Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С нарушенным слухом третьего года жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предложенная методика позволила выявить индивидуальный уровень развития каждого неслышащего ребенка по основным линиям. Своеобразие психофизического развития неслышащих детей проявлялось в том, что уровень социального, физического, познавательного развития и предметно-игровой деятельности мог как соответствовать возрастной норме, так и ныть ниже ее, а в познавательном и физическом развитии некоторые дети даже могли опережать своих слышащих сверстников. При этом опережающий темп физического и познавательного развития был отмечен, как правило, у детей неслышащих родителей. Указанный факт служит дополнительным подтверждением распространенной точки зрения о том, что умственное и физическое развитие детей с нарушениями слуха, воспитывающихся в семьях неслышащих родителей, выше, чем неслышащих детей слышащих родителей (Luterman D., Ross М.; Callaway С., Lewis S.; Moores D.). Наиболее часто неслышащие дети отставали в предметно-игровой деятельности. Если у подавляющего большинства нормально слышащих детей (72%) уровень предметно-игровой деятельности соответствовал их возрасту, то у подавляющего большинства глухих и слабослышащих детей (76%) он был ниже возрастной нормы. По этой линии развития дети с нарушенным слухом резко отличались от своих слышащих сверстников. Типичными особенностями предметно-игровой деятельности неслышащих детей, отстающих по данной линии развития, являлись: нестойкий интерес к игрушкам, бедный репертуар предметных действий, преобладание манипуляций и процессуальных действий с игрушками, однотипность действий с ними. Однако у четвертой части неслышащих детей (24%) уровень предметно-игровой деятельности соответствовал возрасту. У этих детей отмечался стойкий и избирательный интерес к игрушкам, действия с ними были разнообразны и носили процессуальный характер, что соответствует характеру игры нормально слышащих детей 2-2,5 лет. Наши данные служат подтверждением точки зрения, высказанной ранее Г.Л. Выгодской и А.А. Катаевой, о том, что формирование предметной деятельности у детей с нарушенным слухом третьего года жизни идет в том же направлении, что и у слышащих, но отстает во времени и имеет качественные отличия. Заметно отставали неслышащие дети от своих слышащих сверстников в социальном и физическом развитии. Так, большинство слышащих детей (72%) имели уровень социального развития, соответствующий возрасту, в то время как лишь половина детей с нарушенным слухом (52%) достигала его. При соответствующем возрасту уровне социального развития поведение неслышащих детей отличалось активностью, инициативностью, самостоятельностью как в быту, так и в общении с взрослыми и с сверстниками. Отставание в социальном развитии (у 48% неслышащих детей) проявлялось в низкой степени самостоятельности и активности детей в быту и в процессе коммуникации. Как правило, в более адекватных условиях для социального развития оказывались малыши неслышащих родителей. Вместе с тем было отмечено отставание по этой линии развития и у части детей, воспитывающихся в семьях неслышащих. Уровень физического развития подавляющего большинства слышащих детей (88 %) соответствовал возрасту, из них 20% детей опережали по этой линии развития своих сверстников. В то же время лишь 60% неслышащих детей достигали этого уровня, из них также 20% детей, воспитывающихся в семьях неслышащих, даже несколько опережали своих сверстников. У 40% малышей имело место отставание в физическом развитии. И эту группу вошли как дети слышащих, так и неслышащих родителей. При опережающем темпе физического развития отмечались самостоятельное выполнение неслышащими детьми всех упражнений и точное воспроизведение движений. Кроме того, этим детям оказались доступны упражнения, предназначенные для более старшего возраста. При соответствующем возрасту уровне физического развития дети справлялись с упражнениями самостоятельно или после помощи педагога. Некоторые задания выполнялись ими неточно, у части детей обнаружились трудности сохранения равновесия. Например, прыгая через веревку, дети задевали ее. Отставание физического развитии проявлялось в выполнении упражнений с большими неточностями, в качественном своеобразии движений, а также в неформированности некоторых из них. Например, дети не могли перелезать через бревно, подпрыгивать на месте, некоторые дети прыгали не через веревку, а на нее и т.п. Для всех неслышащих детей, отстающих по данной линии развития, были характерны замедленность в движениях, неловкость, напряженность, а также трудности в сохранении равновесия, что отмечаюсь исследователями и ранее (Трофимова Г.