Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня развития предметно-игровой деятельности ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни

Поиск

Соответствие возрастной норме: ребенок проявляет стойкий, избирательный интерес к игрушкам, сам охотно включается в игру с ровесниками и взрослым, играет рядом с детьми, наблюдает за игрой других детей; организует самостоятельную 86 игру в ходе специальной проверки; в игре ребенка до 2,5 лет преобладают отдельные предметные действия, а также несвязанные между собой действия с одной или несколькими игрушками («куплеты действий»); а у ребенка старше 2,5 лет наряду с «куплетами действий» — цепочки логически связанных игровых действий, иногда использует предметы-заместители.

Отставание от возрастной нормы: ребенок проявляет к игрушкам интерес, но очень нестойкий, играет в одиночку или наблюдает за игрой других детей, но сам, как правило, не включается в их игру, часто держится в стороне от сверстников; в ходе специальной проверки, как правило, самостоятельной игры не организует, после совместной игры с взрослым обычно отказывается действовать с игрушками или точно копирует увиденные действия; в игре малыша до 2,5 лет преобладают манипуляции (например, рассматривание, переворачивание предметов, постукивание ими и т.д.) и процессуальные действия (например, нагромождение кубиков друг на друга без замысла что-либо построить; катание машинки и т.д.), а в игре ребенка старше 2,5 лет — процессуальные действия и отдельные предметные действия, когда предмет используется согласно его функциональному назначению (например, ребенок бросает мяч, пьет из игрушечной чашки и т.д.). Действия с игрушками однотипны и однообразны.

Значительное отставание от возрастной нормы: ребенок интереса к игрушкам не проявляет, как правило, берет в руки и тут же бросает; самостоятельной игры не организует, отказывается подражать действиям взрослого с игрушками; в игре ребенка как младше, так и старше 2,5 лет преобладают манипуляции и наблюдаются неадекватные действия с игрушками.

Результаты обследования заносятся в протокол (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, форма 8).

Приведем пример заполнения протокола обследования предметно-игровой деятельности Паши И.

 

Протокол обследования предметно-игровой деятельности

Ф.И. ребенка, возраст: Паша И., 2,11

Дата обследования: 10.10.98; 12.10. 98; 14.10.98.

1. Интерес к игрушкам:

• стойкий интерес -;

• нестойкий интерес +;

• избирательность интереса + любит разные по назначению машины;

• отсутствие интереса -;

2. Длительность игры:

• длительно действует с игрушкам

• быстро теряет интерес к игрушкам +;

 

3. Какие игрушки предпочитает:

предпочитает разные по назначению машины, паровозы, кубики, конструктор и др.

4. Стремление играть с ровесниками:

• сам включается в игру с ровесниками +;

• наблюдает за игрой детей +;

• играет в одиночку -;

• держится в стороне от детей -;

• отнимает игрушки, проявляет агрессию +;

5. Характер предметно-игровых действий:

• неадекватные действия (например, швыряет игрушки, тянет их в рот, надевает ведро себе на голову и т.д.) -;

• манипуляции (например, рассматривает предметы, постукивает предметами, ощупывает игрушки, поворачивает их и т.д.) +;

Паше нравится рассматривать машинки, игрушечную посуду, переворачивать предметы; открывать и закрывать крышку игрушечной кастрюли, двери шкафа и т.д.

• отдельные предметные действия (пьет из чашки, бросает мяч и т.д.) -;

Катает коляску, бросает мяч, наливает «чай» в чашку и т.д.

• процессуальные действия (нагромождение кубиков друг на друга, бесцельное катание машины, поезда и т.д.) +;

Подолгу катает машинки, паровозики, катается сам на большой машине.

• несвязанные между собой действия с одной или несколькими игрушками (кормление одной куклы, потом другой; затем катание машины, потом снова кормление куклы и т.д.) -;

• цепочка (два-три) логически связанных действий с игрушками (кормление куклы (зайки), затем раздевание куклы (зайки), потом укладывание ее (его) спать; нагружать в машину элементы строителя, увозить их для «строительства», выгружать их и строить гараж или дом для куклы и т.д.) -;

6. Использование предметов-заместителей (кубик вместо мыла, палочку вместо ложки и т.д.) -;

7. Сопровождение действий речью -;

8. Характеристика самостоятельной игры в ходе специальной проверки.

Самостоятельной игры не организует. Быстро теряет интерес к игрушкам. После совместной игры с педагогом копировал некоторые увиденные действия, например, покормил мишку, уложил спать зайку. В самостоятельной игре после обучения преобладают процессуальные действия и отдельные предметные действия, когда предмет используется согласно его функциональному назначению; действия с игрушками однотипны и однообразны.

