Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На момент обследования: 2 года 3 месяца воспитывается неслышащими родителями; коррекционно-педагогическая работа начата в 2 года 2 месяцев↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Заключение ПМПК: состояние слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст. (по JI.B. Нейману); состояние речи: выученный предметно-лепетный словарь; интеллект: сохранен Социальное развитие: девочка активна, легко вступает в контакт. Инициативна в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Средства общения — голосовые реакции, несоотнесенный лепет, естественные и специальные жесты, речь (отдельные слова и короткая фраза) в ситуациях наивысшей заинтересованности в чем-либо. Умеет себя обслуживать: самостоятельно принимает пищу, пользуется туалетом, моет руки, одевается сама и с помощью взрослого. Уровень социального развития соответствует возрасту. Физическое развитие: выявлен опережающий темп физического развития: со всеми упражнениями, предназначенными для детей 2-2,5 лет, девочка успешно справилась, а также выполнила самостоятельно и с небольшой помощью взрослого более сложные упражнения. Движения девочки четкие, выполнялись в полном объеме и точно. Познавательное развитие: с сериями заданий по сенсорному развитию, наглядно-действенному мышлению, подражанию, конструированию и изобразительной деятельности справилась самостоятельно. Девочке оказались доступны задания по всем направлениям познавательного развития, предназначенные для детей 2,5-3 лет, что свидетельствует об опережающем темпе развития. С частью заданий она справилась сама, с частью — после помощи педагога. Предметно-игровая деятельность: проявляет стойкий интерес к игрушкам. Характер предметно-игровой деятельности — 104 манипуляции, процессуальные действия, предметные действия, «куплеты действий» (катает коляску, накрывает куклу одеялом, снимает ей шапку). Охотно подражает действиям других детей, сама включается в игру с ними. Уровень предметно-игровой деятельности — соответствует возрасту. Состояние слуха: в результате педагогического обследования было уточнено состояние слуха девочки: по совокупности данных педагогического и аудиологического обследования обнаружены результаты, характерные для меньшей потери слуха — т/у II степени (по классификации JI.B. Неймана). На слух без аппарата Маша ощущает звучание шарманки на расстоянии 1 м; дудки — на расстоянии 6 м; гармошки — 7 м; барабана — 6,5 м, голос разговорной громкости — на расстоянии 3 м; шепот не ощущает. Ребенок протезирован индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа Sonata U-01. С аппаратами девочка ощущает на слух звучащие игрушки на расстоянии 7 м и более,- голос разговорной громкости — на расстоянии 4 м; различает звукоподражания при выборе из трех без аппаратов на расстоянии 1,5-2 м, с аппаратами на расстоянии 3-3,5 м. Состояние речи: Маша понимает отдельные обращенные к ней слова и короткие фразы, связанные с ее деятельностью и бытом («сядь», «иди», «нельзя» и т.д.). В специально созданной ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора понимает слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, части тела и лица и т.д.; слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов (ляля спит; мишка идет). В самостоятельной речи девочки короткая фраза из двух слов (утя па -утя упала; мама ам — мама там); отдельные слова, включая лепетные (ухи -уши; мама; хеп -хлеб; тота -тетя; ляля и т.п.), отдельные звукоподражания (мяу; ту-туи т.д.). По итогам педагогического обследования у Маши Р. к началу систематического обучения отмечается гармоничное развитие с тенденцией опережения в познавательном и физическом развитии. У девочки достаточно высокий уровень речевого развития на начало коррекционного обучения. Характеристика По тогам психолого-педагогического обследования Семен В. — 1995 г. Рождения На момент обследования: 2 года 11 месяцев воспитывается неслышащими родителями; коррекционно-педагогическая работа начата в 2 года 9 месяцев Заключение ПМПК: состояние слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст.; состояние речи: речи нет; интеллект: первично сохранен Социальное развитие: обычно мальчик держится в стороне от других детей, безынициативен, неактивен, иногда конфликтует по поводу игрушек. Средства общения — крик, голосовые реакции, естественные и специальные жесты. Развивается умение обслуживать себя: умеет самостоятельно принимать пищу, пользуется туалетом, с помощью взрослого моет руки, раздевается и одевается с помощью взрослого. В процессе выполнения бытовых процедур неаккуратен. Мальчик напряжен. Иногда наблюдается тремор головы и частое моргание глаз. Отмечается отставание социального развития. Физическое развитие: Сема не справился с упражнениями по основным движениям, предназначенным для его возраста. Не умеет перепрыгивать через веревку, идти по шнуру прямо, пробегать между линиями и т.д. При выполнении двигательных упражнений мальчик неловок и напряжен. Отмечается низкая координация движений (как крупных, так и движений пальцев обеих рук), трудности сохранения равновесия, не всегда действует по указанию взрослого. Мальчику были предложены упражнения для детей 2-2,5 лет, с которыми он справился, как правило, после помощи взрослого. В физическом развитии отстает от возрастной нормы. Познавательное развитие: с большей частью заданий по сенсорному развитию, конструированию, изобразительной деятельности, наглядно-действенному мышлению и подражанию не справился или выполнил их после помощи взрослого. Мальчику оказались доступны серии заданий по всем направлениям познавательного развития, составленные для детей 2-2,5 лет. Наиболее успешными направлениями являлись наглядно-действенное мышление и конструирование. Отмечается недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук и зрительно-двигательной координации. В познавательном развитии Сема отстает от возрастной нормы. Предметно-игровая деятельность: интерес к игрушкам нестойкий, самостоятельной игры не организует и после обучения. Отмечается манипулятивно-процессуальный характер предметно- игровых действий (рассматривает предметы, ставит кубик на кубик, перекладывает предметы и т.