрослый: "Стой", - говорит милиционер (глядя на свою руку, и поднятую руку игрушки). "СТОЙ!" (жестом)? [ребенок смотрит на взрослого, затем глядя на его руку, на обе руки и опять на него.]

Ребенок: (О) [сказал без голоса, артикулируя О и жестом, глядя на жесты].

Взрослый: Стой! Да, и затем милиционер говорит - (его рука готовится сделать жест). "Поехали!" (жест) [ребенок смотрит на готовящийся жест взрослого, но вновь смотрит на взрослого, когда тот говорит: "Би-би"!]

Ребенок: "Би! "[жестикулируя]

Взрослый: "Би-би" - правильно, поехали.

Так как этот небольшой диалог хорошо знаком ребенку, ему совершенно ясно, где следует его "очередь". Он способен произнести свою "фразу" сначала только жестом, затем жестом и слабой попыткой произнести соответствующее слово и, наконец, произнести всю фразу. Это соответствует естественному процессу, которому следует нормально слышащий ребенок в знакомой ситуации, подобной этой.

Похожий сценарий последовательных действий и слов в знакомой из жизни ребенка ситуации это игра «В гости». Когда кто-то стучит в дверь, ребенок открывает ее, приходят гости-куклы, мама и малыш начинает их угощать.

Внимание ребенка с несформированным «контактом глаза в глаза» можно привлечь с помощью барабана. Взрослый дает его ребенку для удара и сразу удерживает его руку, а сам притворяется "спящим". Потом он освобождает руку, и ребенок ударяет по барабану, и взрослый "просыпается". Эта последовательность повторяется несколько раз. Так как ребенок делает (или, более точно, ему помогают делать) то, что забавно, его взгляд в эти моменты останавливается либо на взрослом, либо на барабане вместо того, чтобы блуждать по комнате.

Совместная деятельность

Более проверенный пример формирования согласованного со взрослым взгляда на предмет - это опора на то, что является частью развития ребенка. Нельзя навязать это ребенку. Можно только создать ситуацию, в которой будет момент, когда взгляд ребенка остановится на человеке, общающегося с ним. Для этого нужно что-то делать вместе с ребенком.

Очень удобно для этого совместное приготовление с ребенком газетной куклы. Скатанная газета, продетая через каркас туалетного рулона, образует руки и ноги, скомканный газетный шар - голову, папиросная бумага, обернутая вокруг головы и вставленная в середину туалетной катушки, - шею и также создает поверхность для лица. Существует много возможностей для развития обмена взглядами при совместном изготовлении этой куклы. Представьте, что взрослый и ребенок сидят за маленьким столом друг напротив друга и начинают делать куклу. Взрослый вместо того, чтобы скатать газету для формирования второй руки/ноги, старается изо всех сил протолкнуть ее, не скатанной через середину туалетной катушки. Ребенок, вероятно, будет пытаться указать на ошибку и показать, как нужно делать. Если взрослый на момент прекращает свои усилия, контролируя действия ребенка и следя за ним, ребенок, вероятно, воспользуется удобным случаем, чтобы доказать свою правоту и посмотрит на взрослого, чтобы убедиться, что тот признает ошибку и понял его подсказку. Любой с важным сообщением, предназначенным для передачи, хочет знать, что сообщение получено! Соответствующий ответ и выражение лица взрослого очень важны в этом случае.

Это только один пример. Самое важное во всех взаимодействиях с ребенком заключается в том, что взрослый должен замечать любые взгляды ребенка, которые обращены к нему, понять их причину и действовать по ситуации. Другими словами, любое движение, которое делает ребенок, по отношению к взрослому - а взгляд в направлении взрослого является таким движением - должно интерпретироваться как общение и получать ответную реакцию.

