Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой (делаем каждое занятие).

Поиск

Мама, стоя в коридоре, громко стучит в дверь, привлекая внимание малыша к своему действию, и показывая на ухо «Слышишь?». Открывает дверь и спрашивает: «Можно войти?». Педагог, улыбаясь, приветствует малыша и маму, говоря протяжно «Привет!», повторяет слово «привет» и машет рукой. Мама вместе с малышом (он делает это самостоятельно или мама делает его рукой) машут рукой и отвечают: «Приве-ет!»

Здесь и далее соблюдаем первое правило: всегда сначала НАЗЫВАЕМ 2-3 раза действие, потом выполняем его (или жест), одновременно называя его и привлекая внимание малыша, повторяем слово еще раз.

Второе правило: любое упражнение/игра развивает у ребенка не только слух, но одновременно развивает у него и навыки общения, устную речь и общие представления. Поэтому в данном случае, например, мы следим, чтобы малыш смотрел на педагога, когда машет ему рукой (а не просто махал ею). Только в этом случае его движение будет жестом общения. Кроме того, поощряем у малыша голосовую реакцию-имитацию слова «привет». Если он молчит, то стимулируем, чтобы он имитировал движения губ (обращаем его внимание на лицо взрослого, который четко медленно артикулирует слово «привет») и подал голос. Для этого кладем одну ручку малыша на горло взрослого, чтобы он почувствовал движения челюсти и вибрацию гортани, а вторую его ручку на его горлышко, чтобы ему было легче имитировать артикуляцию и голос взрослого.

Педагог узнает у матери, наблюдала ли она какие-то реакции на звуки, какие именно, не было ли отрицательных реакций на громкие звуки.

Педагог приглашает малыша с мамой сесть за маленький столик (можно расположиться на полу, на ковре), а сам садится напротив, чтобы контролировать зрительное внимание ребенка, устанавливать совместный взгляд на объект, привлекать внимание малыша к себе и нужной игрушке. Глаза взрослого должны быть на одном уровне с глазами ребенка.

Лучше, если ребенок сидит сам на маленьком стуле, он может сидеть на коленях у мамы или стоять рядом с ней. Можно проводить занятия на ковре, но подвижный малыш часто начинает бегать по кабинету, и педагог может потратить много времени на то, чтобы привлечь его внимание. Можно менять расположение ребенка во время занятия. В каждом конкретном случае педагог сам определяет оптимальное расположение, главное чтобы лицо ребенка и взрослых было на одном уровне (см. 2.5.). Педагог говорит ребенку: «Садись тут», 2 раза повторяя фразу, затем повторяя в сопровождении с соответсвующим жестом. Мама повторяет фразу, обращаясь к малышу.

Игра с барабаном.

Педагог под столом начинает стучать по барабану. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бам-бам-бам! Ты слышишь? бам-бам-бам! Ты слышишь? Я слышу! Здорово!» Взрослые улыбаются. Педагог достает из-под стола барабан и стучит по нему, так, что ребенок видит его действия: «бам-бам-бам!». Повторяют действия и дают малышу постучать по барабану. Хвалят его: «Молодец!». Мама: «Дай барабан. Бам-бам-бам. Дай барабан». После нескольких повторений она сопровождает слова жестом «дай». Малыш дает ей барабан, и она стучит «бам-бам-бам, бам-бам-бам!». Возвращает барабан ребенку: «Хочешь барабан? На барабан. Бам-бам-бам». Ребенок стучит по барабану, а мама комментирует «бам-бам-бам». Педагог просит барабан у малыша: «дай барабан, бам-бам-бам». Берет барабан: «Спасибо».

Педагог прячется и стучит по барабану. Мама привлекает малыша к звуку барабана, и они вместе ищут педагога. Находят его, все радуются и малышу дают постучать в барабан.

Педагог убирает барабан, произнося: «Пока-пока». Мама с малышом также машут рукой, повторяя за педагогом: «Пока-пока».

Во время игры - упражнения учим малыша соблюдать очередность при общении, искать барабан по звуку, узнавать на слух, понимать и по подражанию произносить слова: «дай», «на», «пока», «бам», «барабан».

Если у ребенка нет отрицательной реакции на эти громкие звуки, нужно переключить регулятор на речевом процессоре на большее усиление. Если у ребенка есть отрицательная реакция на звук - усиление уменьшить.

Игра с шумящими баночками.

Малыши очень любят открывать и закрывать банки, вынимать и убирать в них мелкие предметы. На этом интересе и основана эта игра. Во время игры малыш слышит повторяющиеся звуки и слова.

Педагог заранее готовит барабан, банки с разными наполнителями -камешками, раковинками, пуговицами, монетами, горохом, гречкой орехами, цветными шариками и др. Педагог под столом трясет баночкой с камешками, делая паузы тишины. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «бум-бум-бум! Ты слышишь? бум-бум-бум ам! Ты слышишь? Я слышу! Здорово!» Взрослые улыбаются. Педагог достает из-под стола банку и трясет ее, так, что ребенок видит его действия: бум-бум-бум!». Повторяют действия, и дают малышу потрясти банку. Хвалят его: «Молодец!». Мама: «Я слышу! Показывает на ухо.

Педагог обращает внимание ребенка, на крышку банки: «Давай откроем. Что там? Что там?». Открывает банку, так чтобы малыш видел действие, и заглядывает в

нее с удивлением: «О-о-о!». Спрашивает малыша: «Хочешь посмотреть? Попроси -дай». Малыш молчит. Педагог предлагает маме: «Хочешь посмотреть?». Мама несколько раз просит с жестом: «Дай». Педагог дает ей банку, и она, разглядывая содержимое, удивляется: «О-о-о!» Мама предлагает малышу: «Хочешь?», помогает ему сделать жест и произнести что подобное «Дай». Она дает банку малышу, и они вместе разглядывают содержимое, могут высыпать его на стол или поднос. Высыпают камни на стол «Бух!». Можно поиграть с камешками. Рассматривают, трогают камни и комментируют: «Камни, камни, много камней», дотрагиваясь пальцем ребенка до каждого камня.