п.). Уровень предметно-игровой деятельности отстает от возрастной нормы. Состояние слуха: т/у III степени. Без аппарата ощущает звучание шарманки на расстоянии 0,5 м, дудки — на расстоянии 3 м, гармошки — 3 м, барабана — 4 м; голос разговорной громкости — 0,5 м. Различает звукоподражания при выборе из двух без аппарата с экраном на расстоянии 0,7 м. Ребенок протезирован одним индивидуальным слуховым аппаратом заушного типа Sonata U-04. Состояние речи: обращенной речи не понимает. В самостоятельной речи мальчика голосовые реакции, крик, естественные и специальные жесты. По итогам психолого-педагогического обследования у мальчика выявлено отставание по всем линиям развития.
Заключение Описанная методика комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом может быть органично включена в коррекционно-воспитательный процесс. Она доступна учителям-дефектологам, педагогам, психологам, сотрудникам ПМПК. В результате исследования было доказано, что углубленное комплексное психолого-педагогическое обследование неслышащего ребенка по предложенной методике является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяются как общий уровень его психофизического развития, так и его потенциальные возможности, и индивидуальные особенности по основным линиям развития. Проведение обследования показало, что уровень психофизического развития части неслышащих детей третьего года жизни близок к возрастной норме (без учета уровня речевого развития). Однако большинство детей с нарушенным слухом, как и следовало ожидать, отстают в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Это отставание нарастает во втором полугодии третьего года жизни. У глухих и слабослышащих детей значительно чаще, чем у слышащих отмечается неравномерность психофизического развития. Именно комплексный характер психолого-педагогического изучения позволяет выявить данную группу детей. На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей каждого ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни к началу его систематического обучения. Знание «диапазона» возможностей детей по основным линиям развития в свою очередь делает возможным разработку индивидуально ориентированной программы для каждого конкретного ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения. Следует подчеркнуть, что предлагаемая методика не решает всех задач дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха преддошкольного возраста. Она ни в коей мере не претендует на полноту охвата всех сторон развития ребенка. Между тем изучаемые основные линии развития максимально связаны с целями и задачами коррекционно-воспитательного процесса, а комплексный подход к оценке уровня развития малыша с нарушенным слухом, как уже отмечалось, позволяет выявить его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, разные варианты психофизического развития детей. Это в свою очередь дает возможность выстраивать с их учетом индивидуальную программу для каждого ребенка, учитывать его уровень развития в тех или иных линиях при проведении традиционных для специального детского сада общеразвивающих и коррекционных занятий. Предложенная методика комплексного психолого-педагогического обследования является важным звеном в системном ме-дико-психолого-педагогическом подходе к изучению детей с нарушениями слуха, а также одним из направлений совершенствования общей системы их воспитания и обучения. Она может выступать, по нашему мнению, в качестве модели комплексного психолого-педагогического обследования детей с разными отклонениями в развитии. Однако в этом случае в нее должны быть внесены изменения в зависимости от первичного нарушения, имеющегося у ребенка.
Рекомендуемая литература 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий. / Сост. Л.Н. Павлова М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 192 с. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. — 142 с. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996. — 88 с. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение: 1996. — 159 с. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 160 с. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991. — 319 с. 110
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. — 78 с. Новоселова Н.Л. и др. Концепция. Базисная программа ребенка дошкольника «Истоки» // Дошкольное образование Москвы. Сборник нормативно-правовых документов и научно- методического материала / Под ред. Г.К. Широковой. — М.: Имидж, 1996. — С. 4-40. Обухова Т.И. Организация работы по развитию наглядного мышления в детском саду для глухих детей: Метод, рекомендации. — Минск, 1982. — 55 с. Трофимова Г.В. Развитие основных движений у дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 1979. — 112 с. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. — М: Компания «Петит», 1994. — 32 с. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. — М., Изд. Центр «Академия», 1996. — 96 с. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — Киев, Рад. шк., 1989. — 160 с. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... — М.: Просвещение, 1995. — 126 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.216 (0.007 с.) |