ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО



ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО

_______

 

Т.В. Николаева

Комплексное

Психолого-педагогическое

Обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом

Допущено Министерством образования РФ

в качестве методического пособия

 

Издательство

«ЭКЗАМЕН»

МОСКВА

 

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям

с выявленными отклонениями в развитии»

Николаева Т.В.

Н62 Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие / Т.В. Николаева. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 112 с. (Серия «Ранняя помощь»)

 

 

ISBN 5-472-00466-7

 

 

Предлагаемая методика комплексного психолого-педагогического обследования может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми, которая проводится в разных видах учреждений: в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в специальной группе дошкольного учреждения комбинированного вида, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом кабинете (центре) системы Министерства здравоохранения РФ, в различных реабилитационных центрах.

Методическое пособие адресовано учителям-дефектологам, педагогам-психологам и воспитателям, работающим с детьми с нарушениями слуха. Оно может быть полезно родителям маленьких детей с недостатками слуха, специалистам, занимающимся воспитанием и обучением детей с другими отклонениями в развитии, а также студентам дефектологических факультетов.

 

УДК 616+376

ББК 28.9+74.3

 

Подписано в печать с диапозитивов 13.10.2005

Формат 60x90/16. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная

Уч.-изд. л. 4,02. Усл. печ. л. 14,0. Тираж 3 000 экз. Заказ № 5516

 

ISBN 5-472-00466-7

 

© Николаева Т.В., 2006

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..4

Часть I. Комплексный подход к оценке уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом……………………………………………………10

Общая характеристика методики …………………………………………………10

Результаты комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом третьего года жизни……………………………………… 14

Возрастные особенности психофизического развития

детей с нарушенным слухом третьего года жизни…………………………14

Индивидуальные особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом третьего года жизни………………………………….18

Варианты психофизического развития детей с недостатками слуха…...…25

Часть II. Методика проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка преддошкольного возраста с нарушенным слухом....30

Общие организационные вопросы проведения

психолого-педагогического обследования ………………………………………..32

Общие рекомендации к обследованию физического

и познавательного развития ……………………………………………………….38

Обследование физического развития ………………………………………..41

Обследование сенсорного развития …………………………………………46

Обследование наглядно-действенного мышления………………………….53

Обследование конструктивной деятельности………………………………61

Обследование изобразительной деятельности ……………………………...70

Обследование подражания …………………………………………………...77

Обследование предметно-игровой деятельности …………………………...82

Обследование речи……………………………………………………………90

Обследование слуха ………………………………………………………….96

Заключение…………………………………………………………………………..108

Рекомендуемая литература…………………………………………………………110

 

Введение

Ранний возраст (с первого года жизни до трех лет) — важнейший период в развитии человека. Основная его особенность — безграничные возможности усвоения ребенком нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения.

Третий год жизни ребенка сензитивен, т.е. особенно восприимчив к разного рода педагогическим воздействиям, благоприятен для развивающего обучения (Аксарина Н.М., Венгер JI.A., Мухина B.C., Выготский Л.С., Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Обухова Л.Ф., Уайт Б., Эльконин Д.Б. и др.). На третьем году жизни происходит активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой; развитие интеллекта и способностей ребенка. Причем для малыша в равной мере важно как физическое, так и умственное, и нравственное воспитание.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Pay, Н.А. Pay подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Знаменательно, что первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха был открыт в 1900 г. в Москве Н.А. Pay и Ф.А. Pay, а в 1930 г. Е.Ф. Pay основала первые ясли, в которых обучение начиналось с трехмесячного возраста.

Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитии движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной); нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие (Pay Н.А., Рау Е.Ф., Корсунская Б.Д., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И., Исенина Е.И., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Brown М., Klein Lori J., Huerta Lynn E., и др.). Вместе с тем коррекционное обучение позволяет преодолеть или смягчить отклонения в развитии.

В последние десятилетия интенсивно разрабатываются медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом (Алиева З.С.; Васильева Л.Д., Марусева A.M., Лях Г.С.; Пелымская Т.В., Таварткиладзе Г.А., Васильева Л.Д., Klein Lori J., Huerta Lynn E., Wat- kin P. и др.). Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей выявляются лишь в конце раннего возраста — к, двум-трем годам или позже. Именно в этом возрасте в большинстве случаев дети начинают получать целенаправленную коррекционную помощь в учреждениях здравоохранения и образования.

