Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование наглядно-действенного мышления

Поиск

Задания направлены на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать различные вспомогательные средства.

Оборудование: набор игрушек и предметов – коляска с куклой; мяч; бассейн с водой; пять шариков; пять резиновых (пластмассовых) рыбок; прозрачная трубка; деревянный (пластмассовый) верстак с молоточком; тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; тележка со стержнем; два пластмассовых винта с гайками; три палочки - с обычным концом, с колечком на одном конце, с крючком; сачок; черпак; воздушный шарик; машина с веревочкой; широкая линейка; стержень от пирамидки, на конце которого насажен колпачок; лейка; барабан; каталка с рукояткой; маленький и большой стулья; заводная игрушка; две тесемки.

 

Основные задания по наглядно-действенному мышлению

 

Задания для детей 2-2,5 лет:

1. Катать коляску за ручку.

2. Придвинуть к себе игрушку палкой.

3. Вылавливать сачком рыбок из бассейна – «Поймай рыбку»

4. Вытолкнуть игрушку из прозрачной трубки палкой – «Достань игрушку».

5. Накинуть а тележку со стержнем палку с кольцом катать её – «Достань тележку с птичкой»

 

Задания для детей 2,5-3 лет

1. Вынуть черпаком шарики из банки с водой — «Достань шарики».

2. Достать мяч палкой из-под шкафа — «Достань мяч».

3. Забивать колышки в отверстия пластмассового (деревянного) верстачка молоточком — «Забей колышки».

 

4. Придвинуть к себе тележку, взяв оба конца тесьмы – «Достань тележку» (при наличии ложной тесьмы).

Дополнительные задания по наглядно-действенному мышлению

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5—2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Удержать воздушный шарик за ниточку.

2. Катать машину за веревочку.

3. Катать игрушку-каталку с помощью рукоятки.

4. Постучать палочкой по барабану.

5. Использовать стул при доставании высоко лежащей игрушки.

Задания выше возрастных требований к ребенку для детей 3-4 лет (для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Достать игрушку со шкафа, используя большой стул, при наличии маленького.

2. Придвинуть к себе машину с игрушкой, правильно выбрав тесемку.

 

3. Достань игрушку из трубки с помощью стержня от пирамиды – на столе широкая линейка и стержень от пирамиды, на конце которого насажен колпачок.

4. Достань рыбок из бассейна палкой с кольцом при наличии обычной палки.

 

5. Полить цветы из лейки – из лейки вода не льётся, так как в носике лейки комочек бумаги.

 

Проведение обследования

Задания предлагаются сразу для самостоятельного выполнения. При этом «предметы-цели» — игрушка, тележки, мяч, находятся от ребенка на таком расстоянии, чтобы он не мог дотянуться до них рукой. В зоне досягаемости его руки находятся палка («Достань мяч»); палка с кольцом («Достань тележку с птичкой»); два конца тесьмы, разведенные на 50 см. («Достань тележку») т.д. Педагог располагается рядом с ребенком и просит достать удаленный предмет, сопровождая свои слова естественным жестом. Он говорит: «Дай, достань мяч (птичку)». В ряде заданий от ребенка старше 2,5 лет требуется выбрать из двух предметов-орудий одно, наиболее подходящее. Так, для вылавливания шариков из банки с водой педагог предлагает на выбор черпак и палку с кольцом («Достань шарики»); для забивания колышков в отверстия верстака ребенку предлагаются молоточек и палка («Забей колышки»). Рядом с бассейном, где плавают рыбки, лежат палка с кольцом и обычная палка («Достань рыбок»).

Способ действия ребенку не показывается. Если ребенок сразу самостоятельно решает задачу или находит решение методом проб, ему предлагают следующее задание.

Обучение

Если малыш не предпринимает никаких попыток к действию, ему предлагается следующее задание из этой же серии или задание по другим направлениям развития. На следующей проверке ребенку снова предлагается задание, с которым ранее он не справился. В случае повторного бездействия малыша взрослый помогает ему жестом, указывая на предметы вокруг и в частности на «предметы-орудия». Если и после этого ребенок не начинает действовать, взрослый показывает ему способ действия — достает палкой игрушку, мяч; накидывает на тележку палку с кольцом и достает ее и т.п. После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно выполнить задание. Если и после показа педагога малыш не справляется с заданием, используется метод совместных действий, после чего ребенку вновь предстоит выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка

По каждому заданию фиксируется:

• желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

• способ выполнения задания (самостоятельно, после подсказки взрослого, после показа способа действия, после совместных действий с взрослым, невыполнение).

Особое внимание обращается на способ ориентировки ребенка в задании: метод проб, зрительная ориентировка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.008 с.)