Методика проведения комплексного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения комплексного



Психолого-педагогического обследования

Ребенка преддошкольного возраста с нарушенным слухом

 

Общие организационные вопросы проведения

Психолого-педагогического обследования

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяется как общий уровень его психофизического развития, так и его потенциальные возможности и индивидуальные особенности. Поэтому в специальном дошкольном учреждении представляется целесообразным проведение обследования непосредственно учителем-дефектологом и воспитателями, постоянно работающими с данной группой детей. К изучению детей подключается и педагог-психолог специального дошкольного учреждения. Важным условием проведения обследования является тесное сотрудничество и взаимосвязь всех его участников. При этом можно по-разному распределить функции между различными специалистами. Например, изучение социального и физического развития берет на себя воспитатель. Совместно с учителем-дефектологом он проводит обследование игровой деятельности. Уровень развития речи детей и состояние их слуха определяет учитель-дефектолог. Изучение познавательного развития осуществляет учитель-дефектолог группы совместно с педагогом-психологом.

 

Психолого-педагогическое обследование глухих и слабослышащих малышей, обучающихся в сурдологических кабинетах (центрах), также проводят учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Перед началом обследования все его участники знакомятся < заключениями на детей, выданными психолого-медико-педагогической комиссией, медико-психолого-педагогической документацией каждого ребенка.

Учитывая трудности привыкания маленьких детей к дошкольному учреждению, приступать к обследованию рекомендуется на второй-третьей недели сентября, когда малыши уже немного адаптировались к условиям специальной группы (труппы кратковременного пребывания). Обследование каждого ребенка группы может занять от двух недель до 1-1,5 месяцев. Важно не жалеть на это времени, так как в процесс наблюдений и индивидуальных диагностических занятий происходит и обучение малыша, максимально соответствующе уровню его развития. Нужно помнить, что на обследование каждого конкретного ребенка требуется разное количеств времени.

Результаты психолого-педагогического обследования фиксируются в специальных протоколах, которые заполняются н каждого ребенка. По окончании обследования все его участники обсуждают результаты, анкеты, заполненные родителям детей, и составляют на каждого воспитанника развернутую характеристику, отражающую его индивидуальные возможности по основным линиям развития. Данные углубленного комплексного обследования служат основой для разработки индивидуально ориентированной программы для каждого ребенка, также для организации коллективной деятельности детей с учетом возможностей каждого члена группы.

Образцы протоколов обследования и анкета для родителей представлены в «Материалах для комплексного психолог педагогического обследования ребенка раннего возраста с н 32 рушенным слухом». Предлагаемые формы регистрации результатов не являются стандартными бланками, а служат для удобства фиксации результатов и могут быть изменены.

Остановимся на подробном описании проведения обследования по отдельным линиям развития.

 

Обследование социального развития

Изучение социального развития включает выявление характера взаимодействия и общения неслышащего ребенка с взрослыми и сверстниками. Оно направлено также на определение уровня сформированности навыков самообслуживания и особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы малыша.

Проведение обследования

С целью выявления особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка, а также характера его взаимодействия с окружающими в специальном дошкольном учреждении организуются наблюдения за детьми в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, прогулки, в процессе разнообразных видов деятельности, и том числе свободной игры. Наиболее удобным для наблюдений является время в первой половине дня, после завтрака, тогда детям предоставляется возможность свободной деятельности в игровом уголке.

Педагога должно интересовать, какими средствами общения ребенок пользуется в обычной для него обстановке: экспрессивно-мимическими — улыбка, взгляд, естественные и специальные жесты; предметно-действенными — движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому рал личных вещей, выражение протеста и т.д.; речевыми средствами общения — отдельные слова, фразы. Необходимо выяснить желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и детьми. При этом отмечается: ребенок легко и быстро устанавливает контакт; контакт избирательный; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает. Важно отметить

особенности поведения и эмоционально- волевой сферы ребенка: активность — пассивность; деятельность — инертность; агрессивность к другим детям; настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения); сосредоточенность на 4-5 мин — несосредоточенность и др. Выясняются особенности характера ребенка — спокойный, пассивный, жизнерадостный, раздражительный и т.д.

Сведения об уровне сформированности у детей навыков самообслуживания собираются непосредственно в ходе проведения режимных моментов (одевание, умывание, прием пищи и др.).

При проведении обследования в условиях сурдологического центра группы кратковременного пребывания изучение социального развития проводится методом наблюдения за ребенком и беседы с его родителями.

 

Оценка уровня социального развития ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни

Соответствие возрастной норме: в общении с взрослыми и сверстниками проявляет активность, инициативность, быстро и легко устанавливает контакт с окружающими, преимущественно пользуясь естественными и специальными (если ребенок воспитывается неслышащими родителями) жестами, значительно реже использует речь (отдельные слова, фразы типа «тетя», «дай», «иди» и т.д.) как средство общения; ребенок 2-2,5 лет — самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки, одевается с помощью взрослого, своевременно просится в туалет; ребенок 2,5-3 лет — самостоятельно и аккуратно принимает пищу, пользуется туалетом, снимает и надевает одежду, застегивает пуговицы, завязывает шнурки с помощью взрослого.

Отставание от возрастной нормы: ребенок неактивен и мало инициативен в общении со взрослыми и ровесниками, часто неохотно устанавливает контакт с новым взрослым; могут наблюдаться расторможенность, вспышки агрессии к окружающим; основные средства общения — голосовые реакции, несоотнесенный лепет, крик, реже — жесты; ребенку до 2,5 лет оказывается помощь при выполнении всех бытовых процедур; малыш старше 2,5 лет, как правило, самостоятельно принимает пищу, пытается самостоятельно одеваться; помощь взрослого требуется в процессе умывания и при пользовании туалетом.

Значительное отставание от возрастной нормы: ребенок не желает и не умеет общаться как со взрослыми, так и со сверстниками; контакт ребенка с окружающими носит формальный характер: он может не реагировать на требования и замечания взрослого, отвечать на них капризами, криком, плачем; равнодушен к одобрению; при выполнении бытовых процедур всегда нуждается в помощи взрослого.

Результаты обследования заносятся в протокол (см. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования, форма 1).

Приведем пример заполнения протокола обследования социального развития Паши И.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.005 с.)