Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К оценке уровня психофизическогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развития ребенка с нарушенным слухом
Общая характеристика методики В Институте коррекционной педагогики РАО разработана и апробирована методика комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни. Специальный комплект заданий включает обследование ребенка по следующим основным линиям развития 1: социальное, физическое, познавательное. Кроме того, изучается предметно-игровая деятельность ребенка, определяются уровень развития его речи и состояние слуха. Выбор этих линий развития неслучаен, а определяется тем, что именно в соответствии с ними строится коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении. В содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), так и на определение зоны ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого). Основными методами изучения являются наблюдения за детьми в процессе их разнообразной деятельности и индивидуальные диагностические занятия. Кроме того, для получения наиболее полного представления о каждом ребенке 1 Мы используем понятие «основные линии развития», введенное коллективом авторов концепции воспитания детей раннего и дошкольного возраста (С.JI. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова и др.; 1996). проводится пикетирование родителей. Собираются сведения о составе семьи, слуховом статусе родителей, раннем развитии ребенка, режиме его дня дома, особенностях поведения и характера ребенка, его любимых занятиях и игрушках и т.д. Выявление уровня социального развития детей проводится в процессе наблюдений за ними. В ходе наблюдений выясняется и фиксируется следующее: • средства общения каждого ребенка (экспрессивно-мимические; предметно-действенные; речевые средства общения); • желание и умение ребенка устанавливать контакт с взрослыми и детьми; • особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка; • уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания (одевание, умывание, прием пищи, навыки опрятности и др.). В целях изучения физического и познавательного развития составлены специальные серии заданий с учетом возраста детей: для малышей 2-2,5 лет и 2,5-3 лет, а также комплекты заданий для детей более младшего (1,5-2 лет) и более старшего возраста (3-4 лет). В содержание обследования познавательного развития входят задания на определение уровня сенсорного развития (различение предметов по форме, цвету, величине), наглядно-действенного мышления, задания по конструированию, изобразительной деятельности, подражанию. В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности основных движений детей, таких, как ходьба, бег, прыжки и т.д. В тех случаях, когда ребенок успешно справляется с серией заданий, соответствующих его возрасту, ему предлагаются задания, рассчитанные для детей более старшего возраста. Если же ребенку оказываются недоступны задания, соответствующие его паспортному возрасту, он обследуется комплектом упражнений, составленным для детей более младшего возраста. Основными принципами проведения обследования физического и познавательного развития являются: • обязательное использование словесно-жестовой инструкции: все задания, которые предлагаются ребенку, сопровождаются естественными жестами, и методика их предъявления должна быть такой, что они становятся понятными еще не говорящему ребенку; • использование различных способов побуждения ребенка к выполнению заданий: игровые действия педагога с игрушками, выполнение заданий взрослым с сюжетной игрушкой за ребенка, привлечение к выполнению заданий ровесника; • использование фиксированных видов помощи во всех заданиях: показ, подражание, совместные действия; после помощи ребенку всегда предлагается выполнить задание самостоятельно. В процессе обследования обращается внимание на контактность ребенка (желание сотрудничать с взрослым), обучаемость в процессе обследования, отношение к результату деятельности. Особо фиксируется способ выполнения задания: самостоятельно, после показа способа действия, после совместных действий, невыполнение. Изучение уровня предметно-игровой деятельности детей проводится в процессе наблюдений за ними в ситуациях свободного поведения, когда дети действуют по собственному выбору и в привычных для них условиях (как правило, во время свободной игры в групповой комнате). Кроме этого, индивидуально с каждым ребенком проводится специальная проверка. В процессе наблюдений и специальной проверки отмечаются проявления личной активности в действиях с предметами: • интерес к игрушкам; • характер предметно-игровых действий; 12 • использование предметов-заместителей; • сопровождение действий ребенка речью. В ходе наблюдений и специальной проверки определяется уровень понимания ребенком устной речи: педагог предлагает малышу выбрать из трех игрушек ту, которую называет. Выясняется также состояние самостоятельной речи детей, отмечается, пользуются ли они короткой фразой из 2—3 слов с аграмматизмом, полными и лепетными словами, звукоподражаниями, несоотнесенным лепетом, голосовыми реакциями, криком. Педагогическое обследование слуха проводится без индивидуальных слуховых аппаратов по общепринятой методике для детей третьего года жизни (Шматко Н.Д., 1990). Оно предполагает выработку у ребенка условной двигательной реакции на звучание игрушек и голоса. Кроме того, проверяется умение детей различать на слухо-зрительной и слуховой основе звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе из двух-трех и более. Разработанная методика была апробирована при обследовании 25 детей с нормальным и 25 детей с нарушенным слухом. При этом среди детей было равное количество слышащих и неслышащих малышей до 2,5 лет и старше 2,5 лет (соответственно по 11и по 14 человек). Все неслышащие дети относились к категории детей с врожденной или приобретенной на первом году жизни сенсоневральной тугоухостью или глухотой (кроме одного ребенка, потерявшего слух в год и четыре месяца). Большинство детей (20 человек) воспитывались неслышащими родителями. Согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) интеллект всех неслышащих детей, принявших участие в обследовании, диагностирован как «первично сохранный»; уровень снижения слуха определялся как «двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-й степени — 8 детей; «двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-й степени — 10 детей; двусторонняя сенсоневральная глухота — 7 детей 1; состояние речи части детей (9 человек) оценивалось как «выученный предметно-лепетный словарь», у большинства детей (16 человек) диагностировано «отсутствие речи».
1 По аудиолого-педагогической классификации Л.В. Неймана
Систематическая коррекционно-педагогическая работа с 3 неслышащими детьми из 25 проводилась с 1,5 лет, все остальные дети находились на момент обследования на первом году обучения в специальном дошкольном учреждении. Большинство детей (18 человек) на начальном этапе обучения уже были слухопротезированы. Часть детей (7 человек) еще не пользовалась индивидуальными слуховыми аппаратами. Охарактеризовав кратко методику обследования и детей, принявших участие в ее апробации, остановимся подробно на описании результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Результаты комплексного психолого-педагогического Обследования детей с нарушенным слухом Третьего года жизни Комплексное психолого-педагогическое обследование позволило выявить возрастные особенности неслышащих детей, индивидуальный уровень их психофизического развития по основным линиям, определить варианты психофизического развития каждого малыша.
Возрастные особенности психофизического развития
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.01 с.) |