В настоящее время определены содержание и методика коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми младенческого и раннего возраста с учетом их психофизических и возрастных особенностей (Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.). Созданы специальные государственные программы обучения и воспитания как глухих, так и слабослышащих детей дошкольного возраста (под руководством Л.П. Носковой, 1991), программа «Общение» (под редакцией Э.И. Леонгард, 1995). Однако и программы, и разнообразные задания и материалы для занятий ориентированы на так называемого среднего ребенка.

Вместе с тем известно, что реализация потенциальных возможностей детей с нарушенным слухом зависит, во-первых, от своевременной качественной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и во-вторых — от построения индивидуальной программы коррекционной помощи.

В последние годы индивидуально-ориентированный подход в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями является важнейшим направлением развития дошкольной коррекционной педагогики (Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А. и др.). Все большее значение приобретает проблема индивидуализации по отношению к детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом. Многими специалистами отмечается необходимость создания таких наборов психолого-педагогических методик обследования неслышащих детей, результаты которых могли бы служить реальной основой для составления индивидуальной коррекционной программы для каждого конкретного ребенка (Иванова Н.В., Плотникова О.И.; Михаленкова И.А.; Ружина Г.С. и др.). Реализация поставленной задачи по единодушному мнению специалистов возможна на основе углубленного, комплексного психолого-педагогического изучения ребенка, в процессе которого определяется уровень его общего психофизического развития и достижения по разным линиям развития.

Для разработки адекватной уровню развития каждого ребенка индивидуальной программы важно выяснить как исходный уровень его развития в разных направлениях: физическом, социальном, познавательном, так и в целом определить уровень его психофизического развития, поскольку линии развития связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и уровень каждой линии развития не может рассматриваться изолированно. Полное представление о ребенке складывается из множества частных оценок и прежде всего из оценки достижений по основным линиям его развития. Поэтому так важно проведение комплексного психолого-педагогического обследования. Если же изучить лишь одну линию развития (например, умственное или физическое развитие), представление о ребенке окажется неполным, а его потенциальные возможности могут быть занижены или завышены.

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии определены принципы и требования к построению и разработке методик обследования детей с разными отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха (Стребелева Е.А., 1998), однако педагогические вопросы диагностического изучения неслышащих детей остаются нерешенными.

Наши исследования и беседы с педагогами показали, что психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным случим базируется на интуитивно-практическом подходе, стихийно формирующемся в процессе конкретной работы с детьми. Как правило, проводится педагогическое исследование слуха и определяется уровень развития речи детей. При изучении уровня психофизического развития детей, их индивидуальных особенностей и готовности к обучению у специалистов возникает ряд вопросов и трудностей: что изучать, как изучать, с помощью каких методов это делать?

Методики, адресованные нормально развивающимся детям, помогут быть использованы при обследовании ребенка с нарушенным слухом, поскольку большая часть заданий в них предъявляется с помощью речевой инструкции, что делает их недоступными для еще неговорящих детей. Чтобы задания оказались понятны и доступны неслышащему малышу, принципиальное значение имеет адекватный способ их предъявления: все предлагаемые задания должны обязательно сопровождаться естественными жестами.

Проблема комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом поднималась и ранее. Еще в 70-е годы коллективом авторов А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард был разработан набор заданий с целью отбора детей преддошкольного и дошкольного возраста в соответствующий тип (группу) специальных дошкольных учреждений. Специальная задача выявления индивидуальных особенностей детей в этой работе не ставилась. Кроме того, недостаточно полно в предложенном наборе заданий представлено обследование физического развития.

До настоящего времени не разработаны специальные методики психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Нет общепринятой схемы психолого-педагогического обследования ребенка данной категории ни в условиях обучения, ни в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ИМПК).

На наш взгляд, в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми преддошкольного возраста недостаточно учитываются их возрастные различия. Известно, что на протяжении третьего года жизни в психофизическом развитии слышащего ребенка происходят значительные изменения. Так, движения малыша 2-2,5 лет менее координированы, он еще не овладевает такими движениями, как бег и прыжки. В игре ребенка до 2,5 лет преобладают предметные действия и «куплетные игры», состоящие из нескольких звеньев, а со второй половины третьего года жизни дети все чаще воспроизводят «межличностную» сторону действительности, в играх отражаются взаимосвязанные цепочки действий. Чем младше ребенок, тем более зависим он от взрослого в быту, тем непроизвольнее его поведение и т.д. Вместе с тем требования всех разделов программы адресованы в целом детям третьего года жизни.

