Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей с нарушенным слухом третьего года жизни

Поиск

 

В психофизическом развитии неслышащих детей младшей (2-2,5 года) и старшей (2,5-3 года) возрастных групп обнаружились существенные различия.

Уровень общего психофизического развития малышей до 2,5 лет без учета уровня речевого развития можно оценить как близкий к возрастной норме.

Так, характерными особенностями социального развития и предметно-игровой деятельности как слышащих, так и неслышащих детей младшей возрастной группы являлись: использование экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения, большая зависимость от взрослого в быту, небольшая степень инициативности и активности по отношению к взрослым и ровесникам, неустойчивость настроения, преобладание в самостоятельной игре детей предметных действий (бросание мяча, разливание чая, катание машины и т.д.) и манипуляций (рассматривание, перевертывание игрушек, перекладывание предметов с места на место и т.д.).

Выявлены сходные тенденции в физическом развитии детей двух категорий, которые проявлялись в одинаковом уровне сформированности таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, а также в определенных качественных особенностях движений: маленькая амплитуда движений, несогласованность движений рук и ног, неловкий характер движений.

В ходе обследования познавательного развития также были обнаружены сходные тенденции как в поведении слышащих и неслышащих детей младшей возрастной группы, так и в результативности выполнения ими заданий. Общие особенности поведения детей проявлялись в негативном отношении к процедуре обследования, отказе от выполнения заданий. При этом для активизации их деятельности использовались одни и те же игровые приемы (обыгрывание игрушек, привлечение к выполнению заданий сверстника). При адекватном способе предъявления заданий неслышащим детям (широком использовании словесно-жестовой инструкции, различных способах побуждения их к деятельности и оказании помощи) отмечены близкие результаты выполнения заданий на оценку уровня познавательного развития неслышащими и нормально слышащими детьми 2-2,5 лет. И те, и другие самостоятельно или после помощи взрослого выполняли большую часть предложенных заданий. Это позволило оценить уровень их познавательного развития как достаточно высокий. Однако малыши с нарушенным слухом нуждались в большей помощи взрослого во всех предложенных сериях заданий.

Однако со второй половины третьего года жизни выявлена тенденция нарастания различий между неслышащим ребенком и его слышащим сверстником по всем основным линиям развития. Если у слышащих детей старше 2,5 лет, как и следовало ожидать, было выявлено повышение уровня общего психофизического развития, то неслышащие дети по уровню своего развития оказались близки к детям младшей возрастной группы (2-2,5 года).

Так, ведущее место в предметно-игровой деятельности неслышащих детей старшей возрастной группы продолжали занимать манипуляции и однотипные процессуальные действия, тогда как слышащие дети этой возрастной группы, как правило, уже развертывали цепочки взаимосвязанных действий с игрушками, использовали предметы-заместители и называли их в соответствии с их игровым значением.

Дети с нарушенным слухом старше 2,5 лет не овладевали более сложными движениями и их комбинациями в таком же объеме, как слышащие сверстники. Если большинство слышащих детей старшей возрастной группы самостоятельно справились со всеми предлагаемыми им упражнениями (66%), то дети с нарушенным слухом самостоятельно выполнили только 37% заданий. Существенные различия в результатах обследования слышащих и неслышащих детей старшей возрастной группы по уровню развитию основных движений отражены в диаграмме 1.

 

Характерной особенностью познавательного развития глухих и слабослышащих детей старше 2,5 лет являлась неравномерность. Если слышащие дети демонстрировали высокие результаты по всем направлениям познавательного развития и с большей частью заданий справились самостоятельно, то неслышащие дети в одних направлениях достигали достаточно высоких результатов (сенсорное развитие, конструирование), в других — средних (наглядно-действенное мышление, изобразительная деятельность), а в третьих — отставали в развитии (в умении подражать движениям взрослого). Примечательно, что неслышащие дети нуждались в помощи взрослого в значительно большей степени, чем их слышащие сверстники. На диаграммах 2 и 3 на примере выполнения заданий на подражание и по конструированию наглядно показаны различия между слышащими и неслышащими детьми младшей и старшей возрастных групп.

 

Более благополучное психофизическое развитие слышащих детей со второй половины третьего года жизни связано с овладением ими речью. Быстрое и интенсивное развитие речи способствует росту познавательной активности: дети овладевают ситуативно-деловым общением и элементарным сотрудничеством с взрослым, проявляют инициативу, самостоятельность, независимость в общении с окружающими и в быту.

Из-за отсутствия или резкого недоразвития речи, вызванного снижением слуха, затруднено полноценное руководство действиями неслышащего ребенка со стороны взрослого, что в свою очередь сказывается на его психофизическом развитии.

Все сказанное дает нам основания считать, что чрезвычайно важно начинать коррекционно-педагогическую работу с ребенком с нарушенным слухом как можно раньше, не позднее первого полугодия третьего года жизни, когда еще не столь выражены различия между ним и его слышащим сверстником. Между тем традиционно большинство детей начинают получать целенаправленную коррекционную помощь лишь после 2,5 лет.

 

 

Индивидуальные особенности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.011 с.)