Примерный сценарий первых занятий на начальном этапе

Сценарий включает различные игры/упражнения со звучащими игрушками, сюжетно-ролевые и подвижные игры, выработку условно-рефлекторной реакции ребенка на звуки и др. Задания быстро сменяют друг друга до того, как они наскучили малышу. А мы придумываем что-то новое или следуем за тем, что интересует малыша. Не бойтесь, мы вернемся к незаконченным заданиям на следующих занятиях. Вы можете также использовать другие игры/упражнения по развитию слушания у малышей с нарушениями слуха, которые вы используете для детей со СА. Главное следовать принципам, описанным в разд. 8.3. И помним, мама/родители активно участвуют во всех играх/упражнениях, и педагог обучает их делать это самостоятельно.

Игра с барабаном.

Педагог под столом начинает стучать по барабану. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бам-бам-бам! Ты слышишь? бам-бам-бам! Ты слышишь? Я слышу! Здорово!» Взрослые улыбаются. Педагог достает из-под стола барабан и стучит по нему, так, что ребенок видит его действия: «бам-бам-бам!». Повторяют действия и дают малышу постучать по барабану. Хвалят его: «Молодец!». Мама: «Дай барабан. Бам-бам-бам. Дай барабан». После нескольких повторений она сопровождает слова жестом «дай». Малыш дает ей барабан, и она стучит «бам-бам-бам, бам-бам-бам!». Возвращает барабан ребенку: «Хочешь барабан? На барабан. Бам-бам-бам». Ребенок стучит по барабану, а мама комментирует «бам-бам-бам». Педагог просит барабан у малыша: «дай барабан, бам-бам-бам». Берет барабан: «Спасибо».

Педагог прячется и стучит по барабану. Мама привлекает малыша к звуку барабана, и они вместе ищут педагога. Находят его, все радуются и малышу дают постучать в барабан.

Педагог убирает барабан, произнося: «Пока-пока». Мама с малышом также машут рукой, повторяя за педагогом: «Пока-пока».

Во время игры - упражнения учим малыша соблюдать очередность при общении, искать барабан по звуку, узнавать на слух, понимать и по подражанию произносить слова: «дай», «на», «пока», «бам», «барабан».

Если у ребенка нет отрицательной реакции на эти громкие звуки, нужно переключить регулятор на речевом процессоре на большее усиление. Если у ребенка есть отрицательная реакция на звук - усиление уменьшить.

Игра с шумящими баночками.

Малыши очень любят открывать и закрывать банки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом интересе и основана эта игра. Во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки и слова.

Педагог заранее готовит барабан, банки с разными наполнителями -камешками, раковинками, пуговицами, монетами, горохом, гречкой орехами, цветными шариками и др. Педагог под столом трясет баночкой с камешками, делая паузы тишины. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «бум-бум-бум! Ты слышишь? бум-бум-бум ам! Ты слышишь? Я слышу! Здорово!» Взрослые улыбаются. Педагог достает из-под стола банку и трясет ее, так, что ребенок видит его действия: бум-бум-бум!». Повторяют действия, и дают малышу потрясти банку. Хвалят его: «Молодец!». Мама: «Я слышу! Показывает на ухо.

Педагог обращает внимание ребенка, на крышку банки: «Давай откроем. Что там? Что там?». Открывает банку, так чтобы малыш видел действие, и заглядывает в

нее с удивлением: «О-о-о!». Спрашивает малыша: «Хочешь посмотреть? Попроси -дай». Малыш молчит. Педагог предлагает маме: «Хочешь посмотреть?». Мама несколько раз просит с жестом: «Дай». Педагог дает ей банку, и она, разглядывая содержимое, удивляется: «О-о-о!» Мама предлагает малышу: «Хочешь?», помогает ему сделать жест и произнести что подобное «Дай». Она дает банку малышу, и они вместе разглядывают содержимое, могут высыпать его на стол или поднос. Высыпают камни на стол «Бух!». Можно поиграть с камешками. Рассматривают, трогают камни и комментируют: «Камни, камни, много камней», дотрагиваясь пальцем ребенка до каждого камня.

