Обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом



Допущено Министерством образования РФ

в качестве методического пособия

 

Издательство

«ЭКЗАМЕН»

МОСКВА

 

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям

с выявленными отклонениями в развитии»

Николаева Т.В.

Н62 Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие / Т.В. Николаева. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 112 с. (Серия «Ранняя помощь»)

 

 

ISBN 5-472-00466-7

 

 

Предлагаемая методика комплексного психолого-педагогического обследования может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми, которая проводится в разных видах учреждений: в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в специальной группе дошкольного учреждения комбинированного вида, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом кабинете (центре) системы Министерства здравоохранения РФ, в различных реабилитационных центрах.

Методическое пособие адресовано учителям-дефектологам, педагогам-психологам и воспитателям, работающим с детьми с нарушениями слуха. Оно может быть полезно родителям маленьких детей с недостатками слуха, специалистам, занимающимся воспитанием и обучением детей с другими отклонениями в развитии, а также студентам дефектологических факультетов.

 

УДК 616+376

ББК 28.9+74.3

 

Подписано в печать с диапозитивов 13.10.2005

Формат 60x90/16. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная

Уч.-изд. л. 4,02. Усл. печ. л. 14,0. Тираж 3 000 экз. Заказ № 5516

 

ISBN 5-472-00466-7

 

© Николаева Т.В., 2006

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..4

Часть I. Комплексный подход к оценке уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом……………………………………………………10

Общая характеристика методики …………………………………………………10

Результаты комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом третьего года жизни……………………………………… 14

Возрастные особенности психофизического развития

детей с нарушенным слухом третьего года жизни…………………………14

Индивидуальные особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом третьего года жизни………………………………….18

Варианты психофизического развития детей с недостатками слуха…...…25

Часть II. Методика проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка преддошкольного возраста с нарушенным слухом....30

Общие организационные вопросы проведения

психолого-педагогического обследования ………………………………………..32

Общие рекомендации к обследованию физического

и познавательного развития ……………………………………………………….38

Обследование физического развития ………………………………………..41

Обследование сенсорного развития …………………………………………46

Обследование наглядно-действенного мышления………………………….53

Обследование конструктивной деятельности………………………………61

Обследование изобразительной деятельности ……………………………...70

Обследование подражания …………………………………………………...77

Обследование предметно-игровой деятельности …………………………...82

Обследование речи……………………………………………………………90

Обследование слуха ………………………………………………………….96

Заключение…………………………………………………………………………..108

Рекомендуемая литература…………………………………………………………110

 

Введение

Ранний возраст (с первого года жизни до трех лет) — важнейший период в развитии человека. Основная его особенность — безграничные возможности усвоения ребенком нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения.

Третий год жизни ребенка сензитивен, т.е. особенно восприимчив к разного рода педагогическим воздействиям, благоприятен для развивающего обучения (Аксарина Н.М., Венгер JI.A., Мухина B.C., Выготский Л.С., Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Обухова Л.Ф., Уайт Б., Эльконин Д.Б. и др.). На третьем году жизни происходит активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой; развитие интеллекта и способностей ребенка. Причем для малыша в равной мере важно как физическое, так и умственное, и нравственное воспитание.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Pay, Н.А. Pay подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Знаменательно, что первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха был открыт в 1900 г. в Москве Н.А. Pay и Ф.А. Pay, а в 1930 г. Е.Ф. Pay основала первые ясли, в которых обучение начиналось с трехмесячного возраста.

Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитии движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной); нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие (Pay Н.А., Рау Е.Ф., Корсунская Б.Д., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И., Исенина Е.И., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Brown М., Klein Lori J., Huerta Lynn E., и др.). Вместе с тем коррекционное обучение позволяет преодолеть или смягчить отклонения в развитии.

В последние десятилетия интенсивно разрабатываются медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом (Алиева З.С.; Васильева Л.Д., Марусева A.M., Лях Г.С.; Пелымская Т.В., Таварткиладзе Г.А., Васильева Л.Д., Klein Lori J., Huerta Lynn E., Wat- kin P. и др.). Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей выявляются лишь в конце раннего возраста — к, двум-трем годам или позже. Именно в этом возрасте в большинстве случаев дети начинают получать целенаправленную коррекционную помощь в учреждениях здравоохранения и образования.

В настоящее время определены содержание и методика коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми младенческого и раннего возраста с учетом их психофизических и возрастных особенностей (Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.). Созданы специальные государственные программы обучения и воспитания как глухих, так и слабослышащих детей дошкольного возраста (под руководством Л.П. Носковой, 1991), программа «Общение» (под редакцией Э.И. Леонгард, 1995). Однако и программы, и разнообразные задания и материалы для занятий ориентированы на так называемого среднего ребенка.

Вместе с тем известно, что реализация потенциальных возможностей детей с нарушенным слухом зависит, во-первых, от своевременной качественной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и во-вторых — от построения индивидуальной программы коррекционной помощи.

В последние годы индивидуально-ориентированный подход в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями является важнейшим направлением развития дошкольной коррекционной педагогики (Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А. и др.). Все большее значение приобретает проблема индивидуализации по отношению к детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом. Многими специалистами отмечается необходимость создания таких наборов психолого-педагогических методик обследования неслышащих детей, результаты которых могли бы служить реальной основой для составления индивидуальной коррекционной программы для каждого конкретного ребенка (Иванова Н.В., Плотникова О.И.; Михаленкова И.А.; Ружина Г.С. и др.). Реализация поставленной задачи по единодушному мнению специалистов возможна на основе углубленного, комплексного психолого-педагогического изучения ребенка, в процессе которого определяется уровень его общего психофизического развития и достижения по разным линиям развития.

