Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На момент обследования: 2 года 3 месяца воспитывается неслышащими родителями; коррекционно-педагогическая работа начата в 2 года 2 месяцев

Поиск

Заключение ПМПК:

состояние слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст. (по JI.B. Нейману);

состояние речи: выученный предметно-лепетный словарь;

интеллект: сохранен

Социальное развитие: девочка активна, легко вступает в контакт. Инициативна в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Средства общения — голосовые реакции, несоотнесенный лепет, естественные и специальные жесты, речь (отдельные слова и короткая фраза) в ситуациях наивысшей заинтересованности в чем-либо. Умеет себя обслуживать: самостоятельно принимает пищу, пользуется туалетом, моет руки, одевается сама и с помощью взрослого. Уровень социального развития соответствует возрасту.

Физическое развитие: выявлен опережающий темп физического развития: со всеми упражнениями, предназначенными для детей 2-2,5 лет, девочка успешно справилась, а также выполнила самостоятельно и с небольшой помощью взрослого более сложные упражнения. Движения девочки четкие, выполнялись в полном объеме и точно.

Познавательное развитие: с сериями заданий по сенсорному развитию, наглядно-действенному мышлению, подражанию, конструированию и изобразительной деятельности справилась самостоятельно. Девочке оказались доступны задания по всем направлениям познавательного развития, предназначенные для детей 2,5-3 лет, что свидетельствует об опережающем темпе развития. С частью заданий она справилась сама, с частью — после помощи педагога.

Предметно-игровая деятельность: проявляет стойкий интерес к игрушкам. Характер предметно-игровой деятельности — 104 манипуляции, процессуальные действия, предметные действия, «куплеты действий» (катает коляску, накрывает куклу одеялом, снимает ей шапку). Охотно подражает действиям других детей, сама включается в игру с ними. Уровень предметно-игровой деятельности — соответствует возрасту.

Состояние слуха: в результате педагогического обследования было уточнено состояние слуха девочки: по совокупности данных педагогического и аудиологического обследования обнаружены результаты, характерные для меньшей потери слуха — т/у II степени (по классификации JI.B. Неймана).

На слух без аппарата Маша ощущает звучание шарманки на расстоянии 1 м; дудки — на расстоянии 6 м; гармошки — 7 м; барабана — 6,5 м, голос разговорной громкости — на расстоянии 3 м; шепот не ощущает. Ребенок протезирован индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа Sonata U-01. С аппаратами девочка ощущает на слух звучащие игрушки на расстоянии 7 м и более,- голос разговорной громкости — на расстоянии 4 м; различает звукоподражания при выборе из трех без аппаратов на расстоянии 1,5-2 м, с аппаратами на расстоянии 3-3,5 м.

Состояние речи: Маша понимает отдельные обращенные к ней слова и короткие фразы, связанные с ее деятельностью и бытом («сядь», «иди», «нельзя» и т.д.). В специально созданной ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора понимает слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, части тела и лица и т.д.; слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов (ляля спит; мишка идет). В самостоятельной речи девочки короткая фраза из двух слов (утя па -утя упала; мама ам — мама там); отдельные слова, включая лепетные (ухи -уши; мама; хеп -хлеб; тота -тетя; ляля и т.п.), отдельные звукоподражания (мяу; ту-туи т.д.).

По итогам педагогического обследования у Маши Р. к началу систематического обучения отмечается гармоничное развитие с тенденцией опережения в познавательном и физическом развитии. У девочки достаточно высокий уровень речевого развития на начало коррекционного обучения.

Характеристика

По тогам психолого-педагогического обследования

Семен В. — 1995 г. Рождения

На момент обследования: 2 года 11 месяцев воспитывается неслышащими родителями; коррекционно-педагогическая работа начата в 2 года 9 месяцев

Заключение ПМПК:

состояние слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст.;

состояние речи: речи нет;

интеллект: первично сохранен

Социальное развитие: обычно мальчик держится в стороне от других детей, безынициативен, неактивен, иногда конфликтует по поводу игрушек. Средства общения — крик, голосовые реакции, естественные и специальные жесты. Развивается умение обслуживать себя: умеет самостоятельно принимать пищу, пользуется туалетом, с помощью взрослого моет руки, раздевается и одевается с помощью взрослого. В процессе выполнения бытовых процедур неаккуратен. Мальчик напряжен. Иногда наблюдается тремор головы и частое моргание глаз. Отмечается отставание социального развития.

Физическое развитие: Сема не справился с упражнениями по основным движениям, предназначенным для его возраста. Не умеет перепрыгивать через веревку, идти по шнуру прямо, пробегать между линиями и т.д. При выполнении двигательных упражнений мальчик неловок и напряжен. Отмечается низкая координация движений (как крупных, так и движений пальцев обеих рук), трудности сохранения равновесия, не всегда действует по указанию взрослого. Мальчику были предложены упражнения для детей 2-2,5 лет, с которыми он справился, как правило, после помощи взрослого. В физическом развитии отстает от возрастной нормы.