В., 1973, 1980). Наиболее близкие результаты между детьми с нормальным и нарушенным слухом были обнаружены в познавательном развитии. Уровень познавательного развития соответствовал возрастной норме у 76% как слышащих детей, так и детей с нарушенным слухом. При этом треть слышащих детей (32%) и четверть глухих и слабослышащих детей (24%), в основном воспитывающихся в семьях неслышащих родителей, опережали состояние показатели возрастной нормы. При опережающем темпе познавательного развития дети самостоятельно выполнили все задания, соответствующие их паспортному возрасту, демонстрируя при этом одинаково высокие возможности во всех направлениях (в сенсорном развитии, в конструктивной и изобразительной деятельности, в наглядно-действенном мышлении, в подражании). Кроме того, они смогли справиться и с более сложными заданиями, предназначенными для детей более старшего возраста. У них отмечался высокий уровень развития орудийных и соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. При соответствующем возрасту уровне познавательного развития часть заданий выполнялась детьми самостоятельно, часть — после помощи педагога, а часть заданий оказалась им недоступна. При этом диапазон возможностей детей по разным направлениям познавательного развития был неодинаков. Уровень соотносящих и орудийных действий этих детей оказался достаточно высок, хотя у части из них отмечалось недостаточное развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики пальцев рук. Успехи познавательного развития неслышащих детей преддошкольного возраста можно отнести за счет повседневных усилий их родителей. Об этом свидетельствовали результаты анкетирования. Так, подавляющее большинство родителей отметили, что их дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором и т.д. Отставание в познавательном развитии было отмечено у 24% детей обеих категорий и проявлялось в низкой ориентировочной активности, несформированности соотносящих и орудийных действий, недостаточном развитии зрительно-двигательной координации и мелкой моторики. Задания, соответствующие возрасту детей, оказались для них недоступны, но они достаточно успешно справились с заданиями, предназначенными для детей более младшего возраста. В результате педагогического обследования было уточнено состояние слуха у детей. С этой целью выявлялись максимальные возможности каждого ребенка в ощущении низко-, средне- и высоко частотных звучаний, а также в различении звукоподражаний, лепетных и полных слов. У 5 детей, состояние слуха которых по заключению ПМПК было диагностировано как двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени», по совокупности данных последующего педагогического и аудиологического обследования обнаружены результаты, характерные для меньшей потери слуха (тугоухость II степени). 1 Методика позволила выявить уровень речевого развития каждого неслышащего ребенка. Если по заключению ПМПК у большинства детей было отмечено «отсутствие речи» (16 человек), у части детей (9 человек) «выученный предметно-лепетный словарь», то в результате обследования были выявлены значительные индивидуальные различия в уровне речевого развития — от понимания речи в специально созданной ситуации ограниченного наглядного выбора и наличия в самостоятельной речи слов и короткой фразы с аграмматизмом до непонимания речи и наличий в самостоятельной речи лишь крика и голосовых реакций. Мы условно разделили детей на 3 группы в зависимости от уровня понимания речи в специально созданной ситуации конкретного наглядного выбора: Первая группа — дети с ограниченным пониманием коротких фраз и отдельных слов обиходно-разговорной речи в ситуации конкретного наглядного выбора — 15 человек. Как правило, большинство этих детей продемонстрировали и наиболее высокий уровень развития самостоятельной речи, которая была представлена короткой фразой и отдельными словами. Как показал анализ, состояние самостоятельной речи детей зависело как от степени снижения слуха и времени его потери, так и от условий воспитания и обучения ребенка после потери слуха.
1 По аудиолого-педагогической классификации Л.В. Неймана Так, уровень самостоятельной речи в основном соответствовал пониманию обращенной речи у детей: • имевших относительно небольшое снижение слуха (тугоухость II степени, 6 детей); • у двоих детей с тугоухостью III степени, предположительно постепенно терявших слух; • у девочки, потерявшей слух в 1 год 4 мес.; • у двоих глухих детей, обучение которых было начато до их поступления в специальное дошкольное учреждение. Эти дети использовали в своей речи короткую фразу из двух слов с аграмматизмом (ляля пи — ляля спит; мита упа — мишка упал и т.д.); отдельные слова, включая лепетные (утя, ляля, мяч, дом и т.д.), отдельные звукоподражания (ав-ав, тпру, мяу и т.д.). В самостоятельной речи других детей с тугоухостью III степени присутствовали, как правило, лишь отдельные слова (папа, мама, пу — пуп, упа — упал, пи — спит и т.д.); звукоподражания (у, тпру, ав-ав), а также несоотнесенный лепет. Надо отметить, что с помощью речи эти дети общались крайне редко, но активно использовали в этих целях естественные и специальные жесты. В самостоятельной речи двоих глухих детей зафиксирован лишь несоотнесенный лепет и голосовые реакции. Резкое отставание в самостоятельной речи или ее полное не-соответствие уровню понимания речи было наиболее характерно для детей неслышащих родителей, которые в силу своего дефекта не могли быть достаточно требовательными к речи своих детей. Вторая группа — дети с ограниченным пониманием отдельных слов в ситуации конкретного наглядного выбора — 3 ребенка с тяжелой тугоухостью и 2 — с глухотой. В самостоятельной речи слабослышащие дети использовали отдельные звукоподражания, обозначающие игрушки и животных (ав-ав, мяу; тпру; у и т.