Все сказанное позволяет нам заключить, что в настоящее время назрела острая необходимость совершенствования методического аппарата обследования ребенка с нарушенным слухом для определения адекватной индивидуальной программы коррекционного воздействия для каждого ребенка. Актуальной является задача разработки психолого-педагогических методик, имеющих целью обеспечить целостное изучение неслышащего ребенка, выявление не только актуального уровня его развития, но и зоны ближайшего развития, и индивидуальных особенностей. Одной из таких методик может быть представленный комплект заданий.

Пособие состоит из двух частей и нетрадиционно по своей структуре. В части 1, вопреки жанру методического пособия, представлена лишь общая характеристика методики, условия и принципы проведения обследования, а основное внимание сознательно уделено изложению материалов экспериментального сравнительного исследования детей третьего года жизни с нарушенным и нормальным слухом, проведенного с использованием предлагаемой методики. Прежде чем представить подробное описание методики комплексного психолого-педагогического обследования, мы стремились показать преимущества и диагностические возможности ее практического применения. Результаты экспериментального обследования доказывают, что предлагаемая методика позволяет выявить возрастные, индивидуальные возможности детей с недостатками слуха преддошкольного возраста по основным линиям развития, а также определить варианты их психофизического развития. Обсуждаемые материалы экспериментального исследования достаточно убедительно демонстрируют практическую значимость комплексного психолого-педагогического изучения малыша с нарушенным слухом. Именно такой подход позволяет увидеть каждого воспитанника разносторонне, оценить его сильные и слабые стороны и, опираясь на эти знания, индивидуализировать процесс его обучения, разрабатывать для каждого ребенка индивидуальную программу развития.

Вторая часть пособия представляет собой подробное изложение содержания комплексного психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. Раскрываются процедура, методы и условия проведения обследования отдельно по каждой линии развития. При описании содержания обследования физического и познавательного развития большое внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане обучаемости: определены фиксированные виды помощи малышу; приведены критерии оценки выполнения специальных заданий. По каждой линии дана оценка уровня развития ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. Приведены примеры заполнения протоколов обследования по всем изучаемым линиям, а также характеристик детей по итогам комплексного психолого-педагогического обследования.

В Материалах для комплексного психолого-педагогического обследования даны образцы протоколов и анкета для родителей, а также демонстрационный материал для обследования познавательного развития и речи детей с нарушенным слухом преддошкольного возраста.

 

Часть 1

Комплексный подход

Третьего года жизни

Комплексное психолого-педагогическое обследование позволило выявить возрастные особенности неслышащих детей, индивидуальный уровень их психофизического развития по основным линиям, определить варианты психофизического развития каждого малыша.

 

Индивидуальные особенности

Варианты психофизического развития

Детей с недостатками слуха

Сопоставление уровней социального, познавательного, физического развития, а также предметно-игровой деятельности каждого конкретного ребенка, принявшего участие в обследовании, позволило выделить следующие варианты психофизического развития:

гармоничное психофизическое развитие, при котором достижения детей по всем основным линиям оказались достаточно высоки, а по некоторым линиям (в познавательном i физическом развитии) наблюдался опережающий темп раз вития. Данный вариант развития был обнаружен у 5 из 25 дошкольников: трое из них младше 2,5 лет (у всех тугоухость II степени); двое детей старше 2,5 лет (тугоухость III степени, глухота). Четверо детей воспитывались неслышащими родителями, один ребенок — из семьи слышащих Все эти малыши продемонстрировали наиболее высокий уровень как понимания речи в специально созданной ситуации ограниченного выбора, так и самостоятельной речи, которая была представлена короткой фразой и отдельными словами; в речи глухого ребенка отмечались звукоподражания, несоотнесенный лепет и голосовые реакции;

отставание в психофизическом развитии, при которой наблюдалось отставание по всем основным линиям развития. Этот вариант был обнаружен также у 5 из 25 детей нарушенным слухом: двое детей моложе 2,5 лет; трое - старше 2,5 лет. Все дети воспитывались неслышащими родителями и имели снижение слуха на уровне тугоухости II-й и III степеней. Как правило, даже при относительно небольшом снижении слуха эти дети не понимали обращено: речи, а в их самостоятельной речи отмечены лишь несоотнесенный лепет, голосовые реакции и крик. Согласно данным последующих медицинских обследований у всех этих детей обнаружены выраженные или лёгкие признаки внутричерепной гипертензии;

 

