Оценка уровня сформированности умения подражать движениям ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня сформированности умения подражать движениям ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни



Опережение возрастной нормы: ребенок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные упражнения с выраженным интересом. Интерес к упражнениям сохраняется у него на протяжении всего обследования. Ребенок самостоятельно выполняет серию упражнений, составленных для его возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией упражнений, предназначенных для детей более старшего возраста (ребенок до 2,5 лет — с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребенок старше 2,5 лет — с заданиями для детей 3-4 лет). Движения выполняются точно, с большой амплитудой.

Соответствие возрастной норме: быстро устанавливает контакт с взрослым, упражнения заинтересовывают ребенка. Самостоятельно и с помощью взрослого выполняет не менее четырех упражнений, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. Некоторые движения выполняются неточно, с маленькой амплитудой.

Отставание от возрастной нормы: как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний), к результату выполнения упражнений обычно индифферентен. После обучения ребенок не справляется с упражнениями, предназначенными для его возраста, а выполняет самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста (ребенок до 2,5 лет — задания для детей 1,5-2 лет; ребенок старше 2,5 лет — задания для детей 2-2,5 лет). Движения выполняются неточно, с маленькой амплитудой. При выполнении упражнений отмечаются трудности сохранения равновесия, медленное переключение на новые движения. Движения замедленные, неловкие, напряженные. Отмечается недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.

Значительное отставание от возрастной нормы: в контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребенок вообще не понимает, что ему предъявляются упражнения. Из всех заданий он улавливает лишь форму двигательной активности. После обучения ребенок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями для детей более младшего возраста. Движения неловкие, напряженные, наблюдаются трудности сохранения равновесия.

Результаты обследования заносятся в протокол (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, формы 7.1 и 7.2.).

Приведем пример заполнения протокола обследования.

 

 

Обследование предметно-игровой деятельности

В ходе обследования выявляется уровень сформированное предметно-игровых действий ребенка с нарушенным слухом.

В условиях специального дошкольного учреждения следует организовать наблюдения за детьми в ситуациях их свободного поведения, когда дети действуют по собственному выбору и в привычных для них условиях (как правило, во время свободной игры в групповой комнате или на прогулке). В процессе наблюдения отмечаются проявления личной активности в действиях с предметами: интерес к игрушкам; какие занятия, предметы привлекают малыша; как долго он занимается одним делом. Важно выяснить, интересуется ли ребенок действиями своих сверстников, подражает ли им. Умеет ли устанавливать контакт с детьми — обычно сам включается в игру, играет в одиночку, наблюдает за игрой других или держится в стороне от детей.

Если ребенок обучается в группе кратковременного пребывания, сурдологическом кабинете, реабилитационном центре, особенности его поведения со сверстниками выясняются в процессе беседы с родителями.

Кроме наблюдений индивидуально с каждым ребенком проводится специальная проверка.

Оборудование: игрушечная мебель — столик, два-три стульчика, две кроватки с постельными принадлежностями, кукольная плита, кукольный буфет; игрушечная посуда — три тарелки, три чашки с блюдечками, три ложки, чайник, кастрюлька; кукла, мишка, зайка, собака, соответствующие размерам игрушечной мебели; набор крупного деревянного строителя — десять брусков одного цвета и размера, шесть кубиков одного цвета и размера, две треугольные призмы одного цвета и размера, две полусферы одного цвета и размера; две маленькие куклы, маленькая птичка и лошадка, несколько разных по величине и назначению маши, маленькие мячи (10-12), средний по величине мяч, юла, детская коляска; корзина или коробка, две кегли.

Проведение обследования

Желательно организовывать проверку в помещении групповой комнаты — в игровом уголке, где имеется необходимый набор игрушек и игрушечной мебели. Взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушками: «Смотри, сколько игрушек, поиграй». При этом свои слова взрослый сопровождает естественными жестами. Если ребенок начинает играть самостоятельно, взрослый, не вмешиваясь в его игру, наблюдает за ним.

В случае бездействия малыша педагог организует совместную с ним игру, где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель способа игровой деятельности. Педагог начинает привлекать малыша к осуществлению игровых действий с различными игрушками. Сначала он разворачивает игру с мишкой — берет его, разговаривает с ним, используя при этом естественные жесты: «Мишка плачет, мишка хочет есть (ам, ам)»; берет игрушечную кастрюлю, ставит ее на игрушечную плиту, «варит» суп, говоря малышу: «там суп, мишка будет есть суп». Взрослый усаживает за детский столик мишку, зайку (куклу), ставит на стол игрушечные тарелки, а ребенку предлагает положить к каждой тарелке игрушечные ложки. В это время взрослый «разливает» суп по тарелкам, берет ложку и несколько раз (5-6) подносит ее ко рту мишки, при этом говорит: «мишка ест (ам, ам) суп». Тут же можно накормить воображаемым супом самого малыша: «Паша (Дима) ест суп». Затем взрослый предлагает ребенку взять другую ложку и покормить зайку: «зайка ест (ам, ам)». Если ребенок не принимает этого предложения, педагог сам кормит зайку.