п.), несоотнесенный лепет, голосовые реакции, а глухие дети – лишь несоотнесенный лепет и голосовые реакции. Третья группа — дети, не понимающие обращенной речи — 5 человек. В эту группу попали не только дети с тугоухостью III степени и глухотой (4 ребенка), но и девочка (Оля Е., 2 года 11 мес.), имевшая тугоухость II степени, отстающая в развитии. В самостоятельной речи детей отмечались лишь крик и голосовые реакции. Как и следовало ожидать, уровень речевого развития детей зависел от трех основных условий, которые уже были выделены ранее (Боскис P.M., 1963): • от степени нарушения слуха: чем меньше снижен слух, тем выше уровень речевого развития детей. Так, наиболее высокий уровень понимания речи был зафиксирован у 6 детей из 8, имеющих тугоухость II степени (у двоих детей со средней тугоухостью, у которых отмечалось отставание в психофизическом развитии, уровень понимания речи был значительно ниже); • от времени потери слуха: девочка (Лиза И., 2 года 7 мес.), потерявшая слух в 1 год 4 мес., к началу коррекционного обучения, несмотря на тугоухость III степени, имела наиболее высокий уровень речевого развития; • от условий воспитания и обучения после потери (выявления снижения) слуха: часть глухих детей (Митя JI., 2 года 9 мес.; Паша Ц., 2 года 11 мес.) показали результаты в развитии речи, аналогичные тем, которые фиксировались у слабослышащих детей с тугоухостью II степени, что было обусловлено относительно ранним началом коррекционных занятий (с 1,5 лет). Таким образом, при использовании методики комплексного психолого-педагогического обследования появляется возможность оценить индивидуальные особенности развития детей с нарушенным слухом по основным линиям развития.
Варианты психофизического развития Детей с недостатками слуха Сопоставление уровней социального, познавательного, физического развития, а также предметно-игровой деятельности каждого конкретного ребенка, принявшего участие в обследовании, позволило выделить следующие варианты психофизического развития: • гармоничное психофизическое развитие, при котором достижения детей по всем основным линиям оказались достаточно высоки, а по некоторым линиям (в познавательном i физическом развитии) наблюдался опережающий темп раз вития. Данный вариант развития был обнаружен у 5 из 25 дошкольников: трое из них младше 2,5 лет (у всех тугоухость II степени); двое детей старше 2,5 лет (тугоухость III степени, глухота). Четверо детей воспитывались неслышащими родителями, один ребенок — из семьи слышащих Все эти малыши продемонстрировали наиболее высокий уровень как понимания речи в специально созданной ситуации ограниченного выбора, так и самостоятельной речи, которая была представлена короткой фразой и отдельными словами; в речи глухого ребенка отмечались звукоподражания, несоотнесенный лепет и голосовые реакции; • отставание в психофизическом развитии, при которой наблюдалось отставание по всем основным линиям развития. Этот вариант был обнаружен также у 5 из 25 детей нарушенным слухом: двое детей моложе 2,5 лет; трое - старше 2,5 лет. Все дети воспитывались неслышащими родителями и имели снижение слуха на уровне тугоухости II-й и III степеней. Как правило, даже при относительно небольшом снижении слуха эти дети не понимали обращено: речи, а в их самостоятельной речи отмечены лишь несоотнесенный лепет, голосовые реакции и крик. Согласно данным последующих медицинских обследований у всех этих детей обнаружены выраженные или лёгкие признаки внутричерепной гипертензии;
• неравномерное психофизическое развитие, при котором в одних линиях ребенок достигал результатов, соответствующих его возрасту, или даже опережал своих сверстников, в других линиях несколько отставал в развитии. Этот вариант был присущ большинству детей с нарушенным слухом — 15 человек. Среди этих дошкольников были как дети младшей, так и старшей возрастной группы (по 5 человек); дети с разным состоянием слуха (от тугоухости II степени до глухоты); дети, воспитывающиеся как в семьях слышащих, так и неслышащих родителей. Проявления неравномерности психофизического развития детей оказались весьма многообразны, а отставание наиболее часто отмечалось в предметно-игровой деятельности. Так у ребенка со средней степенью тугоухости (Никита Д., 2 года 5 мес.; семья неслышащих) обнаружена тенденция к опережению в физическом развитии, его достижения в социальном и познавательном развитии соответствовали возрасту, а в предметно-игровой деятельности было выявлено отставание. Глухой ребенок (Денис. Ш., 2 года 1 мес.; семья неслышащих) опережал своих сверстников в познавательном развитии, в социальном развитии и предметно-игровой деятельности его возможности соответствовали возрасту, а в физическом развитии он несколько отставал. Неравномерность психофизического развития трех детей (двое из них из семьи слышащих) со значительным снижением слуха (Артем П., 2 года 2 мес. и Ира X., 2 года 7 мес., тугоухость III степени; Митя Л., 2 года 9 мес., глухота) проявлялась в том, что при достаточно хорошем уровне познавательного и физического развития у них было выявлено отставание социального развития и предметно-игровой деятельности и т.д. Большинство детей с данным вариантом развития имели низкий уровень понимания речи (понимание отдельных слов в ситуации ограниченного выбора или непонимание речи), а их самостоятельная речь, как правило, была представлена отдельными звукоподражаниями и несоотнесенным лепетом или лишь голосовыми реакциями. Исключение составили дети, с которыми коррекционная работа была начата до детского сада: эти дети могли иметь относительно высокий уровень речевого развития.