неравномерное психофизическое развитие, при котором в одних линиях ребенок достигал результатов, соответствующих его возрасту, или даже опережал своих сверстников, в других линиях несколько отставал в развитии. Этот вариант был присущ большинству детей с нарушенным слухом — 15 человек. Среди этих дошкольников были как дети младшей, так и старшей возрастной группы (по 5 человек); дети с разным состоянием слуха (от тугоухости II степени до глухоты); дети, воспитывающиеся как в семьях слышащих, так и неслышащих родителей. Проявления неравномерности психофизического развития детей оказались весьма многообразны, а отставание наиболее часто отмечалось в предметно-игровой деятельности. Так у ребенка со средней степенью тугоухости (Никита Д., 2 года 5 мес.; семья неслышащих) обнаружена тенденция к опережению в физическом развитии, его достижения в социальном и познавательном развитии соответствовали возрасту, а в предметно-игровой деятельности было выявлено отставание. Глухой ребенок (Денис. Ш., 2 года 1 мес.; семья неслышащих) опережал своих сверстников в познавательном развитии, в социальном развитии и предметно-игровой деятельности его возможности соответствовали возрасту, а в физическом развитии он несколько отставал. Неравномерность психофизического развития трех детей (двое из них из семьи слышащих) со значительным снижением слуха (Артем П., 2 года 2 мес. и Ира X., 2 года 7 мес., тугоухость III степени; Митя Л., 2 года 9 мес., глухота) проявлялась в том, что при достаточно хорошем уровне познавательного и физического развития у них было выявлено отставание социального развития и предметно-игровой деятельности и т.д. Большинство детей с данным вариантом развития имели низкий уровень понимания речи (понимание отдельных слов в ситуации ограниченного выбора или непонимание речи), а их самостоятельная речь, как правило, была представлена отдельными звукоподражаниями и несоотнесенным лепетом или лишь голосовыми реакциями. Исключение составили дети, с которыми коррекционная работа была начата до детского сада: эти дети могли иметь относительно высокий уровень речевого развития.

 

 

Дети, психофизическое развитие которых отличается неравномерностью, заслуживают особого внимания. Эту группу детей позволил выявить именно комплексный характер психолого- педагогического изучения. Если бы в обследование были включены задания лишь по одной линии развития, например по предметно-игровой деятельности (а подавляющее большинстве детей — 76% — отставали по этой линии), возможности этих детей были бы значительно занижены, а их сильные стороны не были бы выявлены. В случае изучения лишь познавательного развития детей, напротив, их возможности могли быть завышены, а наиболее слабые стороны не обнаружены, так как у 76% детей уровень познавательного развития соответствовал возрасту, а у трети из них (24%) отмечалось даже опережение темпа познавательного развития. Вместе с тем важным условием успешного воспитания и обучения детей с таким вариантом развития является, с одной стороны, коррекция западающих сторон в их развитии, а с другой, использование их сильных сторон в коррекционно-педагогической работе.

Сравнение результатов комплексного психолого-педагогического обследования детей с нормальным и нарушенным слухов показало, что для большинства неслышащих детей было характерно неравномерное психофизическое развитие (60% детей). I то же время у большинства слышащих детей отмечался гармоничный вариант психофизического развития (68% детей). Распределение детей по вариантам развития представлено на диаграмме 4.

Следует отметить, что уровень психофизического развития, а также степень его гармоничности не зависели от состояния слуха ребенка. Дети как со значительным снижением слух) (тугоухость III степени, глухота), так и с меньшей потерей слуха (тугоухость II степени) к началу систематического обучения могли достигать высокого уровня развития по всем основным линиям, могли отставать в психофизическом развитии, могли развиваться неравномерно.

 

 

Вместе с тем гармоничность развития ребенка создавала благоприятные условия для овладения речью. Так, при прочих равных условиях дети, имеющие гармоничный уровень психофизического развития, продемонстрировали наиболее высокий уровень как понимания речи в специально созданной ситуации ограниченного выбора, так и развития самостоятельной речи, которая была представлена короткой фразой и отдельными словами. У детей с отставанием психофизического развития и у большинства детей с неравномерным развитием был отмечен низкий уровень понимания речи, а их самостоятельная речь была представлена, как правило, отдельными звукоподражаниями, несоотнесенным лепетом и голосовыми реакциями. Исключение составили лишь дети с неравномерным развитием, с которыми коррекционная работа была начата до обучения в специальном дошкольном учреждении: они имели относительно высокий уровень речевого развития.