Оценка: уровень предметно-игровой деятельности отстает от возрастной нормы, соответствует ребенку 2-2,5 лет.

 

Обследование речи

Обследование состояния речи детей с нарушенным слухом включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе их игр, прогулок, в режимные моменты и в ходе всего психолого-педагогического обследования. Кроме того, проводится специальная проверка.

Оборудование: игрушки и картинки (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, рис. 7-50).

Проведение обследования

Для специального обследования используется определенный список слов и фраз из разных тематических групп, наиболее близких для малыша этого возраста — части тела, посуда, одежда, животные и т.д. Проверка проводится индивидуально с каждым ребенком в привычной для него обстановке. Если ребенок уже слухопротезирован, — то с использованием индивидуальных слуховых аппаратов.

Сначала выясняется уровень понимания ребенком устной речи. Для этого учитель-дефектолог выкладывает на столе три предмета (картинки) из списка, называет один из них и просит ребенка дать его, сопровождая свою просьбу естественным жестом. Например: «Где шапка (штаны и т.п.)? Дай!», «где собака (ав-ав), (кошка — мяу)? Дай!». Если малыш не выполняет задание, то слово может быть повторено 2-3 раза.

Если ребенок правильно выбирает игрушку (картинку), педагог просит назвать, что это, что изображено на картинке. Так выясняется состояние самостоятельной речи ребенка. Называние слова фиксируется в протоколе так, как оно произносится ребенком. В том числе отмечается обозначение предметов и действий с помощью естественных и специальных жестов. В тех случаях, когда ребенок не произносит слово или 90 произносит его неправильно (усеченно, приближенно, равно- ударно и т.п.) взрослый называет слово еще раз и просит малыша повторить его. Повторные ответы ребенка также заносятся в протокол.

Если малыш неправильно выбирает игрушку (картинку) или даже не пытается ее выбрать, взрослый показывает ее ребенку, называет соответствующий предмет и побуждает ребенка повторить за ним. Если, несмотря на побуждения педагога, малыш так и не произносит слово, в соответствующих графах ставится прочерк. Названный педагогом предмет (картинка) убирается и на его месте появляется новый (следующий по списку).

При проверке понимания действий перед ребенком выкладываются 3-4 картинки, на которых изображены разные действия, но выполняет их один и тот же персонаж. Например, педагог раскладывает перед ребенком следующие картинки: мишка упал, мишка сидит, мишка едет, мишка идет. Затем взрослый называет одну из картинок и просит ребенка дать ее: «Где мишка идет? Дай!; Где мишка упал? Дай!». Фраза или только глагол могут быть повторены 2-3 раза. Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит назвать изображение и заносит ответ в протокол. Если ребенок неправильно выбирает картинку или даже не пытается ее выбрать, взрослый обозначает действие с помощью естественных жестов и снова просит малыша выбрать картинку. При непонимании ребенком жеста, обозначающего то или иное действие, в соответствующих графах ставится прочерк. Аналогично проверяется понимание других действий. Перед малышом выкладываются картинки, где разные действия выполняются куклой, — ляля спит, ляля ест, ляля пьет, ляля бежит.

Чтобы выяснить, понимает ли ребенок короткие фразы, педагог выкладывает на столе картинки, на которых изображены действия, выполняемые разными персонажами. Например, ляля спит, мишка идет, зайка бежит, ляля ест. Затем взрослый произносит фразу, например, «Мишка идет» и просит ребенка выбрать соответствующую картинку. Если ребенок неправильно выбирает картинку, взрослый прибегает к использованию естественных жестов, а потом снова просит малыша выбрать картинку. Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит назвать, что изображено на ней и фиксирует ответ в протоколе. В случае, если малыш неправильно выбирает картинку или даже не пытается ее выбрать, взрослый показывает ее ребенку, называет соответствующее действие и побуждает ребенка повторить за ним. Если, несмотря на побуждения педагога, малыш так и не произносит фразу, в соответствующих графах ставится прочерк.

Оценка

На основании данных наблюдений за речевыми реакциями детей и результатов специальной проверки определяется уровень понимания ребенком устной речи и состояние его самостоятельной речи на начало обучения. При этом отмечается:

• понимает ли ребенок фразы, слова вне ситуации наглядного выбора;

• понимает ли ребенок фразы, отдельные слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора;

• непонимание ребенком обращенной к нему речи. Отмечается также, пользуется ли малыш:

• фразой без аграмматизма, состоящей из 2-3 и более слов;

• короткой фразой с аграмматизмом из 2-3 лепетных и полных слов;

• полными словами, лепетными словами, звукоподражаниями;

• отнесенным лепетом, голосовыми реакциями;

• неотнесенным лепетом, криком, голосовыми реакциями, жестами (естественными и специальными).