Познавательное развитие: с большей частью заданий по сенсорному развитию, конструированию, изобразительной деятельности, наглядно-действенному мышлению и подражанию не справился или выполнил их после помощи взрослого. Мальчику оказались доступны серии заданий по всем направлениям познавательного развития, составленные для детей 2-2,5 лет. Наиболее успешными направлениями являлись наглядно-действенное мышление и конструирование. Отмечается недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук и зрительно-двигательной координации. В познавательном развитии Сема отстает от возрастной нормы.

Предметно-игровая деятельность: интерес к игрушкам нестойкий, самостоятельной игры не организует и после обучения. Отмечается манипулятивно-процессуальный характер предметно- игровых действий (рассматривает предметы, ставит кубик на кубик, перекладывает предметы и т.п.). Уровень предметно-игровой деятельности отстает от возрастной нормы.

Состояние слуха: т/у III степени. Без аппарата ощущает звучание шарманки на расстоянии 0,5 м, дудки — на расстоянии 3 м, гармошки — 3 м, барабана — 4 м; голос разговорной громкости — 0,5 м. Различает звукоподражания при выборе из двух без аппарата с экраном на расстоянии 0,7 м. Ребенок протезирован одним индивидуальным слуховым аппаратом заушного типа Sonata U-04.

Состояние речи: обращенной речи не понимает. В самостоятельной речи мальчика голосовые реакции, крик, естественные и специальные жесты.

По итогам психолого-педагогического обследования у мальчика выявлено отставание по всем линиям развития.

 

Заключение

Описанная методика комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом может быть органично включена в коррекционно-воспитательный процесс. Она доступна учителям-дефектологам, педагогам, психологам, сотрудникам ПМПК.

В результате исследования было доказано, что углубленное комплексное психолого-педагогическое обследование неслышащего ребенка по предложенной методике является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяются как общий уровень его психофизического развития, так и его потенциальные возможности, и индивидуальные особенности по основным линиям развития. Проведение обследования показало, что уровень психофизического развития части неслышащих детей третьего года жизни близок к возрастной норме (без учета уровня речевого развития). Однако большинство детей с нарушенным слухом, как и следовало ожидать, отстают в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Это отставание нарастает во втором полугодии третьего года жизни.

У глухих и слабослышащих детей значительно чаще, чем у слышащих отмечается неравномерность психофизического развития. Именно комплексный характер психолого-педагогического изучения позволяет выявить данную группу детей.

На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей каждого ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни к началу его систематического обучения. Знание «диапазона» возможностей детей по основным линиям развития в свою очередь делает возможным разработку индивидуально ориентированной программы для каждого конкретного ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения.

Следует подчеркнуть, что предлагаемая методика не решает всех задач дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха преддошкольного возраста. Она ни в коей мере не претендует на полноту охвата всех сторон развития ребенка. Между тем изучаемые основные линии развития максимально связаны с целями и задачами коррекционно-воспитательного процесса, а комплексный подход к оценке уровня развития малыша с нарушенным слухом, как уже отмечалось, позволяет выявить его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, разные варианты психофизического развития детей. Это в свою очередь дает возможность выстраивать с их учетом индивидуальную программу для каждого ребенка, учитывать его уровень развития в тех или иных линиях при проведении традиционных для специального детского сада общеразвивающих и коррекционных занятий.

Предложенная методика комплексного психолого-педагогического обследования является важным звеном в системном ме-дико-психолого-педагогическом подходе к изучению детей с нарушениями слуха, а также одним из направлений совершенствования общей системы их воспитания и обучения. Она может выступать, по нашему мнению, в качестве модели комплексного психолого-педагогического обследования детей с разными отклонениями в развитии. Однако в этом случае в нее должны быть внесены изменения в зависимости от первичного нарушения, имеющегося у ребенка.

 

 

Рекомендуемая литература

365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий. / Сост. Л.Н. Павлова М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 192 с.

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. — 142 с.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.

Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.

Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996. — 88 с.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение: 1996. — 159 с.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 160 с.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: Просвещение, 1991. — 319 с. 110

 

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. — 78 с.

Новоселова Н.Л. и др. Концепция. Базисная программа ребенка дошкольника «Истоки» // Дошкольное образование Москвы. Сборник нормативно-правовых документов и научно- методического материала / Под ред. Г.К. Широковой. — М.: Имидж, 1996. — С. 4-40.

Обухова Т.И. Организация работы по развитию наглядного мышления в детском саду для глухих детей: Метод, рекомендации. — Минск, 1982. — 55 с.

Трофимова Г.В. Развитие основных движений у дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 1979. — 112 с.

Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. — М: Компания «Петит», 1994. — 32 с.

Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. — М., Изд. Центр «Академия», 1996. — 96 с.

Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — Киев, Рад. шк., 1989. — 160 с.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... — М.: Просвещение, 1995. — 126 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.008 с.)