Таким образом, приведенные результаты исследования демонстрируют большие диагностические возможности предлагаемой методики комплексного психолого-педагогического обследования. Использование данного набора заданий в целях выявления индивидуального уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом является результативным. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень психофизического развития части неслышащих детей даже при относительно позднем начале специального обучения (на третьем году жизни) может быть близок к возрастной норме. Это говорит об огромных потенциальных возможностях детей с нарушенным слухом. Однако большинство неслышащих детей, как и предполагалось, отстают в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Это отставание нарастает во втором полугодии третьего года жизни. Данный вывод имеет принципиальное значение и является дополнительным аргументом в пользу необходимости раннего, не позднее начала третьего года жизни, коррекционного обучения.

Материалы исследования показали, насколько важно проведение именно комплексного психолого-педагогического обследования. Полное представление о ребенке складывается из оценки достижений по основным линиям его развития. Поэтому недостаточно изучить лишь одну из них. В последнем случае представление о ребенке может быть неполным и велика вероятность «маскировки» как наиболее слабых, так и наиболее сильных сторон его развития. Кроме того, в результате обследования был выявлен не только актуальный уровень развития каждого малыша в социальном, познавательном, физическом развитии, а также в предметно-игровой деятельности, но и зона его ближайшего развития.

Далее рассмотрим более подробно методику и содержание комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом преддошкольного возраста.

 

Часть II

Проведение обследования

С целью выявления особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка, а также характера его взаимодействия с окружающими в специальном дошкольном учреждении организуются наблюдения за детьми в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, прогулки, в процессе разнообразных видов деятельности, и том числе свободной игры. Наиболее удобным для наблюдений является время в первой половине дня, после завтрака, тогда детям предоставляется возможность свободной деятельности в игровом уголке.

Педагога должно интересовать, какими средствами общения ребенок пользуется в обычной для него обстановке: экспрессивно-мимическими — улыбка, взгляд, естественные и специальные жесты; предметно-действенными — движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому рал личных вещей, выражение протеста и т.д.; речевыми средствами общения — отдельные слова, фразы. Необходимо выяснить желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и детьми. При этом отмечается: ребенок легко и быстро устанавливает контакт; контакт избирательный; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает. Важно отметить

особенности поведения и эмоционально- волевой сферы ребенка: активность — пассивность; деятельность — инертность; агрессивность к другим детям; настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения); сосредоточенность на 4-5 мин — несосредоточенность и др. Выясняются особенности характера ребенка — спокойный, пассивный, жизнерадостный, раздражительный и т.д.

Сведения об уровне сформированности у детей навыков самообслуживания собираются непосредственно в ходе проведения режимных моментов (одевание, умывание, прием пищи и др.).

При проведении обследования в условиях сурдологического центра группы кратковременного пребывания изучение социального развития проводится методом наблюдения за ребенком и беседы с его родителями.

 

Основные упражнения

Упражнения для детей 2—2,5 лет:

1. Ходьба стайкой в заданном направлении.

2. Бег за взрослым в заданном направлении.

3. Перелезание через бревно.

4. Подпрыгивание на месте на двух ногах.

5. Ходьба по шнуру, положенному прямо.

 

Упражнения для детей 2,5—3 лет:

1. Ходьба, обходя предметы.

2. Ползание на четвереньках.

3. Перепрыгивание через веревку, положенную на пол.

4. Бег между двумя линиями, не наступая на них.

5. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом.

 

Дополнительные упражнения

Упражнения ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5—2-х лет (для обследования детей 2—2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Ходьба в прямом направлении.

2. Проползание в обруч.

3. Подъем с помощью взрослого на опрокинутый вверх дном ящик высотой 10 см.

4. Перешагивание через палку, веревку, положенную на пол.

5. Ходьба по доске, приподнятой одним концом на 15-20 см над полом и схождение с нее.

Упражнения выше возрастных требований к ребенку для детей 3—4 лет (для обследования детей 2,5—3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба по прямой ограниченной дорожке, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

3. Ползание на четвереньках между расставленными предметами.

4. Перепрыгивание из круга в круг.

5. Бег по извилистой дорожке, обозначенной веревкой, шнуром.

 

Проведение обследования

Все упражнения демонстрируются педагогом. Так, педагог идет в заданном направлении (обходя предметы), перелезает через бревно, подпрыгивает на месте, перепрыгивает через веревку, идет по шнуру, положенному прямо или зигзагом, пробегает между двумя линиями. После этого ребенку предлагают повторить действие. Если ребенок не приступает к выполнению упражнения, взрослому следует повторить показ. Количество показов упражнений не должно превышать трех раз.