Педагог просит ребенка: «Положи камни в банку». Он повторяет это в сопровождении с жестом, если малыш не понял: «Положи камни в банку». Мама берет камень и, показывая малышу, говорит «Бум» и кидает его в банку. Говорит малышу: «Теперь ты, бум», дает малышу камень, он кидает. Мама каждый раз перед тем, как он кинет, говорит «Бум!» и потом стимулирует его произносить «бум». Если он пытается произнести слово - малыша хвалят, хлопают в ладоши, гладят по голове. Они могут делать это по очереди, ребенок ждет свою очередь. Когда все камни положены в банку, малышу предлагают ее закрыть «Закрой, закрой» дают крышку, он ее закрывает. Если у него не получаются, то взрослые чуть-чуть помогают ему, так чтобы он все-таки максимально сделал это сам. Взрослые комментируют его действия «Закрой, закрой банку. Молодец». Помогают понять с помощью жеста, что от него хотят. Дают малышу открыть банку, слегка помогая, если у него не получается. Все смотрят, что в банке, и восхищаются: «Камни. Камни стучат. Бум-бум-бум». Педагог просит малыша «Дай банку. Дай банку». Берет банку: «Спасибо». Убирает банку «Пока-пока, бум-бум-бум».

Даем малышу послушать по очереди пустую банку и банку с наполнителем. Попросим его открыть каждую банку, при необходимости чуть-чуть помогаем. Покажем малышу пустую банку: «Банка молчит. Я не слышу». Потрясем банку с наполнителем: «Банка шумит. Я слышу!».

Повторяем действия с другими банками, заполненными другими мелкими предметами, представляющими интерес для малыша. Даем малышу послушать и сравнить звучания 2-х баночек с разными наполнителями, которые сильно отличаются по звучанию (например, камешки и греча). Обязательно показываем малышу, что в банке, чтобы он связывал определенное звучание с конкретным наполнителем. Когда показываем крупу, то объясняем ему с словами и в сопровождении с жестом: «Кушаем. Каша.». Обращаем его внимание на то, что одни банки (с камнями, монетами) шумят громко (показываем жестом - разводим руки, закрываем уши), другие (с гречей, бумажными шариками) банки звучат тихо (показываем жест пальцами - маленький).

Во время игры—упражнения мы учим малыша: соблюдать очередность при общении; узнавать есть звук или нет звук; различать тихие и громкие звуки; различать банки по звуку при выборе из 2-3-х; узнавать на слух, понимать и произносить слова: «дай», «на», «пока», «бум»; закрывать и открывать банки; понимать слова «открой, закрой, спасибо, что там».

Сейчас доступны разнообразные замечательные звучащие игрушки. Например, пазлы с фигурками животных, которые при вкладывании фигурки в гнездо издают соответствующий этому животному голос - собака лает, кошка мяукает и т.д. Или горка, по которой можно пустить катиться шарик, пока шарик катится, играет быстрая мелодия, а когда он падает в лоток - раздается звон. Все эти игрушки очень нравятся малышам, позволяют долго сохранять их внимание к звукам. В эти игрушки вместе и по очереди играют педагог (показывает действие игрушки, обращает внимание на звук), ребенок и мама.

Главное в этих заданиях на первых занятиях вызвать у ребенка интерес к звукам, развить навык прислушивания, накопить у него ощущения различия в звучании разных предметов и связи зрительного образа предметов и издаваемых, ими звуков. Повторяя эту игру на последующих занятиях, мы учим малыша узнавать-угадывать, что звучало, не видя предмета.

Игра «волшебный мешочек».

Эта игра широко используется сурдопедагогами при работе с малышами. Педагог заранее готовит мешок с игрушками, называя которые можно использовать звукоподражания. Все остальные предметы, которые могут понадобиться должны быть рядом, но спрятаны или накрыты, так чтобы ребенок не мог их видеть и не отвлекался. Начинаем с 4-5 игрушек: собака - «ав-ав», кошка - «мяу», свинья «хрю-хрю», мышка - «пи-пи», змея - «ш-ш». Эти звукоподражания ребенку легче различать на слух (они сильно отличаются друг от друга) и имитировать голосом.