Для разработки адекватной уровню развития каждого ребенка индивидуальной программы важно выяснить как исходный уровень его развития в разных направлениях: физическом, социальном, познавательном, так и в целом определить уровень его психофизического развития, поскольку линии развития связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и уровень каждой линии развития не может рассматриваться изолированно. Полное представление о ребенке складывается из множества частных оценок и прежде всего из оценки достижений по основным линиям его развития. Поэтому так важно проведение комплексного психолого-педагогического обследования. Если же изучить лишь одну линию развития (например, умственное или физическое развитие), представление о ребенке окажется неполным, а его потенциальные возможности могут быть занижены или завышены.

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии определены принципы и требования к построению и разработке методик обследования детей с разными отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха (Стребелева Е.А., 1998), однако педагогические вопросы диагностического изучения неслышащих детей остаются нерешенными.

Наши исследования и беседы с педагогами показали, что психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным случим базируется на интуитивно-практическом подходе, стихийно формирующемся в процессе конкретной работы с детьми. Как правило, проводится педагогическое исследование слуха и определяется уровень развития речи детей. При изучении уровня психофизического развития детей, их индивидуальных особенностей и готовности к обучению у специалистов возникает ряд вопросов и трудностей: что изучать, как изучать, с помощью каких методов это делать?

Методики, адресованные нормально развивающимся детям, помогут быть использованы при обследовании ребенка с нарушенным слухом, поскольку большая часть заданий в них предъявляется с помощью речевой инструкции, что делает их недоступными для еще неговорящих детей. Чтобы задания оказались понятны и доступны неслышащему малышу, принципиальное значение имеет адекватный способ их предъявления: все предлагаемые задания должны обязательно сопровождаться естественными жестами.

Проблема комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом поднималась и ранее. Еще в 70-е годы коллективом авторов А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард был разработан набор заданий с целью отбора детей преддошкольного и дошкольного возраста в соответствующий тип (группу) специальных дошкольных учреждений. Специальная задача выявления индивидуальных особенностей детей в этой работе не ставилась. Кроме того, недостаточно полно в предложенном наборе заданий представлено обследование физического развития.

До настоящего времени не разработаны специальные методики психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Нет общепринятой схемы психолого-педагогического обследования ребенка данной категории ни в условиях обучения, ни в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ИМПК).

На наш взгляд, в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми преддошкольного возраста недостаточно учитываются их возрастные различия. Известно, что на протяжении третьего года жизни в психофизическом развитии слышащего ребенка происходят значительные изменения. Так, движения малыша 2-2,5 лет менее координированы, он еще не овладевает такими движениями, как бег и прыжки. В игре ребенка до 2,5 лет преобладают предметные действия и «куплетные игры», состоящие из нескольких звеньев, а со второй половины третьего года жизни дети все чаще воспроизводят «межличностную» сторону действительности, в играх отражаются взаимосвязанные цепочки действий. Чем младше ребенок, тем более зависим он от взрослого в быту, тем непроизвольнее его поведение и т.д. Вместе с тем требования всех разделов программы адресованы в целом детям третьего года жизни.

Все сказанное позволяет нам заключить, что в настоящее время назрела острая необходимость совершенствования методического аппарата обследования ребенка с нарушенным слухом для определения адекватной индивидуальной программы коррекционного воздействия для каждого ребенка. Актуальной является задача разработки психолого-педагогических методик, имеющих целью обеспечить целостное изучение неслышащего ребенка, выявление не только актуального уровня его развития, но и зоны ближайшего развития, и индивидуальных особенностей. Одной из таких методик может быть представленный комплект заданий.

Пособие состоит из двух частей и нетрадиционно по своей структуре. В части 1, вопреки жанру методического пособия, представлена лишь общая характеристика методики, условия и принципы проведения обследования, а основное внимание сознательно уделено изложению материалов экспериментального сравнительного исследования детей третьего года жизни с нарушенным и нормальным слухом, проведенного с использованием предлагаемой методики. Прежде чем представить подробное описание методики комплексного психолого-педагогического обследования, мы стремились показать преимущества и диагностические возможности ее практического применения. Результаты экспериментального обследования доказывают, что предлагаемая методика позволяет выявить возрастные, индивидуальные возможности детей с недостатками слуха преддошкольного возраста по основным линиям развития, а также определить варианты их психофизического развития. Обсуждаемые материалы экспериментального исследования достаточно убедительно демонстрируют практическую значимость комплексного психолого-педагогического изучения малыша с нарушенным слухом. Именно такой подход позволяет увидеть каждого воспитанника разносторонне, оценить его сильные и слабые стороны и, опираясь на эти знания, индивидуализировать процесс его обучения, разрабатывать для каждого ребенка индивидуальную программу развития.

Вторая часть пособия представляет собой подробное изложение содержания комплексного психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. Раскрываются процедура, методы и условия проведения обследования отдельно по каждой линии развития. При описании содержания обследования физического и познавательного развития большое внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане обучаемости: определены фиксированные виды помощи малышу; приведены критерии оценки выполнения специальных заданий. По каждой линии дана оценка уровня развития ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. Приведены примеры заполнения протоколов обследования по всем изучаемым линиям, а также характеристик детей по итогам комплексного психолого-педагогического обследования.

В Материалах для комплексного психолого-педагогического обследования даны образцы протоколов и анкета для родителей, а также демонстрационный материал для обследования познавательного развития и речи детей с нарушенным слухом преддошкольного возраста.

 

Часть 1

Комплексный подход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.022 с.)