После этого взрослый берет мишку, обращается к малышу, используя при этом естественные жесты: «Все, мишка наелся, он хочет спать» — берет мишку на руки и баюкает его — «баю- бай; баю-бай; аааааа, мишка спит» — укладывает мишку в игрушечную кровать, накрывает одеялом. Тут же малышу предлагается положить спать зайку.

Если ребенка не привлекает игра с мягкими игрушками, следует начать игру со строительным материалом. Побуждая малыша действовать совместно с ним, педагог нагружает машину кубиками и кирпичиками (б кубиков и 10-12 кирпичиков). Взрослый вместе с малышом перевозит машину в другую часть комнаты, выгружает строительный материал и начинает сооружать постройки. Если ребенок начинает самостоятельно действовать с кубиками, педагог передает инициативу в его руки. Если со стороны малыша нет активных действий, взрослый возводит постройки на полу: строит дорожку из трех-четырех брусков, плотно прикладывая, их друг к другу; лесенку из трех кубиков — кладет кубик, рядом — другой кубик и сверху — еще кубик. Рядом с лесенкой строит диванчик из двух брусков: один кладет плашмя, другой ставит на длинное ребро и придвигает вплотную к первому. Возведенные постройки обязательно обыгрываются, а действия с игрушками педагог комментирует с помощью речи при широком использовании естественных жестов. В то же время следует стимулировать и самого малыша обозначать игровые действия, словом или жестом. Взрослый берет маленькую куклу и производит с ней игровые действия: водит куклу по дорожке: «Ляля идет, топ-топ-топ!»; ведет куклу по лесенке вверх и вниз «топ-топ-топ». Вот ляля прыгает с лесенки: «ляля упала, ооооо, больно, бо-бо» — педагог усаживает куклу на диванчик: «ляля сидит». После этого взрослый дает ребенку другую куклу и просит совершить увиденные действия с ней. Когда малыш повторит ряд игровых действий с куклой, ему можно естественным жестом указать 84 на оставшиеся кубики и кирпичики и предложить построить дорожку, лесенку, диванчик для птички. Если малыш затрудняется действовать сам, взрослый строит сооружения вместе с ним. Выполненные постройки аналогичным образом обыгрываются.

В ходе совместной деятельности ребенок должен видеть, что педагог искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам и игрушкам, изображающим зверей. Чтобы у ребенка возникло желание включиться в игру, важно прибегать к выразительным жестам: прикладывать палец к губам, когда мишка (зайка) «спит», грозить ему, если он плохо «ест» и т.д.

Если ребенка не интересует игра ни с сюжетными игрушками, ни с конструктором, ему следует предложить подвижные игры. Например, можно посоревноваться с малышом в бросании маленьких мячей в корзину или коробку: взрослый забрасывает с небольшого расстояния мячик в корзину, дает другой мячик ребенку и просит его повторить действие. Так, по очереди, малыш и взрослый забрасывают все мячики (5-6 раз) в корзину. Игру можно разнообразить: бросать мячик то левой, то правой рукой; пытаться бросить мячик в цель с более дальнего расстояния. Затем педагог подбрасывает корзину и раскидывает мячики по комнате подальше от ребенка. «Беги, собери мячи» — просит взрослый малыша, используя при этом естественные жесты. Малыш собирает мячи и кладет их в корзину. Если ребенка заинтересовала такая подвижная игра, можно ее продолжить, показав ему, как можно прокатить мяч между ножками стула, как бросать мяч вверх и ловить его двумя руками и т.д.

После совместной игры с взрослым, ребенку снова предоставляется возможность самостоятельно действовать с игрушками.

 

Оценка действий ребенка

Отмечается интерес к игрушкам (стойкий, нестойкий интерес, избирательный интерес, отсутствие интереса); какие игрушки использует ребенок для игры, их количество; длительность игры.

Особое внимание обращается на характер предметно-игровых действий ребенка:

• неадекватные действия с игрушками (стучит куклой об стол; тянет игрушки в рот, швыряет их);

• манипуляции (рассматривание; постукивание и т.д.);

• отдельные предметные действия (пьет из игрушечной чашки; бросает мяч и т.д.);

• процессуальные действия (нагромождает кубики друг на друга без замысла что-либо построить; бесцельно катает машину и т.п.);

• несвязанные между собой предметно-игровые действия — «куплеты действий» (кормит одну куклу, потом другую; возит машинку, потом поит куклу из игрушечной чашки и т.д.);

• цепочка логически связанных игровых действий (умывает куклу, кормит ее, затем укладывает спать и т.д.). Фиксируется также использование предметов-заместителей (например, ребенок использует кубик вместо мыла, палочку вместо ложки и т.п.) и сопровождение действий ребенка речью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.011 с.)