Результаты обследования заносятся в протокол (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, формы 9.1 и 9.2.).

Приведем примеры заполнения протоколов обследования состояния речи Паши И.

 

 

Состояние речи

(по результатам наблюдений и специальной проверки)

Ф.И. ребенка, возраст: Паша И., 2,11

Дата обследования: 18.10.98.

Понимание ребенком устной речи:

понимание слов, фраз вне ситуации наглядного выбора: да, например,

сядь, иди, будем заниматься, нельзя, слушай, говори, сними шапку, ____________

сними ботинки и т.д. ____________________________________________________

нет ___________________________________________________________________

понимание отдельных слов, короткой фразы в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора:

да, например, ляля спит, зайка спит, мишка идет, мяч, юла, шапка, штаны,кровать, стол, стул, шкаф, уши, глаза, нос и т.д. _____________________________________

нет ____________________________________________________________________

Состояние самостоятельной речи ребенка:

• фраза без аграмматизма, состоящая из 2-3 и более слов, например,

нет ____________________________________________________________________

• короткая фраза с аграмматизмом из 2-3 лепетных и полных слов, например,

мяу упала; тетя, дай и т.д. ________________________________________________

______________________________________________________________________

• звукоподражания, лепетные слова, полные слова, например, звукоподражания: мяу; у, ав-ав и т.д.; полные слова: дом, на, юла, лопата, мама и т.д. _________________________________________________________________________________________________________________________________________

• соотнесенный лепет, голосовые реакции, например,____________________

• неотнесенный лепет, голосовые реакции, крик, жесты (естественные и спец.)_________________________________________________________________

 

Обследование слуха

Проведение обследования

Педагогическое обследование слуха проводится без индивидуальных слуховых аппаратов по общепринятой методике для детей третьего года жизни (Шматко Н.Д., 1990). Оно предполагает выработку у ребенка условной двигательной реакции на звучание игрушек и голоса. В ходе специальных упражнений педагог учит ребенка в ответ на звуковые сигналы (слогосочетания типа папапа, пупупу, сисиси; звучания шарманки, гармошки, барабана) выполнять игровое действие — бросать пуговицу в банку, надевать кольцо на стержень пирамиды и т.д. Сначала ребенка учат реагировать на звуковые сигналы на слухо-зрительной основе, т.е. когда малыш видит лицо говорящего, игру на звучащей игрушке, затем условный рефлекс вырабатывается на звуковой сигнал, воспринимаемый на слух 1. При этом определяется расстояние, на котором ребенок ощущает звучания низко-, средне- и высокочастотных игрушек (барабана, гармошки, шарманки соответственно) и речи (шепот, голос разговорной и повышенной громкости) без аппаратов.

Кроме того, проверяется умение детей различать на слухо-зрительной и слуховой основе звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе из двух-трех и более. С этой целью ребенку предлагают выбрать один предмет из двух-трех (или более), находящихся перед ним.

1 При выработке условной двигательной реакции на звучание речи ребенка учат вначале реагировать на произносимые слоги на зрительной основе, затем — на слухо-тактильной (слоги произносятся у уха ребенка без экрана) и наконец — на слуховой (при восприятии звучания с экраном).

Вначале звукоподражания и слова произносятся педагогом так, чтобы малыш видел его губы. Если он справляется с этим заданием, звукоподражания и слова произносятся около уха ребенка голосом разговорной громкости. В том случае, если малыш различает их, они предлагаются для восприятия на слух за экраном (листом писчей бумаги). Если ребенок справляется с выбором из трех звучаний, произносимых у уха, выбор увеличивается до четырех-пяти и делается попытка увеличить расстояние.

В ходе педагогического обследования слуха проверяются оба уха: и правое и левое. При этом следует начинать с хуже слыщащего уха.

Аналогичные проверки проводятся при использовании индивидуальных слуховых аппаратов с целью оценки эффективности слухопротезирования. При необходимости уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов.

Результаты педагогического обследования слуха на основе условной двигательной реакции на звук сопоставляются с данными игровой тональной пороговой аудиометрии (см. табл. 1). Сопоставление результатов позволяет уточнить состояние слуха каждого ребенка, а также выявить случаи рассогласованности данных, при которых необходимо повторное аудиологическое и педагогическое обследование.

Приведем пример заполнения протокола обследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.246 (0.013 с.)