Дети, психофизическое развитие которых отличается неравномерностью, заслуживают особого внимания. Эту группу детей позволил выявить именно комплексный характер психолого- педагогического изучения. Если бы в обследование были включены задания лишь по одной линии развития, например по предметно-игровой деятельности (а подавляющее большинстве детей — 76% — отставали по этой линии), возможности этих детей были бы значительно занижены, а их сильные стороны не были бы выявлены. В случае изучения лишь познавательного развития детей, напротив, их возможности могли быть завышены, а наиболее слабые стороны не обнаружены, так как у 76% детей уровень познавательного развития соответствовал возрасту, а у трети из них (24%) отмечалось даже опережение темпа познавательного развития. Вместе с тем важным условием успешного воспитания и обучения детей с таким вариантом развития является, с одной стороны, коррекция западающих сторон в их развитии, а с другой, использование их сильных сторон в коррекционно-педагогической работе. Сравнение результатов комплексного психолого-педагогического обследования детей с нормальным и нарушенным слухов показало, что для большинства неслышащих детей было характерно неравномерное психофизическое развитие (60% детей). I то же время у большинства слышащих детей отмечался гармоничный вариант психофизического развития (68% детей). Распределение детей по вариантам развития представлено на диаграмме 4. Следует отметить, что уровень психофизического развития, а также степень его гармоничности не зависели от состояния слуха ребенка. Дети как со значительным снижением слух) (тугоухость III степени, глухота), так и с меньшей потерей слуха (тугоухость II степени) к началу систематического обучения могли достигать высокого уровня развития по всем основным линиям, могли отставать в психофизическом развитии, могли развиваться неравномерно.
Вместе с тем гармоничность развития ребенка создавала благоприятные условия для овладения речью. Так, при прочих равных условиях дети, имеющие гармоничный уровень психофизического развития, продемонстрировали наиболее высокий уровень как понимания речи в специально созданной ситуации ограниченного выбора, так и развития самостоятельной речи, которая была представлена короткой фразой и отдельными словами. У детей с отставанием психофизического развития и у большинства детей с неравномерным развитием был отмечен низкий уровень понимания речи, а их самостоятельная речь была представлена, как правило, отдельными звукоподражаниями, несоотнесенным лепетом и голосовыми реакциями. Исключение составили лишь дети с неравномерным развитием, с которыми коррекционная работа была начата до обучения в специальном дошкольном учреждении: они имели относительно высокий уровень речевого развития. Таким образом, приведенные результаты исследования демонстрируют большие диагностические возможности предлагаемой методики комплексного психолого-педагогического обследования. Использование данного набора заданий в целях выявления индивидуального уровня психофизического развития ребенка с нарушенным слухом является результативным. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень психофизического развития части неслышащих детей даже при относительно позднем начале специального обучения (на третьем году жизни) может быть близок к возрастной норме. Это говорит об огромных потенциальных возможностях детей с нарушенным слухом. Однако большинство неслышащих детей, как и предполагалось, отстают в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Это отставание нарастает во втором полугодии третьего года жизни. Данный вывод имеет принципиальное значение и является дополнительным аргументом в пользу необходимости раннего, не позднее начала третьего года жизни, коррекционного обучения. Материалы исследования показали, насколько важно проведение именно комплексного психолого-педагогического обследования. Полное представление о ребенке складывается из оценки достижений по основным линиям его развития. Поэтому недостаточно изучить лишь одну из них. В последнем случае представление о ребенке может быть неполным и велика вероятность «маскировки» как наиболее слабых, так и наиболее сильных сторон его развития. Кроме того, в результате обследования был выявлен не только актуальный уровень развития каждого малыша в социальном, познавательном, физическом развитии, а также в предметно-игровой деятельности, но и зона его ближайшего развития. Далее рассмотрим более подробно методику и содержание комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом преддошкольного возраста.
Часть II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.013 с.) |