Педагог просит ребенка: «Положи камни в банку». Он повторяет это в сопровождении с жестом, если малыш не понял: «Положи камни в банку». Мама берет камень и, показывая малышу, говорит «Бум» и кидает его в банку. Говорит малышу: «Теперь ты, бум», дает малышу камень, он кидает. Мама каждый раз перед тем, как он кинет, говорит «Бум!» и потом стимулирует его произносить «бум». Если он пытается произнести слово - малыша хвалят, хлопают в ладоши, гладят по голове. Они могут делать это по очереди, ребенок ждет свою очередь. Когда все камни положены в банку, малышу предлагают ее закрыть «Закрой, закрой» дают крышку, он ее закрывает. Если у него не получаются, то взрослые чуть-чуть помогают ему, так чтобы он все-таки максимально сделал это сам. Взрослые комментируют его действия «Закрой, закрой банку. Молодец». Помогают понять с помощью жеста, что от него хотят. Дают малышу открыть банку, слегка помогая, если у него не получается. Все смотрят, что в банке, и восхищаются: «Камни. Камни стучат. Бум-бум-бум». Педагог просит малыша «Дай банку. Дай банку». Берет банку: «Спасибо». Убирает банку «Пока-пока, бум-бум-бум».

Даем малышу послушать по очереди пустую банку и банку с наполнителем. Попросим его открыть каждую банку, при необходимости чуть-чуть помогаем. Покажем малышу пустую банку: «Банка молчит. Я не слышу». Потрясем банку с наполнителем: «Банка шумит. Я слышу!».

Повторяем действия с другими банками, заполненными другими мелкими предметами, представляющими интерес для малыша. Даем малышу послушать и сравнить звучания 2-х баночек с разными наполнителями, которые сильно отличаются по звучанию (например, камешки и греча). Обязательно показываем малышу, что в банке, чтобы он связывал определенное звучание с конкретным наполнителем. Когда показываем крупу, то объясняем ему с словами и в сопровождении с жестом: «Кушаем. Каша.». Обращаем его внимание на то, что одни банки (с камнями, монетами) шумят громко (показываем жестом - разводим руки, закрываем уши), другие (с гречей, бумажными шариками) банки звучат тихо (показываем жест пальцами - маленький).

Во время игры—упражнения мы учим малыша: соблюдать очередность при общении; узнавать есть звук или нет звук; различать тихие и громкие звуки; различать банки по звуку при выборе из 2-3-х; узнавать на слух, понимать и произносить слова: «дай», «на», «пока», «бум»; закрывать и открывать банки; понимать слова «открой, закрой, спасибо, что там».

Сейчас доступны разнообразные замечательные звучащие игрушки. Например, пазлы с фигурками животных, которые при вкладывании фигурки в гнездо издают соответствующий этому животному голос - собака лает, кошка мяукает и т.д. Или горка, по которой можно пустить катиться шарик, пока шарик катится, играет быстрая мелодия, а когда он падает в лоток - раздается звон. Все эти игрушки очень нравятся малышам, позволяют долго сохранять их внимание к звукам. В эти игрушки вместе и по очереди играют педагог (показывает действие игрушки, обращает внимание на звук), ребенок и мама.

Главное в этих заданиях на первых занятиях вызвать у ребенка интерес к звукам, развить навык прислушивания, накопить у него ощущения различия в звучании разных предметов и связи зрительного образа предметов и издаваемых, ими звуков. Повторяя эту игру на последующих занятиях, мы учим малыша узнавать-угадывать, что звучало, не видя предмета.

Игра «волшебный мешочек».

Эта игра широко используется сурдопедагогами при работе с малышами. Педагог заранее готовит мешок с игрушками, называя которые можно использовать звукоподражания. Все остальные предметы, которые могут понадобиться должны быть рядом, но спрятаны или накрыты, так чтобы ребенок не мог их видеть и не отвлекался. Начинаем с 4-5 игрушек: собака - «ав-ав», кошка - «мяу», свинья «хрю-хрю», мышка - «пи-пи», змея - «ш-ш». Эти звукоподражания ребенку легче различать на слух (они сильно отличаются друг от друга) и имитировать голосом.

Мы предлагаем включить в традиционный набор змею» потому что для ее звукоподражания используется высокочастотный (что важно для оценки настройки речевого процессора КИ) и легко имитируемый на тактильной основе звук.

При назывании игрушек мы используем и полное слово, и его звукоподражание. Ребенок должен сразу осваивать полное название игрушки, но ему легче научиться произнести звукоподражание. Мы просто ему объясняем: «Это собака. Она говорит - ав-ав». Некоторые дети уже умеют произносить эти слова. Их мы учим узнавать на слух звукоподражания и соответствующие полные названия игрушек (собака, кошка и т.д.), уточняем правильное произношение слов на основе развивающегося слуха с КИ.

Мешок должен быть из мягкой ткани, а не полиэтилена, чтобы не шуршал, когда педагог достает из него игрушки и называет их. На начальном этапе педагог не закрывает лицо, ребенок выполняет задание слухо-зрительно. Если ребенок хорошо владеет навыками чтения с губ, то педагог при втором предъявлении прикрывает лицо рукой только в момент произнесения звукопродражания или садится рядом с ребенком со стороны КИ, чтобы ребенок сконцентрировался на слушании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.007 с.)