Обучение

Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, используется метод пассивных движений (совместных действий). Так, педагог помогает перелезть ребенку через бревно; ведет его по шнуру, положенному прямо или зигзагом. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребенка

По каждому упражнению фиксируется:

• желание выполнять упражнение; заинтересованность в результате деятельности;

• способ выполнения упражнения — по показу, после совместных действий со взрослым;

• качество выполнения задания ребенком (точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение);

• амплитуда движений (большая, маленькая);

• трудности сохранения равновесия.

На основании анализа результатов выполнения предлагаемых упражнений ребенком делается вывод об уровне развития его основных движений.

 

Проведение обследования

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребенку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду (пирамиды); раскрыть матрешку и собрать ее; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.

Обучение

Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребенка воспроизвести его. Если ребенок не 48 справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребенка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учетом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребенку предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребенка

По каждому заданию фиксируется:

• желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

• способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

• результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Особое внимание обращается на способ ориентировки ребенка в задании. Например, ребенок действует путем проб: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирает все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находит нужную прорезь и вкладывает фигуру. Малыш действует целеустремленно и достигает положительного результата.

В другом случае ребенок действует на уровне примеривания. Вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребенок не перебирает все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносит ее к сходной, например, полукругу; при приближении — примеривании он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези.

В третьем случае он действует на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определенного действия признаки предметов на глаз и выполняет действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребенок сразу безошибочно опускает геометрические формы в соответсвующие прорези доски; сразу безошибочно складывает трехсоставную матрёшку.

 

Задания для детей 2,5-3 лет

1. Вынуть черпаком шарики из банки с водой — «Достань шарики».

2. Достать мяч палкой из-под шкафа — «Достань мяч».

3. Забивать колышки в отверстия пластмассового (деревянного) верстачка молоточком — «Забей колышки».

 

4. Придвинуть к себе тележку, взяв оба конца тесьмы – «Достань тележку» (при наличии ложной тесьмы).

Дополнительные задания по наглядно-действенному мышлению

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5—2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Удержать воздушный шарик за ниточку.

2. Катать машину за веревочку.

3. Катать игрушку-каталку с помощью рукоятки.

4. Постучать палочкой по барабану.

5. Использовать стул при доставании высоко лежащей игрушки.

Задания выше возрастных требований к ребенку для детей 3-4 лет (для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Достать игрушку со шкафа, используя большой стул, при наличии маленького.

2. Придвинуть к себе машину с игрушкой, правильно выбрав тесемку.

 

3. Достань игрушку из трубки с помощью стержня от пирамиды – на столе широкая линейка и стержень от пирамиды, на конце которого насажен колпачок.

4. Достань рыбок из бассейна палкой с кольцом при наличии обычной палки.

 

5. Полить цветы из лейки – из лейки вода не льётся , так как в носике лейки комочек бумаги.

 

Проведение обследования

Задания предлагаются сразу для самостоятельного выполнения. При этом «предметы-цели» — игрушка, тележки, мяч, находятся от ребенка на таком расстоянии, чтобы он не мог дотянуться до них рукой. В зоне досягаемости его руки находятся палка («Достань мяч»); палка с кольцом («Достань тележку с птичкой»); два конца тесьмы, разведенные на 50 см. («Достань тележку») т.д. Педагог располагается рядом с ребенком и просит достать удаленный предмет, сопровождая свои слова естественным жестом. Он говорит: «Дай, достань мяч (птичку)». В ряде заданий от ребенка старше 2,5 лет требуется выбрать из двух предметов-орудий одно, наиболее подходящее. Так, для вылавливания шариков из банки с водой педагог предлагает на выбор черпак и палку с кольцом («Достань шарики»); для забивания колышков в отверстия верстака ребенку предлагаются молоточек и палка («Забей колышки»). Рядом с бассейном, где плавают рыбки, лежат палка с кольцом и обычная палка («Достань рыбок»).

Способ действия ребенку не показывается. Если ребенок сразу самостоятельно решает задачу или находит решение методом проб, ему предлагают следующее задание.

Обучение

Если малыш не предпринимает никаких попыток к действию, ему предлагается следующее задание из этой же серии или задание по другим направлениям развития. На следующей проверке ребенку снова предлагается задание, с которым ранее он не справился. В случае повторного бездействия



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.015 с.)