Оценка уровня изобразительной деятельности ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня изобразительной деятельности ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни



Опережение возрастной нормы: ребенок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремленно, правильно и твердо держит фломастер. Рисунки ребенка точно соответствуют образцу взрослого. Самостоятельно выполняет серию заданий, составленных для его возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребенок до 2,5 лет — с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребенок старше 2,5 лет — с заданиями для детей 3-4 лет). Четко определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Соответствие возрастной норме: быстро устанавливает контакт с взрослым, задания заинтересовывают ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверок. Действует целеустремленно, но некоторые линии, предметы изображает неточно. Продуктивно принимает и использует помощь. Ребенок самостоятельно и с помощью взрослого выполняет не менее четырех заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Отставание от возрастной нормы: как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребенок несколько заинтересован общей ситуацией занятий, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индифферентен. Проявляет низкую познавательную активность, не стремится и не может выполнить рисунки, предлагаемые для его возраста как самостоятельно, так и после совместных действий с педагогом. Выполняет самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста (ребенок до 2,5 лет — задания для детей 1,5-2 лет; ребенок старше 2,5 лет — задания для детей 2-2,5 лет). Даже после помощи педагога некоторые изображения воспроизводит неточно, неаккуратно, фломастер держит неверно, черкает на бумаге. Может рисовать как правой, так и левой рукой, нет согласованности действий обеих рук.

Значительное отставание от возрастной нормы: в контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребенок вообще не понимает, что ему предъявляются задания. В условиях обучения не стремится рисовать. Не выполняет задания, рассчитанные на его возраст, а также задания для детей более младшего возраста. После обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условия задания. Не умеет держать фломастер, ведущая рука не определена.

Результаты обследования заносятся в протокол (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, формы 6.1. и 6.2.). Приведем пример заполнения протокола обследования изобразительной деятельности Паши И.

Обследование подражание

Задание направлены на проверку способности ребенку с нарушенным слухом подражать движениям взрослого.

Оборудование: два мяча, палка, проволока, десять бусин.

Основные задания по подражанию

Задания для детей 2-2,5 лет:

1. Хлопки в ладоши перед собой, над головой.

2. Повороты вправо, влево, свободно размахивая руками.

3. Ходьба на месте.

4. Катание мяча друг другу одной рукой, двумя руками.

5. «Ходьба» двумя пальчиками (указательным и средним) по столу.

Задания для детей 2,5- 3 лет:

1. Размахивая руками в одну и другие стороны из положения вниз.

2. Наклоны вперед, в стороны.

3. Перемещение ноги (правой и левой) вперед на пятку.

4. Броски мяча вперед друг другу двумя руками, одной рукой.

5. Поочередное касание большого пальца правой руки, а затем левой с другими пальцами.

Дополнительные задания по подражанию

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5-2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответсвующими их возрасту):

1. Катание мяча вперед двумя руками.

2. Приседание с поддержкой.

3. Поднятие и опускание рук.

4. Наклоны вперед, держась за палку.

5. Сжимание и разжимание кулачков одновременно двумя руками.

Задания выше возрастных требований к ребенку для детей 3—4 лет (для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Подъем на носочки.

2. Движения для рук: ставить на пояс, отвести в стороны, поднять вверх, опустить.

3. Повороты вправо, влево, поднимая руки вверх.

4. Броски мяча о землю (об пол) с последующим заданием поймать его.

5. Нанизывание бусинок на проволоку.

Проведение обследования

Все упражнения предъявляются ребенку по показу. Так, педагог хлопает в ладоши перед собой, шагает на месте, поворачивается в стороны, катит мяч одной рукой (двумя руками), наклоняется вперед и в стороны, бросает мяч вперед, выставляет ногу вперед на пятку и т.п. После этого ребенку предлагают повторить действие. Если ребенок не приступает к выполнению упражнения, взрослому следует повторить показ. Количество показов упражнений не должно превышать трех раз.

Обучение

Если у ребенка не получается воспроизвести показ взрослого, то его просят действовать одновременно с педагогом, т.е. по подражанию. Так, взрослый хлопает в ладоши, и ребенок хлопает в ладоши, взрослый размахивает руками в стороны, и ребенок размахивает руками в стороны, взрослый катит мяч, и ребенок катит мяч и т.п. После обучения проверяется умение малыша справиться с заданием самостоятельно. Если после действий по подражанию ребенок затрудняется выполнить упражнение, используется метод пассивных движений (совместных действий). Так, педагог руками ребенка катит мяч; хлопает в ладоши; «здоровается» большим пальчиком с другими пальчиками и т.п. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребенка

По каждому упражнению фиксируется:

• желание выполнять упражнение; заинтересованность в результате деятельности;

• способ выполнения упражнения — по показу, по подражанию; после совместных действий с взрослым;

• качество выполнения упражнения ребенком (точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение);

• амплитуда движений (большая, маленькая);

• трудности сохранения равновесия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.008 с.)