Мы предлагаем включить в традиционный набор змею» потому что для ее звукоподражания используется высокочастотный (что важно для оценки настройки речевого процессора КИ) и легко имитируемый на тактильной основе звук.

При назывании игрушек мы используем и полное слово, и его звукоподражание. Ребенок должен сразу осваивать полное название игрушки, но ему легче научиться произнести звукоподражание. Мы просто ему объясняем: «Это собака. Она говорит - ав-ав». Некоторые дети уже умеют произносить эти слова. Их мы учим узнавать на слух звукоподражания и соответствующие полные названия игрушек (собака, кошка и т.д.), уточняем правильное произношение слов на основе развивающегося слуха с КИ.

Мешок должен быть из мягкой ткани, а не полиэтилена, чтобы не шуршал, когда педагог достает из него игрушки и называет их. На начальном этапе педагог не закрывает лицо, ребенок выполняет задание слухо-зрительно. Если ребенок хорошо владеет навыками чтения с губ, то педагог при втором предъявлении прикрывает лицо рукой только в момент произнесения звукопродражания или садится рядом с ребенком со стороны КИ, чтобы ребенок сконцентрировался на слушании.

Игра в ку-ку.

Любимая игра всех малышей. Педагог где-то прячется (например, накрывается занавеской), а мама с малышом ищут его. Педагог все время кричит «Я тут. Я тут». Мама, привлекая внимание малыша к голосу педагога, подводит его к прячущемуся педагогу, Когда педагога находят, он кричит «Ку-ку», все удивляются и радуются. Потом прячутся мама с малышом.

Малышу лучше прятаться вместе с взрослым, чтобы он не испугался. Например, они накрываются большим платком вместе с мамой, которая показывает ему как реагировать, когда их найдут.

Во время игры стимулируем ребенка прислушиваться, ждать, искать звук, повторять «ку-ку», вызываем любые голосовые реакции.

Игра в сказку «Теремок».

В этой игре есть повторяющаяся и хорошо запоминаемая последовательность действий и звукоподражаний, то, что нужно для малыша на начальном этапе использования КИ. Для нее нужен домик (например, нарисованный и наклеенный на картон) и игрушки-животные - корова, собака, кошка, мышка, медведь, петух и др. Все помнят эту сказку. Идет кошка, видит домик. Стучит: «Тук-тук. Кто в домике живет? Это я кошка - мяу».

Для детей постарше можно использовать магнитную доску с плоскими фигурками животных на магните.

Стимулируем ребенка повторять и прогнозировать действия, понимать значения слов «тук-тук», «»кошка», «мяу», «собака», «ав-ав», понимать и отвечать на вопрос «Кто-там?» и др., повторять слова-звукоподражания - «тук-тук», «мяу» и т.д.

Родные лица

Эту игру можно проводить с детьми старше 2-х лет, когда малыш уже должен узнавать знакомые предметы на картинках. Для этой игры/упражнения нужно, чтобы родители приготовили маленький альбом с фотографиями малыша и его близких в разных ситуациях. Во время упражнения сначала можно просто рассматривать фотографии, комментируя изображенное на них. «Это Саша…. Смотри. А это кто?.... Мама!.... Саша гуляет с мамой.... А это что у Саши? …. У Саши ведро....».

Важно, между комментариями оставлять паузы для реплики малыша, потому что он обязательно захочет что-нибудь «сказать».

Позднее можно видоизменить упражнение, прося малыша самого показывать на фотографиях маму, папу, бабушку, и отвечать на простые вопросы типа: «Где папа?...Что Саша делает?... Правильно, Саша кушает.».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.071 с.)